Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_prirodovedenie_po_programme_a.a.pleshakova.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 п. Раздольное»
Надеждинского района, Приморского края.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Природоведение.
(указать учебный предмет, курс)
5 класс
(указать класс)
Учитель биологии
Бурнатова Лариса Анатольевна
(Ф.И.О., занимаемая должность)
п. Раздольное
2012
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Раздольное Надеждинского района» Приморского края
Утверждена приказом
Директора МОУ СОШ № 10
Лаврентюк Т.В.____________________
«____» _________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета) природоведение 5 класс
Статус учебного предмета (курса) обязательный
Профиль (предпрофиль) базовый уровень
Объём учебного предмета (курса) 70 час.
Распределение по четвертям
Чет верть | Аудиторные занятия | Самостоятельная (внеаудиторная) работа учащихся* | Форма итоговой аттестации | ||||
всего | творческие | Исследова тельские | проекты | Домашние задания | |||
1 | 18 | 8 |
| 8 | |||
2 | 16 | 7 |
| 7 | |||
3 | 20 | 9 | 9 | ||||
4 | 16 | 8 | 8 | ||||
Итого | 70 | 32 | 32 |
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по природоведению 5 класс (2011 г.), основной образовательной программы общего образования МОУ «СОШ № 10»,
авторская программа по по предмету «Природоведение. 5 класс» по программе А.А.Плешакова В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений
Составитель(ли): программа государственная
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического
объединения (методического совета)
Протокол №____ «____»____________2012 года
Руководитель методического объединения _________________Н.Д.Быкова.
Согласовано:
Председатель методического совета________________Кулешова Л.Ф.
Протокол №____ от «____»____________2012 года
_____________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерная программа по природоведению 5 кл. (2011 г.);
- Основная образовательная программа общего образования МОУ «СОШ № 10»;
- Программа по биологии (авт. А.А.Плешакова) допущенная/рекомендованная Министерством образования и науки (2011 г.)
Цели обучения по биологии в 5 классе.
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Обучающие цели:
- Развитие у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу;
- формирование начальных знаний о методах науки;
- развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач;
- формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы;
- формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.
Развивающие цели:
- развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, давать определение понятий;
- развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач.
Воспитательные цели:
- развитие у учащихся ценностного отношения к природе и своему здоровью;
- воспитание эстетического восприятия природы;
- формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами;
- развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Природоведение. 5 класс». В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Предусмотрен резерв учебного времени в количестве 4 часов для проведения экскурсий, реализации новых педагогических технологий (игровых, проектных) или для дополнительного контроля знаний и умений учащихся.
Изучается в следующем режиме:
I учебная четверть 18 часов в неделю
II учебная четверть 16 часов в неделю
III учебная четверть 20 часов в неделю
IV учебная четверть 16 часов в неделю
Раздел 1:
Изучение природы. (4 часа)
Введение. Науки о природе. Методы изучения природы. Методы изучения природы.
Раздел 2:
Вселенная. (12 часов)
Как древние греки представляли себе Вселенную. От Коперника до наших дней. Соседи Солнца.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Спутники планет. Астероиды, кометы. Метеоры и метеориты.
Мир звезд. Созвездия.
Оборудование
Карты-схемы геоцентрической и гелиоцентрической системы мира. Глобус. Экран. Карта звездного неба (Северное полушарие). Фотографии (слайды) участков звездного неба. Рисунки созвездий. Схема нахождения Полярной звезды. Портреты великих ученых-естествоиспытателей. Примеры современных технических средств для проведения наблюдений: фото- и видеокамеры, микроскоп, телескоп, магнитофон.
Практические работы
«Нахождение Полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте. Фотографирование области ночного неба».
Раздел 3:
Земля. (16 часов)
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Внутреннее строение Земли. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества и явления в окружающем мире. Многообразие явлений природы.
Землетрясения и вулканы. Суша. Воздушная оболочка Земли. Климат. Погода. Беспокойная атмосфера.
Вода на Земле. Вода на Земле. Неповторимая планета.
Оборудование
Модель Солнечной системы. Фотографии Солнца, планет, комет, затмений Солнца и Луны. Схемы «Внутреннее строение Земли», «Строение геологических оболочек Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера) и их обитатели», «Строение почвенного профиля ,), « Круговорот веществ и энергии в природе ». Образцы горных пород и минералов: гранит, кварц, слюда, полевой шпат. Демонстрационная модель почвенного профиля.
Практические работы
«Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам)».
«Определение структуры почвы».
Экскурсии в школьную обсерваторию, в геологический или минералогический музей, на метеостанцию.
Раздел 4:
Жизнь на Земле. (17 часов)
Как развивалась жизнь на Земле. Животные и растения прошлого. Живые клетки.
