Урок "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип строения. Цитоплазма"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Урок изучения нового материала по УМК Н.И. Сонина в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 254.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
Учитель Юнусова Р.Р.
Класс: 10 В
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- Демонстрационный материал: презентация
- Раздаточный материал: микроскопы, стекла, салфетка, лук
- Проектор, ноутбук
- Пакеты заданий.
Группа 1. Наружная клеточная мембрана.
Группа 2. Свойства цитоплазмы.
Группа 3. Группа экспертов
- Утверждения
Тема | Эукариотическая клетка. Мембранный принцип строения. Цитоплазма. |
Цель: Задачи: Планируемые результаты: | Изучить особенности строения эукариотической клетки. 1. Образовательные: - познакомить обучающихся со строением эукариотической клетки; - выяснить, какое строение имеют цитоплазма и плазматическая мембрана, определить их функции. 2. Развивающие: - развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли; -развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации; -развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы. 3. Воспитательные: -формировать у учащихся интерес к изучению биологии; -развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира; -продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения Личностные УУД: формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу. Предметные УУД: Знать: строение эукариотической клетки. Уметь: объяснять мембранный принцип строения. Метапредметные УУД: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - планировать пути достижения целей урока на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; - применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; - уметь работать с текстом учебника, дополнительной литературой, находя точную, нужную информацию; - адекватно и критически оценивать учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности; - выявлять причинно – следственные связи (строение цитоплазмы и ее функции). |
Основные понятия | Эукариотическая клетка, , плазматическая мембрана, органоиды, включения, фагоцитоз, пиноцитоз, плазмолиз; деплазмолиз. |
Межпредметные связи | Литература, искусство (ассоциации) |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Учебник «Общая биология», 10 класс Информационный материал, подготовленный учителем |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, парная работа |
Этап урока и цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
УУД | |||
Организационный момент- 1 мин Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников | Выполняют самооценку готовности | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Актуализация знаний – 5мин Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Какие утверждения верны. | Выполнение задания. Осуществляют взаимооценивание. Самооценивание в маршрутных листах. | Логические: анализ и синтез информации. Регулятивные: самооценивание, взаимооценивание |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин Цель:сформулировать тему, цели и задачи урока | Направляет деятельность учащихся по определению темы, формулирования проблемной задачи. Тема нашего урока будет «Строение эукариотической клетки. Мембранный принцип строения. Цитоплазма» | Просматривают видеоролик Учащиеся называют тему и ставят задачи (записывают в тетради) | Предметные УУД: слушать, корректировать, высказывать Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, сотрудничество, речевая деятельность, обосновывают Регулятивные УУД: сравнивать, корректировать |
Изучение нового материала – 7 мин Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала. | Излагает материал с элементами беседы об общих чертах строения эукариотической клетки, о строении плазматической мембраны и цитоплазмы и их функциях и вводит понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают в тетради основные моменты | Предметные УУД: знать строение клетки эукариот и его главных частей |
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний -18 мин Цель:установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания. Самостоятельное применение знаний – 6 мин Цель. Сделать знания личностно значимыми - проверить умение в нестандартной ситуации применять свои знания | Предлагает ознакомиться с заданиями в маршрутном листе. Каждая группа получает раздаточный материал с основными понятиями урока. Организует работу в группах Организует фронтальную работу с обучающимися. Читает стихотворение «Мы погружаемся в новое царство…», задает вопросы. Работа с ассоциациями. Направляет, организует. | Работа обучающихся по заданиям маршрутного листа «Путешествие в клетку» Работают над созданием кластера, проводят биологический эксперимент. Работают с учебником и дополнительной литературой
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Дают объяснение. Защищают кластеры, объясняют результаты эксперимента. Рассказывают о плазматической мембране и цитоплазме Осуществляют самооценку, взаимооценку по групповой работе. Отвечают, анализируют. Рисуют, рассуждают, доказывают. | Регулятивные УУД: самостоятельность, самоконтроль Познавательные УУД: работа с информацией Личностные УУД: морально – этическая регуляция Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, учащимися, умение аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценивание, взаимооценивание. Личностные УУД: развитие критического мышления, формирование познавательного интереса. |
Рефлексия – 2 мин | Организует самооценивание | Рефлексируют, ставят итоговую оценку за работу на уроке | Регулятивные УУД: самоконтроль, самооценка Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем и учащимися, аргументируют свою точку зрения. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учащиеся записывают домашнее задание. 1. Изучить текст п. 5.2, с.142-147 2. Объяснить, в чем заключается взаимосвязь строения и выполняемых функций составных частей клетки. (Письменно) | Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем и учащимися, аргументируют свою точку зрения. |
Ход урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все в классе ? Проверим, все ли у нас готово к уроку. Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы изучили особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки. Для проверки знаний, мы поработаем с утверждениями. Вам нужно выбрать номера верных утверждений и записать их через запятые.
