Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_na_temu_kletka.docx | 251.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии
Тема урока: «Клетка-симфония жизни»
Цели:
Образовательная: обобщить знания об основных положениях клеточной теории, ее научной и прикладной роли; о ДНК как носителе преемственности жизни и здоровья на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровне.
Развивающая: создать условия развития биологического мышления, мотивов учения (познавательных, внутренних, социальных и творческой самореализации), общеучебных и предметных умений решать учебные биологические проблемы и задачи.
Воспитательная: способствовать формированию ценностного отношения к научному знанию, живой природе и здоровью человека, через восприятие материала о носителях жизни и здоровья человека – клетки и ДНК.
Оборудование: модель ДНК, портреты ученых – биологов, карточки – задания
«Клетка - симфония жизни»
Т.Шванн
Ход урока:
1.Актуализация
Сообщение темы и цели урока:
Мы изучаем клеточный уровень организации Жизни.
Жизнь, живое – это растения, животные, человек, каждый из которых обладает удивительной гармонией, красотой, хрупкостью и в то же время жизненной мощью. Полюбуйтесь на Жизнь!!! ( таблица клетки)
Я предлагаю продолжить изучение клетки
Работа с учебником - стр.13. Задание: Рассмотрите рисунок 2. Используя его и иллюстрацию клетки на доске, что вы можете сказать о клетке?: (правильные ответы учащихся выделены курсивом)
• она состоит из органических и неорганических веществ…
• она микроскопически мала, ее размеры 10-5мкм
• она способна к делению и дает начало новой жизни…
• она носитель наследственной информации о будущем организме…о будущей жизни
Как бы вы определили, что такое клетка?
• элементарная единица жизни
• целостная система
• ячейка жизни
Почему клетку можно назвать элементарной единицей жизни?
(Портрет Р.Вирхова)
так как с клетки начинается развитие новой жизни.
Объяснение учителя: это утвердил Рудольф Вирхов, открыв, что «всякая клетка происходит из другой клетки».
Правильно, единица жизни, потому что клетке свойственен главный признак жизни - обмен веществ и энергии, в результате которого строится клетка и работает.
Объяснение учителя: клетку ученые изучали в течение 18 веков и лишь в 1869 году обобщили в клеточную теорию. Я думаю, что вы легко справились с заданием, потому что много знаете по биологии клетки и вооружены знаниями клеточной теории.
Немецкий гистолог и физиолог Теодор Шванн (портрет на доске) – основатель первой клеточной теории. Именно он назвал клетку - симфонией жизни!!!
Поэтому тема сегодняшнего урока: «Клетка - симфония жизни».
Давайте решим, можем ли мы вслед за Шванном назвать клетку симфонией жизни. Ведь симфония – это гармоничное соединение чего – либо, а речь идет о клетке…
Вероятно, надо знать многое о биологии клетки, ее строении, жизнедеятельности, чтобы сравнить ее с симфонией.
2. Обобщение знаний о современной клеточной теории
Некоторое время назад о клетке прозвучало сенсационное заявление японских и американских ученых. Оно перед вами, прочтите.
Сенсация: ученые научились растить стволовые клетки без клонирования
21 ноября 2007 года в новостях центрального телевидения было заявлено, что японские ученые из университета Киото разработали новый подход к сохранению здоровья человека. Американские ученые практически одновременно получили аналогичные результаты. Орган человека, утверждают ученые, они получили новым путем. Взяв клетку кожи человека, они превратили ее в стволовую клетку. С помощью вирусов в нее внесли набор определенных генов, которые обеспечивают формирование тканей и органа человека.
Ученый, клонировавший овечку Долли, так высоко оценил открытие, что решил завершить исследования клонирования организмов и срочно заняться получением органов человека по – новому.
Однако, русский генетик, заведующий лабораторией Института общей генетики РАН- С.Киселев
выразил сомнение в возможности получения органа из клетки кожи человека. Он объяснил это тем, что ,во- первых, орган очень сложное образование; что подсаживать полученные клетки человеку, даже самому донору, ни в коем случае нельзя, потому что они генно- модифицированы, а кто согласиться рискнуть «носить» на себе, например, генно- модифицированную кожу.
К тому же, продолжает ученый, речь идет о стволовых- мультифункциональных клетках, из которых может получиться все что угодно.
Проблемный вопрос.
В чем суть открытия?
Сенсация заключается в том, что из клетки кожи человека, превращенной в стволовую, получен целый орган человека.
Представьте себя научным коллективом, услышавшим эту информацию. Попробуйте применить свои знания о клетке и подтвердить или опровергнуть это открытие о том, что из клетки кожи можно получить практически любой орган (Организация групповой работы).
Какие знания помогут решить эту проблему?
• строение клетки и органа
• функции органа
• клеточной теории
• жизнедеятельность клетки
• как происходит обмен веществ и энергии в клетке
• какую информацию несет ДНК об органах
А каких знаний не хватает для решения этой проблемы?
• о том, что такое ген…
•нет знаний о наследственной информации
Так чем же мы займемся на уроке, какие задачи поставим перед собой?
Задача 1: Обобщить знания по клеточной теории и на ее основе решить проблему создания органа человека из клетки.
Задача 2: Повторить знания о ДНК как материальном носителе наследственной информации.
Какие еще задачи вы считаете важно выяснить на уроке?
