урок биологии "Полимеры в нашей жизни"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
интегрированный урок "Полимеры в нашей жизни" для учащихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок "Полимеры в нашей жизни" для учащихся 10 класса | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии
Тема: «Полимеры в нашей жизни»
10 класс
Учитель биологии Е.В.Назарова
Цель: познакомиться наиболее глубоко с полимерами как положительными и отрицательными факторами, влияющими на здоровье человека.
Задачи:
- образовательная – овладеть системой знаний, для целостного осмысления изучаемого вопроса
- развивающая – развивать навыки исследовательской деятельности в области полимеров; максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал биологии и химии.
- воспитательная – формировать интерес к изучению полимеров в хозяйственной деятельности человека.
- здоровьесберегающая: соблюдать двигательный режим, содействовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, предупредить учащихся о вредном воздействии некоторых пластмасс на организм человека.
Задачи обучения в информационной среде:
- Индивидуализировать процесс обучения;
- Обеспечить мотивацию обучения;
Тип занятия: учебное
Оборудование:
- изделия из полимеров на демонстрационном столе,
- комочек шерсти,
- концентрированная азотная кислота,
- пробирка,
- микроскоп,
- выставка изделий из пластмасс;
- ломтик картофеля,
- раствор йода,
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, вы уже заметили, что у нас в классе много изделий из полимеров. Вы уже имеете знания по теме «Полимеры». Эти вещества прочно вошли в нашу жизнь. Давайте повторим изученный материал о полимерах на примере биополимера – белок
С недоверием и опаской иногда люди относятся и к полимерам.
Поэтому наша задача на уроке исследовать полимеры и доказать, опасны ли полимеры для человека.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
Тема нашего урока: «Полимеры в нашей жизни».
Полимеры – это высокомолекулярные соединения, которые оказывают положительное влияние на живой организм.
Полимеры – основные вещества живой природы.
*презентация
Учитель:
- Какой вывод вы можете сделать, исходя из увиденных результатов.
- Полимеры – основные вещества живой природы.
- Без полимеров не могут нормально функционировать живые организмы.
- Белок – это основа существования живого организма.
- Белок – это биополимер.
- Без полимеров не могут существовать живые системы.
Вывод:
Значит, полимеры оказывают положительное влияние на живой организм.
Учитель:
Работа в малых группах: экспериментальная
Работа с микроскопом
Работа с химреактивами
(Используются образцы картофеля, окрашенные йодом. Проводится опыт с концентрированной азотной кислотой и спиртом. Работа по алгоритму).
Вывод:
Белки - это нежные, чувствительные вещества. Быстро разрушаются, например при действии сильных реагентов ( азотной кислоты, спирта).
Работа в малых группах:
- Работа с кейсами.
- Публичное выступление представителей групп.
Кейс№1 Полимеры в медицине.
В настоящее время полимерные материалы находят широкое применение в различных областях медицины.
Сейчас широко ведутся работы по синтезу физиологически активных полимерных лекарственных веществ, полусинтетических гормонов и ферментов, синтетических генов. Большие успехи достигнуты в создании полимерных заменителей плазмы человеческой крови. Синтезированы и с хорошими результатами применяются в клинической практике эквиваленты различных тканей и органов человека: костей, суставов, зубов. Созданы протезы кровеносных сосудов, искусственные клапаны и желудочки сердца. Созданы аппараты: «искусственное сердце-легкое» и «искусственная почка».
Медицинские полимеры и используются для культивирования клеток и тканей, хранения и консервации крови, кроветворной ткани – костного мозга, консервации кожи и многих других органов. На основе синтетических полимеров создаются противовирусные вещества, противораковые препараторы.
Использование медицинских полимеров для изготовления хирургических инструментов и оборудования (шприцы и системы для переливания крови разового использования, бактерицидные пленки, нити, клетки) коренным образом изменило и усовершенствовало технику медицинского обслуживания.
Кейс №2: Волокна в нашей жизни.
(с использованием материала, помещенного на стенде «Волокна»).
Из встречающихся в природе веществ к полимерам, например, относятся целлюлоза - основная часть растительных волокон, кератин и фиброин - основные белковые вещества, из которых состоят шерсть и шелк.
Важнейшее природное текстильное волокно - хлопок. Это волоски на семенах хлопчатника. Из хлопка получают тонкую, равномерную и прочную пряжу и делают из нее самые разнообразные ткани - от тончайших батиста и маркизета до толстых обивочных тканей.
Существенно новым направлением применения лубяных волокон является армирование ими пластиков, где они в значительной мере вытесняют стекловолокна. Особенно характерна тенденция расширения армированных лубяными волокнами полиуретанов, полипропилена и биоразрушаемых термопластов в автомобилестроении.
