УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_uud_10_kl.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
АВТОР РАБОТЫ: Полухина Валентина Николаевна
Учитель Высшей категории
МОУ «СОШ №11 с углублённым
изучением отдельных предметов»
г. Железногорска Курской области
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Условные обозначения: познавательные УУД – П, регулятивные УУД – Р, коммуникативные УУД - К
Тема уроков | Формируемое УУД | Задание |
Введение. 1.Биология- наука о живой природе и закономерностях её существования и развития | 1.Высказывание и аргументация своего мнения (К) 2. Умение переводить объёмную информацию в модель-схему (П). 3.Извлечение нужной информации для построения понятий (П). | *Почему современную биологию считают особым комплексом естественных наук, изучающих живую природу? * Используя текст учебника стр. 4 и знания, полученные в 6-9 классах построить модель-схему «Науки биологического цикла» *Используя построенную схему, высказывания и аргументацию учащихся, дать понятия в устной форме определения классических и современных наук биологического цикла. |
2.Основные признаки живых систем | 1.Использование информации учащимися для доказательства своих суждений, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.(П) 2.Перекодировка информации в опорную схему (П) 3.Формулирование определений признаков (П) | *Используя текст учебника стр. 4-5, мини- рисунки, мини-схемы и т.д , докажите что объектом биологии являются живые системы, а живые системы – это совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих определённое единство. *Используя текст учебника стр.5-6, построить опорную схему «Основные признаки живого» * Используя полученную информацию, дать определения понятий: «Дискретность», «Единство химического состава», «Метаболизм», «Открытость» и др. признаков |
3.Уровни организации живой материи. Методы изучения живой природы. Значение биологии в современной жизни | 1.Доказательство проявления свойств (П) 2.Анализ существующих методов и прогнозирование будущих (Р) 3. Аргументация своего мнения (К) | * По представленному рисунку- схеме «Биологическая организация» и тексту учебника стр. 6-7. доказать проявление свойств живого на уровнях: Молекулярный, Клеточный, Органо-тканевый, Организменный, Популяционно-видовой, Биогеоценотический, Биосферный. * Поработав с текстом учебника стр7-8, предположите несколько своих вариантов путей развития биологии в 21 веке? *На примере предполагаемых профессий учащиеся аргументировано доказать необходимость знаний биологии для разных профессий. |
Молекулы и клетки 1.Клетка – целостная система | 1.Развертывание информации по опорным словам (П) 2.Использование критериев для обоснования своего суждения (К) 3.Анализ информации из рисунка (П) | * По опорным словам: цитология, клетка, эукариоты, прокариоты, вирусы вспомнить определения по изучаемой теме. * Используя текст учебника п.1. стр12 составить суждения о том, что клетка: 1- главный компонент в морфологическом отношении; 2-эмбриональная основа многоклеточного организма; 3-единица функциональной активности органов и тканей; 4-единица развития, строения и функционирования организма *Работа с рис. 4, стр15 «Различие форм и клеток одноклеточных и многоклеточных организмов в зависимости от выполняемых функций» |
2. История изучения клетки. Методы изучения. | 1.Ориентирование в содержании текстовой информации и перевод главного в форму таблицы (П) 2. Умение устанавливать взаимосвязь (П) | *Работа с текстом учебника стр. 9-12 и построение таблицы «История изучения клетки» * Работа с рисунками 2, 3 стр.3 при изучении методов цитологии: электронной микроскопии, рентгеноструктурного анализа, дифференциального центрифугирования |
3. Клеточная теория | 1.Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы (П) | *Ознакомившись с постулатами клеточной теории установить: 1.Почему в 19 веке была сформулирована Клеточная теория? 2. Чем принципиально отличается теория М. Щлейдена и Т. Щванна от Современной клеточной теории? 3. Докажите, что Клеточная теория – одно из важнейших обобщений современной биологии? |
4.Особенности химического состава клетки | 1. Умение детализировать или обобщать информацию (П) 2.Умение ориентироваться в содержании дополнительной информации (Р) | *Построение таблицы «Химический состав клетки. Основные группы химических элементов», используя текст учебника п.2, стр 16-17 *Из дополнительной информации, подготовленной учащимися, выделить химические элементы, участвующие в образовании важных органических соединений |
5. Ионы в клетке и организме и их значение | 1. Объяснение явлений, процессов и связей (П) 2.Обоснование применения инструментария для выполнения поставленной задачи (Р) | *Просмотрев видео-фрагмент «Работа натриево-калиевого насоса», ответить на вопрос: Почему пока клетка жива различия в концентрации К и Na между клеткой и межклеточной средой стойко удерживаются? * Из перечня предложенных вариантов лабораторных исследований, выбрать те варианты, которые свидетельствуют о буферных свойствах цитоплазмы |
6.Вода и её роль в живых системах | 1.Умение устанавливать связь, выявленную в ходе опыта (П) 2.Извлечение информации из схемы и модели (П) | * При проведении опытов «Переливание разных жидкостей» и «Растворение различных веществ в воде» установить связь между увиденными явлениями и предполагаемым строением молекул воды. * Рассмотреть рис.5. стр.19. «Образование водородных связей между молекулами воды» и модель «Строение молекул воды» и объяснить увиденное в опытах |
7.Биополимеры. Строение белковой молекулы | 1.Выдвижение версий решения проблемы (Р) 2.Умение делать умозаключения в ходе проведения опыта (П) 3.Выстраивание цепочки необходимых действий (Р) | * Выполнить практическое задание «Уникальные бусы» и выдвигают версии решения проблем, сделать выводы о количестве вариантов полипептидных цепей *Провести опыт (нагревание раствора куриного белка с добавлением щелочи КОН ). При помощи лакмусовой бумажки выявить наличие азотсодержащих веществ. * При рассматривании рис.6, стр 22, разделить аминокислоты на группы (заменимые, незаменимые, кислые, нейтральные, основные и др) |
8.Уровни организации белковой молекулы | 1.Умение сравнить уровни организации 2.Умение создавать модель для решения поставленных задач 3. Перевод многоаспектной информации в таблицу | *Сравнить уровни организации белковой молекулы, работая со схемой строения белковой молекулы рис 7, стр 25. *Используя схему строения белковой модели, отрезки гибкого провода и стержень, провести динамичное моделирование структуры молекулы белка * Используя текст учебника стр.24-27.Построить таблицу «Уровни организации белковой молекулы» с указанием структур, типов связей и графического изображения |
9. Белки –ферменты и их функция | 1.Извлечение нужной информации из рисунка (П) 2.Умение строить речевое высказывание (П) 3.Умение анализировать результаты на основе выполнения практических действий (П) | *Используя рис 10, стр.29, выделите катализаторы-ферменты *Используя текст учебника п.4, стр 28, объясните почему для названий большинства ферментов используется суффикс-аза. *Провести лабораторную работу «Каталитическая активность ферментов» |
10.Разнообразие белков и их функции | 1.Формирование мыслительно-речевых умений (П) 2.Преобразование рисунка-схемы в форму таблицы (П) 3. Умение объяснять результаты с биологической точки зрения (Р) | *Используя рисунок-схему 10, стр 29, проанализировать группы белков в соответствии с их функциями * Используя изученный рисунок-схему 10 и текстовый материал учебника стр 30-33, самостоятельно построить таблицу, выделяя главное из сложной информации * Ответить на вопрос: Как Дженнеру и его последователям удалось спасти Человечество? (при затруднении предложить обратиться к п. 25, рис.81, стр 163) |
11.Углеводы. Моносахариды и Олигосахариды | 1.Выбор из предложенных вариантов пути решения поставленной задачи (Р) 2.Перевод информации структурной формы в словесную (П) | *Из полученной информации от учителя, используя текст учебника п.5, стр 33-36 и предложенные варианты (таблица, модель, кластер, схема) составить характеристику Моносахаридов (1гр.) и Олигосахаридов (2гр) *Рассмотреть структурные формы: 1) пентоз и гексоз на стр 34-35, 2) моносахаридов и олигосахаридов. Проанализировать сходство и различие |
