МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Программа развития УУД на уроках биологии в 5-х классах»
методическая разработка по биологии (5 класс)
Линия УМК Пономаревой И.Н.: Биология. 5 класс /М: Вентана–Граф, 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._programma_razvitiya_uud_biologiya_5_klass_gromovoy_n.a.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Программа развития УУД на уроках биологии в 5-х классах»
учителя биологии Громовой Наталии Алексеевны
ГБОУ СОШ №31 8 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Программа развития УУД на уроках биологии в 5-х классах
Линия УМК Пономаревой И.Н.: Биология. 5 класс /М: Вентана–Граф, 2019 г.
УУД | Уровень сформированности УУД на начало учебного года | Уровень развития УУД, которого планируется достичь к концу учебного года |
ЛИЧНОСТНЫЕ | УМЕЮТ: | ФОРМИРУЕМ: |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | УМЕЮТ: 1.2.Рисовать рисунки, используя иллюстрации учебного материала. 2.Сравнивать объекты. | НАУЧАТСЯ: 2.Делать выводы на основеанализа и сравнения. 3.Выполнять исследования |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | УМЕЮТ: | НАУЧАТСЯ: |
КОММУНИКАТИВНЫЕ | УМЕЮТ: | НАУЧАТСЯ: |
1 урок «Наука о живой природе. Свойства живого».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через
постановку проблемы: «Может ли современный человек прожить без живых организмов?», «Можно ли считать гриб живым организмом?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Извлекать информацию из иллюстраций учебника«Тела живой и неживой природы».
Беседа с учителем.
2.Представлять информацию в виде схем: «Признаки живой и неживой природы»,
«Биологические науки».
Совместная работа с учителем («Биология» выделить и сделать акцент на части «логия»).
3.На основе анализа иллюстраций учебника«Стадии развития растительного и животного организмов»,совместно с учителем делать выводы.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
2.Учиться работать по предложенному учителем плану.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей .
3.Владеть приемами диалогичной речи.
2 урок «Методы изучения природы».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через:
-постановку проблемы: «Как ученые - биологи изучают живые организмы?»;
-творческое задание. Практическая работа № 1. Ведение дневника наблюдений: «Фенологические наблюдения за изменениями в жизни растений в осенний период». (Задание выполняется учащимися по инструктивной карточке весь осенний период).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Извлекать информацию из иллюстраций учебника «Методы изучения природы».
Беседа с учителем.
2. Представлять информацию в виде таблицы «Методы изучения природы».
Беседа, совместно с учителем заполнить таблицу
3.На основе анализа таблицы и графика «Методы сравнения и моделирования»делать выводы.Беседа, совместно с учителем сделать выводы.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Учиться работать по предложенному учителем плану.
2.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей .
3.Владеть приемами диалогичной речи.
3 урок «Увеличительные приборы».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через:
-постановку проблемы: «Как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?»;
-углубление знаний учащихся о методах биологических исследований через выполнение лабораторной работы № 1«Изучение строения увеличительных приборов».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Извлекать информацию из текста и иллюстрации учебника «Увеличительные приборы». Учащиеся самостоятельно изучают информацию.
Извлекать информацию из таблицы «Устройство микроскопа».
2.На основе анализа текста и иллюстрацииучебникаделать выводы.
Учащиеся самостоятельно делают выводы.
3.Приобрести элементарные навыки работы с приборамичерез выполнение лабораторной работы № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» по инструктивной карточке
4.Представлять информацию в виде таблицы «Устройство микроскопа».
Изучение рисунка с объяснением учителя «Строение микроскопа».
Учащиеся самостоятельно заполняют предложенную таблицу.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Учиться работать по предложенному учителем плану.
2.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Выборочные ответы учащихся по итогам заполнения таблицы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей .
3.Согласованно работать в парах и коллективе.
4 урок «Строение клетки. Теоретическая часть».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через
постановку проблемы: «Как устроена клетка живого организма?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Извлекать информацию из текста и иллюстраций учебника «Строение растительной
иживотной клеток». Беседа с объяснением учителя.
2.Представлять информацию в виде таблицы «Строение клетки».
Учащиеся самостоятельно заполняют предложенную таблицу.
Представлять информацию в виде таблицы.
Самостоятельная работа учащихся в парах по составлению таблицы, указывающей
на черты сходства и различия в строении растительной и животной клеток.
3.На основе анализа составленной таблицы делать выводы о сходстве и различии
в строении растительной иживотной клеток.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Учиться работать по предложенному учителем плану.
2.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Выборочные ответы учащихся по итогам заполнения таблиц.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
3.Согласованно работать в парах и коллективе.
5 урок «Строение клетки. Практическая часть».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через:
-постановку проблемы: «Как устроена клетка живого организма?»;
-углубление знаний учащихся о строении клетки при выполнении лабораторной работы
№ 2 «Приготовление препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Приобрести элементарные навыки работы с приборами.
2.Представлять информациюисследуемого объекта в виде рисунков.
3.На основе анализа исследования растительной клеткиделать выводы.
Учащиеся самостоятельно делают выводы по итогам выполнения лабораторной работы. Выборочные ответы учеников.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Учиться работать по предложенному учителем плану.
2.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3.Оцениванивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей .
3.Владеть приемами диалогичной речи.
4.Согласованно работать в парах и коллективе.
6 урок «Ткани организмов».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через:
-постановку проблемы: «Что такое ткань и для чего она нужна?»;
-углубление знаний учащихся об особенностях строения животных и растительных тканей посредством выполнения лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных и животных тканей».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Извлекать информацию из текста и иллюстраций учебника: «ткани животных»,
«ткани растений». Самостоятельная работа учащихся.
2.Представлять информацию в виде схемыскраткой характеристикой особенностей тканей и их значением.Учащиеся предлагают варианты составления схем.
3.Приобрести элементарные навыки работы с приборами.
4.Представлять информацию исследуемого объекта в виде рисунков.
На основе рассматривания под микроскопом предложенных животных и растительных тканей, учащиеся должны попытаться ответить на вопрос учителя: «Что это за ткани?» и зарисовать увиденное.
5.На основе анализа объектов, делать выводы.
Выборочные ответы учащихся.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Учиться работать по предложенному учителем плану.
2.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3.Оцениванивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся, находящиеся в парах, путем обсуждения составляют соответствующие схемы и характеристики, затем выборочно отвечают.
3.Владеть приемами диалогичной речи.
4.Согласованно работать в парах и коллективе.
7 урок «Химический состав клетки».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через
постановку проблемы: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Извлекать информацию из демонстрационных опытов и текста учебника.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
2.Представлять информацию в виде:схемы «Химический состав клетки»,
таблицы «Роль органических и неорганических веществ в клетке».
Самостоятельная работа учащихся в парах с последующим выборочным устным ответом.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Учиться работать по предложенному учителем плану.
2.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3.Оцениванивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей .
Самостоятельная работа учащихся в парах с последующим выборочным устным ответом.
3.Владеть приемами диалогичной речи.
4.Учиться согласованно работать в паре, коллективе.
8 урок «Процессы жизнедеятельности клетки».
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через
постановку проблемы:«Почему клетку можно считать структурной единицей живого организма и живой системой?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Извлекать информацию из видеофильмов, рисунков.
2.Представлять информацию в виде рисунков.
3.На основе анализа объектов делать выводы.
Беседа учителя с демонстрацией видеофильма «Процессы жизнедеятельности клетки», обсуждение увиденного, формулирование выводов.
Беседа учителя с демонстрацией видеофильма «Деление клетки», обсуждение увиденного, формулирование выводов. Учащиеся рисуют поэтапное деление клетки.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Учиться работать по предложенному учителем плану.
2.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
3.Оцениванивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.Оформлять свои мысли в устной форме.
Выдвижение гипотез и их обсуждение на поставленную проблему.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Выборочные комментарии учащихся на тему «Деление клетки» по созданным рисункам.
3.Владеть приемами диалогичной речи.
9 урок «Систематизация знаний».
Выполнение учащимися письменной диагностической работы по пройденному материалу.
Формируем умение:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности черезпоиск верного решения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.Обобщать полученные знания.
2.Извлекать информацию из текста, схем, рисунков при выполнении диагностической работы.
3.Представлять информацию в виде рисунка, схемы и других форм письменного ответа.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Организовывать самостоятельное выполнение заданий учителя.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во часов | Тип/форма урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Примечание | ||
Предметные | Универсальные Учебные Действия | |||||||||
ТЕМА 1: Биология – наука о живом мире (9 часов) | ||||||||||
1. | 02.09. | Наука о живой природе. |
| Урок формирования знаний | Научатся: -познакомиться с признаками живой природы. | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | ||||
2. | 09.09. | Методы изучения природы. | 1 | Урок формирования знаний | Научатся: | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | Фронтальная беседа с учащимися, выборочный письменный опрос | Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за изменениями в жизни растений | ||
3. | 16.09. | Увеличительные приборы. | 1 | Урок формирования знаний | Научатся: Получатвозможность: | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | Фронтальная беседа с учащимися, выборочный письменный опрос | Л.р. №1 «Изучение строения увеличитель-ных приборов. | ||
4. | 23.09. | Строение клетки. | 1 | Урок формирования знаний | Научатся: Получат возможность: | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | Фронтальная беседа с учащимися, выборочный письменный опрос | |||
5. | 30.09. | Строение клетки. | Урок закрепления и применения знаний на практике | Научатся: | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | Фронтальная беседа с учащимися, выборочный письменный опрос | Л.р. №2 «Приготовле-ние препарата кожицы лука, рассматрива-ние его под микроскопом | |||
6. | 07.10. | Ткани организма | Урок формирования знаний, | Научатся характерные признаки различных животных и растительных тканей; - работать с лупой и микроскопом. | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | Фронтальная беседа с учащимися, выборочный письменный опрос | Л.р. №3«Рассматривание под микроскопом готовых микропрепа-ратов различных растительных и животных тканей». | |||
7. | 14.10. | Химический состав клетки. | 1 | Урок формирования знаний | Научатся: макро- и микроэлементы в составе клетки. | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | Фронтальная беседа с учащимися, выборочный письменный опрос | |||
8. | 21.10. | Процессы жизнедеятельности клетки. |
| Урок формирования знаний и умений | Научатся: основные процессы жизнедеятельности клетки; -объяснять отличия молодой клетки от старой. | Формируем умение Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: | Фронтальная беседа с учащимися, выборочный письменный опрос | |||
9. | 28.10. | Систематизация знаний. | 1 | Комбинированный урок (смешанный) (применение, обобщение и систематизация знаний) | Научатся: | Формируем умение Регулятивные УУД: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"
Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".
Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...
Методические разработки в форме итоговых тестов по биологии для 6-11 классов
Тесты в форме ЕГЭ по биологии для разных классов...
Методическая разработка "Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе
Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, г...
Методическая разработка по теме : "Педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных способностей обучающихся"
Методические рекомендации для учителей биологии на тему: педагогическая деятельность учителя биологии по развитию интеллектуальных и креативных спсобностей обучающихся...
Методическая разработка "Использование метода проектов на уроках ИЗО в 5 - 6 классах, как средство активизации творческой деятельности учащихся".
Использование на уроках и на внеурочных занятиях...