Урок изучение нового материала по теме "Насекомые"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Урок может быть использован при изучении нового материала для обучающихся 7 класса по теме "Насекомые.Особенности строения и жизнедеятельности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:                       Класс Насекомые.

           Особенности  строения и    жизнедеятельности.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с  особенностями внешнего и внутреннего строения и процессом жизнедеятельности насекомых в связи со средой  их обитания.
  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления  таблиц, работы  с  дидактическим  материалом, выполнения тестовых  заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, компьютер, , проектор, слайд-презентация «Класс Насекомые», музыкальная композиция «Звуки природы», «Утро в лесу», карточки с заданиями, картинки с изображением насекомых, разноуровневые задания по теме «Насекомые», рабочая тетрадь.

Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, демонстрация, групповая работа учащихся, самостоятельная индивидуальная работа .

Ход урока:

Учитель. Итак, ребята, на  прошлых  уроках  вы  познакомились  с  основными  классами  Типа  Членистоногие. Это классы…?                                        

Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.

Фронтальный опрос

1.Кто относится к ракообразным?

2.Каких вы знаете паукообразных?

3.А к какому классу вы отнесете клещей? Что вы  знаете о них? Если вы обнаружили клеща у себя на кожных покровах – ваши действия?

Учитель. А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых  на  нашей  планете  обитает  больше  всего. Это класс Насекомые (рассказ сопровождается демонстрацией разнообразия насекомых, на интерактивной доске, на фоне музыки «Звуки природы», ), узнаем каково внешнее и внутреннее строение  строение насекомых, чем они отличаются от ранее  изученных классов типа Членистоногие.                                                                                                            

Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их насчитывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплотилась в насекомых.

  Не случайно они привлекали внимание человека  с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.

       Ученые  подсчитали, что  на  каждого  человека  на нашей  планете  приходится  по  250  насекомых. Что  же  тогда  получается, что наша  Земля – это  целая  планета  насекомых?(во время чтения стихотворения на интерактивной доске проецируются слайды с изображением насекомых, о которых идет речь)

Действительно, планета  эта  так  красива,

Разнообразная,  цветная,  всем  на  диво!

Там  бабочки  различные  летают,

Цветы  нам  всем  они  напоминают.

Трудяги-муравьи  травиночки  несут,

И  строят, строят, строят все  свои  дома вокруг!

И  пчелы  постоянно  тут  летают,

И  мед  свой  вкусный  собирают,

Который  нас  весь  год  оздоровляет.

А  на  стрекоз  ты  не  сердись,

Ты  мысленно  присядь  на  них  и  вознесись …

В  такие  голубые  дали,

Где,  нет  и  не  было  печали

Увидишь  ты, как  все  вокруг  прекрасно

И  чувствуешь, живешь  ты  не  напрасно!

Так  пусть  же  отворит  планета  эта   двери,

Чтоб  все  сюда  смогли  войти,  да  поскорее

Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

Первое что сделаем – поработаем в роли ученых-исследователей и выясним внешнее строение насекомых.  Для этого выполним  лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»  по инструктивной карточке, которая имеется в каждой группе. Кроме того есть дополнительный материал, учебник, с которым  вы тоже можете работать.

Инструктивная карта

Лабораторная работа

Внешнее строение насекомых на примере черного таракана

Цель. Найти признаки, по которым насекомые относятся к типу Членистоногие.

Ход работы.

  1. Используя дополнительный источник информации, выпишите, чем покрыто тело черного таракана, его размеры.
  2. Определите, из каких отделов состоит тело насекомого.
  3. Определите, какие органы чувств расположенные на голове.
  4. От какого отдела отходят конечности и крылья, подсчитай их количество.
  5. На какие отделы разделены конечности насекомого.
  6. По рисунку рассмотрите брюшко и отверстия на брюшке. Подсчитайте членики, отделяющиеся друг от друга насечками. (Подумайте, откуда произошло название класса насекомые?)
  7. Сделайте вывод, почему насекомых относят к типу Членистоногих?

Рис. 1. Самец (А) и самка (Б) черного таракана:

1 — усики; 2 — ротовые придатки; 3 — переднеспинка; 4 — надкрылье; 5 — бедро; 6 — голень; 7 — лапка; 8 — десятый сегмент брюшка; 9 — церки.

