УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Полухина Валентина Николаевна

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология»,  класс 10,  издательство «Просвещение» )

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_uud_10_kl.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология»,  класс 10,  издательство «Просвещение» )

                                                                                                               

                                                   АВТОР РАБОТЫ:       Полухина Валентина Николаевна

                                                                                Учитель Высшей категории

                                                                                           МОУ «СОШ №11 с углублённым

                                                                                             изучением отдельных предметов»

                                                                                              г. Железногорска Курской области



 

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология»,  класс 10,  издательство «Просвещение» )

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Условные обозначения: познавательные УУД – П, регулятивные УУД – Р, коммуникативные УУД - К

Тема уроков

Формируемое УУД

 Задание

Введение.

1.Биология- наука о живой природе и закономерностях её существования и развития

1.Высказывание и аргументация своего мнения  (К)

2. Умение переводить объёмную информацию в модель-схему (П).

3.Извлечение  нужной информации для построения  понятий   (П).

*Почему современную биологию считают особым комплексом естественных наук, изучающих живую природу?

* Используя текст учебника стр. 4 и знания, полученные в 6-9 классах построить модель-схему «Науки биологического цикла»

*Используя построенную схему, высказывания и аргументацию учащихся, дать понятия в  устной форме   определения классических и современных наук биологического цикла.

2.Основные признаки живых систем

1.Использование информации учащимися для  доказательства своих суждений, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.(П)

2.Перекодировка информации в опорную схему (П)

3.Формулирование определений признаков  (П)

*Используя текст учебника стр. 4-5, мини- рисунки, мини-схемы и т.д , докажите что объектом биологии являются живые системы, а живые системы – это совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих определённое единство.

*Используя текст учебника стр.5-6, построить  опорную схему «Основные признаки живого»

* Используя полученную информацию, дать определения понятий: «Дискретность», «Единство химического состава», «Метаболизм», «Открытость» и др. признаков

3.Уровни организации живой материи. Методы изучения живой природы.

Значение биологии в современной жизни

1.Доказательство проявления свойств (П)

2.Анализ существующих методов  и прогнозирование будущих (Р)

3. Аргументация своего мнения  (К)

* По представленному рисунку- схеме «Биологическая организация» и тексту учебника стр. 6-7. доказать проявление свойств живого на уровнях: Молекулярный,  Клеточный, Органо-тканевый, Организменный, Популяционно-видовой, Биогеоценотический, Биосферный.

* Поработав с текстом учебника стр7-8, предположите несколько своих вариантов путей развития биологии в 21 веке?

*На примере предполагаемых профессий учащиеся аргументировано доказать необходимость знаний биологии для разных профессий.

 Молекулы и клетки

1.Клетка – целостная система

1.Развертывание информации по опорным словам (П)

2.Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

3.Анализ  информации из рисунка (П)

* По опорным словам: цитология, клетка, эукариоты, прокариоты, вирусы вспомнить определения по изучаемой теме.

* Используя текст учебника п.1. стр12 составить суждения о том, что клетка: 1- главный компонент в морфологическом отношении; 2-эмбриональная основа многоклеточного организма; 3-единица функциональной активности органов и тканей; 4-единица развития, строения и функционирования организма

*Работа с рис. 4, стр15 «Различие форм и клеток одноклеточных и многоклеточных организмов в зависимости от выполняемых функций»

2. История изучения клетки. Методы изучения.

1.Ориентирование в содержании текстовой информации и перевод главного в форму таблицы (П)

2. Умение устанавливать взаимосвязь (П)

*Работа с текстом учебника стр. 9-12 и построение таблицы «История изучения клетки»

* Работа с рисунками 2, 3 стр.3 при изучении методов цитологии: электронной микроскопии, рентгеноструктурного анализа, дифференциального центрифугирования

3. Клеточная теория

1.Умение устанавливать причинно-следственные связи  и делать выводы (П)

*Ознакомившись с постулатами клеточной теории установить: 1.Почему в  19 веке была сформулирована Клеточная теория? 2. Чем принципиально отличается теория М. Щлейдена и Т. Щванна от Современной клеточной теории? 3. Докажите, что Клеточная теория – одно из важнейших обобщений современной биологии?

