Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Смертина Валентина Николаевна

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_6_klass_.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

РАССМОТРЕНО                                                                                    СОГЛАСОВАНО                                                  УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением                                          Заместитель директора по УВР                                                 Директор

учителей биологии                                                            ____________Г.Н.Евдокимова                                МКОУ «СОШ №7» ИМРСК

Протоколом №_______                                                       «___» ______________2012 г.                               Приказ № __________

от «____» _____________2012г.                                                                                                                          от «___» __________2012г.                                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 6 класса

Программа разработана на основе авторской программы по биологии  для общеобразовательных учреждений Пасечника В.В.

(Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /сост.Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010)

                                                                               Составитель Смертина Валентина Николаевна

                                                                         учитель биологии

                                                                                                        первой квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии  и скорректирована на её основе программа основного общего образования по биологии 6  класса. Авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Изучение курса биологии 6 класса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

           Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии  выделено в 6 классе – 34 часа и выделено 34 часа из школьного компонента. Система, многообразие и эволюция живой природы  изучается на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов своего региона. Контрольные работы представлены в виде 5 контрольных тестов.

            Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Предполагаемый результат изучения курса биологии 6 класса», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

-  строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения бактерий, грибов, растений;

- основные этапы развития растительного мира;

- взаимосвязь растений с факторами среды;

- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;

- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека,  хозяйстве;

- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

- основные растения региона, особенности их возделывания.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- ухаживать за растениями, выращивать их;

- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;

- соблюдать правила поведения в природе;

- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Литература.

  1.  Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010

2.  Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

3.Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по

    учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.

4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл: учебник для общеобразователных учреждений - М. Дрофа, 2005  

5. Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 кл.: к учебнику Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл: учебник для общеобразователных учрежден. М.: издательство «Экзамен»,2004

 

     Согласно действующему Базисному  учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии  в объёме 2 часа в неделю (70 часов). Резервное время 2 ч отнесено к теме «Классификация растений».

     Контроль на уроках осуществляется в виде: устного опроса, проверочных работ (письменных и тестовых заданий),  обязательными оценочными являются лабораторные работы №  3, 5, 15 и экскурсии.

                     


 Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во тестов

Введение

2

Клеточное строение организмов

5

1

Царство Бактерии

3

Царство Грибы

4

Царство Растения

8

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

16

1

Жизнь растений

15

1

Классификация растений

7

Природные сообщества

6

1

Развитие растительного мира

2

Тематический поурочный план

уроков по курсу « Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс».

( к учебнику В. В. Пасечника)                     70 часов.

урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока      

Вид деятельности учащихся

Планируемее результаты обучения

Ведущие формы, средства, методы обучения

Введение (2 часа)

1

Биология – наука о живой природе.

Объяснение роли биологии в практической деятельности людей. Соблюдение правил работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

Учащиеся должны знать: роль биологии в практической деятельности людей, уметь выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе

Эвристическая беседа

2

Осенние явления в жизни растений и животных.

Экскурсия 1. Выделение существенных признаков вида и представителей разных царств природы. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе

Наблюдение за осенними явлениями в жизни растений

Раздел 1. Клеточное строение организмов. ( 5 ч)

3

Устройство увеличительных приборов.

Л. р.1 «Устройство лупы и микроскопа и правила работы с ними».

Л.р.2  «Рассматривание клеток с помощью лупы» Соблюдение правила работы с микроскопом и лупой.  Изучение устройства микроскопа и лупы. Соблюдение правила работы с микроскопом и лупой.  Изучение устройства микроскопа и лупы.

должны знать:

строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки, ткани;

должны уметь :работать с микроскопом, составлять систематизирующие таблицы, работать с натуральными объектами.

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

4

Строение растительной клетки.

Л.р. 3 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука». Различие на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдение частей и органоидов клетки под микроскопом и описание их.  Работа с натуральным объектом.

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

5

Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества..

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности клетки. Выявление взаимосвязи между особенностями строения клеток и их функциями.

Частично-поисковый, работа с учебником, ИКТ

6

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.

Частично-поисковый, работа с учебником, ИКТ

7

Ткани.

Частично-поисковый, работа с учебником, ИКТ

Раздел 2. Царства Бактерии. (3ч)

8

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности бактерий.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

ИКТ. Фронтальная беседа

9

Значение бактерий.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

ИКТ. Фронтальная беседа

10

Болезнетворные бактерии.

Приведение доказательств необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

ИКТ. Фронтальная беседа

Раздел 3. Царство Грибы.(4 часа)

11

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Л.р.4 «Строение тел шляпочных грибов». Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов. Объяснять роль грибов в природе и практической жизни человека. Работа с натуральным объектом.  Формирование собственных выводов.

