Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 п. Раздольное»
Надеждинского района, Приморского края.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
(указать учебный предмет, курс)
8 класс
(указать класс)
Учитель биологии
Бурнатова Лариса Анатольевна
(Ф.И.О., занимаемая должность)
п. Раздольное
2012
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Осведомлённость людей о причинах и факторах, влияющих на их здоровье и жизнеспособность, повышает вероятность их выживания в условиях неблагоприятной экологической, социальной и демографической обстановки.
Элективный курс «Основы гигиены и санитарии» предоставляет учащимся сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, не рассматриваемые в школьной программе по биологии. Получение ими знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи.
Предлагаемый элективный курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся старшей ступени, так как позволит школьникам понять причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Цель программы: расширить и углубить знания учащихся в области современных достижений гигиены и санитарии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1) помочь школьникам овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
формировать осознанное отношение к своему здоровью;
3) научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
4) использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Содержание про граммы раскрывает научно-биологические проблемы, которые в незначительном объёме представлены в базовом курсе биологии 8 класса; включает в себя теоретический и практический материал. В ходе теоретических занятий рассматриваются история гигиены, ·гигиена питания, дыхания; вопросы профилактики сердечно-сосудистых, кожных и инфекционных заболеваний; предупреждение наркомании и табакокурения. Практическим содержанием программы является определение функциональных сердечно-сосудистых проб, измерение артериального давления и частоты пульса до и после физической нагрузки, выявление плоскостопия и недостатков осанки, определение дыхательных функциональных проб.
По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 9-10 класса; занятия про водятся 1 час в неделю, всего предполагается 31 час в любом учебном полугодии.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Предполагаемые результаты.
В результате проводимых занятий учащиеся углубят знания о физиологии и здоровье человека, приспособительных особенностях организмов, о значении правильного питания, дыхания, о необходимости закаливания, соблюдения правил гигиены и санитарии для укрепления здоровья. Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполненные учащимися проекты по темам:
- профилактика наиболее опасных заболеваний данного региона;
- организация первой помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях;
- система психофизического саморегулирования;
- организация труда и отдыха;
- составление рациона питания;
- про ведение санитарного анализа воздуха в помещении;
- про ведение санитарного анализа природной воды на предмет её пригодности для питья.
Тематический план
Название разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика | Экскурсии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 раздел. Введение Тема 1. Предмет и методы гигиены. | 1 | 1 | ||
II раздел. История гигиены Тема 2. Санитарно- гигиеническая культура древнего мира и средневековья Тема 3. История гигиены в России | 2 | 1 1 | ||
III раздел. Физическая активность и здоровье Тема 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье Тема 5. Задачи физического воспитания | 2 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
IV раздел. Предупреждение инфекционных заболеваний Тема 6. Инфекционные Заболевания Тема 7. Профилактика инфекционных заболеваний | 2 | 1 0,5 | 0,5 | |
V раздел. Травматизм и его профилактика Тема 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями Тема 9. Первая помощь при травмах Тема 10. Предупреждение травматизма | 3 | 1 1 | 1 | |
VI раздел. Предупреждение и первая помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях Тема 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы Тема 12. Тренировка сердца и сосудов Тема 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы Тема 14. Знакомство с кардиографией | 4 | 1 | 1 1 | 1 |
VII раздел. Гигиена дыхания Тема 15. Особенности функционирования органов дыхания Тема 16. Гигиенические основы дыхания | 2 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | |
VIII раздел. Гигиена питания Тема 17. Рацион и режим питания Тема 18. Заболевания органов пищеварения Тема 19. Понятие о диетотерапии | З | 0,5 1 1 | 0,5 | |
IX раздел. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви Тема20.Кожа Тема 21. Закаливание. Гигиена. | 2 | 1 1 | ||
Х раздел. Нервная система и психическое здоровье Тема 22. Нервная система Тема 23. Стресс Тема 24. Поведение Тема 25. Психическое здоровье | 4 | 1 1 1 1 | ||
ХI раздел. Предупреждение вредных привычек Тема 26. Наркотики. Борьба с курением и алкоголизмом Тема 27. «Имя беды - наркотики» (пресс-конференция) | 2 | 1 1 | ||
ХII раздел. Гигиена труда Тема 28. Понятие о работоспособности Тема 29. Особенности учебной деятельности Тема 30. Выбор профессии Тема 31. Защита проектных работ учащихся | 4 | 1 1 1 1 | ||
Всего | 31 | 24 | 6 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение. (1 час)
Т е м а 1. Предмет и методы гигиены.
