рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа на основе программы "Человек" А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr_8_kl.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Человек и его здоровье». Авторы: А.Д. Драгомилов, Р.Д. Маш. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем, определяет последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики познавательного процесса.
В основе изучения курса лежит функциональный подход, большое внимание уделяется изучению жизнедеятельности организма, формированию практических навыков заботы о своем организме и норм здорового образа жизни. Особый акцент делается на единстве биологической и социальной сущности человека, роли человека в окружающей среде.
В программе предусмотрены лабораторные и практические работы, часть из которых выполняется дома. Значительная часть практических работ направлена на формирование умений проводить наблюдения за организмом, анализировать их результаты и делать выводы, а также использовать полученные умения в повседневной жизни для сохранения и укрепления здоровья.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусмотрен резерв, который может использоваться в различных нештатных ситуациях, а при отсутствии таковых — для повторения и обобщения в конце учебного года.
Используемый учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек.8 кл. - М.,Вентана-Граф, 2005 и позднее.
№ темы | Тема, кол-во часов по теме | Тема урока | Содержание программы | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Введение (1 час) | Введение. Науки об организме человека. | Биологическая и социальная природа человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в жизни. | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Находить в тексте учебника информацию, раскрывающую заданные понятия. |
2 | Организм человека: общий обзор (5 часов) | Общий обзор организма человека. | Структура тела. Место человека в живой природе. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, социальным образом жизни. | Сравнивать человека с представителями отряда Приматы класса Млекопитающие, обосновывать место вида Человек разумный в системе живой природы |
Клетка | Клеточное строение организма человека. Понятие о строении клетки, ее химическом составе и жизнедеятельности. | Распознавать на таблицах основные органоиды клетки, называть органические и неорганические вещества в клетке,характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. |
Ткани. Лабораторная работа | Эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная ткани. | Давать определение понятия ткань, определять тип ткани на микропрепарате и на рисунке, сравнивать ткани, устанавливать соответствие строения и функций разных типов тканей. |
Органы и системы органов. Регуляция функций. | Знакомство с основными системами органов и их функциями. Понятие о нервной и гуморальной регуляции функций. | Давать определения понятиям орган, система органов, распознавать на таблицах органы и системы органов, кратко характеризовать их функции и сущность нервной и гуморальной регуляции. |
Организм — единое целое. Дом. практическая работа. | Получение мигательного рефлекса и его торможение. | Использовать полученные знания для наблюдения за собственным организмом. |
3 | Опорно-двигательная система (6 часов) | Костная ткань. Строение и соединение костей. Лабораторная работа | Строение костной ткани.Виды и строение костей. Соединение костей. Строение сустава. | Характеризовать костную ткань как один из видов соединительной ткани. Называть основные виды соединения костей,устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей. |
Скелет Домашняя практическая работа. | Строение скелета головы, туловища, конечностей. | Распознавать на таблицах основные части скелета головы, туловища, конечностей.Устанавливать связь между строением и функциями скелета. Характеризовать особенности скелета, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. |
Первая помощь при травмах. Практическая работа. | Травмы: переломы, вывих, растяжение связок. Приемы первой помощи при травмах. | Уметь оказывать первую помощь при травмах. |
Мышцы. Работа мышц..Домашняя практическая работа. | Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. |
Развитие ОДС. Осанка. Домашняя практическая работа. | Осанка.Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки.Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение нарушений ОДС. Роль физической культуры в развитии ОДС. | Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для профилактики заболеваний и нарушений развития опорно-двигательной системы. |
Контроль по теме: ОДС и ее функции. |
4 | Кровь и кровообращение (10 часов) | Значение крови, ее состав. | Понятие о внутренней среде организма. Плазма и клеточные элементы крови, их функции. Свертываемость крови. | Характеризовать кровь как один из видов соединительной ткани. Понимать сущность процесса свертывания крови. Выявлять связь между строением и функциями крови. |
Иммунитет. | Понятие иммунитета. Органы иммунной системы человека. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. | Давать определение иммунитета.Понимать сущность иммунной реакции организма.Уметь объяснять проявление иммунитета.Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний. |
Тканевая совместимость и переливание крови | Группы крови. Резус-фактор. Резус-конфликт. | Понимать значение знания своей группы крови. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья, значение донорства. Находить в различных источниках информацию по проблеме трансплантации. |
Внутренняя среда организма. Лимфа | Отток лимфы. Функции лимфоузлов.Связь кровеносной и лимфатической систем. | Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. |
Строение и работа сердца | Органы кровообращения.Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. | Распознавать и описывать на таблицах строение сердца, систему органов кровообращения.Описывать сущность процесса работы сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. |
Строение сосудов. Движение крови по сосудам | Малый и большой круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры. Функции венозных клапанов.Давление крови на стенки сосудов. | Давать определения программным понятиям. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. |
Регуляция системы кровообращения. | Артериальное давление.Пульс. Перераспределение крови в организме.Автоматизм сердечной мышцы. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. | Характеризовать сущность процессов кровообращения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма. |
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Практическая работа « Функциональная сердечно-сосудистая проба» | Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье системы кровообращения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, а также для профилактики вредных привычек. |
Первая помощь при кровотечении | Виды кровотечений. Приемы первой помощи. | Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при повреждениях сосудов. |