основные жизненные функции растительного организма - грибов: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;

способы размножения грибов, рост и развитие;

Объяснять роль лишайников  в природе и практической жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобных и ядовитых грибов.

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

12

Плесневые грибы. Дрожжи.

Л.р.5 «Рассматривание дрожжей и мукора». Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  грибов Объяснять роль грибов в природе и практической жизни человека.. Работа с натуральным объектом.  Формирование собственных выводов

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

13

Грибы-паразиты.

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  грибов-паразитов.

ИКТ. Фронтальная беседа

14

Лишайники.

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  лишайников.  Объяснять роль лишайников  в природе и практической жизни человека

Эвристическая беседа, работа с текстом

Раздел 4. Царство Растения. (8ч)

15

Разнообразие, значение растений.

Различать на таблицах и живых объектах растения разных отделов, наиболее распространенные растения. Объяснение роли растений в практической жизни человека. Сравнение представителей разных групп растения. Оценивание с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Знать: Разнообразие, распространение, значение растений. Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных водорослей. Многоклеточные водоросли. Охрана водорослей. Мхи, их биологические особенности. Папоротники. Хвощи. Плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные, или Цветковые растения.

Основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;

способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие;

уметь: работать с натуральными объектами;

объяснять роль растений в практической деятельности человека.

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

16

Одноклеточные водоросли.

Различение на таблицах одноклеточных водорослей. Выделение существенных признаков их строения.

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

17

Многоклеточные водоросли.

Л.р.6 «Многообразие зеленых водорослей». Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  водорослей. Объяснение роли водорослей в практической деятельности человека. Работа с натуральным объектом, формирование собственных выводов на основе полученных результатов.

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

18

Мхи.

Л.р. 7«Строение мха». Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  мхов. Объяснение роли мхов  в практической деятельности человека. Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

19

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Л.р.8 «Строение спороносящего папоротника (хвоща)». Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  папоротников, хвощей, плаунов. Объяснение их роли  в практической деятельности человека.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

20

Голосеменные растения.

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  голосеменных растений. Объяснение их роли  в практической деятельности человека.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

ИКТ. Фронтальная беседа

21

Покрытосеменные растения.

Выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности  покрытосеменных  растений. Объяснение их роли  в практической деятельности человека.  

ИКТ. Фронтальная беседа

22

Обобщающий урок по теме: «Царство Растения».

Проверочная работа  Различие на таблицах и живых объектах растения разных отделов, наиболее распространенные растения. Объяснение роли растений в практической жизни человека. Сравнение представителей разных групп растения. Оценивание с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Письменный опрос.

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

 (16 ч)

23

Строение семян.

Л.р. 9«Строение семян фасоли и пшеницы». Выделение существенных признаков строения семян растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Знать: строение семян, типы корневых систем, их строение, выделять существенные признаки строения побега, почки, корня, внешнее строение листа, его клеточное строение;

Выделять стебли, видоизменённые побеги;

Строение цветка, соцветия, плоды;

Уметь работать с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

24

Типы корневых систем.

Л.р.10 «Стержневые и мочковатые корневые системы». Выделение существенных признаков строения корней  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

25

Строение  корня.

Выделение существенных признаков строения корней  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

26

Видоизменения корней.

Выделение существенных признаков строения корней  растений.  

27

Побег и почки.

Выделение существенных признаков строения побегов и почек   растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

28

Внешнее строение листа.

Выделение существенных признаков строения листьев  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

29

Клеточное строение листа.

Выделение существенных признаков строения листьев  растений.  

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом, ИКТ

30

Видоизменения листьев.

Выделение существенных признаков строения листьев  растений.  

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

31

Многообразие стеблей.

Выделение существенных признаков строения стеблей  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

32

Строение стебля.

Выделение существенных признаков строения стеблей  растений

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

33

Видоизменения побегов.

Л.р. 11 «Изучение видоизмененных побегов». Выделение существенных признаков строения стеблей  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

34

Цветок.

Л.р. 12 «Строение цветка».        Выделение существенных признаков строения цветков  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

35

Соцветия.

Выделение существенных признаков строения цветков и соцветий  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

36

Плоды.

Выделение существенных признаков строения плодов  растений.  Работа с натуральным объектом,  формирование собственных выводов на основе полученных результатов

Словесно-наглядный метод, работа с демонстрационным материалом

37

Распространение плодов и семян.

Объяснение роли плодов и семян в процессе размножения растений

Работа с кчебником

38

Обобщение по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Проверочная работа Выделение существенных признаков строения растений. Различать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения.

Раздел 6. Жизнь растений. (15 ч)

39

Химический состав растений.

Объяснение роли химических элементов в процессах жизнедеятельности растений.

Знать: химический состав растений, фотосинтез, дыхание растений, выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности растений, способы размножения растений; роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;

Уметь: проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений;

Проводить приемы размножения растений.