Гигиена как профилактическое направление медицины, изучающее влияние факторов природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Санитария как прикладная часть гигиены. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Отрасли гигиены. Связь гигиены с анатомией, физиологией человека и другими науками.
Раздел II. История гигиены. (2 часа)
Т е м а 2. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира и средневековья. (1 час)
Санитарно-гигиеническая культура Греции и Древнего Рима.
Античные философы (Гиппократ, Гален) о здоровом образе жизни. Римские бани, водопровод. Гигиена детства, физическое воспитание.
Санитарно-гигиеническое состояние городов и поселений средневековья. Возникновение ритуальных обрядов. Христианская церковь и её влияние на санитарно-гигиеническую культуру средневековья.
Санитарное состояние населения Европы в период новой истории. Возникновение гигиены как науки. Влияние работ Луи Пастера на развитие гигиенической науки. Гигиенисты XIX в. (Паркс, Паттенкофер, Рубнер и др.).
Т е м а 3. История гигиены в России. (1 час)
Санитарная культура Руси ХV-ХVI вв., её отражение в «Домострое». Санитарное состояние населения Руси ХVII-ХVIII вв. Реформы Петра 1. Вклад М. В. Ломоносова в становление гигиенической науки. Гигиена и санитария XIX В.: Н. И. Пирогов,
Д. Ф. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман. Совершенствование системы здравоохранения в настоящее время.
Раздел III. Физическая активность и здоровье. (2 часа)
Т е м а 4. Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье. (1 час)
Роль опорно-двигательной системы в физическом и психическом развитии ребёнка. Роль мышечной активности в жизни человека. Необходимость сочетания умственного и физического труда.
Лабораторная работа N 1. Строение и работа мышц; анализ мышечных движений.
Т е м а 5. Задачи физического воспитания. (1 час)
Физические упражнения, подвижные игры, спорт. Значение и правила выполнения утренней зарядки. Приёмы самоконтроля, выявление нарушений осанки. Приёмы и упражнения, корригирующие осанку. Плоскостопие, его предупреждение и коррекция.
Лабораторная работа N 2. Выявление плоскостопия и недостатков осанки, корригирующие упражнения.
Раздел IV. Предупреждение инфекционных заболеваний. (2 часа)
Т е м а 6. Инфекционные заболевания. (1 час)
Микроорганизмы - возбудители болезней. Защитные силы организма. Учение об иммунитете. Понятие об инфекционных заболеваниях. Условия возникновения эпидемий. Стадии инфекционного заболевания: инкубационный и острый периоды, выздоровление.
Т е м а 7. Профилактика инфекционных заболеваний. (1 час)
Профилактика инфекционных заболеваний (ликвидация источников инфекции, пресечение её передачи, повышение устойчивости человека к данной инфекции). Предупредительные прививки. Наиболее часто встречающиеся инфекции в данном регионе, их профилактика. Средства личной гигиены, первая доврачебная помощь, уход за инфекционными больными.
Лабораторная работа N 3. Приёмы дезинфекции и стерилизации, используемые в домашних условиях.
Раздел V. Травматизм и его профилактика. (3 часа)
Т е м а 8. Травматизм юношей, обусловленный психическими особенностями. (1 час)
Ушибы, растяжения, вывихи, переломы, ожоги, обморожения.
Кровотечения; способы остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Повязки, обработка ран.
Т е м а 9. Первая помощь при травмах.
Лабораторная работа N 4.(1 час)
Использование кровоостанавливающих и дезинфицирующих средств, наложение шин, теплоизолирующих повязок при обморожениях 1 и III степени.
Т е м а 10. Предупреждение травматизма. (1 час)
Техника безопасности при работе с инструментами, сельскохозяйственными орудиями, с подвижными механизмами; защитные приспособления.
Раздел VI. Предупреждение и первая помощь при сердечнососудистых заболеваниях. (4 часа)
Т е м а 11. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы. (1 час)
Особенности сердечно-сосудистой системы юношества. Заболевания сердца и сосудов, их предупреждение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердечно-сосудистую систему.