СЛАЙД Какие утверждения верны.
- Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
- Все бактериальные клетки имеют ядро.
- Бациллы – это округлые по форме бактерии.
- Все бактерии – гетеротрофы.
- Бактерии-аэробы обитают только в кислородной среде.
- Бактерии относятся к надцарству прокариот.
- Все бактерии размножаются половым путем.
- Среди бактерий встречаются паразиты.
- В клетках бактерий плохо развиты мембранные структуры.
- Все бактерии вредны.
Взаимообмен. Взаимооценка. Самооценка.
Спасибо за работу!
А сейчас внимание на экран.
3 Мотивация
(Вызов).
Просмотр видеоролика «Жизнь клетки»
Ребята, о чем мы будем с вами сегодня говорить, какая тема урока
Тема урока
Молодцы!
А теперь определим цели нашего урока
Прием «Незаконченные предложения»
- изучить…
-объяснить…
- охарактеризовать…
СЛАЙД
Спасибо.
Итак, ребята Тема и цель урока определены, запишем в тетрадях число и тему урока.
4. Объяснение нового материала
Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого, открытая, саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся система.
1)Общие черты строения эукариотической клетки: цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды и включения. (Беседа с элементами объяснения).
Ознакомимся с общими чертами строения эукариотической клетки
Клетка
Ядро Цитоплазма Поверхностный аппарат
(наружная мембрана)
2) Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием схемы).
Рассмотрим мембранный принцип строения структурных образований в клетках
В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. Это означает, что клетка в основном построена из мембран. Все мембраны имеют сходное строение. В настоящее время общепринята модель мозаичного строения мембран. В соответствии с этими представлениями биологическая мембрана образована двумя рядами липидов, в которые на разную глубину с наружной и внутренней стороны погружены многочисленные и разнообразные молекулы белков.
3) Строение и функции плазматической мембраны. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Наружная плазматическая мембрана имеется у всех клеток и отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды, образуя поверхность клетки. Поверхность живой клетки находится в непрерывном движении. На ней появляются выросты и впячивания, она совершает волнообразные колебательные движения, в ней постоянно перемещаются макромолекулы.
Поверхность клетки представляет собой морфологическую и функциональную мозаику, обладает высокой прочностью и эластичностью, легко и быстро восстанавливает свою целостность при небольших повреждениях.
В плазматической мембране есть многочисленные мельчайшие отверстия — поры, через которые с помощью ферментов внутрь клетки могут проникать ионы и мелкие молекулы. Кроме того, ионы и мелкие молекулы могут попадать в клетку непосредственно через мембрану.
Механизмы поступления ионов и молекул в клетку различные
— простая диффузия – вещество перемещается через мембрану по градиенту концентрации,
- пассивный транспорт осуществляется по градиенту концентрации с помощью белков- переносчиков или через особые белковые каналы,
- активный транспорт сопряжен с затратой энергии и идет против градиента концентрации,
-эндо- и экзоцитоз – поглощение веществ путем окружения их выростами плазматической мембраны. Края выростов смыкаются, захватывая межклеточную жидкость (пиноцитоз) или твердые частицы (фагоцитоз).
Транспорт веществ носит избирательный характер. Клеточная мембрана легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Избирательная проницаемость клеточной мембраны носит название полупроницаемости.
Плазматическая мембрана выполняет еще одну функцию — обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточных организмов. |
4. Особенности строения и функции цитоплазмы. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Цитоплазма - внутренняя среда клетки, содержащая воду, биомолекулы, витамины, ионы, соли, растворенные газы, органоиды и включения.
Органоиды (органеллы) – постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные функции.
Включения – непостоянные структурные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в процессе ее жизнедеятельности.
Функции цитоплазмы: транспорт биомолекул и органоидов внутри клетки; среда, в которой осуществляются биохимические реакции.
