рабочая программа по природоведению к учебнику А.Плешакова
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Данная программа составлена с учетом стандартов основного образования по природоведению, примерной программы по природоведению. Используется учебник "Природоведение 5 класс" А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab5.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В основу рабочей программы по природоведению положено:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Примерная программа основного общего образования по природоведению («Сборник нормативных документов. Природоведение. Примерные программы.»М.:Дрофа, 2008)
- Авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина («Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.» М., Дрофа, 2007).
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год), что соответствует учебному плану школы на 2012-2013 учебный год.
Учебный курс природоведения преподается в 5 классе.
Цели и задачи изучения природоведения в 5 классе:
1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; безопасного поведения в природной среде; оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Форма обучения - классно-урочная, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий.
Методы обучения – словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение практических работ), самостоятельные работы со справочной литературой (обычной и электронной).
Технологии обучения – дифференцированное, проблемное, групповое, игровое.
Формы мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, самостоятельные работы, творческие задания (защита проектов, доклады, презентации).
Для проведения уроков используются средства ИКТ, в т.ч. мультимедийное приложение к учебнику.
Для реализации программы используется учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»
Основное содержание программы.
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент(опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Великие естествоиспытатели.
Практические работы
№ 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
№ 2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
Тема 2.Вселенная (14 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Копернику.
Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации: карта звездного неба, модель Солнечной системы, глобус, фотографии планет .
Практические работы
№ 3 Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3.Земля (18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, Кант, Джинс, Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации: примеры простых и сложных веществ, смесей, опыты, демонстрирующие горение веществ, примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых).
Практические работы:
№ 4. Описание и сравнение признаков веществ.
№ 5. Исследование 2 физических явлений.
№ 6. Наблюдение признаков химических реакций.
№ 7. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы:
№ 8. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.
№ 9. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
№ 10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники- первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации: ядовитые растения и опасные животные нашей местности.
Практические работы:
№ 11. Знакомство с экологическими проблемами местности доступными путями их решения.
№ 12. Измерение своего роста и массы тела.
№ 13. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Повторение ( 5 часов)
Повторение курса природоведения. Итоговая проверочная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать/ понимать :
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера, выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры, массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
практические работы | проверочные работы | |||
1 | Изучение природы | 3 | № 1, № 2 | |
2 | Вселенная | 14 | № 3 | |
3 | Земля | 18 | № 4, №5, №6, № 7 | |
4 | Жизнь на Земле | 14 | № 8,9,10 | |
5 | Человек на Земле | 16 | № 11, 12, 13 | |
6 | Повторение | 5 | Итоговая | |
Итого
| 70 | 13 | 1 |
Программное и учебно-методическое оснащение
Реквизиты программы:
рабочая программа на основе программы А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, «Дрофа»
УМК обучающихся /учебник, задачник, рабочая тетрадь и их реквизиты/ | УМК учителя /методическая литература и ее реквизиты, СD диски, …/ |
учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс», «Дрофа» Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс» | 1. Биологические карты, М.Дрофа, 2005 2. Биологические лабиринты, М.Дрофа, 2005 3. В.Н.Кириленко «Методическое пособие к учебнику Плешакова Природоведение 5 класс», М.Дрофа, 2008 4. А.Н.Томилин «Занимательно об астрономии», М. Просвещение, 2009 5. Е.Н.Демьянков «Познавательные задачи по биологии и природоведению», Орел, 2003 6. С. Авдеева «Природоведение 5 класс», Школа-Пресс, 2001 7. Н.И.Павленко «Естествознание 5-6 конкурсы, викторины, творческие задания», Школьная пресса, 2005 8. Цыбасова «Биология 5 класс. Олимпиады», Волгоград, 2010 9. Мультимедийное приложение к учебнику (CD диск), М.Дрофа, 2011 10 Презентации к урокам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс.А.А Плешакова,Н.Сонин.
1.Пояснительная записка.Природоведение5 класс. Программа по природоведению адресована учащимся 5 класса Новобрянской средней общеобразовательной школы, Заиграевского района республики Бурят...
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
рабочая программа по природоведению в 5 классе к учебнику Пакуловой
Рабочая программа учебного курса по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику Пакуловолй, Н.В. Ивановой составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...