Т е м а 12. Тренировка сердца и сосудов. (1 час)
Лабораторная работа N 5. Рассматривание под микроскопом препарата сердечной мышцы.
Лабораторная работа N 6. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после физической нагрузки.
Лабораторная работа N 7. Определение скорости кровенаполнения в капиллярах ногтевого ложа; влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга кровообращения.
Т е м а 13. Функциональные сердечно-сосудистые пробы. (1 час)
Лабораторная работа N 8. Функциональные сердечно-сосудистые пробы.
Т е м а 14. Знакомство с кардиографией. (1 час)
Экскурсия в кардиологический кабинет районной поликлиники.
Раздел VII. Гигиена дыхания. (2 часа)
Т е м а 15. Особенности функционирования органов дыхания. (1 час)
Физиологические тесты и функциональные дыхательные пробы. Понятие о кислородном голоде.
Лабораторная работа N 9. Дыхательные функциональные пробы: измерение времени максимальной задержки дыхания при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, до и после дозированной нагрузки.
Т е м а 16. Гигиенические основы дыхания. (1 час)
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Меры первой помощи при отравлении угарным газом и удушье. Поддержание чистоты в помещении. Развитие голосового аппарата. Мутация голоса. Гигиена голоса. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Вредное влияние курения на органы дыхания.
Лабораторная работа N 1 О. Санитарный анализ воздуха в помещении. Изготовление простейших респираторов.
Раздел VIII. Гигиена питании. (3 часа)
Т е м а 17. Рацион и режим питания. (1 час)
Принципы рационального питания. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и расходуемой. Санитарно-гигиенические требования к хранению и употреблению пищевых продуктов. Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Лабораторная работа N 11. Санитарная проверка пищевых продуктов.
Лабораторная работа N 12. Санитарная проверка пригодности для питья природной воды.
Т е м а 18. Заболевания органов пищеварения. (1 час)
Пищевые отравления. Меры первой помощи. Гипо- и гипервитаминозы, их предупреждение. Инфекционные, неинфекционные острые и хронические заболевания органов пищеварения; глистные инвазии. Вредное действие наркотиков, алкоголя и курения на органы пищеварения.
Т е м а 19. Понятие о диетотерапии. (1 час)
Диетотерапия как наука о терапевтическом воздействии пищевых продуктов на организм человека. Лечение и профилактика
заболеваний методом диетотерапии. Энергетическая ценность и химический состав продуктов. Физические свойства пищи. Перечень разрешённых и рекомендованных пищевых продуктов.
Раздел IX. Профилактика кожных заболеваний. Закаливание. Гигиена одежды и обуви. (2 часа)
Т е м а 20. Кожа. (1 час)
Функции кожи и причины их нарушения. Уход за кожей. Профилактика аллергических, гнойничковых и грибковых заболеваний, чесотки. Защита кожных покровов в быту и на производстве.
Лабораторная работа N 1 3 . Определение типа кожи: нормальная, сухая, жирная.
Т е м а 21. Закаливание. Гигиена. (1 час)
Теплорегуляция и приёмы закаливания. Механизмы действия природных факторов. Методы и формы закаливающих процедур. Гигиена одежды. Подбор одежды и обуви с учётом погодных условий. Профилактика воздействия на организм опасных для здоровья метеорологических факторов. Закаливание. Первая помощь при солнечных, тепловых ударах, доврачебная помощь при переохлаждении организма.
Раздел Х. Нервная система и психическое здоровье. (4 часа)
Т е м а 22. Нервная система. (1 час)
Значение нервной системы. Безусловные и условные рефлексы.
Понятие о динамическом стереотипе, его роли в повседневной жизни. Навыки и привычки.
Т е м а 23. Стресс. (1 час)
Стресс и фазы его развития: тревога, адаптация, истощение.
Предупреждение отрицательных последствий стрессов.
Т е м а 24. Поведение. (1 час)
Выработка навыков и привычек. Понятие об активном и реактивном поведении. Режим дня как проявление реактивного поведения. Гигиена сна. Несостоятельность оккультизма. Вред суеверий.
Т е м а 25. Психическое здоровье. (1 час)
Психическое здоровье: человек в коллективе, межличностные отношения, оценка окружающих и самооценка, соотношение переживаний и конкретных действий. Психогигиена.
