Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Гейнц Наталия Брониславовна

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:         Согласовано:        Утверждено:

на заседании методсовета                                              Заместитель директора по УР           Директор МОУ «СОШ № 10

протокол №___                                                               МОУ «СОШ №10 п.Каменский»           п. Каменский»

от «____»__________20___г                                          ______________/______________/                                                          _______________/Гермоний В.В./

                                                                          «____»_______________20____г             «____»______________20____г

             

Рабочая программа

 по биологии 6 класс

уровень базовый

по УМК  И.Н. Пономаревой

Составитель: Гейнц Наталия Брониславовна

                Рассмотрено

        на заседании педагогического совета

                                                                                                                                                                                                протокол №____ от «____»_____20____г

2011-2012 учебный год

2. Пояснительная записка

       Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,  на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.  Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2009.

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом   данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 6 классе в объеме 1 час в неделю.

Цели изучения курса

Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

         * Понимание  ценности  знаний  о  своеобразии царств: растений, бактерий,  грибов в  системе биологических знаний научной картины мира.

         * Формирование  основополагающих  понятий  о  клеточном  строении  живых  организмов,  об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

          * Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание  бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов  как исключительной ценности органического мира.

– Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

– Овладение  учащимися  умениями  применять  знания  о  строении  и  жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

3.  Учебно - тематический план

№ раздела

Наименование раздела

Всего часов

Кол-во лабораторных работ, экскурсий

1

 Введение. Общее знакомство с растениями  

2

1

2

  Клеточное строение растений  

2

1

3

  Органы цветковых растений  

10

4

4

  Основные процессы жизнедеятельности растений  

7

1

5

  Основные отделы царства растений  

7

6

  Историческое развитие растительного мира на Земле  

1

7

  Царство Бактерии  

1

8

  Царство Грибы. Лишайники  

2

1

9

  Природные сообщества  

2

1

Итого

34

9

 

№  урока

Количество часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

1. Введение. Общее знакомство с растениями  (2 ч)

1

1

Наука о растениях - ботаника. Мир растений.

Царства органического мира и место растений и нем. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений па Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений, деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Табл. Царства органического мира

гербарии

2

1

Строение растений. Растение -живой организм

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений.   Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов.   Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Лаб.раб. №1 Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения

Увеличительные приборы, растения пастушья сумка, ветка сосны с шишками, кукушкин лен, папоротник

ИКТ (презентация «Растительный организм»

 

№  урока

Количество

часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

План

факт

2. Клеточное строение растений (2  ч)

3

1

Строение и жизнедеятельность растительной клетки

Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.  

Лаб. раб №2.  Знакомство с клетками растений

ИКТ (презентация «Строение раст. клетки»

Увеличит. приборы,

Плод томата,

часть луковицы

4

1

Растительные ткани

Понятие о тканях (образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая).  Растение - многоклеточный организм.  

Табл. Ткани растений и их виды

ИКТ (презентация «Ткани растений»

3. Органы цветковых растений (10 ч)

5

1

Семя. Строение семени

Внешнее и внутреннее строение семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Лаб. раб №3. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли).

 

Лупа, семена фасоли

ИКТ (презентация «Строение семян однодольных и двудольных растений» 

6

1

Условия прорастания семян

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.

ИКТ (презентация «Условия прорастания семян

7

1

Корень

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковата. Внешнее и  внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

Лаб. раб № 4. Строение корня

Табл. Зоны корня

ИКТ (презентация «Корень»)

 

№  урока

Количество

часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

8

1

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка - зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки.

ИКТ (презентация «Строение почек»

«Развитие побега из почки»

9

1

Лист

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа, Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Лаб. раб № 5 Строение листа.

Табл.Листья. Простые и сложные

        ИКТ (презентация «Строение листа»

«Испарение воды листьями»

10

1

Стебель

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Табл. Строение стебля. Ветки тополя. Комн. растения

11

1

Многообразие стеблей

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

Лаб. раб № 6. Строение корневища, клубня и луковицы

ИКТ (презентация «Видоизменения побегов».

12

1

Цветок-генеративный орган

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик.   Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Табл.Опыление растений

Опыление цветков

ИКТ (презентация «Цветок»

 

№  урока

Количество

часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

13

1

Плод

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Табл. Строение плода вишни

ИКТ (презентация «Плоды»

14

1

Обобщение по теме

Что узнали об органах цветкового растения?

