Учитель: Кадырова Гелнур Габделхаковна
Программа: Под редакцией М. М. Разумовской.
Учебник: Русский язык. 9 кл.: учебник для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы / Н.А.Андрамонова , Л.Д.Умарова ; Под ред. Л.З.Шакировой .- 3-е изд. , дополненное .-Казань: Магариф, 2008.-183 с.
Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Формирование понятия СПП с придаточным цели.
Задачи: - Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели. - Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи. - Учить находить СПП в художественных текстах. Ожидаемый результат: Учащиеся умеют: - распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными; - моделировать и употреблять в речи СПП разных видов; - характеризовать синтаксическую структуру СПП; - видеть СПП в художественных текстах. Использование сингапурской методики Оборудование, наглядность
Разноуровенные карточки из худ.лит.
I. Организационный момент. — Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. (Ребята друг-друга приветствуют .Желая доброго дня ,счастливых минут , много знаний) МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. - Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение». Используется обучающая структура Конэрс -Скажите . какие виды СПП мы изучали? ТАЙМД-ПЭА-ШЭА –обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Мотивационный момент урока: - Перед вами 2 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие? Напомните алгоритм рассуждения. 1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды. 3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей. Какое из предложений вызвало затруднение?
(СПП с придаточным: изъяснительным, цели) Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока. Работаем (мэнэджмэнтом ) партнерами по лицу Сообщение темы и цели урока: (определяют дети) - СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.
Работаем с новым материалом: 1) Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 84 . Схематично оформите запись в тетради. (Дети работают с новым материалом). Работают с партнерами по плечу 2) Проверяем записи в тетради. (Дети отвечают у доски). Отрабатываем новый материал: ТАЙМД-ПЭА-ШЭА –обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. 1. Выполним упр.130 и 131 по заданию (прочитают текст ,найдут СПП .Определяют на какие вопросы отвечают придаточные предложения , К чему относятся ,как связаны ). 2. Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной. Физкультминутка: Микс пэа –шэа –ученики смешиваются под музыку , образовывают пару , когда музыка прекращается обсуждают предложенную тему ,используя Релли Робин(для коротких ответов ) и Таймд-пэа-шэа (для развернутых ответов) Какое у тебя настроение и для чего мы изучаем СПП Применяем полученные знания на практике:
Куиз-куиз –трейд опроси –опроси –обменяйся в котором ученики проверяют и обучают друг –друга по пройденному материалу , используя карточки
1.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.
Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана!
2.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.
Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.
3.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.
- Пойдём-ка,(1) - неожиданно говорит дедушка и входит в кусты рододендрона. - Куда? – спрашиваю я и,(2) чтобы не оставаться одному,(3) бегу за ним. Теперь я замечаю,(4) что в зарослях проходит еле видная тропа.
4.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.
Уже знаешь, (1)что ждет за поворотом, (2) потому что потерял им счет, (3) но сердцу не прикажешь, (4) и оно снова и снова замирает в груди, (5) и ты упрямо надеешься успеть понять, (6) додумать, (7) написать.
Финкт Райт –Раунд –Робин подумай –запиши –обсуди в команде.Ученики пишут сочинение – рассуждение обсуждая по схеме: Тезис-лексический аргумент-грамматический аргумент-вывод
С2.1. Задание: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (1). Я стоял на вершине пологого холма ; передо мною – то золотым , то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. (2). Но не бегало зыби по этому морю ; не струился душный воздух; назревала гроза великая. (3).Около меня солнце еще светило- горячо и тускло; но там , за рожью , не слишком далеко, темно –синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. (4).Все притаилось..все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей.(5). Не слыхать ,не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи.(6.)Только где-то вблизи упорно шептал и хлопотал одинокий крупный лист лопуха. (7).Как сильно пахнет полынь на межах!(8). Я глядел на синюю громаду … и смутно было на душе .(90.Ну скорей же, скорей!- думалось мне , сверкни , золотая змейка, дрогни , гром! Двинься , покатись, пролейся ,злая туча , прекрати тоскливое томленье! (10).Но туча не двигалась. 11. Она по - прежнему давила безмолвную землю …и только словно пухла да темнела. - Найдите и выпишите из текста примеры изученных СПП. (Дети работают с текстом )
Подведем итог: Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели: 1. С какой целью вы пришли на урок? 2. Для какой цели нужно изучать СП? 3. Для чего мы определяем грамматическую основу предложения? 4. Зачем нужно уметь строить схемы СПП? Домашнее задание: Обязательное для всех: Выполнить упр.166 по предложенному заданию.
На выбор: 1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке. Или 2. Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.
Спасибо за урок!
Литература: 1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. 2. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / сост.О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.
|