Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 8 класс"
опыты и эксперименты по литературе (7 класс) на тему
Внутренняя рецензия на учебник, заказанная мне издательством "Просвещение" в 2013 году, родилась в результате обсуждения рукописи на уроке в 7 классе с углубленным изучением литературы. Учащиеся познакомились с содержанием рукописи, уделив особое внимание вопросам, заданиям и проектам, предлагаемым авторами учебника.Самые горячие споры разгорелись по поводу возможности или невозможности выполнения некоторых заданий. Также учащиеся предложили ряд своих заданий для учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_e_ts_e_n_z_i_ya_n_a_u_ch_e_b_n_i_k.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Р Е Ц Е Н З И Я Н А У Ч Е Б Н И К
Л И Т Е Р А Т У Р А. 8 класс.
Авторы: Ю.В. Л е б е д е в, А.Н. Романова
М.Б. К У З Н Е Ц О В А,
учитель русского языка и
литературы
Линия учебников 5-9 классов под редакцией Ю.В.Лебедева предполагает изучение произведений русской классической литературы в ее национальном своеобразии, во взаимодействии с православной основой национальной духовной жизни, важнейшими фактами истории русского народа, традиционными ценностями русской культуры.
Кроме того, учебник 8 класса, являясь переходным от первой ступени (5-8 класс) к историко-литературному курсу 9-11 классов, обязан дать ученикам представление о мировой литературе и в общих чертах показать становление отечественной словесности.
Итак, интересных и сложных задач много, а решать их предстоит ученикам 8 класса обычной средней школы. Как же заинтересовать учащихся материалами учебника, как сделать так, чтобы учебник помог сделать уроки литературы по-настоящему важными в жизни подростков, как мотивировать ребят, которые в жизни еще не определились? Может быть, авторы и не ставили перед собой такой конкретной задачи, но у них именно так и получилось.
В самом подборе литературно-художественного материала, в статьях, его сопровождающих, чувствуется высокое отношение и доверие к современным школьникам, которые все поймут и усвоят, несмотря на многочисленные разговоры о том, что молодежи ничего не нужно, кроме боевиков, ужастиков, поп-музыки, компьютерных игр и других «достижений» современной культуры. А им нужно! И литература, нацеленная на воспитание нравственных качеств и формирующая духовные потребности; и возможность поразмышлять, поспорить, отстаивая свою точку зрения; и чувство гордости за себя, так много узнающего о русской и мировой литературе и культуре.
Разнообразные вопросы и задания к текстам не только позволяют проникнуть в авторский замысел писателя, увидеть художественное своеобразие каждого произведения, но и развивают у учащихся эмоциональную отзывчивость и эстетическую чуткость.
Главная отличительная особенность учебника, его своеобразие и, наверное, его особая ценность состоит в том, что, изучая тексты, статьи, отвечая на вопросы и выполняя задания, современные школьники постепенно проникаются идеалами милосердия, правды, веры, справедливости. Они вместе с авторами и героями произведений чувствуют себя сопричастными к истории, культуре, ко всему, совершающемуся в мире. Как правило, самыми интересными вопросами на уроках литературы являются вопросы нравственного поведения человека, поиска цели и смысла существования…И хорошо, когда такие вопросы уже имеются в учебнике и учителю не нужно каждый раз добавлять эти вопросы от себя.
Изучая материалы учебника, я все время ловила себя на мысли: как воспримут мои сегодняшние семиклассники новую книгу, которая могла бы стать их учебником уже в будущем году? Проверить это очень просто.
Я провела урок-практикум по обсуждению нового учебника в 7 классе с углубленным изучением литературы. Мои ученики, чувствуя себя сопричастными к рождению новой книги, говорили, что раньше и не предполагали, что урок по обсуждению нового учебника может быть настолько увлекательным.
Мы обсудили содержание, посмотрели много вопросов, подумали над тем, как выполнять некоторые задания, какой проект мы бы выбрали. В ходе обсуждения родились некоторые идеи и возникли небольшие замечания.
В рубрику запоминаем и рассуждаем хорошо бы добавить побольше вопросов, связанных с нравственными идеалами, с вечными ценностями, может быть, перестроить некоторые уже имеющиеся вопросы так, чтобы ответы были связаны с идеалами правды,
добра, милосердия, справедливости… Именно эти вопросы особенно близки современному школьнику, ибо их можно соотнести с собственной жизнью, настоящей и будущей.
Есть замечания по поводу названия самой рубрики: семиклассникам непонятно использование слова «запоминаем». Что именно здесь нужно запоминать? Ни одного вопроса с запоминанием не связано. Это не совсем ясно. Может быть, мы чего-то не поняли? Учащиеся предложили такие варианты замены этого слова: думаем, узнаем, читаем, изучаем…
В рубрике исследуем и творим есть вопросы, которые требуют очень много времени и затрат (материальных, технических, умственных) на их подготовку. Может быть, такие вопросы надо уточнить или как- то упростить, может быть, перенести в раздел проектов.
Например, есть задание подобрать репродукции картин русских художников, созвучных духу и настроению цикла А.Блока «На поле Куликовом». Где и как их подбирать, не обладая специальной подготовкой и средствами. Да, это можно сделать, используя Интернет, а дальше? Необходим цветной принтер, который есть далеко не у всех...
Еще более сложное задание – составить иллюстрированный сборник песен, записанных в вашем районе или области. Каким образом выполнить это задание москвичам-восьмиклассникам, причем во время учебного процесса? Во-первых, это задание более подходит для проектной деятельности; во-вторых, необходимы сноски на справочный материал. Может быть, проще как-то видоизменить это задание?