4.Особенности химического состава клетки

1. Умение  детализировать или обобщать информацию (П)

2.Умение ориентироваться в содержании дополнительной информации  (Р)

*Построение таблицы «Химический состав клетки. Основные группы химических элементов», используя текст учебника п.2, стр 16-17

*Из дополнительной информации, подготовленной учащимися, выделить химические элементы, участвующие в образовании важных органических соединений

5. Ионы в клетке и организме и их значение

1. Объяснение явлений, процессов и связей (П)

2.Обоснование применения инструментария для выполнения поставленной задачи (Р)

*Просмотрев видео-фрагмент «Работа натриево-калиевого насоса», ответить на вопрос: Почему пока клетка жива различия в концентрации К и Na  между клеткой и межклеточной средой стойко удерживаются?

* Из перечня предложенных вариантов лабораторных исследований,  выбрать те варианты, которые свидетельствуют  о буферных свойствах цитоплазмы

6.Вода и её роль в живых системах

1.Умение устанавливать связь, выявленную в ходе опыта (П)

2.Извлечение информации из схемы и модели (П)

* При проведении опытов «Переливание разных жидкостей» и «Растворение различных веществ в воде» установить связь между  увиденными явлениями и  предполагаемым строением молекул воды.

* Рассмотреть рис.5. стр.19. «Образование водородных связей между молекулами воды»  и модель «Строение молекул воды» и объяснить увиденное в опытах

7.Биополимеры. Строение белковой молекулы

1.Выдвижение версий  решения проблемы (Р)

2.Умение делать умозаключения в ходе проведения опыта (П)

3.Выстраивание цепочки необходимых действий (Р)

* Выполнить практическое задание «Уникальные бусы» и  выдвигают версии решения проблем, сделать выводы о количестве вариантов полипептидных цепей

*Провести опыт (нагревание раствора куриного белка с добавлением  щелочи КОН ). При помощи лакмусовой бумажки выявить наличие азотсодержащих веществ.

* При рассматривании рис.6, стр 22,  разделить аминокислоты на группы (заменимые, незаменимые, кислые, нейтральные, основные и др)

8.Уровни организации белковой молекулы

1.Умение сравнить уровни организации

2.Умение создавать модель для  решения поставленных задач

3. Перевод многоаспектной информации в таблицу

*Сравнить уровни организации белковой молекулы, работая со схемой строения белковой молекулы рис 7, стр 25.

*Используя схему строения белковой модели, отрезки гибкого провода и стержень,   провести динамичное моделирование структуры молекулы белка

* Используя текст учебника стр.24-27.Построить таблицу «Уровни организации белковой молекулы» с указанием структур, типов связей и графического изображения

9. Белки –ферменты и их функция

1.Извлечение нужной информации из рисунка (П)

2.Умение строить речевое высказывание (П)

3.Умение анализировать результаты  на основе выполнения практических действий (П)

*Используя рис 10, стр.29, выделите катализаторы-ферменты

*Используя текст учебника п.4, стр 28, объясните почему для названий большинства ферментов используется суффикс-аза.

*Провести лабораторную работу «Каталитическая активность ферментов»

10.Разнообразие белков и их функции

1.Формирование мыслительно-речевых умений (П)

2.Преобразование рисунка-схемы в форму таблицы (П)

3. Умение объяснять  результаты с биологической точки зрения (Р)

*Используя рисунок-схему 10, стр 29, проанализировать группы белков в соответствии с их функциями

* Используя изученный рисунок-схему 10 и текстовый материал учебника стр 30-33, самостоятельно построить таблицу, выделяя главное из сложной  информации

* Ответить на вопрос: Как Дженнеру и его последователям удалось спасти Человечество? (при затруднении предложить обратиться к п. 25, рис.81, стр 163)

11.Углеводы. Моносахариды и Олигосахариды

1.Выбор из предложенных вариантов пути решения поставленной задачи (Р)

2.Перевод информации структурной формы в словесную (П)

*Из полученной информации от учителя, используя текст учебника п.5, стр 33-36 и предложенные варианты (таблица, модель, кластер, схема) составить характеристику Моносахаридов (1гр.) и Олигосахаридов (2гр)  

*Рассмотреть структурные формы: 1) пентоз и гексоз на стр 34-35,  2) моносахаридов и олигосахаридов. Проанализировать сходство и различие

12. Полисахариды

1.Извлечение нужной информации  из представленных структур (П)

2.Умение работать в парах (К)

*Из представленных структур амилозы, крахмала, амилопектина, стр 37, объясните различия между моно, олиго и полисахаридами, установите чем представлены полисахариды и какие цепи характерны для них: линейные, разветвлённые, циклические?

