Урок по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"
методическая разработка по биологии (10 класс)
Урок по Биологии в 9 классе по теме: "Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shodstvo_i_razlichie_v_stroenii_kletok_rasteniy_zhivotnyh_i_gribov.docx | 141.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов
Цель:
Образовательная
- изучение специфических особенностей клеток растений, животных и грибов и выявление общих структур в их строении.
- углубить знания о клеточном строении организмов;
- закрепить знания о строении прокариотических и эукариотических клеток
Развивающая:
- Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,
- продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
Воспитательная:
- Совершенствовать системное представление об организации живых существ;
- Развивать самостоятельность в учебной деятельности;
- Воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.
Материально- техническое обеспечение урока
Компьютер, проектор, компьютерная презентация, ноутбуки, листы со сводными таблицами,
Методы обучения и технологии:
- Словесные (объяснение, эвристическая беседа, работа с книгой),
- Практические: выполнение учебные задач, работа с тесты, заполнение таблицы.
- Наглядные: таблицы, презентация, опорный конспект
Педагогические технологии, используемые на уроке
-ИКТ;
-игровые технологии;
-развивающее обучение.
Средства обучения:
Таблицы с изображением животной, растительной, прокариотической клеток; компьютер, проектор, ноутбуки.
ХОД УРОКА:
1 Психологический настрой на урок. 1 мин
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Притча: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что он не все знает. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Хорошие слова . И я считаю, что в наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.
2.Проверка домашнего задания (15 мин).
Каждому человеку приходится в жизни преодолевать трудности, вот и вам я предлагаю взобраться на вершину пирамиды, но для этого нам необходимо преодолеть все препятствия на пути, т.е. выполнить задания. Взбираться на вершину будем вместе, но каждый из вас внесет свою лепту в общее дело. Вы можете самостоятельно выбрать, какое задание вы будете выполнять.
На доске вывешивается пирамида. Для игры вызываются ученики. Обучающиеся выбирает поле игры и выполняет задание.
1. «Выбери правильное» (Выполнение компьютерного теста)
2. «Сравни» Сравни строение клетки прокариот и клетки эукариот?
3.«Узнай по рисунку» Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.
А Б
4. «Своя опора» (сильные учащиеся готовят к уроку опорный конспект)
-Используя опорный конспект, подготовленный к уроку, охарактеризуйте особенности процессов жизнедеятельности прокариот.
(учащиеся выполняют задания)
-Чтобы понять можем ли мы взобраться на вершину пирамиды, давайте узнаем, справились ли с заданием, ученики, выполняющие тест!
Ну, вот первые трудности мы с вами преодолели!!!
3. Изучение нового материала
- Ребята, мы изучили строение эукариотической клетки, рассмотрели строение и функции органоидов, изучили прокариотическую клетку, выявили черты сходства прокариот и эукариот. Но все ли мы узнали о клеточном строении организмов? (-нет) Конечно, нет! Каких тайн клеточного строения организмов, мы еще не коснулись на уроках?
Я предлагаю посмотреть на экран, рассмотреть слайд и подумать, что же мы будем сегодня изучать,….. сформулируйте тему урока?
(сравнивать строение клеток растений, грибов и животных)
-Правильно тема нашего урока:
«Сходство и отличие в строении клеток растений, животных и грибов»
(запись темы урока в тетрадь)
- Ребята, а какая цель нашего урока?
(Дети формулируют цель)
-Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы. Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных. И в строении клеток этих организмов имеется много общего, как вы думаете, почему?
Уч-ся (Имеют единое происхождение).
Уч-ль -Но они абсолютно сходны, или нет? (нет)
-Правильно! В их строении есть и различия.
- А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?
Учащеся. (разная среда, условия существования, питание)
Уч-ль. В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования в строении клеток различных царств живой природы возникло множество отличий. И выявить отличие мы с вами сможем, используя ваши знания, полученные на предыдущих уроках.
- Посмотрите, фрагменты, каких клеток изображены на экране?
-Объясните, почему вы так считаете?
(-Правильно это клетки растений и животных)
Групповая работа. Я предлагаю вам провести работу в парах.
Используя данный рисунок, составьте в тетради сравнительную характеристику клеток растений и животных.
(учащиеся работают в парах, анализируя рисунок, и применяя имеющиеся знания, составляют сравнительную характеристику клеток с последующих выступлений)
(выступление учащихся, группы дополняют друг друга)
- В клетках растений есть пластиды, а в клетках животных их нет.
- Растительная клетка автотрофная по способу питания, а животная гетеротрофная
- В растительной клетки есть клеточная стенка, а в животной нет.
- В растительной клетки нет центриолей в клеточном центре, а в животной есть.
- Запасное вещество растительной клетки крахмал, а в животной гликоген.
- В растительной клетке содержатся вакуоли с клеточным соком, а в животной клетке пищеварительные и сократительные вакуоли.