Или: проанализируйте произведения (фрагменты) писателей 19 века и объясните, как они связаны с фрагментами «Голубиной книги». Какие произведения, каких писателей? У восьмиклассников еще слишком мал читательский опыт для такой исследовательской работы. Нужны подсказки.
Если стоит задача сделать доклад, реферат, сравнить произведения, которых нет в учебнике, то ссылка на авторов, названия, рекомендуемую литературу, сайты, обязательна, так как восьмиклассники обычной средней школы не имеют ни времени, ни достаточных знаний, чтобы сделать это абсолютно самостоятельно. А неудачи, как известно, отбивают всякое желание к дальнейшей деятельности.
Иногда нужные для исследования тексты имеются, но они составляют весьма незначительную часть учебника. Чаще же нет ни текстов, ни ссылки.
Было бы очень хорошо (если, конечно, позволит объем) выпустить дополнительные материалы к учебнику, где будут и фрагменты текстов, и дополнительные статьи, и нужный для заданий иллюстративный материал. Это сняло бы очень многие проблемы, которые могут помешать продуктивно работать с учебником.
Прекрасно сделан раздел «Древнерусская литература». Интересный и насыщенный материал, поданный легко и увлекательно, с самых первых шагов изучения подогревает интерес к этой непростой теме. Но не все тексты одинаковы по сложности и объему.
Например, «Поучение» Владимира Мономаха воспринимается современными школьниками достаточно просто (видимо, просто близко им по смыслу), а вот «Слово о полку Игореве» воспринимается очень сложно даже девятиклассниками и в переводе Заболоцкого. Поэтому прозаический неадаптированный текст прочитают немногие, а те, кто прочитает, многого не поймут.
Вопросы и задания в разделе «Древнерусская литературы» хороши и понятны, но неплохо было бы создать какой-то живой интерес при изучении этого раздела, связать с современностью столь далеко отстоящие от нас события. (например, добавить такое задание: написать поучение современным школьникам (от лица директора школы, родителей, президента…) Причем можно предложить школьникам написать поучение и современным литературным языком, и языком, напоминающим древнерусский (можно использовать некоторые слова и выражения из «Поучения» Владимира Мономаха).
Наряду с заданиями повышенной сложности в рубрике исследуем и творим есть и совсем простые, на наш взгляд, задания, не совсем отвечающие духу исследовательской деятельности. Например, задание – сделать сообщение о Гомере – может вылиться в простое скачивание из Интернета немногочисленных сведений о Гомере. Может быть, в этом случае попросить у учащихся воссоздать облик автора, опираясь на его тексты?
А вот опять объемное и трудновыполнимое задание – подготовить сообщение о том, как история Франчески и Паоло отразилась в мировом искусстве. Если взять только литературу, то такое сообщение под силу, возможно, студенту-филологу. Ведь нам не нужно простое перечисление авторов и названий. Нужен какой-то анализ, для чего необходимо знание текстов. Без дополнительных справок сделать это непросто, так как школьники. конечно, не будут в Интернете читать тексты. А как быть с произведениями живописи, с музыкой ?..
И, наконец, проектная деятельность. Дело это новое, серьезное, интересное, но требующее тщательной подготовки и времени. Хорошо, если в течение учебного года
школьники сделают 2-3 проекта, интересных, развивающих, не похожих друг на друга. Поэтому удобнее было бы собрать все проекты в отдельный блок и поместить его в конце учебника с тем, чтобы еще до начала изучения темы (в начале года, триместра) учитель с учениками могли бы выбрать интересующий их проект, создать творческие группы, распределить обязанности. А чтобы был выбор, хорошо бы к каждой теме придумать по два-три проекта разной сложности и направленности (и социологические исследования, и презентации, и создание сборников, и литературно-музыкальные композиции, и спектакли…)
Разговор об учебнике можно продолжать до бесконечности. Почему? Потому что учебник очень интересный, заставляющий думать, фантазировать, спорить, доказывать свою точку зрения. Мои семиклассники надеются, что такие обсуждения у нас продолжатся и мечтают поскорее увидеть книгу изданной.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на учебник В.И. Уколовой История Древнего мира. 5 класс
Рецензия на учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», издательство «Просвещение», 2010. Новый учебник В.И.Уколовой «История. Древний мир. 5 класс», подготовленный издательством «Просвещени...
Рецензия на учебник химии для 8 класса
Отчет о ходе апробации учебника Е.Е. Минченкова, А.А.Журина, П.А. Оржековского, Т.В.Смирновой « Химия 8 класс»учителя химии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....
Рецензия на учебник по биологии 9 класс
Отчет о ходе апробации учебника Т.М. Ефимовой, А О. Шубина, Л.Н. Сухоруковой« Биология 9класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москв...
рецензия на учебник по биологии 10-11 класс
Отчет о ходе апробации учебника Н.Д. Андреевой « Биология 10-11 класс» ( издательство «Мнемозина»)учителя биологии первой категории ГБОУ СОШ № 800 ЗАО г Москвы Мартыновой Е.И....
Рецензия на учебник : Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова "Литература. 9 класс"
В рецензии на учебник по литературе для 9 класса Ю.В.Лебедева и А.Н.Романовой рассматриваются вопросы соответствия содержания учебника утвержденной государственной программе по литературе для 9 ...
Глухова Л.В. "Рецензия на учебник «Русский язык» 5 класс Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын"
Аннотация к рецензии на учебник «Русский язык» 5 класс в 2 частях. М., «Просвещение», 2012 г. авторов : Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына.В 2012-2013 уче...
Рецензия на апробацию учебника Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Углубленный уровень. Авторы: Муравин Г.К., Муравина О.В.
Рецензия на апробацию учебника Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Углубленный уровень. Авторы: Муравин Г.К., Муравина О.В....