Рис. 2. Голова чёрного таракана (вид спереди):

1 – темя; 2 — сложный глаз; 3 — основание усика; 4 — лоб; 5 — наличник; 6 — верхняя губа; 7 — верхняя челюсть; 8 — челюстное щупальце; 9 — нижнегубное щупальце; 10 — простой глаз; 11 — щека.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Наружное строение таракана

На теле таракана легко различить три отдела — голову, грудь и брюшко. На голове расположены глаза, пара усиков и ротовые части; грудь несет три пары ножек и две пары крыльев (у самки крылья недоразвиты); членистое брюшко составляет задний отдел тела (рис. 1).

Голова. Усики у таракана длинные и находятся в постоянном движении: таракан ведет преимущественно ночной образ жизни и без усиков, которые служат ему органом осязания и обоняния, он не мог бы найти дорогу к съестному. Таракан имеет пару сложных, или фасеточных, глаз, расположенных по бокам головы, а впереди от них, около основания усиков, есть еще пара очень маленьких простых глазков (рис. 2).

Таракан питается хлебными крошками, объедками, кухонными отбросами; он гложет плохо, прикрытые съестные продукты. Ротовые части у него грызущего типа (рис. 174). Сверху они прикрыты непарной складкой хитина, образующей верхнюю губу. Впереди под этой складкой расположена пара жвал — крепких зазубренных хитиновых пластинок, которыми таракан грызет пищу. Далее идет пара членистых нижних челюстей, снабженных челюстными щупальцами, а за ними членистая нижняя губа, также несущая пару щупалец. Строение нижней губы ясно показывает, что она образовалась из второй пары нижних челюстей, похожих по форме на челюсти первой пары, но только сросшихся вместе.

Главным орудием пережевывания пищи служат жвалы; им помогают в этом также и нижние челюсти. На нижних челюстях и на нижней губе расположены органы вкуса, а две пары щупалец — челюстные и губные — ощупывают кусочки пищи и придерживают их во время жевания.

Таким образом, жевательный аппарат состоит из трех пар ротовых конечностей, прикрытых спереди верхней губой, а всего, считая и пару усиков, у таракана и других насекомых на голове имеется четыре пары видоизмененных конечностей.

Грудь. Грудной отдел состоит из трех сегментов, несущих по паре длинных членистых ног, на конце вооруженных цепкими коготками. Ноги таракана длинные, стройные — бегательного типа. Как у всех насекомых, нога таракана состоит из 5 отделов:

1) тазика, или ляжки, с помощью которого нога прикрепляется к сегменту груди;

2) вертлуга— маленького членика;

3) бедра — самого толстого членика ноги;

4) голени — самого длинного членика со шпорами на вершине;

5) лапки, состоящей из 5 мелких члеников, с коготками на последнем членике. У самцов таракана есть еще две пары крыльев, отходящих от 2-го и 3-го сегментов груди; в отличие от других крылатых насекомых, таракан летать не может, но иногда пользуется своими крыльями, как парашютом, для того чтобы ослабить силу падения с большой высоты. Каждое крыло представляет собой двойную складку хитинового покрова с целой сетью утолщений — крыловых жилок, которые придают крылу необходимую прочность.

У самок черного таракана крылья остаются недоразвитыми.

Брюшко. Брюшко таракана явственно разделено на членики — как будто каким-то острым орудием на нем были сделаны насечки, что и дало основание назвать таких животных насекомыми. На заднем конце брюшка одно за другим находятся отверстие половой системы и заднепроходное отверстие, а по бокам тела (и не только на брюшке, но и на грудном отделе) расположены парные дыхальца — маленькие отверстия, которыми открываются наружу трахеи. На заднем конце брюшка таракана заметны небольшие парные членистые церки — видоизмененные конечности (у большинства других насекомых таких брюшных придатков нет).

Давайте подведем итог нашего исследования: насекомые относятся к типу членистоногих т.к у них двусторонняя симметрия, сегментирование тела,  хитиновый покров,  членистые конечности. Признаки по которым можно выделить класс насекомых – три отдела тела, три пары конечностей, у большинства есть крылья.

О насекомых пишут поэты,  музыканты, литераторы. Порассуждаем , подумаем, помыслим…..

Прочитайте два текста. С какой интонацией их нужно читать, чтобы передать красоту, удивительное своеобразие представительницы мира насекомых? При чтении соблюдайте правильную интонацию.

Яркий свет разбудил бабочку. Она вспорхнула, еще сонная, лениво опустилась на цветок и замерла. Пронизанные солнышком крылья стали прозрачными, мраморный рисунок проступил отчетливее, а оранжевые пятна на передних крыльях засияли еще ярче. Это зорька. Вся она радостная, как летнее утро. Зорька безвредная. Вот она зацепилась лапками, разворачивает хоботок в предвкушении сладкого завтрака. Щелчок затвора фотоаппарата, и прекрасный мир увековечен.   (И.Селиванов)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат твой с его живым миганьем-

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,

И улечу.  (А.Фет)

Подумайте, кому могут принадлежать эти два текста?

