Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот» 9 класс
методическая разработка (биология, 9 класс) по теме

Колесникова Юлия Владимировна

Урок "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организация класса.

  1. Приветствие

I I Сообщение темы и целей урока. (слайд №1)

 На протяжении нескольких уроков, мы расширяли знания о строении эукариотической клетки. И сегодня на уроке мы будим говорить о различии в строении клеток эукариот и прокариот.

Сегодня на уроке: (слайд №2)

Систематизируем знания о строении и функциях компонентов и органоидов эукариотической клетки.

Проверим умения сравнивать различные типы клетки.

Выявим основные различия между эукариотами и прокариотами.

I I I Проверка домашнего задания.

Но для начала  проверим,  насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков по теме «эукариотическая клетка».

Фронтальный опрос

И сейчас проведем диагностику начального состояния знаний и умений.

  1. Какая клетка называется эукариотической?
  2. Назовите 3 основных компонента клетки?
  3. Давайте вспомним органоиды цитоплазмы. Необходимо будет назвать и показать одномембранные органоиды.

- двумембранные.

- немнмбранные

2. Задания по карточкам.

Ученик 9 класса подготовил реферат по теме «Особенности строения эукариотической клетки», а утром обратил внимания на то, что страницы лежат неровной стопкой. Только теперь он вспомнил, что забыл пронумеровать страницы. Колонки с названиями органоидов, с определением их функций были перепутаны. Вся информация не соответствует действительности. Помогите установить соответствие.

А теперь возьмите задание №1, которые лежат у вас на парте. Работая в парах,  вам необходимо будет найти ошибки и их исправить.

На выполнения этого задания дается 2 минуты.

 (слайд №3)

А сейчас проверим правильность выполнения.

3.Таблица «Сравнительная характеристика строения клеток эукариот»

 Мы выделяли общие черты строения, внешне разнообразных клеток. Почему же они, несмотря на такую несхожесть, относятся к эукариотам?

Я читаю признак, а вы характеризуете клетку.

(слайд №4)

IV Изучение нового материала

На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и все это огромное разнообразие может быть отнесено либо к эукариотами, либо к прокариотам.

Особенности, которых надо знать.

Но для начала давайте вспомним, что обозначает термин «прокариоты»

Все прокариоты объединены в царство Дробянки. Относится около 3000 видов организмов. А к эукариотам относится более 2 мил. видов организмов.

  1. Работа с учебником.

Но чтобы достигнуть цели урока вам необходимо познакомиться со строением и жизнедеятельностью покариотической клетки.

Откройте учебник на с.58 и прочтите §2.7.

Работать будем по плану:

  1. Назвать представителей прокариот и место обитания.     (слайд №5)

  1. Особенности дыхания прокариот.  (Слайд №6)

Многие прокариоты — анаэробы, т. е., в отличие от подавляющего большинства эукариот, им не нужен кислород воздуха. С другой стороны, многие прокариоты способны захватывать и использовать для своих нужд азот воздуха, чего не могут эукариотические организмы.

  1. Размножение прокариот. (Слайд №7)

Прокариоты чаще размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. Половой процесс, т. е. процесс обмена генетическим материалом, у прокариот встречается значительно реже. Многие прокариоты, например бактерии, в неблагоприятных условиях способны образовывать споры. При этом содержимое бактериальной клетки сжимается, и вокруг него выделяется плотная оболочка. После этого прежняя бактериальная клетка разрушается, и спора выходит наружу. Спора может десятилетиями быть в неактивном состоянии, переноситься водой и ветром. Она не боится высыхания, холода, жары. Убийственным фактором для спор являются прямые солнечные лучи или искусственное облучение ультрафиолетовыми лучами. При попадании в благоприятную среду из споры быстро образуется бактерия.

Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут при температуре 100 С. Высушивание  переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохранятся жизнеспособными в течении 1000 лет.

  1. Особенности строения прокариотической клетки. (Слайд №8)

Прокариотические клетки обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм. У них нет ядерной оболочки, и единственная хромосома часто имеет кольцевидную форму и находится непосредственно в цитоплазме клетки. Клетка окружена мембраной, поверх которой у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму клетки и придающая ей прочность. Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окруженные мембранами, т. е. в ней нет эндоплазматической сети (ее роль выполняют многочисленные выступы клеточной мембраны), нет митохондрий, нет пластид. Рибосомы у прокариот мелкие. Прокариоты часто имеют органоиды движения — жгутики и реснички.

Зная характеристику клеток,  давайте сравним эукариотическую и прокариотическую клетку. (Слайд №9)

 

В чем вы видите отличия в строении этих клеток?(Слайд №10)

V  Итог урока

Подведем итог урока. Цели, которые ставили в начале урока, достигли?

