Методическая разработка по Биологии 7 класс Тема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых
методическая разработка по биологии (7 класс)
Биология 7 класс
Тема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых.
Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить учащегося с особенностями внешнего строения насекомых в связи со средой их обитания.
- Развивающая: продолжить работу по формированию у учащегося умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащегося, формировать навыки составления таблиц, работы с дидактическим материалом, выполнения тестовых заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
- Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащегося настойчивости для достижения конечных результатов.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность: таблицы «Тип членистоногие. Класс насекомые. Майский жук», компьютер, коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых вредителей леса, сада, огорода, учебник, карточки с заданиями, рабочая тетрадь.
Оборудование: мультимедийная презентация «Общая характеристика класса Насекомые», слайд-презентация «Класс Насекомые».
Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shk._217_vneshnee_stroenie_nasekomyh_1.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 7 класс
Тема: Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых.
Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения насекомых в связи со средой их обитания.
- Развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной и творческой работы учащихся через работу в группах, формировать навыки составления таблиц, работы с дидактическим материалом, выполнения тестовых заданий, способствовать развитию интереса биологии через различные формы работы.
- Воспитывающая: эстетическое и экологическое воспитание учащихся, воспитание у учащихся настойчивости для достижения конечных результатов.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность: таблицы «Тип членистоногие. Класс насекомые. Майский жук», компьютер, коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых вредителей леса, сада, огорода, учебник, карточки с заданиями, рабочая тетрадь.
Оборудование: мультимедийная презентация «Общая характеристика класса Насекомые», слайд-презентация «Класс Насекомые».
Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.
Формы урока: фронтальный опрос, рассказ с элементами беседы, индивидуальные ответы учащихся у доски, демонстрация, групповая работа учащихся.
Ожидаемый результат: На данном уроке у учащихся формируются знания о классе Насекомые; актуализируются такие качества как бережное отношение к природе, живым существам; закрепляются такие умения и навыки как память, мыслительные операции и волевое удержание внимания, способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности, коммуникативные навыки и ответственность за знание.
Ход урока:
1.Орг. момент(1 мин).
2.Актуализация знаний по изученным ранее темам (3 мин).
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
- С представителями, какого типа животных мы познакомились на предыдущих уроках?
- Каковы особенности строения представителей типа Членистоногие?
- Какую роль выполняет хитиновый покров?
- Какие классы относятся к типу Членистоногие?
- Перечислите основные признаки внешнего строения представителей класса Ракообразные?
- В чем отличительные признаки внешнего строения представителей класса Паукообразные?
Тестирование (5 мин)
3.Изучение нового материала.
Учитель. Итак, ребята, на прошлых уроках вы познакомились с основными классами Типа Членистоногие. Это классы…?
Ответы учащихся. Паукообразные, ракообразные.
Учитель. А сегодня мы познакомимся с представителями класса, которых на нашей планете обитает больше всего. Это класс Насекомые (слайд 4).
- Как называется наука о пауках? (арахнология),
- Как называется наука о ракообразных? (карционология).
Наука, изучающая насекомых называется энтомология.
Насекомые… кому неизвестны эти существа? Где только их нет! Они носятся мириадами в воздухе, незримо копошатся в почве, плавают в воде, живут в горах и низинах, в холодной тундре, тенистых лесах, в жарких, изнывающих от зноя и сухости пустынях. А тропические леса – это настоящее царство насекомых! Природа щедро одарила насекомых богатством видов. Их насчитывается более 1 миллиона – больше чем всех остальных видов животных и растений вместе взятых. Потрясающее многообразие красок и форм, всевозможных приспособлений. Жизнь на земле наиболее богато воплотилась в насекомых. (слайд 5)
Не случайно они привлекали внимание человека с самых давних времен. Как управляется жизнь их большого общества? Как они общаются между собой, если умеют так быстро сообщать об опасности и позвать на помощь? Как организуют свои дела, если не одно из них не совершается попусту? Многое, очень многое предстоит еще узнать о насекомых человеку.
Ученые подсчитали, что на каждого человека на нашей планете приходится по 250 насекомых. Что же тогда получается, что наша Земля – это целая планета насекомых?
Сегодня на уроке мы познакомимся с этими удивительными животными, так не похожими друг на друга.
Что вы уже знаете о насекомых?
Чтобы вы хотели узнать о насекомых?
Заполните таблицу
Что я знаю | Что я хочу узнать | Что узнал |
- Изучение нового материала.
Изучение нового материала в группах:
Задания для групп: пользуясь учебником, параграф 26 выяснить: (время 10 мин.)
1 группа: Общий план внешнего строения насекомых. (слайды 6-9).
2 группа: Образ жизни представителей класса насекомые и среда обитания.(слайды 10-11)
3группа: Какие ротовые аппараты характерны для насекомых.
3 группа: Каково строение конечностей насекомых.
(Представители от каждой группы выступают, ответы сопровождаются показом презентации)
Лабораторная работа№4 «Внешнее строение насекомых».
( Работа с коллекциями насекомых) Инструктивная карта параграф учебника 26 с. 127.
5.Закрепление полученных знаний:
1.Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе:
1)наличие крыльев и 3 пар конечностей;
2)деление тела на 3 отдела;
4)разнообразие строения ротовых органов;
5)наличие разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания;
6)небольшие размеры тела;
7)трахейное дыхание;
2.Верно ли суждение?
1. Верно ли, что насекомое – шестиногие насекомые? +
2. Верно ли, что на брюшке насекомых располагаются крылья? –
3. Верно ли, что бабочки относятся к классу насекомых? +
4. Верно ли, что комары имеют колюще-сосущий ротовой аппарат? +
5. Верно ли, что у насекомых 3 отдела тела? +
6. Верно ли, что у насекомых и ноги и крылья располагаются на груди? +
6.Задание на дом:
1. §26 стр.125-127.
2.Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика внешнего строения Членистоногих».
Признаки | Ракообразные | Паукообразные | Насекомые |
1.Строение тела, отделы | Головогрудь и брюшко | Головогрудь и брюшко | Голова, грудь и брюшко |
Покров, мышцы | Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы | Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы | Хитиновый покров, поперечно-полосатые мышцы |
Число ног | 5 пар | 4 пары | 3 пары |
Число пар усиков | 2 | нет | 1 |
Глаза | сложные | простые | Пара сложных глаз и 3 простых |
Дополнительно по выбору: подготовить сообщение об общественных насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"
Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...
Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».
На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....
Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Насекомые" (7 класс)
Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме "Класс Насекомые" согласно требованиям новых стандартов....
Методическая разработка урока биологии на тему "Местообитание и внешнее строение рыб"
Представленный материал разработан для проведения урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»
Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...
Технологическая карта по теме "Класс Насекомые. Типы развития Насекомых"
Технологическая карта дистанционного урока позволяет орагнизоватеь самостоятельно е изучение и закрепление учебного материала....