Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"
опыты и эксперименты по литературе (8 класс) на тему

В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы  соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 класса, рубрикация учебника. Вопросы, задания, творческие проекты проанализированы с точки зрения новых ФГОСов. Учебник обсуждался с учащимися 8-х классов с углубленным изучением литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenziya_na_uchebnik.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Рецензия на учебник

Ю.В. Лебедева и А.Н. Романовой

«Литература. 9 класс»

В 2-х частях

                                                             Учитель     высшей квалификационной категории школы № 601

                                                                           М.Б.Кузнецова

   

   

    Перед авторами новых учебников, которые готовятся к печати в настоящее время, безусловно, стоит очень важная задача -  соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В них должны учитываться основные идеи и положения Программы развития и формирования и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования.

    Авторы нового учебника по литературе для   9 класса Ю.В Лебедев и А.Н. Романова предлагают собственный подход      и   в   отношении структурирования учебного материала, и в последовательности его изучения.

    Они расширяют объем содержания наиболее важных для изучения темы, а также предлагают   своеобразную   систему   формирования   знаний, умений и способов деятельности.

    Разнообразные вопросы для самопроверки, задания для индивидуальной и групповой работы должны помочь как развитию и воспитанию личности, так и социализации, учащихся в современном мире, так как дадут широкие возможности для творчества, для самостоятельной работы.

    В учебнике литературы очень важной является как содержательная часть (отбор материала), так и методическая (система вопросов и заданий). Именно методическая часть и делает учебник современным, соответствующим новым требованиям.

    Методическая часть в новым учебнике представлена новыми рубриками: вопросы для самопроверки, для индивидуальной работы, для работы в группе, повторение изученного.

      Кроме того, после каждой монографической темы даются темы сочинений проблемного характера, темы рефератов, исследовательских работ, а также списки литературы, которыми может воспользоваться как ученик, так и учитель.

    Именно литература как один из ведущих гуманитарных предметов способствует формированию всесторонне развитой, гармонической личности, воспитанию гражданина и патриота, а учебник литературы может выполнить эти задачи, сочетая в своей структуре высокохудожественные тексты патриотического и гражданского звучания с продуманной системой вопросов и заданий.

     ФГОС нового поколения предъявляет особые требования развитию самостоятельности, творческих способностей, которые помогут становлению человека, интеллектуально развитого, способного   конструктивно и вместе с тем критически относится к себе и к окружающему миру.

, нашедшему от      Приобщение   школьников к общечеловеческим ценностям, к духовному опыту человечества отражение в произведениях русской и зарубежной классической литературы, важно не только как факт знакомства обучающихся с художественными ценностями, но и как опыт коммуникации, диалог с русскими и зарубежными писателями прошедших эпох.

      В этом смысле приятно радует то, что в учебнике нашлось место для знакомства с творчеством Новалиса и Гофмана (чего не было в прежних учебниках). Также весьма расширен круг тем, связанных с творчеством Байрона. изучение которого не входило в последнее время в обязательную программу. Однако возникает вопрос: куда же делись произведения других зарубежных авторов, входящих в программу по литературе для 9-го класса

(Катулл, Гораций, Данте, Шекспир, Гете).  Они   уже не будут изучаться или будут изучаться в других классах?

      Кроме того, принимая во внимание, что в последнее время многие из учащихся покидают школу после 9-шо класса с тем, чтобы поступить в колледжи и другие средние специальные учебные заведения, с 2004 года в программу 9-го класса включены не только произведения   русских писателей первой половины 19 века, но и произведения писателей 2-ой половины 19 -го и 20 века. К этому трудно было поначалу привыкнуть, а теперь мы опять возвращаемся в 9-ом классе к изучению русской литературы 1-ой половины 19 века?

      Такая информация до школ пока еще не донесена…

     Все учебники по литературе для 9-го класса   последних лет строились на основе сочетания концентрического и историко-хронологического принципов (древнерусская литература – литература 19 века - литература 20 века).  И в программе, выпущенной издательством «Просвещение» это подтверждается.

       Методический компонент учебника очень интересен, но хотелось бы, чтобы он был немножечко побольше или, может быть, к учебнику будет со временем выпущено методическое пособие. Эта часть учебника полностью соответствует основному требованию ФГОСа – создание в каждом учебнеом заведении такой программы обучения, которая позволит развивать способности личности к самосовершенствованию и развитию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      Универсальные учебные действия нового ФГОСа направлены на развитие у учащихся умения учиться самостоятельно, успешно усваивать знания. Для этого необходимо активизировать мыслительную деятельность.  

    Отвечая требованиям ФГОСа, Ю.В. Лебедев и А.Н. Романова, создали учебник с таким методическим аппаратом, который можно использовать как в обычном классе, так и в классе с углубленным изучением литературы.