Продолжая изучение класса насекомых, мы познакомимся с их внутренним строением на примере того же черного таракана.

Задание для учащихся. По тексту параграфа составьте таблицу по теме внутреннее

строение черного таракана.

Система органов

Строение органов

Функция

Нервная система

Узловой тип, выделен головной мозг

Связь с внешним миром, более сложное поведение.

Пищеварительная система

Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие

Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.

Дыхательная система

Трахеи с дыхальцами

Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

Выделительная система

Мальпигиевые сосуды, жировое тело (не выводится)

Выделение жидкостей продуктов обмена.

Кровеносная система

Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа

Транспорт БЖУ

Репродуктивная система

Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее.

Продолжение рода.

Вывод:  Насекомые имеют более сложное внутреннее строение.

Используя личный опыт и знания, подумайте, как надо поступить, если вас ужалила оса, пчела? Постарайтесь запомнить сформулированные правила:

  1. Вынуть жало.
  2. Смазать место укуса спиртом, приложить подорожник.
  3. Если поднимется температура, появится отек – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

1.не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

2. на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;

3. воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там насекомого;

4. осы и пчелы не очень любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками;

5. есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем и смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.

  1. Закрепление полученных знаний (4 мин):

: Верно ли суждение? (на экране вопросы, у каждого учащегося карточка для ответов, после завершения высвечиваются правильные ответы,)

1. Верно ли, что насекомые – шестиногие насекомые? +

2. Верно ли, что на брюшке насекомых располагаются крылья? –

3. Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? +

4. Верно ли, что комары имеют колюще-сосущий ротовой аппарат? +

5. Верно ли, что у насекомых 3 отдела тела? +

6. Верно ли, что у насекомых замкнутый круг кровообращения? –

7. Верно ли, что у насекомых и ноги и крылья располагаются на груди? +

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Дом.задание : параграф      , составить текст о бабочке в научном стиле.



Предварительный просмотр:

Тема урока:                       Класс Насекомые.

           Особенности  строения и    жизнедеятельности.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с  особенностями внешнего и внутреннего строения и процессом жизнедеятельности насекомых в связи со средой  их обитания.
  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления  таблиц, работы  с  дидактическим  материалом, выполнения тестовых  заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, компьютер, , проектор, слайд-презентация «Класс Насекомые», музыкальная композиция «Звуки природы», «Утро в лесу», карточки с заданиями, картинки с изображением насекомых, разноуровневые задания по теме «Насекомые», рабочая тетрадь.

Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, демонстрация, групповая работа учащихся, самостоятельная индивидуальная работа .

Ход урока:

Учитель. Итак, ребята, на  прошлых  уроках  вы  познакомились  с  основными  классами  Типа  Членистоногие. Это классы…?                                        

Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.

Фронтальный опрос

1.Кто относится к ракообразным?

2.Каких вы знаете паукообразных?

3.А к какому классу вы отнесете клещей? Что вы  знаете о них? Если вы обнаружили клеща у себя на кожных покровах – ваши действия?

Учитель. А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых  на  нашей  планете  обитает  больше  всего. Это класс Насекомые (рассказ сопровождается демонстрацией разнообразия насекомых, на интерактивной доске, на фоне музыки «Звуки природы», ), узнаем каково внешнее и внутреннее строение  строение насекомых, чем они отличаются от ранее  изученных классов типа Членистоногие.                                                                                                            

Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их насчитывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплотилась в насекомых.

  Не случайно они привлекали внимание человека  с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.

       Ученые  подсчитали, что  на  каждого  человека  на нашей  планете  приходится  по  250  насекомых. Что  же  тогда  получается, что наша  Земля – это  целая  планета  насекомых?(во время чтения стихотворения на интерактивной доске проецируются слайды с изображением насекомых, о которых идет речь)

Действительно, планета  эта  так  красива,

Разнообразная,  цветная,  всем  на  диво!

Там  бабочки  различные  летают,

Цветы  нам  всем  они  напоминают.

Трудяги-муравьи  травиночки  несут,

И  строят, строят, строят все  свои  дома вокруг!

И  пчелы  постоянно  тут  летают,

И  мед  свой  вкусный  собирают,

Который  нас  весь  год  оздоровляет.

