Рецензия на учебник по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Отчет о ходе апробации учебника
Т.М. Ефимовой, А О. Шубина, Л.Н. Сухоруковой
« Биология 9класс» ( издательство «Мнемозина»)
учителя биологии первой категории
ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
recenziya_na_uchebnik_biologii_9.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о ходе апробации учебника
Т.М. Ефимовой, А О. Шубина, Л.Н. Сухоруковой
« Биология 9класс» ( издательство «Мнемозина»)
учителя биологии первой категории
ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.
В содержании учебника прослеживается общебиологическая направленность, повышающая воспитательный потенциал курса биологии в 9 классе. Его построение в соответствии с ведущими идеями – идеями эволюции, многоуровневой организации жизни, взаимосвязи биологических систем – способствует реализации общебиологического подхода. В учебнике изложены не только необходимые для усвоения знания, но и дополнительная информация, поэтому с помощью такого учебника можно научить искать необходимую информацию. Для этой цели учебники включают не только минимум, но и максимум учебной информации (его усвоение не обязательно) – принцип минимакса. Каждый параграф учебника включает в себя основные базовые понятия, характеристики биологических явлений и процессов. Система подачи материала в виде поставленного вопроса в начале параграфа позволяет учащимся легко ориентироваться и быстро включаться в учебный процесс. Некоторые вопросы и задания, которые приведены в конце каждого параграфа имеют сравнительную характеристику, что развивает речь и образное мышление у детей. Так же есть вопросы и задания, ответы на которые требуют использования дополнительной литературы, в некоторых параграфах уже имеется научная информация, что способствует развитию кругозора учащихся. Методический аппарат учебника представлен традиционно - это вопросы, задания, практические работы. Следует отметить большое количество практических работ, выполнять которые можно как в классе на уроке, так и после уроков на занятиях биологического кружка или дома. Такой вид деятельности расширяет практико – ориентированный подход к урокам биологии и способствует более полному усвоению знаний. Отдельно следует отметить внетекстовой компонент учебника – оформление и содержание иллюстративного материала. Современное, яркое исполнение схем, иллюстраций, фотографий способствует более эффективному восприятию и усвоению текстового материала, повышает познавательный интерес учащихся. Кроме того многие иллюстрации соответствуют иллюстрациям, используемым в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, что немаловажно.
В учебнике отражены новые цели изучения биологии, выраженные в линиях развития, которые понятны и доступны и учителям, и ученикам: осознавать роль жизни на Земле, чтобы не нарушать окружающую среду, в которой мы живем; рассматривать природные процессы в развитии – выделяя причины, представляя последствия своих решений для природы и человека; оценивать биологический риск взаимоотношений человека и природы; использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии; объяснять мир с точки зрения биологии, чтобы критически оценивать полученную информацию. Это не что иное, как приоритетные направления развития биологического образования.
Однако, в качестве пожеланий авторам, можно указать на некоторые неточности и дополнения:
- В учебнике отсутствуют таблицы как готовые, так и для самостоятельного заполнения учащимися (за исключением практических работ). А ведь составление таблиц способствует систематизации знаний , особенно по таким традиционно сложным для учащихся 9-х классов темам как « Химический состав клетки», «Структура клетки»
Например, можно предложить учащимся заполнить таблицу «Нуклеиновые кислоты»
Признаки сравнения | ДНК | РНК |
Химический состав | ||
Форма молекулы | ||
Функции в клетке |
таблицу « Функции белков»
Функция белка | В чем заключается | Примеры |
Или таблицу « Структура клетки»
Органоид | Особенности строения | Функции |
- В параграфе № 2 « Неорганические вещества- компоненты живого» в разделе «Минеральные соли» на мой взгляд недостаточно информации - ничего не сказано о роли солей железа, нет информации о значении соляной кислоты, йода( хоть этот материал и содержался в программе 8 класса, но можно было бы и напомнить об этом учащимся). Нет так же информации о содержании магния в молекуле хлорофилла ( можно было бы поместить этот материал в раздел « Для любознательных» ).
- В параграфе № 8 « Структура клетки» недостаточно четко прописаны функции таких органоидов как рибосомы, аппарат Гольджи, хлоропласты. Ничего не сказано о других видах пластид- хромопластах и лейкопластах ( а ведь со времени изучения ботаники в 6 классе учащиеся могут забыть об этих важных органоидах клеток растений). И еще раз повторюсь, но , как показывает практика, данный материал был бы лучше усвоен при помощи таблицы ( как готовой, так и заполненной учащимися см п. 1)
- В параграфе № 14 « Клеточный цикл» очень хорошо подается материал о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом, однако нет четкого определения понятия « гамета» ( что было бы логичным завершением подраздела о хромосомном наборе клетки)
- В параграфе № 16 « Вирусы» хотелось бы видеть в качестве дополнительной информации понятия « Вакцина» и «Сыворотка»
( и их отличия) в свете современной вирусологии.
- Параграфы № 17- 21 изложены просто превосходно, однако параграф № 22 « Организм и среда его обитания» , на мой взгляд, несколько выбивается из общей концепции- хоть его содержание и отражает организменный уровень жизни, но содержащаяся информация о экологических факторах была бы более логична перед разделом « Популяции. Биологические сообщества. Экосистемы ».
- Раздел « Популяции. Биологические сообщества. Экосистемы. » изложен очень подробно ( может быть излишне подробно в условиях нехватки часов и сложности преподавания общей биологии в 9-х классах), хотя и нельзя отрицать, что содержащаяся в нем информация не вызывает затруднений у учащихся ,способствует экологической грамотности, реализует практико-ориентированный подход к урокам биологии,.
- А вот разделу « Эволюция органического мира» наоборот не хватает информации: так в параграфе № 46 «Современные взгляды на факторы эволюции» ничего не говорится о формах естественного отбора и механизмах его действия ( хотя бы в разделе « Для любознательных» ); в параграфе № 50 « Доказательства эволюции» дается определение гомологичных и аналогичных органов( рис. 111,112), но сами понятия не вводятся, что на мой взгляд не совсем логично.
- Так же в конце учебника хотелось бы видеть не только предметный , но и именной указатель и словарь биологических терминов.
В заключение надо отметить, что данный учебник может быть использован в 9-х классах общеобразовательных школ, где преподается курс «Биология», так как он современно оформлен и его содержание соответствует требованиям стандарта среднего биологического образования. Хочется сказать спасибо авторам учебника и пожелать им дальнейших творческих успехов!
Учитель биологии ГБОУ СОШ №800
ЗАО г. Москвы Мартынова Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс
Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...
Рецензия на учебник химии для 8 класса
Отчет о ходе апробации учебника Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой « Химия 8 класс»учителя химии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....
рецензия на учебник по биологии 10-11 класс
Отчет о ходе апробации учебника Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....
Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"
Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся...
Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"
В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 ...
Глухова Л.В. "Рецензия на учебник «Русский язык» 5 класс Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын"
Аннотация к рецензии на учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях. М., «Просвещение», 2012 г. авторов : Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына.В 2012-2013 уче...
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...