Уч. Кроме растений и животных к эукариотам относятся и грибы. Это очень необычное царство живых организмов. Необычно оно тем, что грибы имеют, признаки сходства с животными и признаки сходства с растениями, а так же они имеют и свои специфические признаки, которых нет у других организмов.
Задание. Перед вами текст «Особенности строения и жизнедеятельности грибов» Обучающиеся 1 ряда найдите в тексте черты сходства грибов с растениями, 2го ряда- черты сходства грибов с животными, а 3го ряда должны выявить специфические особенности грибов.
(Работа с текстом, поиск нужной информации и последующее заполнение таблицы, выступления обучающихся и заполнение таблицы)
Сходство растений с грибами | Сходство грибов с животными | Специфические свойства грибов |
1.неограниченный рост | 1.в клеточной стенке хитин | |
2. Неподвижность | 2. запасное питательное вещество гликоген | Тело образовано грибницей |
3. Всасывание воды и минеральных веществ из почвы | 3. гетеротрофный тип питания | |
4. Размножение спорами | 4. в процессе обмена веществ образуется мочевина | |
- А сейчас ребята, я предлагая вам немного отдохнуть и посмотреть слайд-шоу «Волшебная река» - минутка релаксации
Уч-ль -А вот выявить черты сходства клеток грибов и клеток растений нам поможет следующее задание : На доске написаны признаки клеток растений и клеток грибов. Я предлагаю вам разобраться и распределить, какие признаки относятся к растительным клеткам, а какие к грибным. Результат своей работы продемонстрируйте на доске.
У интерактивной доски работают 2 человека (по желанию), формируют две колонки из признаков грибных и растительных клеток, результаты их работы обсуждаются классом. Предложенные признаки: автотрофный тип питания, гетеротрофный тип питания, пластиды, клеточная стенка, образованная хитином; клеточная стенка, образованная клетчаткой; запасное вещество крахмал, запасное вещество гликоген, вакуоли с клеточным соком, клеточный центр имеет ценртриоли, клеточный центр не имеет центриолей)
Уч-ль: Различие в строении клеток различных царств эукариотов мы выяснили, а вот в чем их сходство?
Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос вы должны вспомнить положения клеточной теории. (Беседа с учащимися, в ходе которой выявляются черты сходства клеток)
Сходство:
1.Общий план строения
2. Сходный химический состав
3. Сходство процессов обмена веществ
4.Одинаковое кодирование наследственной информации, с помощью нуклеотидов.
5. Сходство процессов деления клеток.
4.Закрепление
Я думаю, что наш урок прошел плодотворно, и вы расширили свои знания о клетке.
Материал урока поможет вам справиться с заданиями развернутого типа из контрольно- материалов ЕГЭ. Давайте ответим на некоторые из них.
А) Почему Эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи к животным. Укажите не менее 3 причин. (слайд )
Б) Прочитайте текст, найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их. (На доске дети маркером выделяют номера предложений, в которых допущены ошибки, следующий человек подчеркивает слова, которые неверны, а третий человек исправляет их)
1. Грибы выделяют в отдельное царство. 2. Грибная клетка не имеет клеточной стенки, а в животной клетке есть клеточная стенка, образованная хитином. 3. В клетках грибов и животных синтез АТФ происходит в митохондриях. 4. Запасное вещество этих клеток – крахмал. 5. По способу питания грибы и животные автотрофы. 6. Грибы неподвижны, растут в течении всей жизни..
Уч-ль: Сегодня у двух учащихся вашего класса было задание оценить вашу и свою работу на уроке, им мы и предоставим слово. Учащиеся оглашают выставленные ими отметки, аргументируют их.
-Поднимите руки, кто согласен с выставленными отметками? Кто не согласен? Объясните, почему и оцените себя сами.
Рефлексия
Продолжите предложение
Меня удивило…
У меня получилось…
Было трудно…
Было интересно…
5. Домашнее задание
1.уровень параграф – 19, ответить на вопросы
2. уровень составить кроссворд по теме «Клеточное строение организмов»
3 уровень составить вариант опорного конспекта по теме «Сходство и отличие в строении клеток эукариотических организмов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий
Конспект урока в 10 классе "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий". Обобщающий урок по общей биологии в разделе «Цитология». Форма проведения урока -...
Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов
Теоретический и тестовый материал для подговтовки к ЕГЭ...
Методическая разработка урока по биологии в 9 классе «Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Обобщающий урок с использованием ЭОР....
«Особенности строения клеток растений, животных и грибов»
- продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;- способствовать формированию целостных представлений о живой природе...
Урок "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"
Обобщающий урок на сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки; объяснение причин сходства и различия клеток разных организмов....
Презентация "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"
Презентация к уроку на сравнение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки; объяснение причин сходства и различия клеток разных организмов....
Рабочие листы к уроку "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"
Рабочие листы к уроку "Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов и бактерий"...