Любое открытие имеет прикладную ценность, оно важно для практики человека, и вам, как будущим медикам, не без интересно решить еще одну задачу:
Задача 3: Научиться определять ценность научных открытий.
О стволовых клетках последнее время говорят часто. Вы могли слышать об использовании стволовых клеток в косметике для создания омолаживающих масок и кремов, об их роли в медицине, трансплантологии.
Что вы знаете о стволовых клетках?
• что это не дифференцированные клетки
• не специализированные, многофункциональные клетки…
Итак, мы прояснили все о сенсации: вы знаете о стволовых клетках и изучили клеточную теорию. Начнем работу научных коллективов.
Инструкция для работы в группах.
Через 3 минуты выскажите мнение своей группы по заданному вопросу. Другим группам можно сделать дополнения, подтверждающие или опровергающие открытия.
Задание 1. Обсудите в группе, какие положения современной клеточной теории подтверждают возможность данного открытия: возможность получения из клетки кожи органа человека?
Итак, можно ли назвать клетку симфонией жизни?
• да
Учитель. Мы убедились, что в клетке все гармонично и взаимосвязано: и структура, и жизненные процессы, как в оркестре, исполняющим симфонию.
Тогда кто или что является дирижером оркестра? Кто или что в клетке дирижирует всеми процессами, органоидами, обменом веществ? ( на доске таблица -модель ДНК)
ДНК - «дирижер оркестра»?
Рассмотрите модель ДНК.
Где в клетке находится ДНК? (в ядре, в виде хромосом. Хромосомы несут наследственную информацию )
Демонстрация плаката - хромосомы человека.
В каждой клетке есть полная наследственная информация обо всем организме. Информационная емкость ДНК огромна.
Например, у человека содержится 4-6 млрд. бит информации, что соответствует библиотеке в 1,5- 2 тыс. томов.
Задание 2. Объясните, в чем особенности строения молекулы ДНК как «дирижера» жизни клетки?
• она управляет языком нуклеотидов
• нуклеотиды образуют 2 спирали, они закручены друг вокруг друга
• нуклеотиды комплементарны друг другу
Вывод учителя: Я смотрю на молекулу ДНК и восхищаюсь ее гармоничным строением.
Френсис Крик
(портрет ученого на доске),
создатель этой модели, назвал ее «спиралью жизни». Мы согласны с ученым, что ДНК своим строением дирижирует не только строением клетки органа, но и симфонией их жизни.
А теперь, раскройте механизм того, как передается с ДНК наследственная информация?
- через закономерные химические реакции:
ДНК транскрипцияиРНК трансляция белок признак органа
- генетический код переводит язык нуклеотидов на язык белков
- признак органа – это уже воплощенная наследственная информация
Итак, благодаря функциям ДНК можно получить из клетки – орган.
Однако, обратимся к тексту сенсации. Прочтите два последних абзаца.
Задание 3. Обсудите и обоснуйте, прав ли генетик С.Киселев в своих сомнениях?
• генно- модифицированный орган- плохо
Ваши сомнения обоснованы, так как проблема сложная, мало изученная. Требует дополнительных исследований, чтобы не навредить человечеству. Но абсолютно прав профессор С.Киселев в том, что любое открытие должно быть направленно на благо человека и его здоровья. Быть здоровым и прожить полноценную жизнь без болезней- мечта всего человечества и в о все времена, это мечта каждого человека.
Определите, что такое здоровье?
• это жизнь без болезней
• это гармоничное развитие всего организма и всех органов
ЮНЕСКО дает определение «здоровья» как состояние физического, психического и духовного благополучия человека, а не только отсутствие болезней.
Задание 4. Вы, как будущие медики, определите, какие условия нам необходимо создать, чтобы получить полноценные, здоровые органы.
• должны соблюдаться условия биохимических реакций, рН среды, ферменты
• условия для правильного деления клетки
• условия экологически чистой среды жизни органа
Закрепление материала. А кому вы бы хотели помочь и вырастить тот или иной орган? Запишите это на выданных листах. Это наша вера в то, что знания о клетке помогут вам, как медикам, осуществить такое открытие.
Так правы ли мы, назвав тему урока «Клетка - симфония жизни»?
Домашнее задание.
Напиши свои предложения по организации здорового образа жизни под девизом «Жизнь без болезней!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений"
Работа содержит конспект урока биологии «Условия жизни растений», тест по проверки знаний предыдущего урока и презентация к данному уроку. · ...
урок биологии "Полимеры в нашей жизни"
интегрированный урок "Полимеры в нашей жизни" для учащихся 10 класса....
"Прогулка с динозаврами" к уроку биологии по теме "Развитие жизни на Земле" (7 класс)
Данная разработка представляет собой анимированный кроссворд, который может быть использован при изучении темы "Развитие жизни на Земле", "Класс Пресмыкающиеся" в 7 классе, а также в начальной школе н...
урок биологии в 5 классе Жизнь в морях и океанах
подробный конспект урока по теме Жизнь в морях и океанах с разнообразными заданиями по закреплению изученного материала...
Проект урока биологии в 5 классе "Жизнь животных на разных материках"
Жизнь животных на разных материках, 5 класс...
Урок биологии 5 класс "Среды жизни"
Урок биологи в 5 классе "Среды жизни" УМК И.Н.Пономарева по ФГОС...