 

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7  ч)

15

1

Корневое питание растений

Корневое (минеральное) питание растений Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

16

1

Воздушное питание растений. Фотосинтез

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла  в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Табл. Фотосинтез

ИКТ (презентация «Фотосинтез»

 

№  урока

Количество

часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

17

1

Дыхание растений и обмен веществ

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен  веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

Табл. Обмен веществ

18

1

Значение воды в жизни растений

Роль воды в жизнедеятельности растений Экологические группы растений.

Гербарные растения

19

1

Размножение и оплодотворение растений

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании  зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности.

Табл. Оплодотворение у цветковых растений

ИКТ (презентация «Половое размножение растений»

20

1

Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Лаб. раб № 7. Черенкование комнатных растений.   

ИКТ (презентация

 «Вегетативное размножение растений»

21

1

Рост и развитие растений

 Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений

 

№  урока

Количество

часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

5. Основные отделы царства растений (7 ч)

22

1

Понятие о систематике растений

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

23

1

Водоросли

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Табл. Водоросли

24

1

Отдел Моховидные

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

ИКТ (презентация «Моховидные»

Коллекция «Торфяной мох»

25

1

Отдел Папоротниковидные

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений.

Табл. Развитие папоротника

26

1

Отдел Голосеменные

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека

ИКТ (презентация «Голосеменные растения» 

 

№  урока

Количество

часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

план

факт

27

1

Отдел Покрытосеменные

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

Комн. растения : бегония, колеус, сентолия, плющ

28

1

Семейства класса Двудольные и класса Однодольные

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные

ИКТ (презентация         «Особенности семейства розоцветных.

Злаковые растения»

6. Историческое развитие растительного мира на Земле (1 ч)

29

 

1

Понятие об эволюции растительного мира

Многообразие и происхождение культурных растений

Эволюция, эукариоты, автотрофность

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.

Табл. Центры происхождения  культурных растений

7. Царство Бактерии (1 ч)

30

1

Царство Бактерии

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.  Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.

Табл. Бактерии

ИКТ (презентация «Признаки  бактерий»

 

№  урока

Количество

часов

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Контролирующая и практическая часть

Информационно-методическое обеспечение

8. Царство Грибы. Лишайники (2 ч)

31

1

Царство Грибы.

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лаб. раб № 8. Изучение строения плесневых грибов.

Табл. Грибы

ИКТ (презентация «Многообразие грибов»

32

1

Лишайники

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

ИКТ (презентация «Лишайники» 

9. Природные сообщества (2  ч)

33

1

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе. Экосистема

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). 

Экскурсия. Жизнь растений в весенний период года.

Табл. Биогеоценоз дубравы

34

1

Обобщение по курсу биологии 6 класса

Значение живых организмов в природе

4.  Требования к уровню подготовки учащихся:

А. Уровень воспроизведения и описания информации.

Описывать морфолого-анатомические особенности растений, грибов, бактерий.

Называть признаки царств растений, бактерий, грибов, отделов растений.

Узнавать организмы бактерий, грибов, лишайников, водорослей, высших растений.

Наблюдать сезонные изменения в жизни растений.

Приводить примеры наиболее распространенных видов растений.

Б. Интеллектуальный         уровень.

Объяснять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов растительного организма.

Определять клетки, ткани, органы и системы органов растений.

Сравнивать организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов, классы покрытосеменных растений.

Формулировать выводы о клеточном строении организмов царств растений, грибов, бактерий; об усложнении растительного мира в процессе эволюции.

Давать характеристику строению и функциям клеток бактерий, грибов, растений, особеннгостям собмена веществ автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенностям размножения и роста бактерий, грибов, растений.

В. Творческий уровень.

Применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

Прогнозировать последствия небрежного отношения к организмам, видам, природным сообществам, последствиям неадекватного поведения в природе.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

1.  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2004.

2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2002.

6. Список литературы (основной и дополнительной)

1.  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2004.

2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2002.

3.  http://festival.1september.ru

  4. http://pedsovet.su 

5.  http://www.openclass.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....