Календарно -тематическое планирование по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование (биология, 9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование (9 класс)

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Ученик должен знать и уметь

Дата планируемая

Дата фактическая

Название раздела: Введение в основы общей биологии (4 ч)

Основные виды учебной деятельности: объяснять, что такое наука биология, и раскрыть назначение курса «Основы общей биологии». Охарактеризовать организм как биосистему. Выделять отличительные признаки живых организмов. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий.

1.

Биология – наука о живом мире.

Давать определение термину биология.

Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук.

Перечислять методы научного исследования.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира, в практической деятельности людей.

2.

Общие свойства живых организмов.

Давать определение понятию жизнь.

Называть признаки живых организмов.

Описывать проявления свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов.

3.

Многообразие форм живых организмов.

Давать определение термину таксон.

Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы.

Характеризовать естественную систему классификации живых организмов.

Определять принадлежность биологических объектов к : уровню организации; систематической группе.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, биологических словарях и справочниках для выполнения заданий.

4.

Экскурсия №1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».

Знать многообразие живых организмов вокруг нас.

Название раздела: Основы учения о клетке (10 ч)

Основные виды учебной деятельности: выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов.

1(5).

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка – живая структура.

Давать оценку значению открытия клеточной теории.

2(6).

Химический состав клетки.

Давать определение терминам микроэлементы, макроэлементы.

Приводить примеры: макро – и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам.

Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и её свойствами.

Характеризовать: биологическое значение макроэлементов и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов.

3(7).

Белки и нуклеиновые кислоты.

Давать определение основным понятиям, полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть: продукты, богатые белками; нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Характеризовать: функции белков; функции нуклеиновых кислот.

4(8).

Строение клетки.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот и прокариот.

Называть: способы проникновения веществ в клетку; функции основных органоидов клетки.

Характеризовать основные органоиды клеток эукариот по строению и выполнению функциям.

5(9).

Органоиды клеток и их функции. Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных, клеток бактерий.

Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных, бактерий.

Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот, прокариот.

Сравнивать: строение клеток растений, животных, делать вывод на основе сравнения; строения клеток эукариот и прокариот, делать вывод на основе сравнения.

6(10).

Обмен веществ – основа существования клетки.

Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция.

Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращение энергии.

Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.

7(11).

Биосинтез белков в живой клетке.

Давать определение терминам: ассимиляция, ген.

Называть: свойства генетического кода; роль и – РНК, т- РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция.

Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать: механизм транскрипции; трансляции.

8(12).

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть: органы растения, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла.

Анализировать содержание определения фотолиза.

Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

9(13).

Обеспечение клетки энергией.

Дать определение понятию диссимиляция.

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий.

10(14).

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о клетке».

Знать основные понятия этой темы.

Название раздела: Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)

Основные виды учебной деятельности: выделять существенные признаки процессов роста, развития, размножения. Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов.

1(15).

Типы размножения организмов.

Дать определение понятию размножение.

Называть: основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

2(16).

Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения»

Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза.

Анализировать содержание определений терминов.

3(17).

Образование половых клеток. Мейоз.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

4(18).

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

Давать определение понятиям оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.

Характеризовать: сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития организмов; роста организмов.

Анализировать и оценивать: влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретённые знания для профилактики привычек. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, значения биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения заданий.

5(19).

Обобщение и систематизация знаний по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Знать основные понятия по этой теме.

Название раздела: Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)

Основные виды учебной деятельности: Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие. Охарактеризовать роль наследственности и изменчивости организмов в живой природе. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов; решать простейшие генетические задачи.

1(20).

Наука генетика. Из истории развития генетики.

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно научной картины мира, в практической деятельности людей.

2(21).

Основные понятия генетики.

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены.

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять: причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно научной картины мира, в практической деятельности людей.

3(22).

Генетические опыты Г.Менделя.

Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования.

Объяснять значение гибридологического метода г.Менделя.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

4(23).

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач».

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

5(24).

Сцеплённое наследование генов и кроссинговер.

Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация.

Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана.

Формулировать определение понятия сцеплённые гены.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцеплённом наследовании.

6(25).

Взаимодействие генов и их множественное действие.

Давать определения терминам.

Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия неаллельных генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

7(26).

Определение пола и наследование признаков, сцеплённых с полом.

Давать определение термину аутосомы.

Называть: типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцеплённых с полом.

Объяснять: причину соотношения полов 1:1; причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Решать простейшие генетические задачи.

8(27).

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Давать определение термину изменчивость.

Называть вещество, обеспечивающее: явление наследственности; биологическую роль хромосом; основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Называть: виды наследственной изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций; свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций.

Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.

9(28).

Другие виды изменчивости. Лабораторная работа №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях».

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры: ненаследственной изменчивости; нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающих вегетативно.

Характеризовать модификационную изменчивость.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий.

10(29).

Наследственные болезни человека.

Знать различные наследственные болезни человека. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.

11(30).

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Знать основные понятия темы. Решать задачи по генетике.

Название раздела: Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Основные виды учебной деятельности: дать генетическое обоснование селекции организмов. Объяснить значение неродственного и близкородственного скрещивания. Охарактеризовать механизм создания гибридной ДНК у микроорганизмов. Раскрыть основные особенности селекции растений, животных и микроорганизмов. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов.

1(31).

Генетические основы селекции организмов.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции.

Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционной работы закона гомологических рядов; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

2(32).

Особенности селекции растений.

Давать определения понятиям порода, сорт.

Называть методы селекции растений.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Характеризовать методы селекции растений.

 Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

3(33).

Центры многообразия происхождения культурных растений.

Называть центры происхождения культурных растений.

Приводить примеры растений каждого центра.

Характеризовать центры культурных растений.

4(34).

Особенности селекции животных.

Давать определения понятиям порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород животных.

Характеризовать методы селекции животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

5(35).

Основные направления селекции микроорганизмов.

Давать определение понятиям: биотехнология, штамм.

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий.

Название раздела: Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч).

Основные виды учебной деятельности: охарактеризовать современные представления о происхождении жизни и её развитии. Назвать два основных этапа происхождения и развития жизни. Объяснить, какие условия обеспечили возникновение жизни на древней Земле. Описать этапы формирования первых организмов на Земле. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов.

1(36).

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

Давать определение термину гипотеза.

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно научной картины мира.

2(37).

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни, современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно научной картины мира

3(38).

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

4(39).

Этапы развития жизни на Земле.

Давать определение терминам ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, мезозое, кайнозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя, мезозоя, кайнозоя; идиоадаптации у растений и животных кайнозоя.

5(40).

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий.

Название раздела: Учение об эволюции (11 ч).

Основные виды учебной деятельности: раскрыть суть эволюции, её причины и движущие силы. Охарактеризовать основные положения теории Ч.Дарвина в сравнении с идеями его предшественников. Доказать роль вида и популяции в эволюционном процессе. Объяснить происхождение видов исходя из современного учения об эволюции. Изложить основные закономерности биологической эволюции. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов.

1(41).

Идея развития органического мира в биологии.

Давать определение понятию эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

2(42).

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.

Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.

3(43).

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

Давать определения понятиям: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.

Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.

4(44).

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Выявлять и описывать разные приспособленности живых организмов к среде обитания.

5(45).

Современные представления об эволюции органического мира.

Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

6(46).

Вид, его критерии и структура.

Называть признаки популяций.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определения понятия вид, популяция.

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры: видов животных и растений; практического значения изучения популяций.

Характеризовать критерии вида.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

7(47).

Процесс образования видов – видообразование.

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования.

Анализировать содержание определений понятия микроэволюция.

8(48).

Макроэволюция – результат микроэволюции.

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

9(49).

Основные направления эволюции.

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Называть основные направления эволюции.

Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия микроэволюции и макроэволюции.

Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

10(50).

Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости у организмов».

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Называть основные направления эволюции.

Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия микроэволюции и макроэволюции.

Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

11(51).

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы.

Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистеме; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий.

Название раздела: Происхождение человека (антропогенез) (6 ч).

Основные виды учебной деятельности: объяснить происхождение человека и охарактеризовать этапы антропогенеза. Осознать, как в эволюции человека действуют общие законы развития жизни. Раскрыть суть взаимоотношений человека и природы. Описать особенности эволюции человека. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов.

1(52).

Место человека в системе органического мира.

Давать определение терминам: антропология, антропогенез.

Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с животными.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

2(53).

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными.

3(54).

Этапы эволюции вида Человек разумный.

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными.

Перечислять факторы антропогенеза.

Характеризовать стадии развития человека.

4(55).

Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными.

Перечислять факторы антропогенеза.

Характеризовать стадии развития человека.

5(56).

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие, отделу Приматы.

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий.

6(57).

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными.

Название раздела: Основы экологии (12 ч)

Основные виды учебной деятельности: выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения привил отношения к живой природе. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладевать умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта урока; индивидуальная и фронтальная работа по выполнению заданий; выполнение тестов.

1(58).

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор.

Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияние на организм.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.

2(59).

Закономерности действия факторов среды на организмы.

Объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

3(60).

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Выявлять и описывать разные приспособленности живых организмов к среде обитания.

4(61).

Биотические связи в природе.

Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм, автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры: разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп.

Характеризовать разные типы взаимоотношений.

Анализировать содержание рисунков учебника.

5(62).

Популяции как форма существования видов в природе.

Называть: признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.

6(63).

Функционирование популяции и динамика её численности в природе.

Называть: признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту).

Изучать процессы, происходящие в популяции.

7(64).

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема.

Называть: компоненты биогеоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговорот веществ в природе.

Объяснять причины устойчивости экосистемы.

8(65).

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора.; проявление физико – химического воздействия организмов на среду.

Объяснять: значение круговорота веществ в экосистеме; направление потока вещества в пищевой сети.

Составлять схемы пищевых цепей.

Характеризовать: сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

9(66).

Развитие и смена биогеоценозов.

Называть: признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессий.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий.

Описывать свойство сукцессий.

Анализировать содержание определения основного понятия.

Объяснять сущность и причины сукцессий.

Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.

10(67).

Основные законы устойчивости живой природы.

Давать определение понятию биосфера.

Называть: признаки биосферы; структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое вещество, биокостное, костное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

11(68).

Рациональное использование природы и её охрана. Лабораторная работа №7 «Оценка качества окружающей среды».

Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов.

Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.

Раскрывать сущность рационального природопользования.

Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

12(69).

Экскурсия №2 «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды».

Знать весенние явления в природе

10.

Заключение.

1(70).

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Основы общей биологии».

Знать основные понятия этого курса.

Итого: 70 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...