Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Программа составлена на основе учебного пособия «Основы гигиены и санитарии» Д.В. Колесова и Р.Д. Маша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_gigieny_i_sanitarii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Северная СШ
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
Осипова Г.А. Виноградова Н.М.
«___» ________ 2015 г. «___» _________ 2015 г.
Рабочая программа
по биологии
элективный курс «Основы гигиены и санитарии»
в 9 (общеобразовательном) классе
количество часов в неделю – 0.5
методическое объединение учителей естествознания (физики, химии, биологии)
учитель: Осипова Татьяна Николаевна
Составлена в соответствии с программой по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____» _____2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление: осуществление воспитания здорового человека, стимулирование мотивации детей к здоровью, формирование научного понимания сущности ЗОЖ, выработка индивидуального валеологически обоснованного способа жизнедеятельности.
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Элективный курс посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 17 часов. Программа составлена на основе учебного пособия «Основы гигиены и санитарии» Д.В. Колесова и Р.Д. Маша.
Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Цель курса: помочь подросткам осознать, что главная ценность жизни - здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном здоровом состоянии.
Задачи:
- расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Здоровый образ жизни”;
- создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
- обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
- способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
При проведении занятий планируются различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение презентаций, разработка и создание буклетов, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Выполнив программу элективных занятий “Основы гигиены и санитарии” школьники будут знать:
- причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- мотивы здорового образа жизни;
- отрицательное влияние вредных привычек на организм подростка;
- пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
- оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
- воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
- полученные знания на практике;
- полученные знания для осознанного выбора профессии.
Содержание программы
- История гигиены (1ч)
- Возникновение и развитие санитарно – гигиенической культуры.
- Физическая активность и здоровье. (2ч)
- Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Профилактика заболеваний опорно – двигательной системы.
- Гигиенический режим двигательной активности. Практическая работа «Определение гибкости позвоночника», «Выявление нарушения осанки».
- Предупреждение и лечение инфекционных заболеваний. (2ч)
- Иммунитет. Условия взникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционных заболеваний.
- Профилактика инфекционных заболеваний. Доврачебная помощь. Уход за больным. Практическая работа «Определение температуры воды, в которой надо замачивать горчичники перед употреблением», «Приготовление влажного согревающего компресса»
- Травматизм и его профилактика. (2ч)
- Травмы. Предупреждение травматизма.
- Практическая работа «Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран», «Использование лейкопластыря и спиртового раствора йода при обработке ран»
- Тренировка сердечно – сосудистой системы. Профилктика заболеваний сердечно – сосудистой системы. (2ч)
- Сердечно – сосудистая система – показатель уровня физического состояния человека. Влияние курения на сердечно – сосудистую систему.
- Предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы. Практическая работа «Определение частоты сердечных сокращений», «Измерение артериального давления»
- Гигиена дыхания. (3ч)
- Укрепление органов дыхания и профилактика их заболеваний. Гигиена воздуха. Влияние курения на дыхательную систему.
- Гигиена голосового аппарата. Техника безопасности при работе с ядовитыми веществами.
- Практическая работа «Санитарное обследование температуры воздуха в помещении», «Определение коэффициента аэрации помещений».
- Гигиена питания. (4ч)
- Рацион и режим питания.
- Прищевые отравления. Меры профилактики и первой помощи при пищевых отравлениях.
- Режим питья. Гигиеническая оценка питьевой воды.
- Практическая работа «Определение качества коровьего молока», «Определение доброкачественности мяса»,
« Определение пригодности воды для питья»
- Заключительное занятие (1 ч) «Моё здоровье в моих руках» - конкурс презентаций и буклетов.
ЛИТЕРАТУРА
- Гоголев М.И. «Основы медицинских знаний» Москва «Просвещение».
- Колесов Д.В. Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии». – Москва «Просвещение».
- Куценко Г.И. «Гигиена юноши» Москва «Медицина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА по биологии на элективном курсе "Гигиена"
Курс практикума для 9 класса по биологии для определения профиля в 11 классе...
Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ...
Презентация на тему "Пищевые отравления" по учебной дисциплине ОП.04 "Микробиология,санитария и гигиена в пищевом производстве"
Данная презентация предназначена для демонстрации учебного материала по теме "Пищевые отравления" дисциплины "Микробиология,санитария и гигиена в пищевом производстве" по специальности "Те...
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии"
Элективный курс "Основы гигиены и санитарии" предназначен для учащихся 9 класса...
Рабочая программа учебной дисциплины "Санитария и гигиена"
Рабочая программа представляет обязательную часть ОПОП по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир....
Программа кружка "Основы гигиены и санитарии" для 8 класса
Данный кружок позволит расширить знания по биологии в 8 классе...
Группа ТЭУ 01 Санитария и гигиена (18-23 мая).Тема 8. Гигиена косметолога.
Тема 8. Гигиена косметологаЗадание1. Изучить материал по теме "Гигиена косметолога".2. Выделить главные процедуры.3. Приведите пример уборки собственного жилища.4. Составьте вопро...