Раздел XI. Предупреждение вредных привычек. (2 часа)
Т е м а 26. Наркотики. (1 час)
Свойства наркотиков. Реакция на наркотики здорового организма. Стадии развития наркомании. Физическая и психическая деградация личности наркомана. Борьба с курением, предупреждение развития пьянства и алкоголизма.
Т е м а 27. «Имя беды - наркотики». Пресс-конференция. (1 час)
Раздел ХII. Гигиена труда. (4 часа)
Т е м а 28. Понятие о работоспособности. (1 час)
Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности: фазы врабатывания, наибольшей работоспособности, истощения. Утомление, усталость. Объективные признаки утомления. Причины переутомления. Правильная организация труда.
Т е м а 29. Особенности учебной деятельности. (1 час)
Работоспособность школьника и её поддержание. Развитие наблюдательности. Роль произвольного внимания в учении. Активизация внимания. Развитие памяти, воссоздающего и творческого мышления. Качества ума. Гигиена учебного труда.
Т е м а 30. Выбор профессий. (1 час)
Эмоции и воля в учебном процессе. Понятие мотивации. Темперамент и формирование характера. Способности и одарённость. Выбор профессии.
Т е м а 31. Защита проектных работ учащихся. ( 1 час)
Примерные темы проектных работ учащихся.
1. Инфекционные заболевания и их профилактика.
2. Первая ПОМОЩI, при сердечно-сосудистых заболеваниях.
3. Система психофизического саморегулирования.
4. Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.
5. Анализ при годности для питья природной воды.
Рекомендуемая литература
1. Агаджанян, А. Н.. Ритмы жизни и здоровье. - М.: Знание, 1975.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум, поведение. -М.: Мир, 1998.
3. Вольк Р. Занимательная энциклопедия. -- М.: Мир книги, 1999.
4. ГубергРИ1j, А. Я. Лечебное питание. - Киев, Высшая школа, 1985.
5. Дмитриева, Т. А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.
6. Кальченко Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1983.
7. Климов, Е. А, Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М.: Знание, 1986.
8. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Просвещение, 1984.
9. Коростелев, Н. Б. Всем, кто хочет быть здоров. - М.: Молодая гвардия, 1978.
Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982.
11. Ярыгин Б. М. Биология для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 2003.
Приложение
опыт «НАРУШЕНИЕ СВОЙСТВ БЕЛКОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА НИХ АЛКОГОЛЯ».
Ц е л ь о п ы т а: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства.
Х о д оп ы т а: в две пробирки налить по 2 мл яичного белка. 8 одну добавить 8 мл воды, а в другую столько же 80-90%-ного спирта.
Рез у л ь т а т оп ы т а: в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым веществом. 80 второй пробирке образуется плотный белый осадок - в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. 8 результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции.
В о п р о с у чащ и м с я :
- Что же происходит с клетками организма, когда в них поступает алкоголь высокой концентрации?
Ответ:
- Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток и органов.
опыт «ОБАРУЖЕНИЕ В ТАБАЧНОМ ДЫМЕ КИСЛОТ И НИКОТИНА».
Ц е л ь о п ы т а: дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, никотина.
Х о д о п ы т а: развернуть фильтры целой сигареты и окурка, сравнить их. 8 фильтре окурка темно-коричневого цвета осталась часть никотина, образующегося при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот (реакция нейтрализации), появление бурой окраски обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.
Вопрос учащимся:
- Как влияют на организм человека продукты, образующиеся при курении?
В ы в о д: вы видите, что проблемы эти носят глобальный характер. В разных странах по-разному борются с этим злом. Популяризация здорового образа жизни и отказа от вредных привычек приносит свои плоды. В западных странах «модно» быть здоровым, заниматься спортом, посещать спортивные залы, бассейны, в нашей же стране количество курящих пока неуклонно растёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204832-1360955409.jpg)
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии" предназначен для учащихся 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/14/picture-239266-1710397912.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы
Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....
Рабочая программа по элективному курсу "Основы потребительских знаний"
Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письм...
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"
Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Программа составлена на основе у...
Рабочая программа по элективному курсу «Основы технического моделирования» 7 класс
Элективный курс предназначен для приобретения практических навыков в выполнении экспериментальных работ. Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-112950-1420202764.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу Основы проектирования
Класс 10 Уровень среднее общее образование Учитель Дорн Л.Н.Количество часов по учебному плану всего 17 часов; в неделю 1 часПланирование составлено на основе а...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-1314288-1613067417.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс
Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс...