Урок биологии 5 класс "Среды жизни"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок биологи в 5 классе "Среды жизни" УМК И.Н.Пономарева по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс
Цели урока:
- Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов;
- систематизировать знания учащихся об условиях существования жизни на Земле;
- познакомить с разными средами жизни.
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению сред жизни организмов на нашей планете; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
- Регулятивные УУД: определять цель деятельности и удерживать её до получения результата, искать средства для её осуществления; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; обнаруживать учебную проблему совместно с учителем; выполнять задания в соответствии с целью.
- Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; читать про себя текст учебника и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя.
- Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать знания о существенных признаках приспособленности организмов к среде обитания; производить синтез (составление целого из частей: самостоятельно достраивать таблицу «Обитатели разных сред жизни»).
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.
Основные понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни.
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды жизни на планете Земля»
Этап | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Организационный | Подготовка к уроку | Приветствует обучающихся, просит их сесть и проверить готовность к уроку. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Самопроверка | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности | |
Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова | Помогите животным найти свой дом | Словесный (беседа), наглядный Слайды | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | Называют места обитания Определяют тему урока; Участвуют в постановке познавательной цели урока. | Словесная оценка учителя | Регулятивные: Целеполагание |
Учебно-познавательная деятельность:
3.Самостоятельная работа по заполнению таблицы характеризующей среды обитания организмов. | Мы не назвали 4 среду Где живут организмы, изображённые на слайде? 4 среда обитания- это организменная. Прочтите стихотворение Леонида Олюнина (со слайда) Подумайте: Что такое среда обитания? (Среда обитания — это та часть природы, которая окружает живой организм, и с которой он непосредственно взаимодействует). Пользуясь материалом учебника, заполнить таблицу
| Дедуктивный (применение знаний) Практический, наглядный | Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления определения организменной среды обитания; Определение – «Среда обитания» Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. | Делают вывод: некоторые организмы могут обитать в телах др. организмов. Формулируют определение «Среда обитания» Осуществляют сравнение условий среды, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Работают с текстом учебника, заполняют таблицу | Словесная оценка учителя Самопроверка по образцу Самопроверка по образцу | Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Построение речевого высказывания. Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию. Личностные: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; Уважительное отношение к другому человеку, его мнению |
Первичное закрепление знаний | 1.Отчеты по заполнению таблицы. 2. Обсуждение о приспособленности живых организмов к среде обитания Задание 1,2,3 для закрепления
| Дедуктивный (применение знаний), | Организует первичное закрепление материала. Наглядный | Осуществляют проверку и оценивание друг друга. Называют приспособления животных к средам обитания. | Взаимопроверка по образцу. | |
6. Рефлексия, подведение итогов урока | Сегодня мы познакомились со средами жизни нашей планеты. Какая среда лучше подходит для жизни? Правильно ли я задала вопрос? В Довольны ли работой на уроке? | Словесный (беседа) | Организует закрепление материала и рефлексию. | Делают вывод, о том,что организмы приспособлены к жизни в той среде где живут. Осуществляют рефлексию. | Самопроверка | Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; Самооценка. |
Домашнее задание: § 17, задания р. т. № 3, 4 – на стр.50. По желанию подготовить короткие сообщения о паразитах |
Вопросы для тестирования по теме «Среды жизни»
А1. В какой среде больше всего бактерий: -1 балл
- наземно- воздушной;
- почвенной;
- водной.
А2. В водной среде обитают: -1 балл
- бабочки;
- ласточки;
- личинки комара.
А3. Кенгуру обитает в среде: 1 балл
- наземно- воздушной;
- почвенной;
- водной.
А4. Определите правильное высказывание.- 2 балл
- Паразиты приносят пользу своему хозяину.
- Грибница и корни деревьев находятся в симбиотических взаимоотношениях.
- Гриб трутовик разрушает деревья изнутри.
А5. Распределите организмы по средам обитания.-4 балла
Наземно-воздушная | Почвенная | Водная | Организменная |
1-землеройка 2-жук-плавунец
3- камыш 4-воробей 5-человек
Вопросы для тестирования по теме «Среды жизни»
А1. В какой среде больше всего бактерий: -1 балл
- наземно- воздушной;
- почвенной;
- водной.
А2. В водной среде обитают: -1 балл
- бабочки;
- ласточки;
- личинки комара.
А3. Кенгуру обитает в среде: 1 балл
- наземно- воздушной;
- почвенной;
- водной.
А4. Определите правильное высказывание.- 2 балл
- Паразиты приносят пользу своему хозяину.
- Грибница и корни деревьев находятся в симбиотических взаимоотношениях.
- Гриб трутовик разрушает деревья изнутри.
А5. Распределите организмы по средам обитания.-4 балла
Наземно-воздушная | Почвенная | Водная | Организменная |
1-землеройка 2-жук-плавунец
3- камыш 4-воробей 5-человек
Ответы :
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | 3 | 1 | 2 |
5.
Наземно-воздушная | Почвенная | Водная | Организменная |
458 | 16 | 237 | 9 |
Приложения.
Раздаточный материал к уроку биологии в 5 классе по теме «Среды обитания»
Выдается каждой группе для выбора условий, подходящих группе + картинки разнообразных животных и растений
Обилие воздуха |
Много света |
Большие колебания температуры |
Большие колебания влажности |
Мало света |
Мало кислорода |
Нет резких перепадов температуры |
Наличие минеральных солей |
Нет света |
Мало кислорода |
Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток |
Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ |
Обилие пищи |
Защита от внешних врагов |
Защищённость от неблагоприятных внешних факторов |
Активное сопротивление организма хозяина |
Задания №1 для закрепления
Задание 1 Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле
Задание 2 Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники
Задание 3 Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием. Очень много в почве ……..
Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием, бактерий
Задание 4 Вставьте пропущенные слова Среди обитателей организменной среды различают полезных ……….и ……….., а организм в котором они живут . называют …….. Кишечнике коров и лошадей живут …….. и ………. , которые помогают своему хозяину переваривать траву и сено. Пропущенные слова: симбионтов, паразитов, хозяином, бактерии и простейшие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.
Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...
Конспект урока - соревнования по природоведению.Обобщающий урок по теме "Жизнь на Земле".5 класс.
Предлагаю конспект урока....
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на СФГОС ОО....
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...
Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме
Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., урок 10 Школьная жизнь, 2 урок в теме ...
Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Технологическая карта интегрированного урока "Гипотезы происхождения жизни. ЛР №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни "
Данный урок является составной частью темы «Происхождение жизни на Земле». Он опирается на знания учащихся, полученных при изучении тем раздела «Современное эволюционное учение»...