12. Полисахариды | 1.Извлечение нужной информации из представленных структур (П) 2.Умение работать в парах (К) | *Из представленных структур амилозы, крахмала, амилопектина, стр 37, объясните различия между моно, олиго и полисахаридами, установите чем представлены полисахариды и какие цепи характерны для них: линейные, разветвлённые, циклические? *Ознакомившись с особенностями строения полисахаридов, текстом учебника стр36-38. определите (в паре) форму построения модели-схемы «Полисахариды» и внесите в неё главную информацию |
14.Функции углеводов | 1.Умение соотносить свои знания с поставленной задачей (Р) | * Работа над заданием №3 к п.5 стр 39: Основываясь на знаниях из курса «Человек», дополнительной литературы, жизненного опыта, составить схему «Значение углеводов» |
15.Липиды. Их строение и свойства | 1. Умение строить речевое высказывание. Оценка ответов (К) 2. Извлечение нужной информации из текста (П) | *Проработать текст учебника п. 6. стр 39-40, рассмотреть структуры насыщенных и ненасыщенных жирных кислот, найти сходство и отличия. Ответить на вопрос: Чем определяется свойства жира? * Найти в тексте учебника стр 40 группы наиболее важных жироподобных веществ. Построить модель «Липиды и их комплексы» |
16. Функции липидов | 1.Умение устанавливать взаимосвязи (П) 2. Умение делать умозаключения в ходе наблюдения (П) | *Вспомнить особенности строения и свойств молекул жира и установить взаимосвязь наиболее важных биологических функций липидов * Опыт: нанести на поверхность воды капельку жира. Объяснить, с биологической точки зрения. почему не тонет жир? И почему мыло смывает грязь с рук? При умозаключении обратиться к рис 16. |
17. Нуклеиновые кислоты. ДНК, её особенности и свойства | 1.Нахождение в тексте нужной информации (П) 2. Умение ориентироваться при сравнении схем (П) 3.Выделение существенных признаков понятий (П) 4.Извлечение нужной информации из рисунка (П) | * Найти в п. 7, стр 43 специальные методы. при помощи которых удалось изучить нуклеиновые кислоты *Найти сходства и отличия в структуре Пуриновых и Пиромидиновых оснований, рассмотрев их структуры на стр 43 и сделать вывод. * Найти в тексте п.7, стр 43-48 термины, используемые при изучении ДНК. *Рассмотреть рис 13, 14, стр 46 объясните строение ДНК и установить связь с процессом её удвоения. |
18.Нкулеиновые кислоты. РНК. Их разнообразие и функции | 1. Выявление отличительных признаков (П) 2. Планирование путей достижения цели (Р) | * Используя текст учебника п.7. стр49 «Строение и разнообразие РНК», выявите отличительные признаки нуклеиновых кислот * Построить таблицу «Нуклеиновые кислоты», придумав графы, отражающие наиболее важные признаки |
19.Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты» | 1. Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от условия (П) 2.Планирование пути достижения цели (Р) | * Используя рис.13 и рис 14, стр. 46 решите задачи. Пример одной из задач: Дан фрагмент цепи ДНК- ААГТЦ ТАЦГТАТ.Изобразите структуру двуцепочной ДНК. Какова длина этого фрагмента? Ответы поясните * Самостоятельная работа по карточкам. Пример одной из задач: В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниловых нуклеотидов, которые составляют 22% нуклеотидов. Составьте вопросы к задаче и решите её |
20.АТФ, её роль в клетке | 1. Построение модели (П) 2.Умение оформлять свои мысли в устной речи (Р) | * Используя текст учебника Стр 49, постройте модель нуклеотида АТФ *Дайте аргументированные ответы на вопросы: 1)На чём основана информационная емкость ДНК? 2)Какие особенности строения определяют основную функцию АТФ? 3) В чём заключаются сходство ДНК с аккумулятором? 4) АТФ синтезируется в митохондриях и хлоропластах. объясните в чём сходство и различие процессов приводящих к синтезу молекул в органоидах. |
21.Обобщение знаний по теме «Молекулы и клетки» | 1. Умение планировать пути достижения цели, самостоятельно оценивать последовательность действий (Р) | * Выполнить задания по теме «Состав клетки», изложенные в карточках |
