Конспект урока "Клетка - симфония жизни".
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Клетка-симфония жизни
Класс: 10
Задачи:
Обучающие: способствовать обобщению знаний об основных положениях клеточной теории, ее научной и прикладной роли; о ДНК как носителе генетической информации о жизни и здоровье на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровне.
Воспитывающие: способствовать формированию ценностного отношения к научному знанию, живой природе и здоровью человека, через восприятие материала о биологических и химических основах жизни клетки.
Развивающие: создать условия развития биологического мышления, мотивов учения (познавательных, внутренних, социальных и творческой самореализации), общеучебных и предметных умений и навыков решения учебных проблем и задач.
Тип урока: проблемный, обобщающий
Форма проведения урока: групповая самостоятельная работа по обобщению и применению знаний
Урок: Клетка симфония жизни
Задачи:
Обучающая: способствовать обобщению знаний об основных положениях клеточной теории, ее научной и прикладной роли; о ДНК как носителе преемственности жизни и здоровья на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровне.
Воспитательные: способствовать формированию ценностного отношения к научному знанию, живой природе и здоровью человека, через восприятие материала знаний о носителях жизни и здоровья человека – клетке и ДНК.
Развивающие: создать условия развития биологического мышления, мотивов учения (познавательных, внутренних, социальных и творческой самореализации), общеучебных и предметных умений решать учебные биологические проблемы и задачи.
« Клетка – симфония Жизни»
Т. Шванн
Содержание и методика | Пособие |
Актуализация Сообщение темы и цели урока: Мы изучаем клеточный уровень организации Жизни. Жизнь, живое – это растения, животные, человек отличаются удивительной гармонией, красотой, хрупкостью и в тоже время жизненной мощью. Полюбуйтесь на Жизнь!!!
Я предлагаю продолжить ее изучать… Откройте учебник на стр. 13. Рассмотрите рис. 2. Используя его и иллюстрацию, что вы можете сказать о клетке? * она состоит из неорганических и органических веществ… * она микроскопически мала, ее размеры 10-5 мкм способно к делению и дает начало новой жизни… *потому что она носитель наследственной информации о будущем организме… о будущей жизни * потому что она Как бы вы определили, что такое клетка?
Почему клетку можно назвать элементарной единицей жизни? *т.к. с клетки начинается развитие новой жизни. Учит. Это утвердил Рудольф Вирхов открыв, что «всякая клетка происходит из другой клетки…» * правильно, единица жизни, потому что клетке свойственен главный признак жизни - обмен веществ и энергии, в результате которого строится клетка и работает Клетку ученые изучали в течение 18 веков и лишь в 1869 году обобщили в клеточную теорию. Я думаю, что вы легко справились, потому что много знаете по биологии клетки и вооружены знаниями клеточной теории. Немецкий гистолог и физиолог Теодор Шванн – основатель первой клеточной теории назвал клетку – симфонией жизни!!!! Поэтому тему сегодняшнего урока я бы назвал: Клетка симфония жизни….. Давайте решим, можем ли мы вслед за Шванном назвать клетку симфонией жизни? Почему? Ведь симфония – это гармоничное соединение чего - либо, а речь идет о клетке Вероятно, надо знать многое о биологии клетки, ее строении, жизнедеятельности, чтобы сравнить ее с симфонией. 1. Обобщение знаний о современной клеточной теории Знаете, о клетке неделю назад прозвучало сенсационное заявление японских и американских ученых. Оно перед вами. Прочтите….