      После изучения какой-либо отдельной темы авторы предлагают разнообразные вопросы для самопроверки. Рубрика «Повторение изученного поможет девятиклассником вспомнить все, что они уже знают по данному вопросу, провести   какие-то связи, «уложить» изучаемое произведение в литературный процесс, Таким образом в полной мере развиваются регулятивные   универсальные   учебные действия.

    Развивать личностные УУД помогает система вопросов для самопроверки, а также задания для индивидуальной работы.

    Однако в центре личностных УУД   все-таки стоит проектная деятельность, в последнее время ставшая очень популярной методикой во многих школах. Такой вид работы в учебнике есть (он входит в рубрику «Для работы в группах»). К сожалению, таких видов заданий в учебнике мало, их необходимо ввести после каждой изучаемой темы. В настоящий момент такие задания имеются только в разделах, посвященных Карамзину, Пушкину, Гоголю и Гофману.

     Учителю-практику в учебнике очень важна методическая часть. где должна быть четкая регламентация вопросов и заданий. при этом необходимо единообразие.

     Методическое сопровождение раздела дается по-разному. Поначалу принцип единообразия соблюдается: каждый раздел заканчивается вопросами для самопроверки. потом это заканчивается. Где есть задания для индивидуальной работы, а где-то нет. Где-то есть только работа в группах и повторение изученного, а где-то нет. Почему у Жуковского есть темы рефератов и сочинений, а у Карамзина нет, хотя в учебнике ему уделено места даже больше, чем Жуковскому.

     Различия   в   методической    работе по каждой теме должно   быть     минимальным. Если есть такие типы заданий, как работа в группах, индивидуальные задания и другое, то пусть это будет в конце каждого раздела. Учитель уже сам решит. Какие задания давать, а какие нет. Но выбор должен обязательно быть.

      В новом учебнике имеется очень хорошая рубрика    «Литературоведческий практикум» , но она имеется только  после раздела о творчестве Гофмана .Такую  рубрику  имеет смысл  поместить при всех разделах учебника, Это необходимо не только для  соблюдения структурной стройности и создания единообразия, но ,прежде всего, потому, что вопросы литературного практикума более всего отвечают  требованиям ФГОСа второго поколения, ибо заставляют принимать самостоятельные решения, активизируют  учащихся в поиске информации.

      Именно     в    литературоведческом    практикуме     могут     быть  задействованы  все  универсальные учебные действия ,  выдвигаемые ФГОСом : и  коммуникативные ( изложение своей точки зрения по поставленной  проблеме   как   в   устном, так  и в  письменном виде) ,  познавательные ( необходимость  осмыслить проблему, определить основное и второстепенное извлечь необходимую информацию и предъявить ее различными способами) ,   и   регулятивные  ( умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности , планировать  последовательность действий и осуществлять  самоконтроль и самооценку) , и личностные  (умение   осмысливать  ценностные ориентиры  и определять нравственно-эстетическую составляющую поведения).

        Курс литературы 9-го класса подводит итоги работы за предыдущие годы, расширяет сведения о биографии писателя, знакомит с новыми писателями, темами, проблемами. В 9-ом классе углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

        В этой связи очень важны не только включенные в учебник списки литературы по каждому разделу, но также вопросы, задания и проекты, где будет широко использована критическая, справочная и мемуарная литература.

        Огромное значение в воспитании и образовании гуманистически ориентированной личности   отводится литературе как учебному предмету, и учебники литературы должны помогать в решении этой задачи.

        В учебнике   литературы   очень   важен   такой   отбор   авторов   и произведений, который поможет   развить   духовные силы и способности учащихся, сформирует у них   моральную   ответственность   и   гражданское   самосознание.   При   этом   необходимо   учитывать и актуальность, и высокие художественные   достоинства, и доступность текста.  произведений, включенных в учебник

          Именно   такие   непростые   задачи   стояли перед    авторами

учебника, и   они с ними успешно справились.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс

Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...

Рецензия на учебник химии для 8 класса

Отчет о ходе апробации учебника Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой « Химия 8 класс»учителя химии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....

Рецензия на учебник по биологии 9 класс

Отчет о ходе апробации учебника Т.М. Ефимовой, А О. Шубина,  Л.Н. Сухоруковой« Биология 9класс»  ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москв...

рецензия на учебник по биологии 10-11 класс

Отчет о ходе апробации учебника Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....

Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"

Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке  в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся...

Глухова Л.В. "Рецензия на учебник «Русский язык» 5 класс Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын"

Аннотация к рецензии на учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях. М., «Просвещение», 2012 г. авторов : Л.М. Рыбченковой,  О.М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г.  Лисицына.В 2012-2013 уче...

Рецензия на учебник английского языка "Rainbow English" 6 класс 1 часть

В файле дана рецензия на учебник английского языка "Rainbow English" под редакцией Афанасьевой О. В., Михеевой И. В. 6 класс 1 часть...