Урок по теме "Эндокринная система"
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теие "Эндокринная система" (биология, 8 класс по программе И.Н.Пономарёвой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Эндокринная система" | 71.5 КБ |
Презентация к уроку по теме "Эндокринная система" | 728.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Докучаевская СОШ
Таловского района Воронежской области
Урок контроля, коррекции и оценки знаний учащихся по теме «Эндокринная система» (8 класс)
(в рамках районного семинара заместителей директоров по УВР)
Бочарникова Т.А., учитель биологии ВКК
2010-2011 учебный год
Урок контроля, коррекции и оценки знаний учащихся по теме «Эндокринная система»
Цели урока: получить информацию об уровне сформированности предметных компетенций у учащихся по теме «Эндокринная система»; продолжить формирование предметных и общеучебных компетенций через выполнение различных заданий.
Этап урока | Учебная задача. На формирование каких компетенций направлена | Приём педагогической техники. Вид деятельности |
Организационный момент (слайд 1) «Тема урока» и слайд 2) «Цели урока» | Организовать работу учащихся на уроке. Отслеживание настроя на урок | «Моя цель урока» Определение целей урока для учителя и ученика |
Коррекция знаний учащихся | Проверить знания учащихся по теме «эндокринная система» и скорректировать их путём применения различных заданий и разных видов деятельности Проверить знание терминов и определений по теме, выявить пробелы в знаниях терминов путём визуального контроля проверить умения распознавать органы эндокринной системы по рисунку и анатомическим фотографиям, давать описания, формировать умения объяснять разницу изображённых объектов проверить умения соотносить понятия гормон – железа, давать определение по термину поиск информации о неизвестном гормоне умение выполнять задание на соответствие (часть В ГИА) умение найти ошибку и скорректировать свои знания Коррекция знаний о работе поджелудочной железы путём просмотра видеофрагмента после своего ответа, умение оценить уровень своего понимания данного вопроса Умение решать логические задачи на применение знаний в незнакомой ситуации Умение воспроизвести и осмыслить новую информацию о связи гормонов с рецепторами Применение знаний в незнакомой ситуации. Умение объяснить изменения во внешнем облике сказочных героев по рисункам | Используется лист самоконтроля (приложение 3)
Фронтальная работа. Учитель читает определение, учащиеся записывают термины и определения в тетради под соответствующими номерами (текст диктанта - приложение 1)
«Объясни» После просмотра видеофрагмента учащимся предлагается подумать и решить логическую задачу. Больному диабетом необходимы инъекции инсулина. Однако при передозировке этого препарата возможен обморок, опасный для жизни больного. Какова его причина? Какую помощь вы бы оказали больному в этом состоянии? Учащиеся просматривают видеофрагмент с новой информацией и устно делятся своими впечатлениями с помощью приёма «Инсерт»
|
(слайд 3) «Терминологический диктант». Ответы (слайд 4) «Чей это портрет?» (слайд 5) «Чьи это гормоны?» (слайд 6) «Найди пару» (слайд 7) «Проверь себя» (слайд 8) «Хочу знать…» (слайд 9) «Хочу знать» (слайд 10) «Поставь диагноз» | ||
Контроль знаний учащихся | Умение выбрать один правильный ответ (часть А ГИА),выбрать несколько правильных ответов (часть В ГИА), установить соответствие между понятиями и процессами (часть В ГИА) |
|
Подведение итогов урока. Рефлексия | Умение передать своё настроение от урока |
|
Приложение 1
Терминологический диктант по теме «Эндокринная система»
- Два вида регуляции функций в организме – ... (нервная и гуморальная).
- Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – ... (гормоны).
- Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы … (внутренней) секреции.
- Гормоны, регулирующие развитие вторичных половых признаков у мужчин и женщин, – ... (половые).
- Гормоны мозгового слоя надпочечников – ... (адреналин и норадреналин).
- Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – ... (адреналин).
- В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … (инсулин).
- Гормон щитовидной железы – ... (тироксин).
- Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – ... (гипофиз).
- Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – ... (сахарного диабета).
- Усиление функции щитовидной железы приводит к … (базедовой болезни).
- Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим … (йод).
- При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … (кретинизм), а у взрослых людей – ... (микседема).
приложение 2
Контрольный тест по теме «Эндокринная система»
А 1. К железам смешанной секреции относится:
- поджелудочная железа
- гипофиз
- щитовидная железа
- надпочечники
А 2. К повышению уровня глюкозы в крови может привести нарушение части функций
- надпочечников
- щитовидной железы
- поджелудочной железы
- вилочковой железы
А 3. Недостаток тироксина восполняется добавлением в пищу:
- калия
- натрия
- йода
- брома
А 4. Гормоны – это:
- белки, катализирующие химические реакции
- биологически активные вещества, поступающие с пищей
- соединения белков и витаминов
- биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами
А 5. Тироксин – это гормон:
- поджелудочной железы
- щитовидной железы
- половых желез
- надпочечников
А 6. Признаком сахарного диабета считается:
- повышение уровня инсулина в крови
- увеличение величины кровяного давления
- уменьшение уровня глюкозы в крови
- увеличение содержания глюкозы в крови
А 7. Гигантизм связан с нарушением функций:
- вилочковой железы
- надпочечников
- щитовидной железы
- гипофиза
В 1. Выберите железы только внутренней секреции:
А) гипофиз
Б) надпочечники
В) поджелудочная железа
Г) семенники
Д) слюнные железы
Е) щитовидная железа
В 2. Установите соответствие между названиями желез внутренней секреции и их функциями.
