Урок биологии в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости"
материал по биологии на тему
Учебник "Биология-8". Автор А.Г.Драгомилов и др. Авторская программа И.Н.Пономарёвой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevarenie_v_rotovoy_polosti.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Пищеварение в ротовой полости.
Задачи: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы. Познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения. Содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
Оборудование. Таблица « Органы пищеварения». Лабораторное оборудование: кусочек накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки, карточки с заданиями.
Этапы урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Ребята, тема нашего урока: СЛАЙД- “Пищеварение в ротовой полости”. Слайд 1.
Запишите тему в своих информационных листах.
- А кто знает, что такое пищеварение?
(Процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества называется - пищеварением).
- Кто скажет, какой путь должна пройти пища, чтобы превратиться в доступные для организма вещества?
(Ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник - тонкий и толстый).
- И так, можно сказать, что пищеварительная система начинается ротовой полостью.
III. Изучение нового материала.
Слайд 2. И сегодня перед нами стоит сложная задача: мы должны выяснить, что же происходит с пищей в ротовой полости, какие органы находятся в ротовой полости, и какое они имеют значение.
Для выяснения проблемы у нас работают представители научных центров:
Королёв Дмитрий Владимирович, Научно – исследовательский центр.
Васькова Ирина Александровна, Центр гигиены.
Крайнов Виктор, Кудашкина Кристина Олеговна, Центр здоровья
Храмова Ирина Анатольевна, врач - стоматолог.
Контрольная группа.
- И так, что же происходит с пищей в ротовой полости?
В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной, т.е. можно сказать подвергается механической и химической обработке.
- Какие органы помогают измельчать пищу? (Зубы).
- Что значит химическая обработка пищи?
( Пища смачивается слюной, и вещества, находящиеся в слюне начинают действовать на нее).
- Как же образуется слюна?
- В слизистой оболочке полости рта располагаются мелкие слюнные железы. Слайд 3. Сюда же открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные железы самую вязкую. Эти железы выделяют слюну – до 1,5л. в сутки. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. (Давайте запишем, что такое слюна у себя в информационных листах). Слюна смачивает пищу, ее функции определяются белковым составом:– лизоцим, муцин, амилаза и мальтоза. Какую функцию они выполняют, давайте прочитаем у себя в словариках. (Читаем в информационных листах). Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабощелочную реакцию. Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.
Функции слюнных желез удобнее всего изучить методом фистул.
Слайд 4-5.
- Что же такое условные и безусловные слюноотделительные рефлексы, давайте обратимся к нашим словарикам. (Читаем в информационном листе)
Пример с лимоном!!!
Слайд 6. В Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.
Как вы думаете, какой приговор выносили? И почему? (Дело в том, что при страхе прекращается слюноотделение, рот пересыхает и сухой рис съесть невозможно).
- А сейчас мы продолжим работу, и постараемся выяснить, что же еще происходит в ротовой полости.
- Вход в ротовую полость ограничивают губы, они покрыты очень тонкой кожей, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Губы участвуют в захвате пищи, определении ее качества.
- Затем пища встречается с зубами и подвергается механической обработке.
Слайд 9. Давайте предоставим слово врачу- стоматологу. Она нам расскажет, какие типы зубов у человека, и какую функцию они выполняют (Храмова Ирина).
- Скажите, пожалуйста, к какому времени у детей появляются зубы и как они называются?
(к 6 – месяцам, молочные зубы).
- Когда молочные зубы заменяются постоянными?
(С 6-7лет и до 15 лет).
Последние зубы вырастают к 20-22 годам – зубы мудрости.
-Каждый зуб имеет выступающие коронку, шейку и находящиеся в лунке челюстной кости один или несколько корней. Коронка зуба покрыта твердой эмалью. Основная структура зуба - это дентин, похожее на кость вещество. Внутри зуба имеется полость, заполненная мякотью- пульпой, в которой разветвляются кровеносные капилляры и нервные окончания.
(В информационных листах запишите строение зуба)
Слайд 12. За здоровьем зубов, как и за всеми органами нашего организма нужно осуществлять уход. Что же необходимо предпринимать, давайте послушаем «ученых» Центра гигиены. Пожалуйста, Ирина Александровна.
Слайд 13. Запишите правила в свои информационные листы.
- А сейчас давайте послушаем, «консультантов» из Центра здоровья. Крайнов Виктор.
Слайд14. Как влияет никотин на здоровье зубов?
(Выступление консультантов).
Вывод.- И так, кроме механической обработки пища в ротовой полости подвергается химической обработке, действию ферментов слюны.
- Давайте предоставим слово «профессорам» научно- исследовательского института. Королёв Дмитрий Владимирович и Занкин Алексей Васильевич.
(Объяснение и выводы учащихся).(Не называя вещества)
- Интересно, до каких веществ расщепляется крахмал?!
Очень ответственную и важную миссию взяла на себя контрольная группа, ведь опыты они проводили на себе.
- И так, представляем им слово. Слайд 15.
Лабораторная работа по теме: “Действие ферментов слюны на крахмал”.
- Всегда ли ферменты слюны оказывают активное действие на расщепление крахмала.
- Давайте обратимся к «консультантам» из центра здоровья. Кристина Олеговна, расскажите, пожалуйста, о влиянии никотина на ферменты слюны.
- Какой еще орган находится в ротовой полости? (Язык).
При жевании направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает к глотке для глотания.
Слайд 16. Акт глотания. Опишите процесс.
IV. Обобщение знаний. Закрепление знаний.
Слайд 17. «Сто болезней входит через рот».
Слайд 18-20. Задания по теме: “Пищеварение в ротовой полости”.
I. Выбери один правильный ответ.
1. Сколько пар коренных желез имеется у человека?
1) одна 2) две 3) три 4) четыре
2. В слюне содержится химическое соединение, вызывающее гибель бактерий. Назови это химическое соединение.
1) муцин 2) лизоцим 3) амилаза 4) пепсин
3. Сколько резцов находится в каждой челюсти?
1) два 2) три 3) четыре 4) шесть
4. Какая обработка пищи происходит в ротовой полости?
1) химическая 2) химическая и механическая 3) механическая
5. Назовите деятельность центральной нервной системы, к которой относится выделение слюны при виде вкусной пищи.
1) условный рефлекс
2) безусловный рефлекс
3) произвольная деятельность
II. Дайте развернутый ответ.
1.Врачи рекомендуют тщательно и долго пережевывать пищу. Объясните, почему.
V. Домашнее задание. §32,стр. 131-132, §34, составить кроссворд по этой теме, выписать пословицы и поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости, загадки об органах ротовой полости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"
Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....
Тема урока "Пищеарительная система. Пищеварение в ротовой полости".
Цель урока: создать условия для восприятия материала об органах ротовой полости, как о части пищеварительного тракта, способствующие пищеварению; повторить и закрепить знания, полученные по теме «Пище...
урок по биологии тема: Пищеварение в ротовой полости.
Цель: познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости; развить умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформ...
Урок на тему: " Пищеварение в ротовой полости".
Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы....
Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости"
Технологическая карта урока по теме "Пищеварение в ротовой полости", 8 класс...