Большой мир маленьких клеток. (правила приготовления микропрепаратов) И еще раз о клетке.
Разнообразие живого. Одноклеточные организмы. Многоклеточные: грибы и растения. Животные.
Среды обитания животных. Среды обитания животных. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли.
Жизнь в морях и океанах.
Оборудование
Записи различных звуков (шум воды, пение птиц, рев быка, писк мыши, речь человека, музыка). Портреты великих ученых-естествоиспытателей. Примеры современных технических средств для проведения наблюдений: микроскоп, магнитофон. Лабораторное оборудование, лабораторная посуда для постановки опытов и проведения измерений. Демонстрационная модель строения вещества (молекулы и атомы).
Практические работы
«Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек».
«Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление "Правил безопасного поведения на уроках природоведения".
Лабораторная работа
«Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов).»
«Неотложные меры при укусах ядовитых животных».
Раздел 5:
Человек на Земле. (17 часов)
Происхождение человека. Древние предки человека. Первые люди. Жизнь наших предков. Как человек открывал Землю. Открытие Австралии и Антарктиды. Десять великих путешественников.
Великие путешественники и их открытия. Как человек изменил Землю. Три подарка человека самому себе и своей планете. Жизнь под угрозой. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. Экологические проблемы в нашем крае. Здоровье человека и безопасность жизни. Здоровье человека и безопасность жизни. Здоровье человека и безопасность жизни.
Что мы узнали о жизни человека на Земле.
Простейшие способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи (при кровотечениях, травмах). Правила безопасности при работе с открытым огнем и электроприборами.
Оборудование
Видеофрагменты, слайды, фотографии, демонстрирующие результаты влияния вредных привычек на здоровье человека.
Изображения растений и ядовитых грибов, опасных животных данной местности. Гербарии растений и муляжи ядовитых грибов.
Практические работы
«Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Способы оказания первой помощи».
«Правила первой помощи при отравлениях».
«Взаимосвязь здоровья и образа жизни».
Резервное время - 2 ч.
Основная форма организации образовательного процесса – урок.
Технологии обучения: гуманно-личностная технология, игровыя, коммуникативное обучение (способность общаться), индивидуальное обучение, дифференцированное обучение (составление заданий в зависимости от способности ученика), здоровье-сберегающие технологии, развитие познавательной активности и информационной компетентностей.
Механизмы формирования универсальных учебных действий, информационной и читательской грамотности обучающихся:______
Виды и формы контроля: итоговое обобщение, лабораторные работы, составление таблиц, презентации, работа с дополнительной литературой, сообщение
Для обучения предмета «Природоведение» в 5 классе используется УМК:
- Учебник: А.А.Плешакова, Н.И.Сонина: «Природоведение.» Издательство «Дрофа» 2008г.
- Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс. Издательство «Дрофа» 2007-2009 г.
- В.Н. Кириленкова, В.И.Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику: А.А.Плешакова, Н.И.Сонина: «Природоведение 5 класс.» - М., Дрофа. 2007.
- Атлас по природоведению. 5 класс.
Планируемые результаты освоения программы по природоведению в 5 классе:
Учащиеся должны знать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;
- свойства (физические и химические) тел природы;
- основные методы изучения природы;
- основные оболочки Земли;
- свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;
- о многообразии организмов как условии сохранения устойчивости жизни на Земле;
- основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;
- сущность понятия «здоровый образ жизни»;
- правила и меры по сохранению здоровья человека;
- основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;
- редкие и охраняемые виды растений и животных;
- правила и законы охраны природы.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;
- приводить примеры физических явлений, превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;
- определять на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;
- определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее чем по 3-4 признакам);
- описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить определения терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
- оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Номер занятия | Тема лабораторной работы | Объем часов |
1 | Растворимость соли и песка в воде | 1 |
2 | Определение структуры почвы | 1 |
3 | Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов). | 1 |
4 | Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам) | 1 |
5 | Знакомство с увеличительными приборами. Правила приготовления микропрепаратов | 1 |
6 | Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек | 1 |
7 | Неотложные меры при укусах ядовитых животных | 1 |