*Ознакомившись с особенностями строения полисахаридов, текстом учебника стр36-38. определите (в паре)  форму построения модели-схемы «Полисахариды» и внесите в неё главную информацию

14.Функции углеводов

1.Умение соотносить свои  знания с поставленной задачей (Р)

* Работа над заданием №3 к п.5 стр 39: Основываясь на знаниях из курса «Человек», дополнительной литературы, жизненного опыта, составить схему «Значение углеводов»

15.Липиды. Их строение и свойства

1. Умение строить речевое высказывание. Оценка ответов  (К)

2. Извлечение нужной информации из текста (П)

*Проработать текст учебника п. 6. стр 39-40, рассмотреть  структуры насыщенных и ненасыщенных жирных кислот, найти сходство и отличия. Ответить на вопрос: Чем определяется свойства жира?

* Найти в тексте учебника стр 40 группы  наиболее важных  жироподобных веществ. Построить  модель «Липиды и их комплексы»

16. Функции липидов

1.Умение  устанавливать взаимосвязи (П)

2. Умение делать умозаключения в ходе наблюдения (П)

*Вспомнить особенности строения  и свойств молекул жира и установить взаимосвязь наиболее важных  биологических  функций липидов

* Опыт: нанести на поверхность воды капельку жира. Объяснить, с биологической точки зрения. почему не тонет жир? И почему мыло смывает грязь с рук? При умозаключении обратиться к рис 16.

17. Нуклеиновые кислоты. ДНК, её особенности и свойства

1.Нахождение в тексте нужной информации (П)

2. Умение ориентироваться при сравнении схем (П)

3.Выделение существенных признаков понятий (П)

4.Извлечение нужной информации из рисунка (П)

* Найти в п. 7, стр 43 специальные методы. при помощи которых удалось изучить нуклеиновые кислоты

*Найти сходства и отличия в структуре Пуриновых и Пиромидиновых оснований, рассмотрев  их структуры на стр 43 и сделать вывод.

* Найти в тексте п.7, стр 43-48 термины, используемые при изучении ДНК.

*Рассмотреть рис 13, 14, стр 46 объясните строение ДНК и установить связь с процессом её удвоения.

18.Нкулеиновые кислоты. РНК. Их разнообразие и функции

1. Выявление отличительных признаков  (П)

2. Планирование путей достижения цели (Р)

* Используя текст учебника п.7. стр49 «Строение и разнообразие РНК», выявите отличительные признаки нуклеиновых кислот

* Построить таблицу «Нуклеиновые кислоты», придумав графы, отражающие наиболее важные признаки

19.Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты»

1. Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от условия (П)

2.Планирование пути достижения цели (Р)

* Используя рис.13 и рис 14, стр. 46 решите задачи. Пример одной из задач: Дан фрагмент цепи ДНК- ААГТЦ ТАЦГТАТ.Изобразите структуру двуцепочной ДНК. Какова длина этого фрагмента? Ответы поясните

* Самостоятельная работа   по карточкам.

Пример одной из задач: В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% нуклеотидов. Составьте вопросы к задаче и решите её

20.АТФ, её роль в клетке

1. Построение модели (П)

2.Умение оформлять свои мысли в устной речи (Р)

* Используя текст учебника Стр 49, постройте модель нуклеотида АТФ

*Дайте аргументированные ответы на вопросы: 1)На чём основана информационная емкость ДНК? 2)Какие особенности строения определяют основную функцию АТФ? 3) В чём заключаются сходство ДНК с аккумулятором? 4) АТФ синтезируется в митохондриях и хлоропластах. объясните в чём сходство и различие процессов приводящих к синтезу молекул в органоидах.