(Выставление оценок с комментарием, а так же выставлю оценки за тестовые задания)

Домашнее задание.

Знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке используйте при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание у вас будет на карточках, карточки лежат у вас на парте, посмотрите. Вы должны заполнить таблицу «Основные различия между прокариотами и эукариотами»

(Слайд №11)

 Задания разной степени сложности,  я разрешаю выбрать задания, которые будут соответствовать вашему уровню подготовленности. §2.7.

Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания в парах

Проверка и коррекция ответов

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы, соответствующие пунктам алгоритма

Вспоминают и формулируют цели, которые ставили в начале урока

Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот»

Цели: Систематизировать знания о строении и функциях компонентов и органоидов эукариотической клетки.

Проверить умения сравнивать различные типы клетки.

Выявить основные различия между прокариотами и эукариотами.

Воспитывать любознательность, самостоятельность, уважение друг к другу.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Учебник «Биология»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.; мультимедийный проектор; экран; таблицы “Строение эукариотической клетки”, “Строение прокариотической клетки”, «Клетки простейших».

Дидактический материал: презентация по теме «Углерод», карточки с заданиями, набор индивидуальных заданий для домашней работы.

Литература: Учебник «Биология»А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

План урока.

I Организация класса

  1. Приветствие

I I Сообщение темы и целей урока

I I I  Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос
  2. Задания по карточкам.
  3. Работа с таблицей «Сравнительная характеристика строения клеток эукариот»

I V Изучение нового материала

  1. Назвать представителей прокариот и место обитания
  2. Особенности дыхания прокариот
  3. Размножение прокариот
  4. Особенности строения прокариотической клетки
  5. Сравние эукариотической и прокариотической клетки

V Итог урока

  1. Выставление оценок
  2. Задание на дом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

Слайд 2

Цели урока Систематизируем знания о строении и функциях компонентов и органоидов эукариотической клетки. Усовершенствуем умения сравнивать различные типы клетки. Выявим основные различия между эукариотами и прокариотами.

Слайд 3

1. Эндоплазматическая сеть – синтезирует и накапливает в своих цистернах различные вещества, а также участвует в их внутриклеточной транспортировке. 2 . Цитоскелет - определяет форму клетки, обеспечивает движение клеточных органоидов, обеспечивает движение всей клетки 3. Клеточный центр – формирования веретена деления у клеток грибов и животных, лежат в основании жгутиков и ресничек 4 . лизосомы – одномембранные органоиды, участвуют в клеточном пищеварении 5. Комплекс Гольджи – место образования лизосом 6. Митохондрии – энергетический центр клетки, двухмембранный органоид клетки, наружная мембрана гладкая, внутренняя образует выросты кристы 7 . рибосомы – осуществляют синтез белка 8. Пластиды – двухмембранные органоиды, свойственные только растительным клеткам, осуществляют фотосинтез

Слайд 4

Признаки Клетки простейших грибов растений животных Клеточная стенка Крупная вакуоль Хлоропласты Центриоли Резервный углевод Способ питания

Слайд 6

1.Назвать представителей прокариот и среду обитания 2.Особенности дыхания прокариот 3.Размножение прокариот 4.Особенности строения прокариотической клетки

Слайд 7

Среда обитания Вода Воздух Почва Живые организмы Бактериальные клетки под микроскопом Бактериальные колонии в чашке Петри

Слайд 8

Особенности дыхания По способу дыхания бактерии делятся на две группы: 1. Аэробы – для дыхания используют кислород. 2. Анаэробы – для дыхания кислород не используют.

Слайд 9

Размножение Размножаются бесполым путем, а именно делением клетки. При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.

Слайд 10

Особенности строения прокариотической клетки

Слайд 11

Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки В чем вы видите отличия в строении этих клеток? Эукариотическая клетка Прокариотическая клетка

Слайд 12

Действительно, в прокариотической клетке отсутствуют : 1. Оформленное ядро 2. Пластиды 3. ЭПС 4. Митохондрии 5. Комплекс Гольджи

Слайд 13

Домашнее задание: Таблицы «Основные различия между прокариотами и эукариотами», §2.7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"

Урок изучения нового материала. Методы урока  - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - группова...

Открытый урок по биологии "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Данный урок соответствует всем требованиям  и стандартам ФГОС, и позваляет каждому ученику на уроке проявить свои творческие спасобности....

Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

Урок по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"

Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"...

Самостоятельная работа по теме "Сравнение клеток Эукариот и Прокариот"

Данныый материал может быть использован при организации самостоятельной работы при изучении темы "Сравение клеток Эукариот и Прокариот"...

Особенности строении клеток эукариот и прокариот. 9 кл биология

Цель:Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.расширить базу биологических знаний путем включения в нее новых элементов.Предметные: характер...