Открытый урок по биологии "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Данный урок соответствует всем требованиям и стандартам ФГОС, и позваляет каждому ученику на уроке проявить свои творческие спасобности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Различия в строении клеток прокариот и эукариот». |
Цели:
1. Систематизация и углубление знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотических клеток, растительной и животной клетки, через формирование умений самостоятельного поиска знаний, навыков работы с учебной литературой.
Задачи 1. Развивать творческие способности, художественный вкус, умение конструировать модель клетки (растительной, животной и бактериальной), умение применять теоретические знания на практике.
2. Воспитывать чувство ответственности, толерантности при работе в паре.
Оборудование: Каждому ученику выдается конструкторский лист где он будет создавать модели клетки. Таблицы «Клетка» прокариот и эукариот. Мультимедиа
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, творческий, самостоятельная учебная деятельность.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя:
— Кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать о деятельности этого ученого?
«Взяв кусочек, чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло,…стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек».
Ученики: Этими словами, написанными в 1665 г., выдающийся английский физик, математик и микроскопист Роберт Гук впервые сообщил о существовании клеток.(Слайд 2)
Учитель: Клетка от греческого «hitos»-полость. Во вторичной покровной ткани растения — пробке Гук наблюдал не клетки, а лишь пустые, мертвые клеточные стенки, лишенные некогда наполнявшего их живого содержимого. После открытия Гука клетки обнаруживали под микроскопом у всевозможных видов растений, и все они имели общий план строения.
А как называется наука изучающая клетку?
— С момента открытия клетки до создания клеточной теории прошло 200 лет. Какие ученые имеют отношение к созданию клеточной теории, и назовите основные положения клеточной теории? (Слайд 3,4)
Ученики: В 19 веке одним из важнейших открытий была сформулирована «Клеточная тео-рия». Немецкие ученые Т.Шванн и М.Шлейден в 1839 г., опираясь на многолетние исследования, пришли к выводу: все клетки растений и животных, несмотря на многообразие, сходны между собой. Затем немецкий врач Р.Вирхов в 1858 г. доказал образование клеток путем деления. В чем заслуга клеточной теории?
Если ранее растения и животные рассматривались отдельно, то теперь клеточная теория стала основой для доказательства единства растительного и животного организмов. Назовите один из самых важных органоидов клетки, по наличию или отсутствию которого организмы делят на две группы. Конечно же это ядро. Как называются клетки в которых нет оформленного ядра, и в клетках которых оно присутствует. (Слайд 5,6) Теперь мы знаем, что все живые организмы, исключая вирусы, имеют клеточное строение. Растительная, грибная, животная и бактериальная клетка сходны по составу, строению и процессам жизнедеятельности. А чем же тогда объяснить многообразие живых организмов? Какие гипотезы вы можете предложить для решения этой проблемы?
Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем имеющиеся знания о строении клеток, подробнее рассмотрим прокариотическую клетку выясним отличительные особенности прокариотических и эукариотических клеток.
Перед вами организмы, отличающиеся различной сложностью строения.1-бактериоподобные клетки,2-вирусоподобные бесклеточные существа,3-одноклеточные ядерные организмы,4-сине-зеленые одноклеточные водоросли. Определите вероятную последовательность их появления
2,1,4,3
Учитель: Клетка — это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Сегодня мы будем конструкторами. Каждый из вас будет создавать модель прокариотической и эукариотических клеток.
II. Работа в парах.
Каждый ученик получает «Конструкторную» карточку.(15мин)
«Конструкторная» карточка.(Взаимопроверка)
Задание:
- Создайте модель бактериальной растительной и животной клеток
- Заполните сравнительную таблицу.
- Объясните функции органоидов в клетке.
- Один из участников дает развернутый рассказ о вашей модели.
IV. Защита модели (10 мин)
. Конструкторная «Растительная клетка»
V. Подведение итогов:
Части и органоиды клетки | Клетка растения | Клетка животного | Клетка бактерии |
1.Оболочка | + | + | + |
2.Цитоплазма | + | + | + |
3.Ядро | + | + | - |
4.Настоящая вакуоль | + | - | - |
5.Хлоропласты | + | - | - |
6.Мезосомы | - | - | + |
7.ЭПС | + | + | - |
8.Митохондрии | + | + | - |
9.Комплекс Гольджи | + | + | - |
10.Рибосомы | + | + | + |
11.Клеточный центр | - | + | - |
12.Лизосомы | + | + | - |
13.Реснички, жгутики | - | + | + |
14.Хромосомы | + | + | - |
15 Кольцевая ДНК | - | - | + |
Оценка результатов «.5»- 1-2 ошибки,«4»-3-6 ошибок, «3»-7-10, «2»-более 10
Перед вами организмы, отличающиеся различной сложностью строения.1-бактериоподобные клетки,2-вирусоподобные бесклеточные существа,3-одноклеточные ядерные организмы,4-сине-зеленые одноклеточные водоросли. Определите вероятную последовательность их появления
2,1,4,3
Рефлексия. Что сегодня нам удалось, что нового мы узнали?
Чем растительная клетка отличается от животной?(слайд 10) В чем особенности строения прокариотической клетки?(слайд 11,12) Назовите немембранные, одномембранные и двумембранные органоиды клетки? Чем споры эукариот отличаются от спор прокариот?
Объясните такой факт: при проведении земляных работ на месте скотомогильника, заложенного 30 лет назад, несколько рабочих заболели сибирской язвой. (В почве сибиреязвенные микробы не только могут сохраняться в течение десятилетий (до 100 лет), но и при температуре от 12-15°С до 42-43°С при 29-85% влажности способны прорастать и затем вновь образовывать споры, тем самым поддерживая существование почвенного очага.)
Почему же 3,5 млрд лет они , первыми возникнут на планете живут и не исчезают, как исчезли многие группы более сложных организмов: вымерли динозавры, трилобиты, псилофиты, уменьшаются в числе видов папоротникообразные, пресмыкающиеся, а прокариоты продолжают существовать во всех средах на земле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме " Клетка. Строение клетки"
Открытый урок учителя биологии ПАСКАРЬ Е.В. по теме: «Клетка, ее строение».Цель урока:познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;расширить представления о ...
Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот» 9 класс
Урок "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"...
Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"
Урок изучения нового материала. Методы урока - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - группова...
Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления
Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...
Самостоятельная работа по теме "Сравнение клеток Эукариот и Прокариот"
Данныый материал может быть использован при организации самостоятельной работы при изучении темы "Сравение клеток Эукариот и Прокариот"...
Подробный план-конспект урока биологии по теме: Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС.
Подробный план-конспект урока биологии по теме:Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты согласно ФГОС...
Особенности строении клеток эукариот и прокариот. 9 кл биология
Цель:Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.расширить базу биологических знаний путем включения в нее новых элементов.Предметные: характер...