- Закрепление знаний 1 задание
Работа в группах “Путешествие в клетку”
У вас на партах лежат задания. 1 и 2 группа, сейчас вам нужно пользуясь дополнительной литературой и текстом учебника подготовить кластеры по вашему компоненту клетки. 3 группа- эксперты, им предстоит изучить избирательную проницаемость мембраны. Продумайте, кто будет защищать ваш кластер.
- Работа в группах “Путешествие в клетку”
- Оформление кластеров и их защита у доски
- Группа экспертов. “Избирательная проницаемость мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.
Группа 1. Наружная клеточная мембрана.
- Когда и кем был введен термин мембрана.
- Назовите свойства клеточной мембраны.
- Назовите функции клеточной мембраны. Термины. Поясните их.
- Предложите схему строения наружной плазматической мембраны
- В чем отличие строения плазматической мембраны от клеточной стенки грибов, растений и бактерий.
- Почему данную модель можно назвать “жидкостно-мозаичной”
- Дать определение Гликокаликс.
Дополнительная литература
Термин "мембрана"(лат. membrana - кожица, пленка) начали использовать более 100 лет назад для обозначения клеточной границы, служащей, с одной стороны, барьером между содержимым клетки и внешней средой, а с другой - полупроницаемой перегородкой, через которую могут проходить вода и некоторые вещества.В 1925 году Гренделем и Гордером был поставлен успешный эксперимент по выявлению «теней» эритроцитов.В 1972 году Сингер и Николсон создали жидкостно-мозаичную модель строения мембраны. Биологические мембраны составляют основу структурной организации клетки.
Согласно этой модели основной мембраны является липидный бислой, в котором гидрофобные хвосты молекул обращены внутрь, а гидрофильные головки-наружу. С липидным слоем связаны белки. Интегральные белки пронизывают мембрану насквозь и прочно с ней связаны; периферические не пронизывают и связаны с мембраной менее прочно. Функции мембранных белков: поддержание структуры мембран, получение и преобразование сигналов из окр. среды, транспорт некоторых веществ, катализ реакций, происходящих на мембранах.
Свойствамембраны:
1. Текучесть.
2. Асимметрия.
- Полярность . Внешняя сторона мембраны несет положительный заряд, а внутренняя-отрицательный.
4. Избирательная проницаемость. Мембраны живых клеток пропускают, помимо воды, лишь определенные молекулы и ионы растворенных веществ
Наружная клеточная мембрана (плазмалемма) - ультрамикроскопическая пленка, состоящая из белков, фосфолипидов и воды. Эластичная пленка, хорошо смачивающаяся водой и быстро восстанавливающая целостность после повреждения. Имеет универсальное строение, те типичное для всех биологических мембран. Пограничное положение этой мембраны, ее участие в процессах избирательной проницаемости, пиноцитозе, фагоцитозе, выведение продуктов выделения и синтез, во взаимосвязи с соседними клетками и защите клетки от повреждений делает ее роль исключительно важной. Животные клетки снаружи от мембраны иногда бывают покрыты тонким слоем,остоящим из полисахаридов и белков, - гликокаликсом. У растительных клеток снаружи от клеточной мембраны находится прочная, создающая внешнюю опору и поддерживающая форму клетки клеточная стенка. Она состоит из клетчатки (целлюлозы)-нерастворимого в воде полисахарида. У бактерий в состав клеточной стенки входит углевод –муреин.
Группа 2. Свойства цитоплазмы.
- На какие три группы можно разделить все органоиды клетки. Запишите схему.
- Основные органоиды цитоплазмы.
- Назовите свойства цитоплазмы.
Дополнительное задание:
Двумембранные, одномембранные и немембранные органоиды перечислить
Дополнительная литература
Строение цитоплазмы
Цитоплазма представляет собой внутреннее содержимое клетки и состоит из основного вещества (гиалоплазмы) и находящихся в нем разнообразных внутриклеточных структур (органоидов и включений).Цитоплазма: обеспечивает взаимосвязь органоидов клетки, среда для хим реакций.
Гиалоплазма (матрикс) — водный раствор неорганических и органических веществ, способный изменять свою вязкость и находящийся в постоянном движении.