Клеточные структуры и их функции 1.Плазматическая мембрана клетки, её строение | 1.Извлечение информации из рисунка (П) 2.Выяснение причинно-следственных связей (П) 3. Конкретизация понятий (П) | *Используя рис 16, стр 52 выделите основные компоненты строения плазматической мембраны * Выделив основные компоненты плазматической мембраны, установите причину расположения полярных головок липидов и неполярных хвостов, вспомнив строение и особенности липидов. При необходимости обратитесь к п.6, стр39-40 *Используя текст учебника п.8, стр51, дайте конкретные понятия периферическим, погружённым, пронизывающим белкам и определите их место расположения на рис16. |
2.Мембранный транспорт. Натриево-калиевый насос. | 1.Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. (К) 2.Выяснение последовательности процессов (П) | * Ознакомившись с рис.17, подумайте над тем как создать относительно простые модельные системы, которые позволят имитировать и исследовать реальные свойства мембран.(работа в группах) *Познакомьтесь с работой натриево-калиевого насоса п.8, стр53-54, установите последовательность процессов и запишите их. |
3.Рецепторная функция мембраны. Эндоцитоз и экзоцитоз | 1.Перевод информации в рисунке в пояснение (П) 2. Умение давать определения понятиям. (П) | *Рассмотреть рис.19, стр. 55 «Работа аденилатциклазной системы» и пояснить механизм передачи сигнала клеткам *Дать определения понятиям: экзоцитоз, эндоцитоз, фагоцитоз, пиноцитоз, рассмотрев рис. 18, стр 55 |
4.Оболочки клетки. Особенности строения оболочек организмов разных царств. | 1.Определение отсутствующей информации в тексте (П) 1.Развитие навыков самооценки и самоанализа (К) | *Прочитать информацию о клеточных стенках организмов на стр 56-57 и дополнить её на основе знаний, полученных в 6-9 классах * При внесении дополнений в информацию о клеточных стенках провести самоанализ и самооценку. |
5.Мембранные органеллы клетки: ядро | 1.Умение анализировать рисунки (П) 2.Умение давать определения понятиям (П) | *Рассмотреть рис.20, стр59 «Строение ядра и электронные микрофотографии ядра. Соотнесите их и проанализируйте увиденное *Дать определения, изучив текст п.9, стр58-60: гистоны, хромосомы, хроматиды, кариоплазма, ядрышко |
6.Вакуолярная система клетки | 1.Умение воспринимать и передавать устную форму информации (К) | * Прочитать текст стр60-61, рассмотреть микрофотографии и строение ЭПС (рис22) и Комплекса Гольджи (рис.23), рассказать об их особенностях. |
7.Митохондрии и пластиды | 1.Оценка ответов одноклассников (взаимоконтроль) | * Найдите ошибки в тексте и исправьте их.(1вариант текст по пластидам, 2 вариант – тест по митохондриям). Во время проверки обмениваются работами |
8. Немембранные органеллы клетки. Опорно-двигательная система клетки | 1.Построение модели (П) 2.Структуирование текста (П) | *Попробуйте составить модель движущейся клетки. Какие её компоненты будут принимать участие в движении? Докажите почему *Составьте план текста «Опорно-двигательная система клетки» стр.65-68 |
9.Клеточный центр. Рибосомы. Клеточные включения | 1. Умение делать умозаключения в ходе наблюдения (П) | *Клеточный центр является загадочным компонентом клетки. Посмотрите рис. 29 и рис.30, определите в чем его необычность в чем сходство с базальным тельцем? |
10-11.Оббобщающий урок «Современные сведения о клетке и её изучение» | 1.Составление плана последовательности действий (Р) 2.Перевод многоаспектной информации в таблицу | * Работа в творческих группах над темами: «Первые клетки на планете», «Над чем работают цитологи?» «Известное и неизвестное» и др. *Построить таблицу «Клеточные структуры. Их особенности строения и функции» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках биологии. В началь...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...
Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОС основного общего образования
Управление процессом формирования универсальных учебных действий УУД согласно требованиям ФГОСосновного общего образования...