Особенности строении клеток эукариот и прокариот. 9 кл биология
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Цель:
Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.расширить базу биологических знаний путем включения в нее новых элементов.
Предметные: характеризовать особенности строения клеток эукариот и прокариот, давать определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры», сравнивать особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия.
Метапредметные:
Познавательные: умение выявлять сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Регулятивные: умения ставить цели, задачи, формулировать учебную проблему, планировать личную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к собственному мнению.
Личностные: осознавать единство и целостность мира, выстраивать собственное целостное мировоззрение, умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Осознание важности получения знаний.
Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_9_klass.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
9 кл биология Тема: Особенности строении клеток эукариот и прокариот
Дата проведения: 25.11.21г
Цель:
Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.расширить базу биологических знаний путем включения в нее новых элементов.
Предметные: характеризовать особенности строения клеток эукариот и прокариот, давать определения понятий «прокариоты», «эукариоты», «анаэробы», «споры», сравнивать особенности строения клеток с целью выявления сходства и различия.
Метапредметные:
Познавательные: умение выявлять сходства и различия в строении клеток эукариот и прокариот, работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Регулятивные: умения ставить цели, задачи, формулировать учебную проблему, планировать личную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, ставить вопросы, выражать свои мысли, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к собственному мнению.
Личностные: осознавать единство и целостность мира, выстраивать собственное целостное мировоззрение, умение анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью. Осознание важности получения знаний.
Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.
Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры, сходства и отличия строения клеток эукариот и прокариот.
Учащиеся должны уметь: называть особенности строения клеток эукариот и прокариот, давать определения понятиям: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры, сравнивать особенности строения клеток, анализировать информацию, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Средства обучения (обеспечение урока): таблицы «Прокариоты», «Эукариотические клетки», «Бактерии, сине-зеленые водоросли», «Растительная и животная клетки», текст «Прокариотические клетки – бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)», информационно-раздаточная таблица Insert, мультимедийный проектор, доска, презентация.
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – изучение нового материала словесно-наглядного, проблемного, частично поискового и проектного методов.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал - таблицы.
План урока
1)Организационный момент
2) Актуализация знаний обучающихся.
3)Изучение нового материала.
4)Закрепление изученного материала.
5)Д/з
6) Подведение итогов.
1)Организационный момент
(СЛАЙД1)Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков, мы расширяли свои знания о строении эукариотической клетки. Предлагаю подумать о чем пойдет сегодня речь. Просмотр в\ф
Интересное о клетке человека (в\фр) https://yandex.ru/video/preview/?text=интересные+факты+о+клетках&path=wizard&parent-reqid=1637770356600773-11530622498859670504-vla1-0467-vla-l7-balancer-8080-BAL-4816&wiz_type=vital&filmId=12665901931253416764&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dbz3CC4Zu72k
Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки.
(СЛАЙД 2)Установите соответствие между названием органоида
и выполняемыми функциями.(тест)
Молодцы, ребята! Таким образом, мы повторили строение органоидов эукариотической клетки.
Как вам уже известно, клетка служит основой строения всех живых организмов: микроорганизмов, грибов, растений и животных. Клетка - это элементарная единица организма.
(СЛАЙД 3)Сообщение темы и целей урока.
Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока «Особенности строения клеток эукариот и прокариот».
(СЛАЙД 4)Сегодня на уроке мы обобщим строение прокариот и эукариот установить разницу в строении прокариот и эукариот.
2) Актуализация знаний обучающихся.
Учитель. На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и все это разнообразие может быть отнесено либо эукариотам, либо к прокариотам или к не клеточным формам жизни. Работа с микроскопом(препараты)
Учитель организует парную, групповую работу в тетради. Предлагает учащимся вспомнить все, что они знают о бактериях, грибах, растениях и животных клетках и записать опорными словами в виде кластера. (5 групп –работают с информационными карточками)
Питание Дыхание Размножение Среда обитания
Значение в природе (+) Значение в природе ( - )
3 Обобщение материала. Лабораторная работа №2
Тема: Изучение строения клеток прокариот и эукариот
Цель: Изучить строение клеток прокариот и эукариот с помощью микроскопа.
