Рабочая программа по биологии (профильный уровень), 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория
по биологии (профильный уровень), 10 класс
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка к тематическому планированию
Рабочая программа по общей биологии 10 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с требованиями федерального компонента.
Программа рассчитана на 105 ч. В год (3 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольно-обобщающих уроков – 8
лабораторных работ – 14
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входит: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин Общая биология, 10 класс. Профильный уровень.Ч.1 М.: «Дрофа», а также дополнительная литература: Т.А.Козлова Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология». Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.
№ п/п | Изменение | Обоснование |
1 | Уменьшено количество часов по темам « Происхождение жизни на земле»-1час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле»- на 3 часа. | Это уплотнение произведено в связи с тем, что все основные вопросы общей биологии изучались учащимися в курсе 9 класса. |
Учебно-тематическое планирование
по биологии
Классы – 10-
Учитель – Чайченко Татьяна Анатольевна
Количество часов
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков 8
Лабораторных работ 14
Планирование составлено на основе авторской программы В.Б.Захарова
Учебник
«Общая биология 10 класс» Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г., СонинН.И. Профильный уровень.-М: Дрофа, 2010
Дополнительная литература
КозловаТ.А. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.М амонтова, Н.И.Сонина «Общая биология» .-М:Дрофа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Дата проведения урока | |
лабораторные | контрольные | ||||
| ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ | 5 |
| 1 |
|
1. | Предмет и задачи общей биологии. | 1 |
|
|
|
2. | Понятие жизни и уровни ее организации. | 1 |
|
|
|
3. | Критерии живых систем. | 1 |
|
|
|
4. | Критерии живых систем. | 1 |
|
|
|
5. | Контрольная работа №1 (вводный контроль). | 1 |
| 1 |
|
| ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. | 14 | 1 | 1 |
|
6. | История представлений о возникновении жизни. | 1 |
|
|
|
7. | Работы Пастера. | 1 |
|
|
|
8. | Гипотезы вечности жизни. | 1 |
|
|
|
9. | Материалистические теории. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле». | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10. | Эволюция химических элементов в космическом пространстве. | 1 |
|
|
|
11. | Химические предпосылки возникновения жизни. | 1 |
|
|
|
12. | Источники энергии и возраст Земли. | 1 |
|
|
|
13. | Условия среды на древней Земле. | 1 |
|
|
|
14. | Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле». | 1 |
|
|
|
15. | Гипотезы происхождения протобиополимеров. | 1 |
|
|
|
16. | Эволюция протобионтов. | 1 |
|
|
|
17. | Начальные этапы биологической эволюции. | 1 |
|
|
|
18. | Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле». | 1 |
|
|
|
19. | Контрольная работа №2 по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле». | 1 |
| 1 |
|
| УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. | 35 | 7 | 3 |
|
20. | Введение в цитологию. Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание». | 1 |
1 |
|
|
21. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 1 |
|
|
|
22. | Органические молекулы – углеводы. | 1 |
|
|
|
23. | Органические молекулы – жиры и липоиды. | 1 |
|
|
|
24. | Биологические полимеры – белки. | 1 |
|
|
|
25. | Лабораторная работа №2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов». | 1 |
1
|
|
|
26. | Семинар по теме «Строение и функции белков». | 1 |
|
|
|
27. | ДНК – биологический полимер. | 1 |
|
|
|
28. | Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код. | 1 |
|
|
|
29. | Редупликация ДНК. Практическая работа №2 «Решение задач по молекулярной биологии». | 1 |
1 |
|
|
30. | Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты». | 1 |
|
|
|
31. | Контрольная работа №3 по теме «Химическая организация живого вещества». | 1 |
| 1 |
|
32. | Прокариотическая клетка. | 1 |
|
|
|
33. | Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. | 1 |
|
|
|
34. | Органоиды эукариотической клетки. | 1 |
|
|
|
35. | Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 |
1 |
|
|
36.
| Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа №4 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.» | 1 |
1 |
|
|
37. | Клеточное ядро.
