Рецензия на учебник химии для 8 класса
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Отчет о ходе апробации учебника
Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой
« Химия 8 класс»
учителя химии первой категории
ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
recenziya_na_uchebnik_himii_8.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о ходе апробации учебника
Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой
« Химия 8 класс»
учителя химии первой категории
ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И.
Данный учебник открывает новую линию учебников по химии для общеобразовательной школы. Он построен в соответствии с принципами доступности, последовательности, научности излагаемого материала. Разнообразные задания и упражнения способствуют интеллектуальному развитию школьников и облегчают усвоение сложных тем. Многочисленные примеры применения химических знаний в жизни и быту, раздел «Домашний эксперимент» расширяют практико-ориентированный подход к урокам химии и раскрывают перед учащимися необходимость изучения химической науки, играющей большую роль в современном мире. Отдельно следует отметить внетекстовой компонент учебника – оформление и содержание иллюстративного материала. Современное, яркое исполнение схем, иллюстраций, фотографий опытов способствует более эффективному восприятию и усвоению текстового материала, повышает познавательный интерес учащихся. Кроме того многие иллюстрации соответствуют иллюстрациям, используемым в контрольно-измерительных материалах ГИА, что немаловажно. Особо удачно изложен такой сложный для восприятия учащихся раздел как « Классификация веществ»- в нем содержатся не только схемы классификации веществ ,но и удобные опорные схемы для закрепления знаний о химических свойствах веществ.
Однако, в качестве пожеланий авторам, можно указать на некоторые неточности и дополнения:
- В параграфе № 1 дается понятие о чистых веществах и смесях, но отсутствуют описания способов разделения смесей(тема, входящая в обязательный минимум по химии).
- В параграфе № 2 (стр. 16) дано определение химического элемента- « Вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами, в том числе одинаковой атомной массой( а как же изотопы?). Может быть, лучше было бы воспользоваться понятием «порядковый номер»? Тем более, что присутствует сноска « Позднее вы познакомитесь с более точным определением».
- В параграфе № 4 « Валентность» отсутствует понятие «высшая валентность», «низшая валентность» ( эти понятия вводятся только в параграфе № 26, что мне кажется нецелесообразным). Более логично было бы ввести эти понятия сразу при изучении темы «Валентность» , а в дальнейшем уже систематически закреплять.
- В опыте № 2 (стр.44) – « Изменение окраски, агрегатного состояния вещества- все это физические явления.». А в конце описания опыта приводится изменение цвета как признак химической реакции.
- На стр. 46 формула малахита приведена в свернутом виде, что затрудняет восприятие учащихся.
- Некоторые задания не соответствуют по формату современным требованиям. Например, на странице 47 учащимся предлагается соединить стрелками условия и признаки реакций, что нецелесообразно в свете подготовки учащихся к ГИА. Подобное задание в КИМах выглядело бы следующим образом:
Соотнесите явления с условиями или признаками химических реакций.
Результаты оформите в таблицу
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
А. Появление запаха 1. Условия протекания реакций
Б. Соприкосновение веществ 2. Признаки химической реакции
В. Выделение газа
Г. Выделение или поглощение теплоты
Д. Нагревание
Е. Выпадение осадка
Ж. Изменение цвета
- При введении понятия « Химические уравнения» ( параграф №8) не вводится понятие «Типы химических реакций». Это понятие вводится только в параграфе № 23, что нарушает последовательность изучения темы.
- Параграф № 12 « Водород. Кислород» построен на сопоставлении свойств этих веществ, однако почему то сопоставление не распространилось на получение и применение этих газов, что сделало данные разделы темы более сложными для восприятия учащихся и нарушило логичность построения материала парагафа. Кроме того , не приведены уравнения реакций таких обязательных способов получения кислорода в лаборатории как разложение бертолетовой соли, разложение оксида ртути.
- В параграфе № 15 «Вода» нет четко прописанных химических свойств воды- взаимодействие с щелочными металлами, основными и кислотными оксидами(материал так же входит в обязательный минимум).
- На форзаце учебника отсутствует таблица « Растворимость кислот, оснований, солей в воде» , что лишает учащихся наглядности при изучении таких тем как « Растворы», «Кислоты», «Основания», «Соли». ( таблица расположена в конце учебника в неудобном для работы с ней формате)
- Вызывает определенные сомнения логичность построения темы « Кислоты»- сначала в параграфе № 17 даются сведения о свойствах кислот, а затем в параграфе № 18 состав и классификация кислот.
- Излишне подробно, на мой взгляд, изложена тема « Амфотерные соединения». В 8 классе целесообразнее дать лишь общие сведения о амфотерных соединениях ( странно что в качестве примера приводится лишь цинк и ничего не говорится о алюминии и берилии), а уже их химические свойства подробно рассматривать в 9 классе.
- Материал параграфа № 24 « Применение веществ в промышленности и быту» целесообразнее было бы разбить по соответствующим разделам « Простые вещества» ( параграф № 11), « Кислоты» , «Основания», « Соли», т.к. раздел « применение» входит в обязательный минимум сведений о веществах и к учащимся предъявляется требование излагать эти сведения по строго определенному плану.
В заключение надо отметить, что данный учебник может быть безусловно использован в 8-х классах общеобразовательных школ, так как он современно оформлен и его содержание соответствует требованиям стандарта среднего химического образования. Хочется сказать спасибо авторам учебника и пожелать им дальнейших творческих успехов!
Учитель химии ГБОУ СОШ №800
ЗАО г. Москвы Мартынова Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс
Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...
Рецензия на учебник по биологии 9 класс
Отчет о ходе апробации учебника Т.М. Ефимовой, А О. Шубина, Л.Н. Сухоруковой« Биология 9класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москв...
рецензия на учебник по биологии 10-11 класс
Отчет о ходе апробации учебника Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....
Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"
Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся...
Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"
В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 ...
Электронный учебник «Химия 9 класс»
9 классТеория элекролитической диссоциацииПроцесс электролитической диссоциации обусловлен взаимодействием растворенных веществ с водой (или другим растворителем); образующиеся ионы - катионы и анионы...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...