Объяснение, работа с учебником

40

Минеральное питание растений.

Объяснение роли химических элементов в процессах жизнедеятельности растений.

Объяснение, работа с учебником, ИКТ

41

Фотосинтез. Дыхание растений.

Объяснение роли фотосинтеза  в процессах жизнедеятельности растений и в образовании атмосферы.

Объяснение, работа с учебником, ИКТ

42

Зимние явления в жизни растений.

Экскурсия 2. Объяснение роли дыхания  в процессах жизнедеятельности растений. Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза.

Наблюдение за зимними изменениями в природе

43

Испарение воды растениями. Листопад.

Объяснение роли листьев, значение листопада  в жизни растений.

Объяснение, работа с учебником, ИКТ

44

Передвижение воды и питательных веществ в растениях.

Л.р. 13 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине». Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений. Ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

45

Прорастание семян.

Лр.р.14 «Определение всхожести семян». Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

46

Растительный организм – как единое целое.

Проверочная работа        Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений

Письменный опрос

47

Способы размножения растений.

Освоение приемов размножения растений Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений.

Практическая работа, работа с таблицами, учебником

48

Размножение споровых растений.

Освоение приемов размножения растений Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений.

Практическая работа, работа с таблицами, учебником

49

Размножение голосеменных растений.

Освоение приемов размножения растений Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений.

Практическая работа, работа с таблицами, учебником

50

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Освоение приемов размножения растений Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений.

Практическая работа, работа с таблицами, учебником

51

Вегетативное размножение комнатных растений.

Лр.р. 15 «Вегетативное размножение комнатных растений». Освоение приемов размножения растений Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

52

Половое размножение покрытосеменных растений.

Освоение приемов размножения растений Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений.

Практическая работа, работа с таблицами, учебником

53

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян.

Проверочная работа Выделение существенных признаков процессов жизнедеятельности растений.

Эвристическая беседа

Раздел 7. Классификация растений. (9ч)

54

Основы систематики растений.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Сравнение растений разных систематических групп.

Знать: Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Характерные признаки растений семейства крестоцветные. Характерные признаки растений семейства розоцветные. Характерные признаки растений семейства пасленовые. Характерные признаки растений семейства мотыльковые и сложноцветные Характерные признаки растений семейства лилейные. Характерные признаки растений семейства злаки.

Определять принадлежность растений к определённой группе;

Уметь: работать с определительными карточками.

Работа с текстом учебника, фронтальная беседа

55

Класс двудольные. Семейство крестоцветные.

Л.р. 16 «Признаки семейства крестоцветных». Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Освоение приемов работы с определительными карточками.

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

56

Семейство розоцветные.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Освоение приемов работы с определительными карточками.

Практическая работа, работа с таблицами, гербарием, учебником

57

Семейство пасленовые.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Освоение приемов работы с определительными карточками.

Практическая работа, работа с таблицами, гербарием, учебником

58

Семейство мотыльковые.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Освоение приемов работы с определительными карточками

Практическая работа, работа с таблицами, гербарием, учебником

59

Семейство сложноцветные.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Освоение приемов работы с определительными карточками

Практическая работа, работа с таблицами, гербарием, учебником

60

Класс однодольные. Семейство лилейные.

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Освоение приемов работы с определительными карточками

Практическая работа, работа с таблицами, гербарием, учебником

61

Семейство злаки.

Практическая работа, работа с таблицами, гербарием, учебником

62

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Экскурсия 3. (Домашние теплицы)

Раздел 8. Природные сообщества (6ч)

63

Экологические факторы и их влияние  на растения.

Объяснение влияния экологических факторов на растения.  

Знать: Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

Объяснять: взаимосвязи внутри сообществ;

Уметь: выделять существенные признаки групп растений.

Эвристическая беседа

64

Основные экологические группы растений.

Л.р.17 «Строение растений разных экологических групп». Выделение существенных признаков экологических групп растений. Работа с натуральным объектом. Формирование собственных выводов на основе наблюдений.

Частично-поисковый, работа с лабораторным оборудованием

65

Растительные сообщества.

Выделение существенных признаков растительных сообществ.

Объяснение, работа с текстом, ИКТ

66

Взаимосвязи растений в сообществах.

Объяснение взаимосвязей внутри растительных сообществ. Объяснение биологического разнообразия для сохранения растительного сообщества.

Объяснение, работа с текстом

67

Влияние человека на растительные сообщества.

Объяснение влияния экологических факторов на растения.   Выделение существенных признаков растительных сообществ  Объяснение взаимосвязей внутри растительных сообществ.

Объяснение, работа с текстом, ИКТ

68

Весенние явления в природных сообществах.

Экскурсия 4.

Раздел 9. Развитие растительного мира (2 ч)

69

Происхождение растений

Приведение доказательств общности происхождения растений. Объяснение основных этапов развития растительного мира.