СЕНСАЦИЯ: УЧЕНЫЕ НАУЧИЛИСЬ РАСТИТЬ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ БЕЗ КЛОНИРОВАНИЯ 21 ноября 2007 года в новостях центрального телевидения было заявлено, что японские ученые из Университета Киото разработали новый подход к сохранению здоровья человека. Американские ученые практически одновременно получили аналогичные результаты. Орган человека, утверждают ученые, они получили новым путем. Взяв клетку кожи человека, они превратили ее в стволовую клетку. С помощью вирусов в нее внесли набор определённых генов, которые обеспечивают формирование тканей и органа человека. Ученый, клонировавший овечку Долли, так высоко оценил открытие, что решил завершить исследования клонирования организмов и срочно заняться получением органов человека по-новому. Однако, русский генетик, заведующий лабораторией Института общей генетики РАН – С.Киселёв выразил сомнения в возможности получения органа из клетки кожи человека. Он объяснил это тем, что во - первых орган очень сложное образование; что подсаживать полученные клетки человеку, даже самому донору, ни в коем случае нельзя, потому что они генно-модифицированы, а кто согласится рискнуть «носить» на себе, например генно-модифицированную кожу. К тому же, продолжает ученый, речь идет о стволовых – мультифункциональных клетках, из которых может получиться все, что угодно. В чем суть открытия? Сенсация заключается в том, что из клетки кожи человека, превращенной в стволовую, получен целый орган человека. Представьте себя научным коллективом услышавшим эту информацию. Попробуем применить наши знания о клетке и подтвердим или опровергнем это открытие о том, что из клетки кожи можно получить практически любой орган. Какие знания нам помогут решить эту проблему? * строение клетки и органа * функции органа * клеточную теорию * жизнедеятельность клетки…. * как происходит обмен веществ и энергии в клетке….. * какую информацию несет ДНК об органах….. А каких знаний у нас не хватает для решения этой проблемы?
нет знаний о наследственной информации о тканях и органах Так чем же мы займемся на уроке? Какие задачи поставим перед собой? Давайте сформулируем задачи урока: Зап:1. Обобщить и применить знания о клетке 2. Определять ценность знаний и научных открытий 1. Обобщить знания по клеточной теории и на ее основе решить проблему создания органа человека из клетки 2. Повторить знания о ДНК как материальном носителе наследственной информации Какие еще задачи вы считаете важно выяснить на уроке? Любое открытие имеет прикладную ценность, оно важно для практики человека и вам как будущим медикам не без интересно решить еще одну задачу: 3. Научиться определять ценность научных открытий Подумайте, есть ли среди этих задач важные для вас лично?
* хотелось бы знать смогу ли я как будущий врач использовать * хотелось бы не бояться заболеть и умереть, потому что не найдется донора * хочу помочь маме……….дедушке у которого больное сердце – О стволовых клетках последнее время часто говорят. Вы могли слышать об использовании стволовых клеток в косметике для создания омолаживающих масок и кремов, о их роли в медицине, трансплантологии. Что вы знаете стволовых клетках ? * что это не дифференцированные клетки * не специализированные, многофункциональные клетки…… Итак, мы прояснили все о сенсации: вы знаете о стволовых клетках и изучили клеточную теорию начнем работу научных коллективов Задание 1. Обсудите в группе, какие положения современной клеточной теории подтверждают возможность данного открытия: возможность получения из клетки кожи органа человека? Через 3 минуты выскажите кто – нибудь один мнение своей группы Другим группам можно дополните свои соображения, подтверждающие или опровергающие открытие Дополните в вашей группе, не повторяясь, свои соображения, подтверждающие или опровергающие открытие Итак, можно ли назвать клетку – симфонией жизни???? * да * да УЧИТЕЛЬ Мы убедились, что в клетке все гармонично и взаимосвязано и структура, и жизненные процессы, как в оркестре, исполняющем симфонию Тогда что является дирижером оркестра? Кто или что в клетке дирижирует всеми процессами, органоидами, обменом веществ? * ДНК 11. ДНК – «дирижер оркестра»? Рассмотрите модель ДНК. Где в клетке находится ДНК? Вы видите, что она находится в ядре, в виде хромосом. Хромосомы несут наследственную информацию о виде растений или животных, человека . Вот так выглядят наши хромосомы. В каждой клетке есть полная наследственная информация обо всем организме. Информационная емкость ДНК огромна. Например, у человека содержится 4 – 6 млрд. бит информации, что соответствует библиотеке 1,5 – 2 тыс. томов. Задание 2. Объясните, в чем особенности строения молекулы ДНК как «дирижера» жизни клетки? * она