Календарно -тематическое планирование по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование (биология, 9 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_biologii_9_klass_ponomaryova.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование (9 класс)
№ п/п | Название раздела Тема урока | Ученик должен знать и уметь | Дата планируемая | Дата фактическая |
Название раздела: Введение в основы общей биологии (4 ч) Основные виды учебной деятельности: объяснять, что такое наука биология, и раскрыть назначение курса «Основы общей биологии». Охарактеризовать организм как биосистему. Выделять отличительные признаки живых организмов. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий. | ||||
1. | Биология – наука о живом мире. | Давать определение термину биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Перечислять методы научного исследования. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей. | ||
2. | Общие свойства живых организмов. | Давать определение понятию жизнь. Называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. | ||
3. | Многообразие форм живых организмов. | Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к : уровню организации; систематической группе. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках для выполнения заданий. | ||
4. | Экскурсия №1 «Биологическое разнообразие вокруг нас». | Знать многообразие живых организмов вокруг нас. | ||
Название раздела: Основы учения о клетке (10 ч) Основные виды учебной деятельности: выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов. | ||||
1(5). | Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура. Давать оценку значению открытия клеточной теории. | ||
2(6). | Химический состав клетки. | Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры: макро – и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и её свойствами. Характеризовать: биологическое значение макроэлементов и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов. | ||
3(7). | Белки и нуклеиновые кислоты. | Давать определение основным понятиям, полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: продукты, богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот. | ||
4(8). | Строение клетки. | Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки. Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполнению функциям. | ||
5(9). | Органоиды клеток и их функции. Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток». | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных, бактерий. Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот, прокариот. Сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; строения клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе сравнения. | ||
6(10). | Обмен веществ – основа существования клетки. | Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращение энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. | ||
7(11). | Биосинтез белков в живой клетке. | Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и – РНК, т- РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизм транскрипции; трансляции. | ||
8(12). | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез. Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза. Характеризовать фазы фотосинтеза. | ||
9(13). | Обеспечение клетки энергией. | Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий. | ||
10(14). | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о клетке». | Знать основные понятия этой темы. | ||
Название раздела: Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) Основные виды учебной деятельности: выделять существенные признаки процессов роста, развития, размножения. Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов. | ||||
1(15). | Типы размножения организмов. | Дать определение понятию размножение. Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | ||
2(16). | Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения» | Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | ||
3(17). | Образование половых клеток. Мейоз. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | ||
4(18). | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. | Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Характеризовать: сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организмов. Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретённые знания для профилактики привычек. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий. | ||
5(19). | Обобщение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | Знать основные понятия по этой теме. | ||
Название раздела: Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч) Основные виды учебной деятельности: Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие. Охарактеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов; решать простейшие генетические задачи. | ||||
1(20). | Наука генетика. Из истории развития генетики. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно научной картины мира, в практической деятельности людей. | ||
2(21). | Основные понятия генетики. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно научной картины мира, в практической деятельности людей. | ||
3(22). | Генетические опыты Г.Менделя. | Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода г.Менделя. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | ||
4(23). | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач». | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | ||
5(24). | Сцеплённое наследование генов и кроссинговер. | Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана. Формулировать определение понятия сцеплённые гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцеплённом наследовании. | ||
6(25). | Взаимодействие генов и их множественное действие. | Давать определения терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | ||
7(26). | Определение пола и наследование признаков, сцеплённых с полом. | Давать определение термину аутосомы. Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцеплённых с полом. Объяснять: причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи. | ||
8(27). | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | Давать определение термину изменчивость. Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. | ||
9(28). | Другие виды изменчивости. Лабораторная работа №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях». | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: ненаследственной изменчивости; нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающих вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий. | ||
10(29). | Наследственные болезни человека. | Знать различные наследственные болезни человека. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. | ||
11(30). | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Знать основные понятия темы. Решать задачи по генетике. | ||
Название раздела: Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) Основные виды учебной деятельности: дать генетическое обоснование селекции организмов. Объяснить значение неродственного и близкородственного скрещивания. Охарактеризовать механизм создания гибридной ДНК у микроорганизмов. Раскрыть основные особенности селекции растений, животных и микроорганизмов. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов. | ||||
1(31). | Генетические основы селекции организмов. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | ||
2(32). | Особенности селекции растений. | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретённые знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | ||
3(33). | Центры многообразия происхождения культурных растений. | Называть центры происхождения культурных растений. Приводить примеры растений каждого центра. Характеризовать центры культурных растений. | ||