| 1 |
|
|
|
38. | Строение и функции хромосом. | 1 |
|
|
|
39. | Лабораторная работа №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». | 1 |
1 |
|
|
40. | Контрольная работа №4 по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот». | 1 |
| 1 |
|
41. | Анаболизм. | 1 |
|
|
|
42. | Анаболизм. | 1 |
|
|
|
43. | Решение задач по теме «Биосинтез белка». | 1 |
|
|
|
44. | Энергетический обмен веществ. | 1 |
|
|
|
45. | Обмен веществ. | 1 |
|
|
|
46. | Автотрофный обмен веществ. | 1 |
|
|
|
47. | Хемосинтез. | 1 |
|
|
|
48. | Семинар по теме «Обмен веществ и энергии». | 1 |
|
|
|
49. | Контрольная работа №5 по теме «Обмен веществ в клетке». | 1 |
| 1 |
|
50. | Жизненный цикл клетки. | 1 |
|
|
|
51. | Митоз. Лабораторная работа №6 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука». | 1 |
1 |
|
|
52. | Неклеточные формы жизни. | 1 |
|
|
|
53. | Вирусы. | 1 |
|
|
|
54. | Клеточная теория строения организмов. | 1 |
|
|
|
| РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ. | 7 |
| 1 |
|
55. | Бесполое размножение. | 1 |
|
|
|
56. | Вегетативное размножение. | 1 |
|
|
|
57. | Половое размножение. | 1 |
|
|
|
58. | Развитие половых клеток. | 1 |
|
|
|
59. | Мейоз. | 1 |
|
|
|
60. | Семинар по теме «Размножение организмов». | 1 |
|
|
|
61. | Контрольная работа №6по теме «Размножение организмов». | 1 |
| 1 |
|
| ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. | 14 |
| 1 |
|
62. | Краткие исторические сведения. | 1 |
|
|
|
63. | Эмбриональный период развития. | 1 |
|
|
|
64. | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | 1 |
|
|
|
65. | Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных». | 1 |
|
|
|
66. | Постэмбриональный период. | 1 |
|
|
|
67. | Непрямое и прямое развитие организмов. | 1 |
|
|
|
68. | Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. | 1 |
|
|
|
69. | Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений. | 1 |
|
|
|
70. | Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных. | 1 |
|
|
|
71. | Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений. | 1 |
|
|
|
72. | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. | 1 |
|
|
|
73. | Развитие организмов и окружающая среда. | 1 |
|
|
|
74. | Критические периоды в развитии эмбриона. | 1 |
|
|
|
75. | Контрольная работа № 7 по теме «Индивидуальное развитие организмов». | 1 |
| 1 |
|
| ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 27 | 5 | 1 |
|
76. | История развития представлений о наследственности и изменчивости. | 1 |
|
|
|
77. | Современные представления о структуре гена. | 1 |
|
|
|
78. | Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения. | 1 |
|
|
|
79. | Второй закон Менделя – закон расщепления. | 1 |
|
|
|
80. | Неполное доминирование. Множественный аллелизм. | 1 |
|
|
|
81. | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. | 1 |
|
|
|
82. | Практическая работа №3 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание». | 1 | 1 |
|
|
83. | Анализирующее скрещивание. | 1 |
|
|
|
84. | Хромосомная теория наследственности. | 1 |
|
|
|
85. | Практическая работа №4 «Решение генетических задач на сцепленное наследование». | 1 | 1 |
|
|
86. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 |
|
|
|
87. | Практическая работа №5 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование». | 1 | 1 |
|
|
88. | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | 1 |
|
|
|
89. | Практическая работа №6 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». | 1 | 1 |
|
|
90. | Семинар по теме «Основные закономерности наследственности». | 1 |
|
|
|
91. | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 1 |
|
|
|
92. | Мутации. | 1 |
|
|
|
93. | Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость). | 1 |
|
|
|
94. | Лабораторная работа № 7 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | 1 |
|
|
95. | Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости». | 1 |
|
|
|
96. | Контрольная работа №8 по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости». | 1 |
| 1 |
|
97. | Методы изучения генетики человека. | 1 |
|
|
|
98. | Наследственные заболевания и их предупреждение. | 1 |
|
|
|
99. | Создание пород животных и сортов растений. | 1 |
|
|
|
100 | Методы селекции растений и животных. | 1 |
|
|
|
101 | Селекция микроорганизмов. | 1 |
|
|
|
102 | Достижения современной селекции. | 1 |
|
|
|
| Итого: | 102 | 14 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса
Курс начинается с вводного раздела «Введение в биологию», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, а также практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества. На изучение темы по программе отводится 5 часов.
Далее следует раздел – «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле». В этом разделе изучается
предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул. На изучение темы по программе отводится -14 часов
Далее следует раздел – «Учение о клетке». В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации.
Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 35 часов.
Следующие разделы – «Размножение организмов» и «Индивидуальное развитие организмов» . В них рассматриваются механизмы деления клеток (митоза и мейоза), формы размножения, механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «Организм как единое целое», где речь идет о таких важных вещах, как уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, саморегуляция, влияние внешних условий на раннее развитие организма, биологические часы и анабиоз. Итак, материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 21 час.
Раздел «Основы генетики и селекции». В подробно рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается хромосомная теория Моргана и генетика пола. Обсуждаются более сложные явления взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы изменчивости. Даются разные типы изменчивости, закон Н. И. Вавилова. Подробно изучается генетика человека. Рассматриваются современные методы изучения генетики человека, рассматриваются вопросы построение и использование генетических карт, построение и анализ родословных, этические проблемы клонирования. Рассматривается роль мутагенов, роль хромосом в формировании отдельных признаков и патологий у человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении.
Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где изучаются не только её классические, но и современные методы, такие как полиплоидия, искусственный мутагенез, крупномасштабная селекция, а также – клеточная и генная инженерия. На изучение данного раздела отводится 27 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы.- М.: «Глобус»,2008
4. , 2007 – 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)
5. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» , Т.А. Козлова
6. Микроскопы
7. Лупы
8. Гербарии
9. Таблицы по общей биологии
10. Готовые микропрепараты
11. Видеофильмы
Список литературы:
1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«Согласовано» Руководитель ШМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория
по биологии (профильный уровень), 10-
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка к тематическому планированию
Рабочая программа по общей биологии 10 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с требованиями федерального компонента.
Программа рассчитана на 105 ч. В год (3 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольно-обобщающих уроков – 8
лабораторных работ – 14
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно- методического комплекса, в который входит: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин Общая биология, 10 класс. Профильный уровень.Ч.1 М.: «Дрофа», а также дополнительная литература: Т.А.Козлова Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология». Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.
№ п/п | Изменение | Обоснование |
1 | Уменьшено количество часов по темам « Происхождение жизни на земле»-1час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле»- на 3 часа. | Это уплотнение произведено в связи с тем, что все основные вопросы общей биологии изучались учащимися в курсе 9 класса. |
Учебно-тематическое планирование
по биологии
Классы – 10-
Учитель – Чайченко Татьяна Анатольевна
Количество часов
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков 8
Лабораторных работ 14
Планирование составлено на основе авторской программы В.Б.Захарова
Учебник
«Общая биология 10 класс» Захаров В.Б.,Мамонтов С.Г., СонинН.И. Профильный уровень.-М: Дрофа, 2010
Дополнительная литература
КозловаТ.А. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.М амонтова, Н.И.Сонина «Общая биология» .-М:Дрофа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Дата проведения урока | |
лабораторные | контрольные | ||||
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ | 5 | 1 | |||
1. | Предмет и задачи общей биологии. | 1 | |||
2. | Понятие жизни и уровни ее организации. | 1 | |||
3. | Критерии живых систем. | 1 | |||
4. | Критерии живых систем. | 1 | |||
5. | Контрольная работа №1 (вводный контроль). | 1 | 1 | ||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. | 14 | 1 | 1 | ||
6. | История представлений о возникновении жизни. | 1 | |||
7. | Работы Пастера. | 1 | |||
8. | Гипотезы вечности жизни. | 1 | |||
9. | Материалистические теории. Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле». | 1 | 1 | ||
10. | Эволюция химических элементов в космическом пространстве. | 1 | |||
11. | Химические предпосылки возникновения жизни. | 1 | |||
12. | Источники энергии и возраст Земли. | 1 | |||
13. | Условия среды на древней Земле. | 1 | |||
14. | Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле». | 1 | |||
15. | Гипотезы происхождения протобиополимеров. | 1 | |||
16. | Эволюция протобионтов. | 1 | |||
17. | Начальные этапы биологической эволюции. | 1 | |||
18. | Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле». | 1 | |||
19. | Контрольная работа №2 по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле». | 1 | 1 | ||
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ. | 35 | 7 | 3 | ||
20. | Введение в цитологию. Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание». | 1 | 1 | ||
21. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 1 | |||
22. | Органические молекулы – углеводы. | 1 | |||
23. | Органические молекулы – жиры и липоиды. | 1 | |||
24. | Биологические полимеры – белки. | 1 | |||
25. | Лабораторная работа №2 «Опыты по определению каталитической активности ферментов». | 1 |
1
| ||
26. | Семинар по теме «Строение и функции белков». | 1 | |||
27. | ДНК – биологический полимер. | 1 | |||
28. | Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код. | 1 | |||
29. | Редупликация ДНК. Практическая работа №2 «Решение задач по молекулярной биологии». | 1 | 1 | ||
30. | Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты». | 1 | |||
31. | Контрольная работа №3 по теме «Химическая организация живого вещества». | 1 | 1 | ||
32. | Прокариотическая клетка. | 1 | |||
33. | Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. | 1 | |||
34. | Органоиды эукариотической клетки. | 1 | |||
35. | Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 | 1 | ||
36. | Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа №4 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.» | 1 | 1 | ||
37. | Клеточное ядро. | 1 | |||
38. | Строение и функции хромосом. | 1 | |||
39. | Лабораторная работа №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». | 1 | 1 | ||
40. | Контрольная работа №4 по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот». | 1 | 1 | ||
41. | Анаболизм. | 1 | |||
42. | Анаболизм. | 1 | |||
43. | Решение задач по теме «Биосинтез белка». | 1 | |||
44. | Энергетический обмен веществ. | 1 | |||
45. | Обмен веществ. | 1 | |||
46. | Автотрофный обмен веществ. | 1 | |||
47. | Хемосинтез. | 1 | |||
48. | Семинар по теме «Обмен веществ и энергии». | 1 | |||
49. | Контрольная работа №5 по теме «Обмен веществ в клетке». | 1 | 1 | ||
50. | Жизненный цикл клетки. | 1 | |||
51. | Митоз. Лабораторная работа №6 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука». | 1 | 1 | ||
52. | Неклеточные формы жизни. | 1 | |||
53. | Вирусы. | 1 | |||
54. | Клеточная теория строения организмов. | 1 | |||
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ. | 7 | 1 | |||
55. | Бесполое размножение. | 1 | |||
56. | Вегетативное размножение. | 1 | |||
57. | Половое размножение. | 1 | |||
58. | Развитие половых клеток. | 1 | |||
59. | Мейоз. | 1 | |||
60. | Семинар по теме «Размножение организмов». | 1 | |||
61. | Контрольная работа №6по теме «Размножение организмов». | 1 | 1 | ||
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. | 14 | 1 | |||
62. | Краткие исторические сведения. | 1 | |||
63. | Эмбриональный период развития. | 1 | |||
64. | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. | 1 | |||
65. | Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных». | 1 | |||
66. | Постэмбриональный период. | 1 | |||
67. | Непрямое и прямое развитие организмов. | 1 | |||
68. | Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. | 1 | |||
69. | Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений. | 1 | |||
70. | Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных. | 1 | |||
71. | Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений. | 1 | |||
72. | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. | 1 | |||
73. | Развитие организмов и окружающая среда. | 1 | |||
74. | Критические периоды в развитии эмбриона. | 1 | |||
75. | Контрольная работа № 7 по теме «Индивидуальное развитие организмов». | 1 | 1 | ||
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ | 27 | 5 | 1 | ||
76. | История развития представлений о наследственности и изменчивости. | 1 | |||
77. | Современные представления о структуре гена. | 1 | |||
78. | Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения. | 1 | |||
79. | Второй закон Менделя – закон расщепления. | 1 | |||
80. | Неполное доминирование. Множественный аллелизм. | 1 | |||
81. | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. | 1 | |||
82. | Практическая работа №3 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание». | 1 | 1 | ||
83. | Анализирующее скрещивание. | 1 | |||
84. | Хромосомная теория наследственности. | 1 | |||
85. | Практическая работа №4 «Решение генетических задач на сцепленное наследование». | 1 | 1 | ||
86. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | |||
87. | Практическая работа №5 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование». | 1 | 1 | ||
88. | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | 1 | |||
89. | Практическая работа №6 «Решение генетических задач на взаимодействие генов». | 1 | 1 | ||
90. | Семинар по теме «Основные закономерности наследственности». | 1 | |||
91. | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | 1 | |||
92. | Мутации. | 1 | |||
93. | Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость). | 1 | |||
94. | Лабораторная работа № 7 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | 1 | 1 | ||
95. | Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости». | 1 | |||
96. | Контрольная работа №8 по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости». | 1 | 1 | ||
97. | Методы изучения генетики человека. | 1 | |||
98. | Наследственные заболевания и их предупреждение. | 1 | |||
99. | Создание пород животных и сортов растений. | 1 | |||
100 | Методы селекции растений и животных. | 1 | |||
101 | Селекция микроорганизмов. | 1 | |||
102 | Достижения современной селекции. | 1 | |||
Итого: | 102 | 14 | 8 | ||
Содержание тем учебного курса
Курс начинается с вводного раздела «Введение в биологию», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, а также практическое значение биологических знаний для благополучного существования человечества. На изучение темы по программе отводится 5 часов.