21.Обобщение знаний по теме «Молекулы и  клетки»

1. Умение планировать пути достижения цели, самостоятельно оценивать последовательность действий (Р)

* Выполнить задания  по теме  «Состав клетки», изложенные в карточках

 Клеточные структуры и их функции

1.Плазматическая мембрана клетки, её строение

1.Извлечение информации из рисунка (П)

2.Выяснение причинно-следственных связей (П)

3. Конкретизация понятий (П)

*Используя рис 16, стр 52 выделите основные компоненты строения плазматической мембраны

* Выделив основные компоненты плазматической мембраны, установите причину расположения полярных головок липидов и неполярных хвостов, вспомнив строение и особенности липидов. При необходимости обратитесь к п.6, стр39-40

*Используя текст учебника п.8, стр51, дайте конкретные понятия периферическим, погружённым, пронизывающим белкам и определите их место расположения на рис16.

2.Мембранный транспорт. Натриево-калиевый насос.

1.Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. (К)

2.Выяснение последовательности процессов (П)

* Ознакомившись с рис.17, подумайте над тем как создать относительно простые модельные системы, которые позволят имитировать и исследовать реальные свойства мембран.(работа в группах)

*Познакомьтесь с работой натриево-калиевого насоса п.8, стр53-54, установите последовательность процессов и запишите их.

3.Рецепторная функция мембраны. Эндоцитоз и экзоцитоз

1.Перевод информации в рисунке в пояснение (П)

2. Умение давать определения понятиям. (П)

*Рассмотреть рис.19, стр. 55 «Работа аденилатциклазной системы» и пояснить механизм передачи сигнала клеткам

*Дать определения понятиям: экзоцитоз, эндоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз, рассмотрев рис. 18, стр 55

4.Оболочки клетки. Особенности строения оболочек организмов разных царств.

1.Определение отсутствующей информации в тексте (П)

1.Развитие навыков самооценки и самоанализа (К)

*Прочитать информацию о клеточных стенках организмов на стр 56-57 и дополнить её на основе знаний, полученных в 6-9 классах

* При внесении дополнений в информацию о клеточных стенках провести самоанализ и самооценку.

5.Мембранные органеллы клетки: ядро

1.Умение анализировать рисунки (П)

2.Умение давать определения понятиям (П)

*Рассмотреть рис.20, стр59 «Строение ядра и электронные микрофотографии ядра. Соотнесите их и проанализируйте увиденное

*Дать определения, изучив текст п.9, стр58-60: гистоны, хромосомы, хроматиды, кариоплазма, ядрышко

6.Вакуолярная система клетки

1.Умение воспринимать и передавать устную форму информации (К)

* Прочитать текст стр60-61, рассмотреть микрофотографии  и строение ЭПС (рис22) и Комплекса Гольджи (рис.23), рассказать  об их особенностях.

7.Митохондрии и пластиды

1.Оценка ответов одноклассников (взаимоконтроль)

* Найдите ошибки в тексте и исправьте их.(1вариант текст по пластидам, 2 вариант – тест по митохондриям). Во время проверки обмениваются работами

8. Немембранные органеллы клетки. Опорно-двигательная система клетки

1.Построение модели (П)

2.Структуирование текста (П)

*Попробуйте составить модель движущейся клетки. Какие её компоненты будут принимать участие в движении? Докажите почему

*Составьте план текста «Опорно-двигательная система клетки» стр.65-68

9.Клеточный центр. Рибосомы. Клеточные включения

1. Умение делать умозаключения в ходе наблюдения (П)

*Клеточный центр является загадочным компонентом клетки. Посмотрите рис. 29 и рис.30, определите в чем его необычность в чем сходство с базальным тельцем?

10-11.Оббобщающий урок «Современные сведения о клетке и её изучение»

1.Составление плана последовательности действий (Р)

2.Перевод многоаспектной информации в таблицу

* Работа в творческих группах над темами: «Первые клетки на планете», «Над чем работают цитологи?» «Известное и  неизвестное» и др.

*Построить таблицу «Клеточные структуры. Их особенности строения и функции»

                


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОС основного общего образования

Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОСосновного общего образования...