Контрольный урок: Кровь. Система кровообращения |
5 | Дыхательная система (5 часов) | Дыхание. Органы дыхания | Значение дыхательной системы. Верхние дыхатель- ные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея. Бронхи Альвеолы.Легкие. | Распознавать и описывать на таблицах органы дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. |
Строение легких. Газообмен. | Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Газообмен в легких и тканях. | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. |
Регуляция дыхания. Домашняя лабораторная работа. | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | Уметь ставить эксперимент, описывать и объяснять результаты опытов. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма. |
Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Болезни, передающиеся через воздух. Флюорография. Закаливание. Укрепление органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. | Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при поражении органов дыхания. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. |
Контрольный урок по теме «Дыхание» |
6 | Пищеварительная система (5 часов) | Пищеварение, его значение | Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. | Понимать сущность процесса питания, пищеварения. Называть питательные вещества и прдукты, в которых они содержатся. |
Зубы. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа | Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости. Слюнные железы. | Распознавать и описывать на таблицах строение зубов. Характеризовать сущность процесса пищеварения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни. |
Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы | Пищеварительные ферменты желудка, поджелудочной железы. Роль желчи в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. | Распознавать и описывать на таблицах строение органов пищеварения. Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни. |
Регуляция пищеварения | Безусловные и условные рефлексы. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Характеризовать сущность биологического процесса пищеварения. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни. |
Заболевания органов пищеварения | Аппендикс. Симптомы аппендицита. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики кишечных инфекций, гельминтозов, пищевых отравлений. |
7 | Обмен веществ и энергии. Витамины (4 часа) | Обменные процессы в организме | Превращения белков, жиров, углеводов.Подготовительная и заключительная стадии обмена. Пластический и энегетический обмен. | Давать определение понятиям «пластический обмен», «энергетический обмен». Характеризовать сущность обмена веществ и энергии. |
Витамины | Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминоз. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Авитаминозы, их предупреждение и лечение. | Называть основные группы витаминов и продукты, их содержащие. Характеризовать роль витаминов в организме. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для профилактики гиповитаминозов. |
Нормы питания. Практическая работа | Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Качественный состав пищи. Определение норм питания. | Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации питания. |
Контрольная работа по теме «Пищеварение. Обмен веществ». |
8 | Мочевыделитель-ная система (2 часа) | Строение и функции почек | Выделение из организма продуктов обмена веществ. Строение и функции почек. Нефрон — функциональная единица почки. Удаление мочи из организма. | Характеризовать сущность биологического процесса выделения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов выделения. |
Предупреждение заболеваний почек | Заболевания почек, их возможные причины и предупреждение. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. | Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний выделительной системы. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
9 | Кожа (3 часа) | Кожа | Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах основные структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. |
Кожа и терморегуляция | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция, роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. | Характеризовать роль кожи в жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
Гигиена кожи | Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях. Грибковые заболевания кожи, кожные паразиты. Меры защиты от заражения. | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
10 | Эндокринная система (2 часа) | Эндокринная система | Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. | Называть и различать железы внутренней, внешней и смешанной секреции. |
Роль гормонов в организме | Соматотропный гормон гипофиза, болезни, связанные с нарушением функций гипо-физа. Гормоны щитовидной, поджелудочной железы и над-почечников, их роль в жизне-деятельности организма. Бо-лезни, связанные с нарушени-ем работы ЖВС. | Давать определение понятия «гормоны». Характеризовать их роль в жизнедеятельности организма. Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. |
11 | Нервная система (6 часов) | Нервная система. | Значение и строение нервной системы. Нервная ткань. Серое и белое вещество. Реф-лекторный принцип деятель-ности нервной системы. Прямые и обратные связи. Соматический и автономный отделы. | Давать определение понятия «рефлекс». Распознавать и описывать на таблицах строение нейрона, основные отделы и органы нервной системы. Составлять схему рефлекторной дуги. |
Автономный отдел нервной системы | Функции автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпа- тический подотделы. Нейро-гуморальная регуляция. | Называть отделы нервной системы, подотделы вегетативного отдела. Характериззовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. |
Спинной мозг | Строение и функции спинного мозга. | Называть особенности строения и функции спинного мозга. Характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. |
Головной мозг | Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. | Называть отделы головного мозга и их функции.Распозна-вать и описывать на таблицах отделы головного мозга. Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма и поведения. |
Обобщение по теме «Регуляция функций организма» | Анализировать и обобщать информацию. |
Контрольная работа по теме «Эндокринная и нервная системы» |
12 | Органы чувств. Анализаторы (6 часов) | Органы чувств. Анализаторы | Функции органов чувств и анализаторов.Анализаторы: рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. | Давать определения понятиям «органы чувств», «анализато-ры». Объяснять различие этих понятий. Характеризовать роль органов чувст и анализаторов в жизни человека. |
Зрительный анализатор. Домашние практические работы. | Орган зрения. Вспомогатель-ный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зритель-ный анализатор. | Распознавать и описывать на таблицах особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органа зрения и зрительного анализатора.