Цитоплазматические структуры клетки представлены органоидами и включениями. Органоиды (органеллы) — постоянные и обязательные компоненты большинства клеток, имеющие определенную структуру и выполняющие жизненно важные функции. Включения — непостоянные структуры цитоплазмы в виде гранул (крахмал, гликоген, белки) и капель (жиры).
Органоиды бывают мембранные (одномембранные и двумембранные) и немембранные.
Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматический ретикулум(ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли, образующие единую мембранную систему клетки.
Двумембранные органоиды клетки: митохондрии и пластиды.
Немембранные органоиды: рибосомы, микротрубочки, микрофиламенты, клеточный центр.
Формулирование вывода:
Группа № 3. Группа экспертов.
Тема: “Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука”.
Цель: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза и деплазмолиза, закрепить умение работать с микроскопом, проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.
Оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, раствор йода, раствор поваренной соли, фильтровальная бумага, репчатый лук.
Ход работы
- Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Удалите с микропрепарата воду фильтровальной бумагой. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Промойте микропрепарат водой, подождите 1-2 минуты. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
Вывод: Куда двигалась вода при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?
Плазмолиз - отделение протопласта от клеточной стенки в гипертоническом растворе или растворе поваренной соли.
Плазмолизу предшествует потеря тургора.
Ту́ргор тка́ней — напряжённое состояние оболочек живых клеток. Тургорное давление — внутреннее давление, которое развивается в растительной клетке, когда в неё в результате осмоса входит вода и цитоплазма прижимается к клеточной стенке; это давление препятствует дальнейшему проникновению воды в клетку.
Деплазмолиз— возвращение протопласта клеток растений из состояния плазмолиза в исходное состояние, характеризующееся нормальным тургором.
Деплазмолиз происходит при перенесении плазмолизированных клеток (то есть клеток, подвергшихся плазмолизу) в воду или гипотонические растворы.Плазматическая мембрана полупроницаема, благодаря чему она отграничивает внутреннюю среду клетки от внешней, регулирует поступление веществ в клетку.
Формулирование вывода:
Спасибо, молодцы.
Закрепление.2 задание
Мы погружаемся в новое царство.
КЛЕТКА!
Не клетка, а государство:
Здесь есть таможня, центр, даже склады,
Электростанции, банк, автострады...
Но на пути возникает преграда –
Не ерунда, не забор, не ограда...
Просто мембрана.
Просто мембрана?
Попробуй прорваться,
Чтоб внутри клетки тебе оказаться,
Центр управления выдаст приказ,
И лизосомы к вам мчатся тотчас.
Чтоб ликвидировать мусор ненужный –
Все за работу!
Быстро и дружно. Банк информацию всю сохранит,
В клетку для вас путь навечно закрыт.
Клетка – не клетка, а государство. Здесь правят законы единого царства.
- Назовите основные органоиды клетки и их функции.
- Какие органоиды можно назвать “электростанции, ограда, автострада, центр управления, склад”?
- Почему клетку можно назвать целым государством?
Ассоциации. А сейчас возьмите пожалуйста листочки и нарисуйте один любой неодушевленный предмет. У вас 2 мин. Нарисовали. А теперь подумайте и продолжите фразу … похож на клетку, потому что…Запишите фразу на листочке. Кто хочет поделиться?
Спасибо, молодцы.
Подведение итогов.
Рефлексия
Домашнее задание:
- Изучить текст п. 5.2,с.142-147
- Объяснить, в чем заключается взаимосвязь строения и выполняемых функций составных частей клетки. (Письменно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Эукариотическая клетка. Мембранный принцип организации. Цитоплазма."
Урок с использованием технологии развития критического мышления предназначен для учащихся 10 класса по программе И.Б.Агафоновой и В.И.Сивоглазова с использованием учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова,...
Разработка урока по теме "Клетка. Клеточная теория строения организмов" 10 класс
Тема урока: Клетка. Клеточная теория строения организмов. (10 класс хим-био группа)Тип занятия: двухцелевой урок (урок систематизации и обобщения знаний, применение знаний, умений и навыков)Методы обу...
Тест 3 по теме "Клетка: химический состав, строение, функции органоидов".
Тест предназначен для подготовке к ЕГЭ....
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....
10 класс "Эукариотические клетки. Плазматическая мембрана - строение и функции"
Урок в 10 классе для углубленного изучения. Презентация составлена для интерактивной доски Smart....
Проверочная работа по теме "Клетка и ее строение"
проверка знаний по теме "Клетка и ее строение"...