8 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни | 1 |
9 | Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Способы оказания первой помощи | 1 |
10 | Правила первой помощи при отравлениях | 1 |
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Перечень контрольных работ, тестов | Сроки проведения контроля | Разделы и темы рабочей программы |
|
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер, проектор, DVD диски, лабораторное оборудование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс А.А.Плешакв, Н.И. Сонин. 2 часа в неделю. 68 в год. | |||||
«Природоведение.» | |||||
часы | тема | П/Р | 5 «А» | 5 «Б» | |
Тема 1: Изучение природы. (4 часа) | |||||
1. | 1. | Введение. Науки о природе. | |||
2. | 2. | Методы изучения природы. | |||
3. | 3. | Методы изучения природы. «Растворимость соли и песка в воде» | + | ||
4. | 4. | Обобщение по теме «Изучение природы». | |||
Тема 2: Вселенная. (12 часов) | |||||
5. | 1. | Как древние греки представляли себе Вселенную. | |||
6. | 2. | От Коперника до наших дней. | |||
7. | 3. | Соседи Солнца. | |||
8. | 4. | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | |||
9. | 5. | Спутники планет. | |||
10. | 6. | Астероиды, кометы. | |||
11. | 7. | Метеоры и метеориты. | |||
12. | 8. | Мир звезд. | |||
13-14. | 9-10. | Созвездия. | |||
15. | 11. | Обобщение по теме: «Вселенная». | |||
16. | 12. | Проверочная работа по теме «Вселенная». | |||
Тема 3: Земля. (16 часов) | |||||
17. | 1. | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. | |||
18. | 2. | Внутреннее строение Земли. | |||
19. | 3. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. «Определение структуры почвы». | + | ||
20. | 4. | Вещества и явления в окружающем мире. «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов).» | + | ||
21. | 5. | Многообразие явлений природы. «Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам)». | + | ||
22. | 6.. | Землетрясения и вулканы. | |||
23. | 7. | Суша. | |||
24. | 8. | Суша. | |||
25. | 9. | Суша. | |||
26. | 10. | Воздушная оболочка Земли. | |||
27. | 11. | Климат. Погода. Беспокойная атмосфера. | |||
28. | 12. | Вода на Земле. | |||
29. | 13. | Вода на Земле. | |||
30. | 14. | Неповторимая планета. | |||
31. | 15. | Обобщение по теме: «Земля». | |||
32. | 16 | Проверочная работа по теме «Земля». | |||
Тема 4: Жизнь на Земле. (17 часов) | |||||
33. | 1. | Как развивалась жизнь на Земле. | |||
34. | 2. | Животные и растения прошлого. | |||
35. | 3. | Живые клетки. | |||
36. | 4. | Большой мир маленьких клеток. (Знакомство с увеличительными приборами. Правила приготовления микропрепаратов) | + | ||
37. | 5. | И еще раз о клетке. «Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек». | + | ||
38. | 6. | Разнообразие живого. | |||
39. | 7. | Одноклеточные организмы. | |||
40. | 8. | Многоклеточные: грибы и растения. | |||
41. | 9. | Животные. «Неотложные меры при укусах ядовитых животных». | + | ||
42. | 10. | Среды обитания животных. | |||
43. | 11. | Среды обитания животных. | |||
44-45. | 12-13. | Жизнь на разных материках. | |||
46. | 14. | Природные зоны Земли. | |||
47-48. | 15-16. | Жизнь в морях и океанах. | |||
49. | 17. | Обобщение по теме: «Жизнь на Земле». | |||
Тема 5: Человек на Земле. (17 часов) | |||||
50. | 1. | Происхождение человека. Древние предки человека. | |||
51. | 2. | Первые люди. Жизнь наших предков. | |||
52. | 3. | Как человек открывал Землю. | |||
53. | 4. | Открытие Австралии и Антарктиды. | |||
54. | 5. | Десять великих путешественников. | |||
55. | 6. | Великие путешественники и их открытия.. | |||
56. | 7. | Как человек изменил Землю. | |||
57. | 8. | Три подарка человека самому себе и своей планете. | |||
58. | 9. | Жизнь под угрозой. | |||
59. | 10. | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | |||
60. | 11. | Экологические проблемы в нашем крае. | |||
61. | 12. | Экологические проблемы в нашем крае. | |||
62. | 13. | Здоровье человека и безопасность жизни. (Взаимосвязь здоровья и образа жизни) | + | ||
63. | 14. | Здоровье человека и безопасность жизни. (Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения. Способы оказания первой помощи) | + | ||
64. | 15. | Здоровье человека и безопасность жизни. (Правила первой помощи при отравлениях) | + | ||
65. | 16. | Что мы узнали о жизни человека на Земле. | |||
66. | 17. | Обобщение по теме: «Человек на Земле». | |||
67. | Обобщение по курсу природоведения. | ||||
68. | Экскурсия в природу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс.А.А Плешакова,Н.Сонин.
1.Пояснительная записка.Природоведение5 класс. Программа по природоведению адресована учащимся 5 класса Новобрянской средней общеобразовательной школы, Заиграевского района республики Бурят...
рабочая программа по природоведению к учебнику А.Плешакова
Данная программа составлена с учетом стандартов основного образования по природоведению, примерной программы по природоведению. Используется учебник "Природоведение 5 класс" А.А.Плешакова, Н.И.Сонина....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...