Химическая промышленность выпускает искусственные волокна. К ним относятся полиэфирные, полиакриловые, алифатические полиамидные (найлон и др.), полиолефиновые (главным образом полипропиленовые) и гидратцеллюлозные (в основном вискозные) и др.
Наиболее интенсивно растет выпуск полиэфирных волокон, затем полиамидных, полипропиленовых и полиакрилонитрильных волокон; совершенствуются процессы получения вискозных и организация производства гидратцеллюлозных волокон типа лиоцелл, существенное развитие получил процесс производства эластомерных полиуретановых нитей.
Кейс №3: Пластмассы и человек.
Мы уже не представляем свою жизнь и без пластмасс. Из пластмасс делают:
- аудио, видео аксессуары;
- канцелярские товары;
- настольные игры;
- одноразовая посуда;
- хозяйственные товары (пакеты, пленки и мешки).
(изделия из пластмассы на демонстрационном столе).
Виды пластмасс и их маркировка:
- полиэтилентерефталат- подходит только для однократного применения, при повтором применении могут выделяться вредные вещества.
- полиэтилен высокой плотности - считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид.
- поливинилхлорид - запрещен для пищевого применения, т.к. выделяет канцерогенные вещества.
- полиэтилен низкой плотности - относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты.
- полипропилен - довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид.
- полистирол - может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой.
Справочные данные:
Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.
Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.
Кейс №4: Полимеры в промышленности. Синтетический каучук.
Вывод:
Жизнь современного человека невозможна без полимеров. Значит, и в этом случае мы «за» полимеры.
4) Обобщение информации учителем.
- Действительно, как бы мы сегодня жили без полимеров? Они окружают нас всюду.
А сейчас, послушайте одну интересную историю-загадку и попробуйте эту загадку разгадать. …
Моряки второй экспедиции Колумба к берегам Америки, высадившиеся на острове Гаити в 1496 году, с удивлением наблюдали, как островитяне играют в мяч, который высоко подпрыгивает при ударе о землю. Известные в Европе мячи из кожи и шерсти не обладали такой прыгучестью. Из какого вещества были сделаны мячи островитян?
(из каучука)
- Да. Так Европа узнала еще об одном природном полимере - каучуке, а потом научились делать искусственный каучуки. Из каучука изготовили резину и эбонит.
5) Решение проблемы.
- Почему же люди предпочитают использовать полимеры?
Сложно ответить на вопрос? Тогда физкультминутка нам поможет разобраться в этом.
Физкультминутка:
Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию.
Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.
Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или
поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.
Учитель:
Работа в малых группах.
Деловая игра «Поход в магазин»
Работа по алгоритму.
Представление купленной продукции и обоснование покупки.
6. Обобщение по итогам работы.
Учитель:
- Полимеры необходимы для существования живых систем, но многие пластмассы оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Поэтому при использовании полимеров необходимо быть внимательными и изучать маркировку продукции.
Ребята, сегодня на уроке мы расширили знания о полимерах.
7. Рефлексия.
Закончите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Мне показалось интересным….
- Для себя открыл новое….
- Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….
8. Домашнее задание.
Используя, маркировку сделайте анализ полимеров используемых в вашем доме.
9. При завершении работы разместите свои отзывы об учебном занятии в виде сигнальных карточек на дереве, изображённом на доске.
Список литературы:
- Андрианов Р.А., Пономарев Ю.Е. Пенопласты на основе фенолформальдегидных полимеров. Ростов: ИРУ, 1987.
- Донцов А.А., Лозовик Г.Я., Новицкая С.П. Хлорированные полимеры. М.: Химия, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы отрытого урока "Деньги в нашей жизни"
Тема открытого урока: "Деньги в нашей жизни" Дисциплина: Экономическая теорияГруппа: 2 курс...
Урок "Надписи в нашей жизни"
Цель урока-установить зависимость смысловой нагрузки от уровня владения английским языком....
Презентация к уроку "Надписи в нашей жизни"
Презентация демонстрирует практические этапы урока....
Открытый урок "Книги в нашей жизни"
В работе предложен конспект открытого урока «Books in our life»....
Открытый урок "Книги в нашей жизни"
В работе предложен конспект открытого урока «Books in our life»....
открытый урок "Музыка в нашей жизни"
Данная разработка предсьавлена для открытого урока по УМК Биболетовой "Enjoy English" для 10 класса....
Презентация к уроку: "Животные в нашей жизни"
Презентация рассказывает о диких животных, обитателях морей и рек, лесов и пустынь....