Далее следует раздел – «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле». В этом разделе изучается
предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул. На изучение темы по программе отводится -14 часов
Далее следует раздел – «Учение о клетке». В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации.
Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 35 часов.
Следующие разделы – «Размножение организмов» и «Индивидуальное развитие организмов» . В них рассматриваются механизмы деления клеток (митоза и мейоза), формы размножения, механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «Организм как единое целое», где речь идет о таких важных вещах, как уровни приспособления организма к изменяющимся условиям, саморегуляция, влияние внешних условий на раннее развитие организма, биологические часы и анабиоз. Итак, материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 21 час.
Раздел «Основы генетики и селекции». В подробно рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается хромосомная теория Моргана и генетика пола. Обсуждаются более сложные явления взаимодействия генов и цитоплазматической наследственности. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы изменчивости. Даются разные типы изменчивости, закон Н. И. Вавилова. Подробно изучается генетика человека. Рассматриваются современные методы изучения генетики человека, рассматриваются вопросы построение и использование генетических карт, построение и анализ родословных, этические проблемы клонирования. Рассматривается роль мутагенов, роль хромосом в формировании отдельных признаков и патологий у человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении.
Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где изучаются не только её классические, но и современные методы, такие как полиплоидия, искусственный мутагенез, крупномасштабная селекция, а также – клеточная и генная инженерия. На изучение данного раздела отводится 27 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Рабочие программы по биологии 6-11 классы.- М.: «Глобус»,2008
4. , 2007 – 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)
5. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику «Общая биология. 10-11 классы» , Т.А. Козлова
6. Микроскопы
7. Лупы
8. Гербарии
9. Таблицы по общей биологии
10. Готовые микропрепараты
11. Видеофильмы
Список литературы:
1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии (профильный уровень) для 10 класса (автор В.Б. Захаров - М: Дрофа, 2010)
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4ч. в неделю)...
Рабочая программа по биологии для 10 класса, профильный уровень
Рабочая программа по биологии для 10 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков профильного уровня (авторская линия Пономаревой)...
Рабочая учебная программа по биологии (профильный уровень) 10 - 11 классы
Рабочая учебная программа составлена по программе Н. Сонина, содержит все практические и лабораторные работы...
Рабочая учебная программа по биологии (профильный уровень) 10 - 11 классы
Рабочая учебная программа составлена по программе Н. Сонина, содержит все практические и лабораторные работы...
Рабочая программа по биологии для 10 класса (профильный уровень, 105 часов)
Данная программа ориентирована на использование учебника Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Черняковской Т.Ф. "Общая биология. 10 класс". Курс посвящён изучению живых систем - клетки и организма, основн...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа по биологии в 10 - 11 классах среднего (полного) общего образования (профильный уровень)На изучение биологии на профильном уровне отводится в 10 - 11 классах отводится 210 ...
Рабочая программа по биологии 10-11 класс, 3ч в неделю, всего 204ч. УМК Сонин Н.И. Профильный уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы (полного) общего образования (профильный уровень)( Сборник нормативных документов. Биология.2007), и...