4(34). | Особенности селекции животных. | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород животных. Характеризовать методы селекции животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретённые знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | ||
5(35). | Основные направления селекции микроорганизмов. | Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий. | ||
Название раздела: Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч). Основные виды учебной деятельности: охарактеризовать современные представления о происхождении жизни и её развитии. Назвать два основных этапа происхождения и развития жизни. Объяснить, какие условия обеспечили возникновение жизни на древней Земле. Описать этапы формирования первых организмов на Земле. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов. | ||||
1(36). | Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | Давать определение термину гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно научной картины мира. | ||
2(37). | Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. | Характеризовать основные представления о возникновении жизни, современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно научной картины мира | ||
3(38). | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. | ||
4(39). | Этапы развития жизни на Земле. | Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. | ||
5(40). | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий. | ||
Название раздела: Учение об эволюции (11 ч). Основные виды учебной деятельности: раскрыть суть эволюции, её причины и движущие силы. Охарактеризовать основные положения теории Ч.Дарвина в сравнении с идеями его предшественников. Доказать роль вида и популяции в эволюционном процессе. Объяснить происхождение видов исходя из современного учения об эволюции. Изложить основные закономерности биологической эволюции. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов. | ||||
1(41). | Идея развития органического мира в биологии. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. | ||
2(42). | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. | Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. | ||
3(43). | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. | Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора. | ||
4(44). | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать разные приспособленности живых организмов к среде обитания. | ||
5(45). | Современные представления об эволюции органического мира. | Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | ||
6(46). | Вид, его критерии и структура. | Называть признаки популяций. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия вид, популяция. Отличать понятия вид и популяция. Приводить примеры: видов животных и растений; практического значения изучения популяций. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | ||
7(47). | Процесс образования видов – видообразование. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определений понятия микроэволюция. | ||
8(48). | Макроэволюция – результат микроэволюции. | Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | ||
9(49). | Основные направления эволюции. | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюции и макроэволюции. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | ||
10(50). | Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов». | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюции и макроэволюции. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | ||
11(51). | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. | Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы. Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистеме; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий. | ||
Название раздела: Происхождение человека (антропогенез) (6 ч). Основные виды учебной деятельности: объяснить происхождение человека и охарактеризовать этапы антропогенеза. Осознать, как в эволюции человека действуют общие законы развития жизни. Раскрыть суть взаимоотношений человека и природы. Описать особенности эволюции человека. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов. | ||||
1(52). | Место человека в системе органического мира. | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с животными. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. | ||
2(53). | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. | ||
3(54). | Этапы эволюции вида Человек разумный. | Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. | ||
4(55). | Биосоциальная сущность вида Человек разумный. | Называть признаки биологического объекта – человека. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. Перечислять факторы антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. | ||
5(56). | Человеческие расы, их родство и происхождение. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий. | ||
6(57). | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными. | ||
Название раздела: Основы экологии (12 ч) Основные виды учебной деятельности: выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения привил отношения к живой природе. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов. | ||||
1(58). | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. | Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияние на организм. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. | ||
2(59). | Закономерности действия факторов среды на организмы. | Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме. | ||
3(60). | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания». | Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. Выявлять и описывать разные приспособленности живых организмов к среде обитания. | ||
4(61). | Биотические связи в природе. | Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры: разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп. Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника. | ||
5(62). | Популяции как форма существования видов в природе. | Называть: признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). Изучать процессы, происходящие в популяции. | ||
6(63). | Функционирование популяции и динамика её численности в природе. | Называть: признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту). Изучать процессы, происходящие в популяции. | ||
7(64). | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговорот веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы. | ||
8(65). | Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора.; проявление физико – химического воздействия организмов на среду. Объяснять: значение круговорота веществ в экосистеме; направление потока вещества в пищевой сети. Составлять схемы пищевых цепей. Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. | ||
9(66). | Развитие и смена биогеоценозов. | Называть: признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессий. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойство сукцессий. Анализировать содержание определения основного понятия. Объяснять сущность и причины сукцессий. Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. | ||
10(67). | Основные законы устойчивости живой природы. | Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокостное, костное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. | ||
11(68). | Рациональное использование природы и её охрана. Лабораторная работа №7 «Оценка качества окружающей среды». | Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. Раскрывать сущность рационального природопользования. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. | ||
12(69). | Экскурсия №2 «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды». | Знать весенние явления в природе | ||
10. | Заключение. | |||
1(70). | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Основы общей биологии». | Знать основные понятия этого курса. | ||
Итого: 70 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...