Оборудование и материалы: световой микроскоп, предметные стекла, стеклянные палочки,пинцет, препараты бактерий, эпителии клеток, эпидермы лука, клетки грибов, образцы животных клеток.
- Заполнение таблицы
- Выполнить рисунки бактерий, клетки грибов, животных клеток и растений.
- Записать вывод
Признаки | Прокариоты | Эукариоты |
Ядерная оболочка | - | + |
Плазматическая мембрана | + | + |
Митохондрии | - | + |
ЭПС | - | + |
Рибосомы | +Имеются - 70 S | +Имеются - 80 S (в цитоплазме), 70 S (в органеллах) |
Вакуоли | - | + у растений |
Лизосомы | - | + |
Клеточная стенка | Имеется, состоит из аминосахаров и мурамовой кислоты | Отсутствует у животных клеток, у растительных клеток состоит главным образом из целлюлозы |
Капсула | + Если имеется, то состоит из мукополисахаридов | - |
Комплекс Гольджи | - | + |
Размножение | Бинарное | Митоз (у половых клеток - мейоз) |
Движение какое и с помощью чего | Амебоидное отсутствует Имеются у некоторых видов жгутики, | Амебоидное есть Имеются у некоторых видов жгутики |
Питание | - | + |
Способ дыхания | Аэробный или анаэробный | Аэробный |
Среда обитания |
СЛАЙД 11)Какой вывод мы можем сделать из этих данных?
Вывод:
)Каковы отличительные признаки прокариотической клетки?Чтобы ответить на этот вопрос, изучим прокариотическую клетку на примере строения бактериальной клетки.
-Прокариоты обычно очень малы: их размеры не превышают 10 мкм.
-У них нет ядерной оболочки, единственная хромосома имеет кольцевидную форму и находится непосредственно в цитоплазме клетки.
-Клетка окружена мембраной, поверх которой у большинства прокариот выделяется защитная клеточная стенка, фиксирующая форму клетки и придающая ей прочность.
-Внутри прокариотической клетки отсутствуют органоиды, окруженные мембранами, т.е нет пластид, митохондрий, ЭПС, аппарата Гольджи.
-Рибосомы мелкие. Прокариоты передвигаются пассивно, с помощью водных или воздушных течений. Только некоторые из них имеют органеллы движения – жгутики и реснички.
(СЛАЙД 8)По способу дыхания прокариоты делятся на аэробов и анаэробов. Первым для дыхания нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.
С другой стороны многие прокариоты способны захватывать и использовать для своих нужд азот воздуха, чего не могут эукариотические организмы.
(СЛАЙД 9)Разнообразие прокариотов.
Прокариоты чаще размножаются бесполым путем, а именно делением клетки надвое. Давайте, посмотрим видео.
Вы заметили, что бактерии не боятся ни жары, ни холода, ни высыхания? От чего же это зависит? Ответа найдем в учебнике.
(СЛАЙДЫ 12)Итак, в чем сходства и различия в строении прокариот и эукариот?
4. Закрепление изученного материала.
(СЛАЙД 19)5.Домашнее задание.Открываем дневники, записываем д/з 2.7-2.12 повторить, решить тест.
(СЛАЙД 20)6. Подведение итогов:
Я считаю, что мы достигли цель урока:
Мы расширили свои знания о прокариотах.
Сравнили строение прокариот и эукариот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Различия в строении клеток эукариот и прокариот» 9 класс
Урок "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"...
Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат"
Урок изучения нового материала. Методы урока - репродуктивный, поисковый, проблемный. Используемые педагогические технологии - групповая, проблемная, элементы игровой. Работа учащихся - группова...
«Особенности строения клеток растений, животных и грибов»
- продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;- способствовать формированию целостных представлений о живой природе...
Открытый урок по биологии "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"
Данный урок соответствует всем требованиям и стандартам ФГОС, и позваляет каждому ученику на уроке проявить свои творческие спасобности....
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»
технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...
Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления
Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...
Самостоятельная работа по теме "Сравнение клеток Эукариот и Прокариот"
Данныый материал может быть использован при организации самостоятельной работы при изучении темы "Сравение клеток Эукариот и Прокариот"...