Знать: Происхождение растений. Основные этапы растительного мира. Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Объяснение, работа с текстом, ИКТ

70

Этапы развития растительного мира.

Летние задания.

Освоение простейших приемов оценки экологического состояния окружающей среды. Экскурсия. Формирование собственных выводов на основе наблюдений.

Объяснение, работа с текстом, ИКТ

Содержание программы:

Введение.

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Многообразие живых организмов.

Раздел 1. Клеточное строение организмов.

Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани  растений.

Лабораторные работы:

Л.р.№1 «Устройство лупы и  микроскопа, правила работы с ними».

Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание под микроскопом»

Раздел 2. Царство Бактерии.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними.

Раздел 3. Царство Грибы.

Общая характеристика грибов, шляпочные грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты. Лишайники.

Лабораторные работы:

Л.р.№3 «Изучение строения тел шляпочных грибов».

Л.р.№4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом».

Раздел 4. Царство Растения.

Разнообразие, распространение, значение растений. Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных водорослей. Многоклеточные водоросли. Охрана водорослей. Мхи, их биологические особенности. Папоротники. Хвощи. Плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные, или Цветковые растения.

Лабораторные работы:

Л.р.№5 «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Л.р.№6: «Изучение строения мха».

Раздел 5.  Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Клеточное строение корня. Зоны корня. Видоизменения корней Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Рост стебля в толщину. Годичные кольца. Видоизменения побегов. Цветок Плоды. Соцветия. Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы:

Л.р.№9 «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

Л.р.№10 «Виды корней. Типы к/с.

Л.р.№11 «Изучение внешнего и внутреннего строения корня».

Л.р.№12 «Изучение строения почек и расположения их на стебле».

Л.р.№13 «Изучение строения листа».

Л.р.№14 «Изучение макро- и микро-строения стебля».

Л.р.№15 «Изучение видоизменения побегов

Л.р.№16 «Изучение строения цветка».

Л.р.№17 «Ознакомление с различными видами соцветий

Л.р.№18 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

Раздел 6. Жизнь растений.

Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Растительный организм как единое целое. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Половое размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение у цветковых растений.

Лабораторные работы:

Л.р. №19 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Раздел 7. Классификация растений.

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Характерные признаки растений семейства крестоцветные. Характерные признаки растений семейства розоцветные. Характерные признаки растений семейства пасленовые. Характерные признаки растений семейства мотыльковые и сложноцветные Характерные признаки растений семейства лилейные. Характерные признаки растений семейства злаки.

Лабораторные работы:

Л.р.№20 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Раздел 8. Природные сообщества.

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

Лабораторные работы:

Л.р.№21 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп».

Раздел 8. Развитие растительного мира.

Происхождение растений. Основные этапы растительного мира. Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Планируемый  результат изучения

 курса биологии 6 класса

 В результате изучения курса биологии 6 класса учащиеся должны знать:

  • строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки, ткани;
  • основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
  • способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие;
  • взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
  • роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
  • мероприятия по охране и рациональному использованию растений.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органы цветкового растения;
  • проводить рыхление, полив, окучивание, пикировку, вносить удобрения;
  • проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений;
  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • заготавливать черенки и размножать ими растения;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • ориентироваться в учебнике,  работать с текстом и рисунками.

Способы и формы оценивания результатов

  1. Контрольный тест  №1 по теме «Клеточное строение организмов»
  2. Контрольный тест № 2 по теме «Царства Бактерии, Грибы, Растения»
  3. Контрольный тест № 3 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».
  4. Контрольный тест № 4 по теме «Жизнь растений»
  5. Контрольный  тест № 5 по теме Природные сообщества».

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные издания

  1. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. . 6 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  2. Пасечник В. В. Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. 6 класс». – М.: Дрофа, 2009.
  3. Калинина А. А. Универсальные поурочные разработки по  биологии 6(7) класс. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Комплект таблиц по курсу биологии 6 класса
  5. Геохронологическая таблица
  6. Определительные карточки для определения растений

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект лабораторного оборудования
  2. Микроскоп
  3. Микропрепараты
  4. Разборные модели цветков растений
  5. Набор муляжей  плодов различных культурных  растений
  6. Набор муляжей шляпочных грибов
  7. Рельефные таблицы «Размножение сосны»

Натуральные объекты

  1. Комнатные растения
  2. Гербарии
  3. Коллекции насекомых
  4. Коллекция семян растений
  5. Поперечные спилы веток деревьев
  6. Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые»
  7. Шишки голосеменных растений

Литература

  1. Калинина А. А. Универсальные поурочные разработки по  биологии 6(7) класс. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Пальдяева Г. М. Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных  под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2009,
  3. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. . 6 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  4. Щербакова Ю. В. Козлова И. С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6 – 9 классы. – М.: Глобус, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....