Методическая разработка по Биологии 7 класс Тема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых
методическая разработка по биологии (7 класс)

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Биология 7 класс

Тема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых.

Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащегося  с  особенностями внешнего  строения  насекомых в связи со средой  их обитания.
  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащегося умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащегося, формировать навыки составления  таблиц, работы  с  дидактическим  материалом, выполнения тестовых  заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащегося  настойчивости  для достижения конечных результатов.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: таблицы «Тип членистоногие. Класс насекомые. Майский жук», компьютер, коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых вредителей леса, сада, огорода, учебник,  карточки с заданиями, рабочая тетрадь.

Оборудование: мультимедийная презентация «Общая характеристика класса Насекомые», слайд-презентация «Класс Насекомые».

Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shk._217_vneshnee_stroenie_nasekomyh_1.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 7 класс

Тема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых.

Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с  особенностями внешнего  строения  насекомых в связи со средой  их обитания.
  2. Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления  таблиц, работы  с  дидактическим  материалом, выполнения тестовых  заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
  3. Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости  для достижения конечных результатов.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: таблицы «Тип членистоногие. Класс насекомые. Майский жук», компьютер, коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых вредителей леса, сада, огорода, учебник,  карточки с заданиями, рабочая тетрадь.

Оборудование: мультимедийная презентация «Общая характеристика класса Насекомые», слайд-презентация «Класс Насекомые».

Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.

Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индивидуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа учащихся.                                                                                                                                           

Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Насекомые; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.                                    

Ход урока:

1.Орг. момент(1 мин). 

2.Актуализация  знаний по изученным ранее темам (3 мин).

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. С представителями, какого типа животных мы познакомились на предыдущих уроках?
  2. Каковы особенности строения представителей типа Членистоногие?
  3. Какую роль выполняет хитиновый покров?
  4. Какие классы относятся к типу Членистоногие?
  5. Перечислите основные признаки внешнего строения представителей класса Ракообразные?
  6. В чем отличительные признаки внешнего строения представителей класса Паукообразные?

Тестирование (5 мин)

3.Изучение нового материала.

Учитель. Итак, ребята, на  прошлых  уроках  вы  познакомились с основными  классами  Типа  Членистоногие. Это классы…?                                        

Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.

Учитель. А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых  на  нашей  планете  обитает  больше  всего. Это класс Насекомые (слайд 4).

- Как называется наука о пауках? (арахнология),

 - Как называется наука о  ракообразных? (карционология).

Наука, изучающая насекомых называется  энтомология.

        Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их насчитывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплотилась в насекомых. (слайд 5)

          Не случайно они привлекали внимание человека  с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.

       Ученые  подсчитали, что  на  каждого  человека  на нашей  планете  приходится  по  250  насекомых. Что  же  тогда  получается, что наша  Земля – это  целая  планета  насекомых?

        Сегодня на уроке мы познакомимся с  этими удивительными животными, так не похожими друг на друга.

Что вы уже знаете о насекомых?        

Чтобы вы хотели узнать о насекомых?

Заполните таблицу

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что узнал

  1. Изучение нового материала.

Изучение нового материала в группах:

Задания для групп: пользуясь учебником, параграф 26 выяснить: (время 10 мин.)

1 группа: Общий план внешнего строения насекомых. (слайды 6-9).

2 группа: Образ жизни представителей класса насекомые и  среда обитания.(слайды 10-11)

3группа: Какие ротовые аппараты характерны для насекомых.

3 группа: Каково строение конечностей насекомых.

(Представители от каждой группы выступают,  ответы сопровождаются показом презентации)

Лабораторная работа№4  «Внешнее строение насекомых».

( Работа с коллекциями насекомых) Инструктивная карта параграф учебника 26 с. 127.

5.Закрепление полученных знаний:

1.Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе:

1)наличие крыльев и 3 пар конечностей;

2)деление тела на 3 отдела;

4)разнообразие строения ротовых органов;

5)наличие разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания;

6)небольшие размеры тела;

7)трахейное дыхание;

2.Верно ли суждение?

1. Верно ли, что насекомое – шестиногие насекомые? +

2. Верно ли, что на  брюшке насекомых располагаются крылья? –

3. Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? +

4. Верно ли, что комары имеют колюще-сосущий ротовой аппарат? +

5. Верно ли, что у насекомых 3 отдела тела? +

6. Верно ли, что у насекомых и ноги и крылья располагаются на груди? +

6.Задание на дом:

1. §26 стр.125-127.

2.Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика внешнего строения Членистоногих».

Признаки

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

1.Строение тела, отделы

Головогрудь и брюшко

Головогрудь и брюшко

Голова, грудь и брюшко

Покров, мышцы

Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы

Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы

Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы

Число ног

5 пар

4 пары

3 пары

Число пар усиков

2

нет

1

Глаза

сложные

простые

Пара сложных глаз и 3 простых

Дополнительно по выбору: подготовить сообщение об общественных насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"

Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...

Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Насекомые" (7 класс)

Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме "Класс Насекомые" согласно требованиям новых стандартов....

Методическая разработка урока биологии на тему "Местообитание и внешнее строение рыб"

Представленный материал разработан для проведения урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...

Технологическая карта по теме "Класс Насекомые. Типы развития Насекомых"

Технологическая карта дистанционного урока позволяет орагнизоватеь самостоятельно е изучение и закрепление учебного материала....