А  на  стрекоз  ты  не  сердись,

Ты  мысленно  присядь  на  них  и  вознесись …

В  такие  голубые  дали,

Где,  нет  и  не  было  печали

Увидишь  ты, как  все  вокруг  прекрасно

И  чувствуешь, живешь  ты  не  напрасно!

Так  пусть  же  отворит  планета  эта   двери,

Чтоб  все  сюда  смогли  войти,  да  поскорее

Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

Первое что сделаем – поработаем в роли ученых-исследователей и выясним внешнее строение насекомых.  Для этого выполним  лабораторную работу «Внешнее строение насекомых»  по инструктивной карточке, которая имеется в каждой группе. Кроме того есть дополнительный материал, учебник, с которым  вы тоже можете работать.

Инструктивная карта

Лабораторная работа

Внешнее строение насекомых на примере черного таракана

Цель. Найти признаки, по которым насекомые относятся к типу Членистоногие.

Ход работы.

  1. Используя дополнительный источник информации, выпишите, чем покрыто тело черного таракана, его размеры.
  2. Определите, из каких отделов состоит тело насекомого.
  3. Определите, какие органы чувств расположенные на голове.
  4. От какого отдела отходят конечности и крылья, подсчитай их количество.
  5. На какие отделы разделены конечности насекомого.
  6. По рисунку рассмотрите брюшко и отверстия на брюшке. Подсчитайте членики, отделяющиеся друг от друга насечками. (Подумайте, откуда произошло название класса насекомые?)
  7. Сделайте вывод, почему насекомых относят к типу Членистоногих?

Рис. 1. Самец (А) и самка (Б) черного таракана:

1 — усики; 2 — ротовые придатки; 3 — переднеспинка; 4 — надкрылье; 5 — бедро; 6 — голень; 7 — лапка; 8 — десятый сегмент брюшка; 9 — церки.

Рис. 2. Голова чёрного таракана (вид спереди):

1 – темя; 2 — сложный глаз; 3 — основание усика; 4 — лоб; 5 — наличник; 6 — верхняя губа; 7 — верхняя челюсть; 8 — челюстное щупальце; 9 — нижнегубное щупальце; 10 — простой глаз; 11 — щека.

http://festival.1september.ru/articles/415840/image4140.gif

http://festival.1september.ru/articles/415840/image4141.gif

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Наружное строение таракана

На теле таракана легко различить три отдела — голову, грудь и брюшко. На голове расположены глаза, пара усиков и ротовые части; грудь несет три пары ножек и две пары крыльев (у самки крылья недоразвиты); членистое брюшко составляет задний отдел тела (рис. 1).

Голова. Усики у таракана длинные и находятся в постоянном движении: таракан ведет преимущественно ночной образ жизни и без усиков, которые служат ему органом осязания и обоняния, он не мог бы найти дорогу к съестному. Таракан имеет пару сложных, или фасеточных, глаз, расположенных по бокам головы, а впереди от них, около основания усиков, есть еще пара очень маленьких простых глазков (рис. 2).

Таракан питается хлебными крошками, объедками, кухонными отбросами; он гложет плохо, прикрытые съестные продукты. Ротовые части у него грызущего типа (рис. 174). Сверху они прикрыты непарной складкой хитина, образующей верхнюю губу. Впереди под этой складкой расположена пара жвал — крепких зазубренных хитиновых пластинок, которыми таракан грызет пищу. Далее идет пара членистых нижних челюстей, снабженных челюстными щупальцами, а за ними членистая нижняя губа, также несущая пару щупалец. Строение нижней губы ясно показывает, что она образовалась из второй пары нижних челюстей, похожих по форме на челюсти первой пары, но только сросшихся вместе.

Главным орудием пережевывания пищи служат жвалы; им помогают в этом также и нижние челюсти. На нижних челюстях и на нижней губе расположены органы вкуса, а две пары щупалец — челюстные и губные — ощупывают кусочки пищи и придерживают их во время жевания.

Таким образом, жевательный аппарат состоит из трех пар ротовых конечностей, прикрытых спереди верхней губой, а всего, считая и пару усиков, у таракана и других насекомых на голове имеется четыре пары видоизмененных конечностей.

Грудь. Грудной отдел состоит из трех сегментов, несущих по паре длинных членистых ног, на конце вооруженных цепкими коготками. Ноги таракана длинные, стройные — бегательного типа. Как у всех насекомых, нога таракана состоит из 5 отделов:

1) тазика, или ляжки, с помощью которого нога прикрепляется к сегменту груди;

2) вертлуга— маленького членика;

3) бедра — самого толстого членика ноги;

4) голени — самого длинного членика со шпорами на вершине;

5) лапки, состоящей из 5 мелких члеников, с коготками на последнем членике. У самцов таракана есть еще две пары крыльев, отходящих от 2-го и 3-го сегментов груди; в отличие от других крылатых насекомых, таракан летать не может, но иногда пользуется своими крыльями, как парашютом, для того чтобы ослабить силу падения с большой высоты. Каждое крыло представляет собой двойную складку хитинового покрова с целой сетью утолщений — крыловых жилок, которые придают крылу необходимую прочность.

У самок черного таракана крылья остаются недоразвитыми.

Брюшко. Брюшко таракана явственно разделено на членики — как будто каким-то острым орудием на нем были сделаны насечки, что и дало основание назвать таких животных насекомыми. На заднем конце брюшка одно за другим находятся отверстие половой системы и заднепроходное отверстие, а по бокам тела (и не только на брюшке, но и на грудном отделе) расположены парные дыхальца — маленькие отверстия, которыми открываются наружу трахеи. На заднем конце брюшка таракана заметны небольшие парные членистые церки — видоизмененные конечности (у большинства других насекомых таких брюшных придатков нет).

Давайте подведем итог нашего исследования: насекомые относятся к типу членистоногих т.к у них двусторонняя симметрия, сегментирование тела,  хитиновый покров,  членистые конечности. Признаки по которым можно выделить класс насекомых – три отдела тела, три пары конечностей, у большинства есть крылья.

О насекомых пишут поэты,  музыканты, литераторы. Порассуждаем , подумаем, помыслим…..

Прочитайте два текста. С какой интонацией их нужно читать, чтобы передать красоту, удивительное своеобразие представительницы мира насекомых? При чтении соблюдайте правильную интонацию.

Яркий свет разбудил бабочку. Она вспорхнула, еще сонная, лениво опустилась на цветок и замерла. Пронизанные солнышком крылья стали прозрачными, мраморный рисунок проступил отчетливее, а оранжевые пятна на передних крыльях засияли еще ярче. Это зорька. Вся она радостная, как летнее утро. Зорька безвредная. Вот она зацепилась лапками, разворачивает хоботок в предвкушении сладкого завтрака. Щелчок затвора фотоаппарата, и прекрасный мир увековечен.   (И.Селиванов)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат твой с его живым миганьем-

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,

И улечу.  (А.Фет)

Подумайте, кому могут принадлежать эти два текста?

Продолжая изучение класса насекомых, мы познакомимся с их внутренним строением на примере того же черного таракана.

Задание для учащихся. По тексту параграфа составьте таблицу по теме внутреннее

строение черного таракана.

Система органов

Строение органов

Функция

Нервная система

Узловой тип, выделен головной мозг

Связь с внешним миром, более сложное поведение.

Пищеварительная система

Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие

Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков.

Дыхательная система

Трахеи с дыхальцами

Доставка кислорода и удаление углекислого газа.

Выделительная система

Мальпигиевые сосуды, жировое тело (не выводится)

Выделение жидкостей продуктов обмена.

Кровеносная система

Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа

Транспорт БЖУ

Репродуктивная система

Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее.

Продолжение рода.

Вывод:  Насекомые имеют более сложное внутреннее строение.

Используя личный опыт и знания, подумайте, как надо поступить, если вас ужалила оса, пчела? Постарайтесь запомнить сформулированные правила:

  1. Вынуть жало.
  2. Смазать место укуса спиртом, приложить подорожник.
  3. Если поднимется температура, появится отек – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

1.не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

2. на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;

3. воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там насекомого;

4. осы и пчелы не очень любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками;

5. есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем и смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.

  1. Закрепление полученных знаний (4 мин):

: Верно ли суждение? (на экране вопросы, у каждого учащегося карточка для ответов, после завершения высвечиваются правильные ответы,)

1. Верно ли, что насекомые – шестиногие насекомые? +

2. Верно ли, что на брюшке насекомых располагаются крылья? –

3. Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? +

4. Верно ли, что комары имеют колюще-сосущий ротовой аппарат? +

5. Верно ли, что у насекомых 3 отдела тела? +

6. Верно ли, что у насекомых замкнутый круг кровообращения? –

7. Верно ли, что у насекомых и ноги и крылья располагаются на груди? +

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Дом.задание : параграф      , составить текст о бабочке в научном стиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...