Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_elektivnyy_kurs_osnovy_gigieny_i_sanitarii.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 п. Раздольное»
Надеждинского района, Приморского края.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
(указать учебный предмет, курс)
8 класс
(указать класс)
Учитель биологии
Бурнатова Лариса Анатольевна
(Ф.И.О., занимаемая должность)
п. Раздольное
2012
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.
Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель программы: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
формировать осознанное отношение к своему здоровью;
3) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
4) использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Содержание про граммы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объёме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются история гигиены, ·гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно-сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения. Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечно-сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, определение дыхательных функциональных проб.
По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 9-10 класса; занятия про водятся 1 час в неделю, всего предполагается 31 час в любом учебном полугодии.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Предполагаемые результаты.
В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:
- профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;
- организация первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях;
- система психофизического саморегулирования;
- организация труда и отдыха;
- составление рациона питания;
- про ведение санитарного анализа воздуха в помещении;
- про ведение санитарного анализа природной воды на предмет её пригодности для питья.
Тематический план
Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика | Экскурсии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 раздел. Введение Тема 1. Предмет и методы гигиены. | 1 | 1 | ||
II раздел. История гигиены Тема 2. Санитарно- гигиеническая культура древнего мира и средневековья Тема 3. История гигиены в России | 2 | 1 1 | ||
III раздел. Физическая активность и здоровье Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье Тема 5. Задачи физического воспитания | 2 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний Тема 6. Инфекционные Заболевания Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний | 2 | 1 0,5 | 0,5 | |
V раздел. Травматизм и его профилактика Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями Тема 9. Первая помощь при травмах Тема 10. Предупреждение травматизма | 3 | 1 1 | 1 | |
VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы Тема 12. Тренировка сердца и сосудов Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы Тема 14. Знакомство с кардиографией | 4 | 1 | 1 1 | 1 |
VII раздел. Гигиена дыхания Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания Тема 16. Гигиенические основы дыхания | 2 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
VIII раздел. Гигиена питания Тема 17. Рацион и режим питания Тема 18. Заболевания органов пищеварения Тема 19. Понятие о диетотерапии | З | 0,5 1 1 | 0,5 | |
IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви Тема20.Кожа Тема 21. Закаливание. Гигиена. | 2 | 1 1 | ||
Х раздел. Нервная система и психическое здоровье Тема 22. Нервная система Тема 23. Стресс Тема 24. Поведение Тема 25. Психическое здоровье | 4 | 1 1 1 1 | ||
ХI раздел. Предупреждение вредных привычек Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом Тема 27. «Имя беды - наркотики» (пресс-конференция) | 2 | 1 1 | ||
ХII раздел. Гигиена труда Тема 28. Понятие о работоспособности Тема 29. Особенности учебной деятельности Тема 30. Выбор профессии Тема 31. Защита проектных работ учащихся | 4 | 1 1 1 1 | ||
Всего | 31 | 24 | 6 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение. (1 час)
Т е м а 1. Предмет и методы гигиены.
Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Раздел II. История гигиены. (2 часа)
Т е м а 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1 час)
Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима.
Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.
Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и её влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья.
Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Паркс, Паттенкофер, Рубнер и др.).
Т е м а 3. История гигиены в России. (1 час)
Санитарная культура Руси ХV-ХVI вв., её отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси ХVII-ХVIII вв. Реформы Петра 1. Вклад М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX В.: Н. И. Пирогов,
Д. Ф. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман. Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время.
Раздел III. Физическая активность и здоровье. (2 часа)
Т е м а 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. (1 час)
Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.
Лабораторная работа N 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
Т е м а 5. Задачи физического воспитания. (1 час)
Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.
Лабораторная работа N 2. Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.
Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний. (2 часа)
Т е м а 6. Инфекционные заболевания. (1 час)
Микроорганизмы - возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.
Т е м а 7. Профилактика инфекционных заболеваний. (1 час)
Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.
Лабораторная работа N 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 часа)
Т е м а 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. (1 час)
Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения.
Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.
Т е м а 9. Первая помощь при травмах.
Лабораторная работа N 4.(1 час)
Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях 1 и III степени.
Т е м а 10. Предупреждение травматизма. (1 час)
Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.
Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях. (4 часа)
Т е м а 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы. (1 час)
Особенности сердечно-сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему.
Т е м а 12. Тренировка сердца и сосудов. (1 час)
Лабораторная работа N 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.
Лабораторная работа N 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Лабораторная работа N 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.
Т е м а 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы. (1 час)
Лабораторная работа N 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
Т е м а 14. Знакомство с кардиографией. (1 час)
Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники.
Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 часа)
Т е м а 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час)
Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Лабораторная работа N 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
Т е м а 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час)
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Лабораторная работа N 1 О. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.
Раздел VIII. Гигиена питании. (3 часа)
Т е м а 17. Рацион и режим питания. (1 час)
Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Лабораторная работа N 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.
Лабораторная работа N 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
Т е м а 18. Заболевания органов пищеварения. (1 час)
Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.
Т е м а 19. Понятие о диетотерапии. (1 час)
Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика
заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.
Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (2 часа)
Т е м а 20. Кожа. (1 час)
Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.
Лабораторная работа N 1 3 . Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
Т е м а 21. Закаливание. Гигиена. (1 час)
Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.
Раздел Х. Нервная система и психическое здоровье. (4 часа)
Т е м а 22. Нервная система. (1 час)
Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы.
Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.
Т е м а 23. Стресс. (1 час)
Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение.
Предупреждение отрицательных последствий стрессов.
Т е м а 24. Поведение. (1 час)
Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.
Т е м а 25. Психическое здоровье. (1 час)
Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена.
Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (2 часа)
Т е м а 26. Наркотики. (1 час)
Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.
Т е м а 27. «Имя беды - наркотики». Пресс-конференция. (1 час)
Раздел ХII. Гигиена труда. (4 часа)
Т е м а 28. Понятие о работоспособности. (1 час)
Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда.
Т е м а 29. Особенности учебной деятельности. (1 час)
Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.
Т е м а 30. Выбор профессий. (1 час)
Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.
Т е м а 31. Защита проектных работ учащихся. ( 1 час)
Примерные темы проектных работ учащихся.
1. Инфекционные заболевания и их профилактика.
2. Первая ПОМОЩI, при сердечно-сосудистых заболеваниях.
3. Система психофизического саморегулирования.
4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.
5. Анализ при годности для питья природной воды.
Рекомендуемая литература
1. Агаджанян, А. Н.. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум, поведение. -М.: Мир, 1998.
3. Вольк Р. Занимательная энциклопедия. -- М.: Мир книги, 1999.
4. ГубергРИ1j, А. Я. Лечебное питание. - Киев, Высшая школа, 1985.
5. Дмитриева, Т. А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.
6. Кальченко Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983.
7. Климов, Е. А, Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986.
8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Просвещение, 1984.
9. Коростелев, Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 1978.
Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982.
11. Ярыгин Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 2003.
Приложение
опыт «НАРУШЕНИЕ СВОЙСТВ БЕЛКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА НИХ АЛКОГОЛЯ».
Ц е л ь о п ы т а: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Х о д оп ы т а: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. 8 одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90%-ного спирта.
Рез у л ь т а т оп ы т а: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. 80 второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. 8 результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.
В о п р о с у чащ и м с я :
- Что же происходит с клетками организма, когда в них поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ:
- Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток и органов.
опыт «ОБАРУЖЕНИЕ В ТАБАЧНОМ ДЫМЕ КИСЛОТ И НИКОТИНА».
Ц е л ь о п ы т а: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, никотина.
Х о д о п ы т а: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. 8 фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть никотина, образующегося при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.
Вопрос учащимся:
- Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?
В ы в о д: вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в нашей же стране количество курящих пока неуклонно растёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии" предназначен для учащихся 9 класса...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы
Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....
Рабочая программа по элективному курсу "Основы потребительских знаний"
Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письм...
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"
Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Программа составлена на основе у...
Рабочая программа по элективному курсу «Основы технического моделирования» 7 класс
Элективный курс предназначен для приобретения практических навыков в выполнении экспериментальных работ. Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образо...
Рабочая программа по элективному курсу Основы проектирования
Класс 10 Уровень среднее общее образование Учитель Дорн Л.Н.Количество часов по учебному плану всего 17 часов; в неделю 1 часПланирование составлено на основе а...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс
Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс...