Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.
Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.
Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, коммуникативность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, листы опроса, модели фигур.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Формы применяемые при организации деятельности: индивидуальная, коллективная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_-_treugolnik._vidy_treugolnika.doc | 466.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по математике в 5 классе
Учитель математики МБОУ ООШ № 31:
Лапшина Анна Владимировна
Урок – изучение нового материала.
Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.
Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности.
Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, коммуникативность, прививать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, листы опроса, модели фигур.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Формы применяемые при организации деятельности: индивидуальная, коллективная.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний (применяемые методы и приемы: устный ответ, запись на доске, работа 4 учеников по карточкам; Форма проведения этапа: фронтальная и индивидуальная)
3. Изучение нового материала (Применяемые методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, беседа)
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока.
6. Творческое домашнее задание
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | На доске дата и цитата: «Не знающий геометрию, да не войдет в Академию» Платон | 1. Поздороваться с учениками и настроить их на рабочий лад. 2. Представить ученикам в краткой форме цели урока и план урока Сегодня мы поговорим о фигуре, которая вот уже два с половиной тысячелетия является как бы символом геометрии; но не только символом, но и - АТОМОМ ГЕОМЕТРИИ. | Включаются в ритм урока | Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу |
Актуализация знаний и умений | Актуализировать опорные знания и способы действий | Карточки с заданиями | - Прежде чем начать изучение новой темы, давайте с вами вспомним некоторые геометрические понятия:
- что такое прямая? - что такое луч? - что такое отрезок? - как обозначается прямая, луч, отрезок? - единица измерения отрезка? (инструмент для измерения) - что такое угол? - какие виды углов вы знаете? - как обозначается угол? - единица измерения угла? (инструмент для измерения) | Учащиеся работают по карточкам, остальные отвечают на вопросы учителя. По окончании данного этапа учащиеся, работающие по карточкам, сдают свои работы. | Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме Развитие устной речи учащихся, умение обосновывать свою точку зрения |
Целеполагание и мотивация | Обеспечить мотивацию учения детей, принятия ими целей урока | На экране показан Бермудский треугольник фото со спутника | - «В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день» - Во время небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам, наверное, известное. Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок? - Запишем тему урока в тетрадь: «Треугольник. Виды треугольника» - Прочитав тему урока, скажите, какие цели урока вы для себя ставите? Что бы вы хотели узнать нового на нашем уроке? | - уч-ся слушают информацию учителя и рассматривают фото на экране. - Треугольнику Запись темы урока в тетрадь Учащиеся отвечают, какие цели урока они для себя определяют. | Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Запись на доске АВС На доске большой треугольник из бумаги с обозначенными углами. 1
2 3 | - Итак, сегодня мы познакомимся с фигурой, которая в геометрии называется треугольником. - Давайте попробуем дать определение. Вопрос: а можно ли построить треугольник, если точки расположить на одной прямой? – После анализа и рассуждений сделаем вывод, что треугольник – это фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющих данные точки. Эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Отрезки, соединяющие вершины треугольника – это стороны треугольника. Сколько их? Записываем АВ, АС и ВС. - Какие элементы есть еще у треугольника? - Итак, у треугольника еще есть три угла. Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника. - Таким образом, у треугольника 6 элементов, перечислите их. - Приведите примеры предметов треугольной формы, которые вам встречаются в жизни. - Вместо слова “треугольник” употребляют знак Δ. Запишем «Δ АВС». - Посмотрите на доску (изображены прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники). - Какие фигуры вы видите? - В 1 треугольнике все углы острые - такие треугольники называются остроугольными. Во 2 треугольнике есть прямой угол – это прямоугольный треугольник. А в 3 треугольнике есть тупой угол, он называется тупоугольным. - Как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? - Давайте это выясним, верны ли ваши предположения. Предлагаю провести измерения углов с помощью транспортира. Какие результаты получились?
- Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная. Я предлагаю найти сумму углов треугольника другим способом: У меня на столе треугольник, вырезанный из бумаги. Углы треугольника обозначены цифрами 1,2,3. Отрежу ножницами все углы. Будем собирать их в одной общей точке. Стороны обводим, прикладываем линейку к сторонам крайних углов. Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол, величина которого равна 180°. Так чему же равна сумма углов треугольника? | Отвечают и высказывают свои обоснования Рассматривают плакат на доске и повторяют определение. Чертят треугольник и обозначают его буквами. Отвечают на вопрос и записывают элементы треугольника в тетрадь. - Углы -3 стороны и 3 вершины (перечисляют название) Дети приводят примеры Записывают обозначение треугольника на математическом языке Ответы учащихся Заслушать ответы Уч-ся измеряют углы своего треугольника и складывают Учащиеся следят за практической работой учителя - 180 градусов | Познавательные: Ориентироваться в электронном учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи Записывают свои выводы в виде правил, передают информацию в сжатом виде |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Раз – согнуться, разогнуться, Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. | |||||
Организация первичного закрепления | Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы Установить правильность и осознанность изучения темы | Записано на доске: Сумма длин двух сторон: АВ+ВС= 13см, АВ+АС= 15см, ВС+АС= 16см. Длина третьей стороны: АС=9 см, ВС=7см, АВ= 6см. | - А теперь давайте попробуем сделать вывод к решенной задачи: Нам дан треугольник ΔАВС со сторонами АВ=6 см, ВС =7 см., АС=9 см. Делаем вывод: В треугольнике длина каждой стороны меньше суммы длин двух других сторон. Это утверждение называют правилом треугольника. | Записывают задачу в тетрадь и ищут закономерность, анализируя решение задачи. | Личностные: Учатся аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы |
Организация первичного контроля | Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий, а также выявить недостатки в знаниях и способах действий, установить причины выявленных недостатков | Самостоятельная работа (проверка усвоения нового материала) Каждому учащемуся раздается лист с заданиями, для того чтобы выяснить насколько хорошо усвоен новый материал. | Выполняют самостоятельно каждый свой вариант работы | Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Какую фигуру изучили сегодня на уроке? - Какие виды треугольников вы узнали? - Что такое элементы треугольника? - С каким правилом треугольника вы познакомились? - Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых Выставление оценок | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: структурируют знания, оценивание проделанной работы, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач. | |
Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
| 1. 1. Составьте рисунки из геометрических фигур, узоры из треугольников. 2. Сосчитайте треугольники (раздаются карточки с изображением треугольников). | Записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учащиеся видят перед собой карточки красного, желтого и зеленого цвета | - Поднимите карточку красного цвета, если вы не поняли тему урока, желтую - если вы не совсем уверены, зеленую – если вы хорошо усвоили новый материал. | Поднимают карточку определенного цвета | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
урок изучения нового материала Тема: «Электрические и тепловые явления» 8 класс
Урок в 8-ом классе по теме: «Электрические и тепловые явления» направлен на развитие творческих способностей учащихся, расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за с...
урок изучения нового материала Тема: «Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения» 8 класс
Урок комбинированный. Общая дидактическая цель - формирование представлений о глазе как оптической системе....
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
Разработка урока по математике 5 класс Урок путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями".
Цели урока. Ход урока....
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...