Функции | Железы |
А) Регуляция кровяного давления Б) Контроль деятельности желез внутренней секреции В) Регуляция обмена солей и углеводов Г) Секреция гормона роста Д) Секреция адреналина Е) Секреция норадреналина | 1) Гипофиз 2) Надпочечники |
Приложение 3
ФИ_____________________________________________________________________
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме «Эндокринная система»
№ задания | Выполнение задания | Отметка о выполнении |
1 Термины | ||
2 Найди пару | ||
3 Контрольный тест | ||
Рефлексия | Сегодня у тебя был необычный урок. Подумай и вырази своё настроение Хорошее Так себе Плохое |
Используемые ресурсы:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек – М; ИЦ «Вентана-Граф», 2009
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200204607 терминологический диктант
http://i019.radikal.ru/0902/4e/10c354bb3c50.png рисунок баба Яга
http://s48.radikal.ru/i119/0908/fd/45552a71b0aa.jpg рисунок Дюймовочка
http://booksdofurnisharoom.typepad.com/.a/6a00df3521f810883301156f58e6a2970c-320wi рисунок Гулливер
http://natalyagurkina.ucoz.ua/_fr/7/4002203.jpg рисунок Мальчик с Пальчик
http://laaax.ru/uploads/posts/2010-06/1275413339_1275407989_winni.pooh.idet.v.gosti.0-01-19.jpg рисунок Винни Пух
http://medsity.com/uploads/posts/2010-09/thumbs/1283824894_medsity.com.jpg рисунок Адиссонова болезнь
CD Биология Человек ИЦ «Вентана-Граф», 2007 г.
CD БЭ «Кирилла и Мефодия», 2009 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Цель урока учителя: получить информацию об уровне сформированности предметных компетенций у учащихся по теме «Эндокринная система» Цели ученика на уроке: убедиться, что приобретённые знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям; выявить пробелы в знаниях, если они есть, и попытаться ликвидировать их. 2
«Терминологический диктант». Ответы 1. нервная и гуморальная 8. тироксин 2. гормоны 9. гипофиз 3. внутренней 10. сахарный диабет 4. половые 11. базедовой болезни 5. адреналин и норадреналин 12. йод 6. адреналин 13. кретинизм…микседема 7. инсулин 3
«Чей это портрет?» 4
Г Л Ю К А Г О Н Т И Р О К С И Н А Д Р Е Н А Л И Н М Е Л А Т О Н И Н Р О С Т А И Н С У Л И Н П О Л О В Ы Е «Чьи это гормоны?» Мелатонин
«Найди пару» Заболевание С каким гормоном связано 1. Микседема А. Инсулин 2. Кретинизм Б. Тироксин 3. Сахарный диабет В. Гормон роста 4. Карликовость Г. Адреналин 5. Базедова болезнь Д. Глюкагон 6. Бронзовая болезнь 7. Акромегалия 6
Проверь себя Б В А В Б Г В Акромегалия – это заболевание, при котором происходит избыточная продукция гормона роста, производимого передней долей гипофиза. Адиссонова болезнь страдание надпочечных желез, сопровождаемое бронзов ым окрашиванием кожи. 7
«Хочу знать…» 8
«Хочу знать…» 9
«Поставь диагноз" 10
Мелатонин 11 Гормон, вырабатываемый эпифизом, тормозит половые функции, участвует в регуляции биоритмов организма, был открыт в 1958 году А. Б. Лернером
Источники информации 12 Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек – М; ИЦ « Вентана-Граф », 2009 http://bio.1september.ru/article.php?ID=200204607 терминологический диктант http://i019.radikal.ru/0902/4e/10c354bb3c50.png рисунок баба Яга http://s48.radikal.ru/i119/0908/fd/45552a71b0aa.jpg рисунок Дюймовочка http://booksdofurnisharoom.typepad.com/.a/6a00df3521f810883301156f58e6a2970c-320wi рисунок Гулливер http://natalyagurkina.ucoz.ua/_fr/7/4002203.jpg рисунок Мальчик с Пальчик http://laaax.ru/uploads/posts/2010-06/1275413339_1275407989_winni.pooh.idet.v.gosti.0-01-19.jpg рисунок Винни Пух http://medsity.com/uploads/posts/2010-09/thumbs/1283824894_medsity.com.jpg рисунок Адиссонова болезнь CD Биология Человек ИЦ « Вентана-Граф », 2007 г. CD БЭ «Кирилла и Мефодия », 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок. Взаимосвязь между системами счисления. (урок семинар)
Такие уроки позволяют повысить интерес к предметам....
Интегрированный урок астрономия -информатика. Тема урока "Космос.Солнечная система."
"Космос. Луна"Урок-презентация по астрономии, интегрированный с информатикой. Учащиеся знакомятся с галактикой, с планетами солнечной системы, с космосом.Урок проводится совместно с ...
Уроки физики в системе развивающего обучения (система Эльконина Давыдова)
Что такое урок физики в системе развивающего обучения? какова его структура? каковы его этапы? каково их содержание? - ответы на эти вопросы уважаемый читатель найдёт в данной статье. ...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...
Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять....