Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Тип урока: Урок изучения нового материала.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Кадырова Гелнур Габделхаковна

Последние годы, у учителей русского языка так сильно беспокоит вопрос подготовки  к ГИА своих учеников . Поэтому мы на каждом уроке постараемся выполнять те или иные вопросы .Я предлагаю урок в 9классе .Урок построен с использованием элементов по Сингапурской методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_spp_s_pridatochnym_tseli.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Кадырова Гелнур Габделхаковна

Программа: Под редакцией М. М. Разумовской. 

Учебник: Русский язык. 9 кл.: учебник  для 9 класса татарской средней общеобразовательной  школы / Н.А.Андрамонова , Л.Д.Умарова ; Под ред. Л.З.Шакировой .- 3-е изд. , дополненное .-Казань: Магариф, 2008.-183 с.

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. 

Тип урока: Урок изучения нового материала. 

Цели: Формирование понятия СПП с придаточным цели. 

Задачи: 
- Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели. 
- Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи. 
- Учить находить СПП в художественных текстах. 
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют: 
- распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными; 
- моделировать и употреблять в речи СПП разных видов; 
- характеризовать синтаксическую структуру СПП; 
- видеть СПП в художественных текстах. 

Использование сингапурской методики


Оборудование, наглядность

Разноуровенные карточки из худ.лит.

I. Организационный момент.

— Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

(Ребята друг-друга приветствуют .Желая доброго дня ,счастливых минут , много знаний)

МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом.
- Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение». 

Используется обучающая структура Конэрс

-Скажите . какие виды СПП мы изучали?

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА –обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Мотивационный момент урока:
- Перед вами 2 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие? Напомните алгоритм рассуждения.  
1. Я требую, чтобы ты души своей мне тайные открыл надежды.  
3. Ямщики привязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимание сторожей. 
Какое из предложений вызвало затруднение? 

(СПП с придаточным: изъяснительным,  цели) 
Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока. 
Работаем (мэнэджмэнтом ) партнерами по лицу
Сообщение темы и цели урока: (определяют дети) 
- СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте. 

Работаем с новым материалом: 
1) Прочитайте теоретический материал в учебнике на странице 84 . Схематично оформите запись в тетради. (Дети работают с новым материалом). 

Работают с партнерами по плечу
2) Проверяем записи в тетради. (Дети отвечают у доски). 
Отрабатываем новый материал: 

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА –обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
1. Выполним упр.130 и 131  по заданию (прочитают текст ,найдут СПП .Определяют на какие вопросы отвечают придаточные предложения , К чему относятся ,как связаны ). 
2. Проверяем выполненное упр. и делаем вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной. 


Физкультминутка: Микс пэа –шэа –ученики смешиваются под музыку , образовывают пару , когда музыка прекращается обсуждают предложенную тему ,используя Релли Робин(для коротких ответов ) и Таймд-пэа-шэа (для развернутых ответов)
Какое у тебя настроение и для чего мы изучаем СПП
Применяем полученные знания на практике:

Куиз-куиз –трейд опроси –опроси –обменяйся  в котором ученики проверяют и обучают друг –друга по пройденному материалу , используя карточки

1.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.

Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана! 

2.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.


Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.

3.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.

- Пойдём-ка,(1) - неожиданно говорит дедушка и входит в кусты рододендрона. 
- Куда? – спрашиваю я и,(2) чтобы не оставаться одному,(3) бегу за ним. Теперь я замечаю,(4) что в зарослях проходит еле видная тропа.

4.Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.

Уже знаешь, (1)что ждет за поворотом, (2) потому что потерял им счет, (3) но сердцу не прикажешь, (4) и оно снова и снова замирает в груди, (5) и ты упрямо надеешься успеть понять, (6) додумать, (7) написать. 

Финкт Райт –Раунд –Робин подумай –запиши –обсуди в команде.Ученики пишут сочинение – рассуждение обсуждая по схеме:

Тезис-лексический аргумент-грамматический аргумент-вывод

С2.1.

Задание: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова

известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  

(1). Я стоял на вершине пологого холма ; передо мною – то золотым , то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь.

(2). Но не бегало зыби по этому морю ; не струился душный воздух; назревала гроза великая.

(3).Около меня солнце еще светило- горячо и тускло; но там , за рожью , не слишком далеко, темно –синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

(4).Все притаилось..все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей.(5). Не слыхать ,не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи.(6.)Только где-то вблизи упорно шептал и хлопотал одинокий крупный лист лопуха.

(7).Как сильно пахнет полынь на межах!(8). Я глядел на синюю громаду … и смутно было на душе .(90.Ну скорей же, скорей!- думалось мне , сверкни , золотая змейка, дрогни , гром! Двинься , покатись, пролейся ,злая туча , прекрати тоскливое томленье!

(10).Но туча не двигалась. 11. Она по - прежнему давила безмолвную землю …и только словно  пухла да темнела.  
- Найдите и выпишите из текста  примеры изученных СПП. 
(Дети работают с текстом ) 

Подведем итог:
Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели: 
1. С какой целью вы пришли на урок? 
2. Для какой цели нужно изучать СП? 
3. Для чего мы определяем грамматическую основу предложения? 
4. Зачем нужно уметь строить схемы СПП? 
Домашнее задание:
Обязательное для всех: Выполнить упр.166 по предложенному заданию. 

На выбор: 
1. Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке. 
Или 
2. Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели. 

Спасибо за урок! 

Литература: 
1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. 
2. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по учебнику М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова / сост.О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Материалы к уроку. Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными.

Презентация может быть использована при подведении итогов урока русского языка в 9 классе "СПП предложения с придаточными обстоятельственными"....

урок физики "Давление. Единицы давления" - 7 класс. Тип урока: изучение нового материала.

Разработка урока для учащихся 7 класса + презентация урока Цель урока: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе...

Презентация к уроку "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными".

В презентации даны упражнения по орфографии, пунктуации, синтаксису, позволяющие девятиклассникам повторить материал, необходимый для подготовки к ГИА. Это урок-закрепление материала по теме "Сложнопо...

Тема урока: « Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными».Урок русского языка в 9 классе.

"Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении с однородным подчинением" как элемент подготовки к ОГЭ....

Конспект урока " Сложение и вычитание смешанных чисел". 5 класс. Урок изучения нового материала. автор учебника Н.И. Виленкин, В.И. Жохов и др

Цель урока способствовать развитию умению узнавать. сравнивать смешанные числа; совершенствовать основные поняти по данной теме.  Развивать умение анализирова и обощать изучаемый материал....