управляет языком нуклеотидов * нуклеотиды образуют 2 спирали, они закручены друг вокруг друга * нуклеотиды * нуклеотиды комплементарны друг другу ВЫВОД УЧИТ Я смотрю на молекулу ДНК и восхищаюсь ее гармоничным строением. Френсис Крик, создатель этой модели назвал ее «спиралью жизни». Мы согласны с ученным, что ДНК своим строением дирижирует не только строением клетки и органа, но и симфонией их жизни. А теперь, раскройте механизм того, как передается с ДНК наследственная информация? Воспользуйтесь слайдом. – через закономерные химические реакции: ДНК тра→ нскрипция иРНК тран→сляция белок → признак органа – генетический код переводит язык нуклеотидов на язык белков – признак органа – это уже воплощенная наследственная информация Итак, благодаря функциям ДНК можно получить из клетки – орган. Однако обратимся к тексту сенсации. Прочтите два последних абзаца. Задание 3. Обсудите и обоснуйте, прав ли генетик С. Киселев в своих сомнениях? * 1– группа выскажите мнение * 2– я группа кто согласен с Киселевым? * генно-модифицированный орган - плохо Ваши сомнения обоснованы, т.к. проблема сложная, мало изученная. Требует дополнительных исследований, чтобы не навредить человечеству. Но абсолютно прав профессор Киселев и все сомневающиеся, потому что любое открытие должно быть направлено на благо человека, его здоровья. Проблема выращивания органа - это, проблема здоровья возможность замены больного органа и полноценной жизни человека. Быть здоровым и прожить полноценную жизнь без болезней – мечта всего человечества и во все времена, это мечта каждого человека. Определите, что такое здоровье? * это жизнь без болезней; * это гармоничное развитие всего организма и всех органов; ЮНЕСКО дает определение «здоровья» как состояние физического, психического и духовного благополучия человека, а не только отсутствие болезней Благополучие, здоровье зависят от многих факторов. Задание 4. Вы как будущие медики, определите, какие условия нам необходимо создать, чтобы получить полноценные, здоровые органы? * должна соблюдаться условия биохимических реакций, РН среды, ферменты * условия для правильного деления клетки, *условия экологически чистой среды жизни органа * должны быть чистыми и гуманными замыслы ученого!!! А кому вы хотели бы помочь и вырастить тот или иной орган? Запишите это на выданных листах. Соберите и повесть их на ДНК! Это наша вера в то, что знания о клетке помогут вам как медикам осуществить такое открытие. Так правы ли мы, назвав тему урока «Клетка – симфония жизни»? отвечая на вопрос, какой знак препинания вы бы поставили в конце названия темы. Сделайте это в ваших тетрадях. Дом. задание. Я предлагаю вам разработать информационный проект на тему: Теоретическая и прикладная роль современной клеточной теории». Подготовьте его по материалам учебника Грина, Рувинского, биологического энциклопедического словаря, ИНТЕРНЕТА. Вывесите найденный материал в кабинете чтобы друзья подготовились к ЕГЭ. |
Клетка Иллюст. видео растений Музыка Клетка Работа с учеб. Клетка Рис. Клетки портрет Вирхов Портрет Швана Зап, на доске Учитель читает Создание проблемной ситуации Проблема Организация групповой работы Запись на доске Запись на доске
Кто, как и что нужно делать в группе Запись на экране Самостоятельная работа в группах Инструктаж учителя
УЧИТЕЛЬ Беседа Модель ДНК Слайд ДНК КЛЕТКА И ДНК Слайд криотип человека Проблема Поисковая беседа Фото Крика
Слайд О биосинтезе белка Слайд-задание Бумажки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"
Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....
Конспект внеклассного мероприятия "Жизнь дана на добрые дела"
БЕСЕДА-ДИАЛОГ С ИГРОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ. «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» Цели: - дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела, помочь детя...
Партитура симфонии жизни
Урок в 10 классе по теме " Развитие организма и окружающая среда"....
Партитура симфонии жизни. Развитие организма и окружающая среда.
Урок в 10 классе по теме "Развитие организма и окружающая среда".Тип урока – урок ознакомления с новым материалом. Вид урока – урок-практикум Урок прово...
Обобщающий урок: клетка- симфония жизни.
Обобщающий урок - игра по теме "Клетка- симфония жизни". Проводить можно в 10 или 11 классе. Работать можно в группах в классе или сделать квест- игру....
Конспект урока. Симфония.
Закрепление элементарных знаний об отличительных особенностях и основных операх и балетах в нашей стране; расширение знаний о симфонии....
Конспект урока «Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича» 7 класс
Конспект урока «Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д.Шостаковича» 7 класс...