|
Гигиена зрения | Нарушения зрения, их профи-лактика. Заболевания и повреждения глаз, их профи-лактика.Гигиена зрения. | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска и собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
Звуковой анализатор | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддве-рие и улитка. Звукопередающий и звуко-воспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Борьба с шумом. | Распознавать и описывать на таблицах особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска и собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
Другие анализаторы. Гигиена органов чувств. | Вестибулярный аппарат — орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимосвязь ощущений — результат аналитико- синтети-ческой деятельности коры больших полушарий головного мозга. | Распознавать и описывать на таблицах особенности строения органов вкуса, осязания, обоняния,равновесия и их анализаторов. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов чувств и соответству-ющих анализаторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска и собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
Обобщение и контроль по теме «Анализаторы» |
13 | Поведение и психика (8часов) | Поведение. Практическая работа. | Врожденные формы поведе-ния: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы пове-дения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. | Давать определения и объяснять отличия условного и безусловного рефлекса. Называть принцип работы нервной системы. Использвать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. |
Закономерности работы головного мозга | Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского. Центральное торможение, безусловное и условное торможение, закон взаимной индукции возбуждения — тор-можения.Явление доминанты. | Характеризовать принцип работы головного мозга, биологическое значение условных и безусловных рефлексов. Использвать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. |
Сон | Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Сновидения. Гигиена сна. | Характеризовать значение сна для организма. Использвать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, для наблюде-ния и оценки состояния орга-низма, для выработки навыков здорового образа жизни. |
Высшая нервная деятельность (ВНД). Речь.Сознание. Память. Практичес-кая работа. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятель-ности в появлении речи и осознанных действий. Виды памяти, приемы запоминания. | Называть и характеризовать особенности ВНД и поведения человека. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации учебной деятельности. |
ВНД. Воля. Эмоции. Внимание. Практи-ческая работа. | Качество воли, анализ волевого акта. Физиологичес-кая основа эмоций. Произ-вольное и непроизвольное внимание. Способы поддержания внимания. | Характеризовать особенности ВНД и поведения человека. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации учебной деятельности. |
Психологические особенности личности | Темперамент. Характер. Интересы, склонности, способности. | Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации труда и отдыха,для формиро-вания коммуникативных навыков. |
Работоспособность. Режим дня | Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомле-ние.Изменение работоспособ-ности. Борьба с утомлением. Режим дня. | Давать определение понятию «утомление». Анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресс, переутомление) на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для рациональной организации труда и отдыха. |
Обобщение и контроль по теме «Высшая нервная деятельность» |
14 | Индивидуальное развитие организма (4 часа) | Индивидуальное развитие организма | Роль половых хромосом в определении пола организма. Половая система человека. Гигиена половой системы. Внутриутробное развитие. Развитие после рождения. | Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
Влияние наследственности и внешних условий на развитие организма | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
ЗППП | Болезни, передающиеся половым путем, их профилактика. | Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для наблюдения и оценки состояния организма, для выработки навыков здорового образа жизни, профилактики заболеваний. |
Обобщающий урок по теме «Развитие человека» |
15 | Заключение (1 час) | Заключительный урок. Человек и его здоровье |
Резерв (2 часа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....