Принципы организации коррекционно-развивающей работы
статья по теме

 

Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания. В данной статье описаны принципы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekc.razv_.rabota.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР

-единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка с ЗПР в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;

-этиопатогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при том или ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;

-комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ЗПР, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;

-динамичного изучения (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях интеллектуального развития ребенка — актуальном и потенциальном).[1] Характер совместной деятельности ребенка со взрослым при усвоении новых способов, действий позволяет определить зону ближайшего развития, а значит и обучаемость;

-качественного анализа результатов обследования. Применение критериально-ориентированных методик позволяет определить уровень интеллектуально-эмоционального развития детей с ЗПР и отграничить данный вариант недоразвития от сходных состояний;

-учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ЗПР, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

-единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:

а) максимальная реализация возрастных возможностей ребенка,

б) развитие индивидуальных особенностей ребенка,

в) создание благоприятного, эмоционального положительного фона, который определяется, прежде всего, продуктивным общением;

-единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

-деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

План коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование процессов интеллектуально-эмоциональной деятельности и повышение готовности к обучению в школе  детей с ЗПР

Внимание

Совершенствование основных свойств внимания на основе предметной, продуктивной и игровой деятельности: увеличение объема внимания; распределение внимания между разными видами деятельности; поддерживание устойчивости внимания за счет повышения интеллектуальной и творческой активности.

Развитие произвольности, наблюдательности и основных свойств внимания:

совершенствование способности к переключению и распределению внимания; развивитие способности к длительной концентрации внимания; осуществление перехода от непроизвольного внимания к произвольному.

Восприятие

Освоение перцептивных и интеллектуальных действий: совершенствование предметно-исследовательских действий, которые приобретают свернутый и экспериментальный характер; овладение действием моделирования и замещения.

Овладение системой сенсорных эталонов: расширение системы сенсорных эталонов; вербализация сенсорных эталонов в процессе продуктивной деятельности; развитие способности к целостному, дифференцированному восприятию;

Совершенствование графомоторных навыков: развитие мелкой моторики; развитие зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной, осязательно-двигательно-зрительной координации; совершенствование пространственной ориентации.

Память

Развитие образной памяти: совершенствование двигательной памяти на основе формирования в памяти зрительно-двигательного образа; совершенствование образной памяти на основе простейших обобщений.

Развитие словесной произвольной памяти: осуществление перехода от непроизвольной к произвольной памяти – умение поставить задачу запоминания; формирование действий и операций запоминания.

Мышление

Совершенствование наглядных форм мышления: совершенствование наглядно-действенного мышления в игровой, конструктивной деятельности;

совершенствование наглядно-образного мышления путем решения задач при наличии конкретной ситуации.

Формирование мыслительных операций: освоение мыслительных операций: сравнения, обобщения; установление причинно-следственных связей; решение задач без присутствия конкретной ситуации.

Речь

Развитие звуковой стороны речи: коррекция звукопроизношения; развитие фонематического слуха на основе речевого общения; овладение звуковым анализом; расширение словарного запаса.

Развитие смысловой стороны речи: совершенствование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи, умения пересказывать, составлять рассказы; формирование планирующей и регулирующей функции речи.

Особо следует контролировать эмоциональный фон настроения в развитии любого психического процесса и обращать внимание на формирование положительной мотивации.

Н.И.Шабанова,

зам.директора по УВР, ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная0 общеобразовательная школа-интернат»


[1] Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития

Опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения и задержкой речевого развития...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

I.  Водная часть.1.   Инклюзия - современная стратегия специального образования2.   Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) II. Основная часть .1.  Г...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи».

Министерство образования и науки РФ Управление образования администрации г. НовочеркасскаМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20  План прове...

Рекомендации по организации коррекционно - развивающей работы при ознакомлении с художественной литературой.

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку обр...

Статьяпо теме:" Организация коррекционно- развивающей работы в условиях общеобразовательной школы ".

Статья о коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ VIII видав условиях общеобразовательной школы...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...