МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
учебно-методическое пособие

Щербаков Сергей Александрович

Данные методические рекомендации по разработке и экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ подготовлены в целях реализации единого подхода к проектированию программного обеспечения дополнительного образования детей на территории Омской области.  Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам. Методические рекомендации раскрывают технологию проектирования и проведения экспертизы программ дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.rek-dod.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО «ИРООО»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

(для г.Омска и Омской области)

Омск 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке и проведению экспертизы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Кучегура Любовь Александровна, заведующий кафедрой

воспитания, дополнительного образования

и охраны здоровья БОУ ДПО «ИРООО»,

Кривопаленко Елена Ивановна, доцент кафедры

воспитания, дополнительного образования

и охраны здоровья БОУ ДПО «ИРООО»

        Данные методические рекомендации по разработке и экспертизе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Далее – Методические рекомендации) подготовлены в целях реализации единого подхода к проектированию программного обеспечения дополнительного образования детей на территории Омской области.  Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам. Методические рекомендации раскрывают технологию проектирования и проведения экспертизы программ дополнительного образования.

        Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным программам для размещения на Едином национальном портале ДОД (http://dop.edu.ru )

Нормативно-правовые основания разработки дополнительных

общеобразовательных (общеразвивающих) программ

В настоящее время  структура, содержание и условия реализации программ     дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

            Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее ФЗ-№273) предусматривает возможность реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательными организациями любого типа (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования). Кроме того, дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться и иными юридическими лицами, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности, а также индивидуальными предпринимателями.

ФЗ-№273закреплено деление дополнительных общеобразовательных программ на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (п. 2, ст. 75, гл. 10).

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, художественная, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. Содержание   дополнительных   общеобразовательных   программ   должно   быть ориентировано на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление   здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся.

Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам определяются её целями и планируемыми результатами и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (ФЗ-№273 п. 5, ст. 12,гл. 2; п. 4, ст. 75, гл. 10).

В Концепции развития дополнительного образования детей выделены основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ:

  • свобода выбора программ и режима их освоения;
  • соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
  • вариативность, гибкость и мобильность программ;
  • разноуровневость (ступенчатость) дополнительных общеообразовательных программ;
  • модульность содержания программ, возможность взаимозачёта результатов;
  • ориентация на метапредметные и личностные результаты при освоении программ;
  • творческий и продуктивный характер программ;
  • открытый и сетевой характер реализации программ.

             При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Данному приказу должны следовать организации, которые осуществляют лицензионную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

  • организации дополнительного образования, дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации высшего образования (ФЗ-№273, п. 4, ст. 23);
  • индивидуальные предприниматели (ФЗ-№273, ст. 32).

Структура дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы

Разработка структуры дополнительной (общеобразовательной) программы определяется современными нормативно-правовыми актами, а также требованиями, предъявляемыми к программам для их размещения на едином национальном портале дополнительного образования детей (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России № 09-955 от 5 мая 2017 г. http://dop.edu.ru/).

 Каждая образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, в котором утверждает структуру и требования к оформлению дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Структура современной дополнительной (общеобразовательной) программы представлена в таблице:

   

Обязательные разделы ДОП

Назначение и краткая характеристика обязательных разделов

Пояснительная записка

Содержит общую характеристику программы, представленную в виде   описания  актуальности программы, особенностей организации образовательного процесса по программе, формулирования цели, задач, планируемых  результатов

Учебно-тематический план

Содержит обязательные элементы: наименование разделов (модулей), название тем (учебных элементов), трудоемкость  (в часах) разделов и тем. Кроме того, составитель программы может указать формы контроля. Оформляется в виде таблицы

Содержание программы

Содержит перечень основных дидактических единиц, теоретических понятий и терминов, которые необходимо освоить по каждой теме, а также реферативное описание видов образовательной деятельности, форм организации

Контрольно-оценочные средства

Данный раздел даёт представление о том, в ходе каких оценочных процедур и с помощью каких диагностических инструментов  осуществляется  оценка уровня образовательных результатов

Условия реализации программы

Данный раздел программы раскрывает совокупность  необходимого  ресурсного обеспечения программы, способствующего  достижению  её цели и планируемых результатов

Список литературы

Данный раздел программы представляет структурированный список нормативных документов, основной и дополнительной литературы, в том числе интернет-источники, которыми руководствовался автор-составитель программы, а также список литературы для обучающихся и родителей

Рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы

Текст дополнительной общеобразовательной программы предваряет титульный лист.   Он включает в себя следующие элементы: наименование   образовательной организации; дата и № протокола заседания коллегиального органа, рекомендовавшего программу к реализации; дата утверждения программы руководителем образовательной организации; название программы с указанием её направленности; целевая группа программы; сроки  реализации программы (общая трудоёмкость); ФИО, должность автора(ов)-составителя(ов) программы; место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

Как разработать раздел «Пояснительная записка»

Структурно данный раздел программы представляется через описание актуальности, формулирование цели, задач и планируемых результатов программы. 

        В актуальности программы обосновывается её современность и своевременность, соответствие потребностям общества, родителей, конкретной целевой группе обучающихся; обозначаются идеи, которые придают программе своеобразие. Дается краткая характеристика возрастных особенностей целевой группы. Представляется  информация  о  детском объединении (разновозрастная группа, одновозрастная, индивидуальная (Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 7), форме организации  деятельности детского объединения (клуб, секция, кружок, лаборатория, мастерская, студия, оркестр, творческие коллективы, ансамбль, театр и др.), о составе группы (постоянный, переменный и др.); о   форме  обучения (очная, очно-заочная,  заочная или  сочетание «различных форм получения образования и форм обучения» (ФЗ-№273, п. 4, ст. 17 гл. 2); о форме реализации программы (в том числе сетевая, с использованием дистанционных технологий, телекоммуникационных технологий и др.).

Цель программы – это описание желаемого конечного результата образовательного процесса по реализации программы конкретной направленности. Цель в программе должна быть одна, но достаточно ясной, перспективной, максимально полной, конкретной и реально достижимой; должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Задачи программы – это пути, способы поэтапного достижения цели, конкретизируют её. Задачи показывают, что нужно сделать педагогу для достижения поставленной цели. Общее количество задач в программе – от двух до четырёх (не зависимо от профиля программы).

        Планируемые результаты – это система требований к достижению образовательных результатов обучающихся. Планируемые результаты конкретизируют цель и задачи программы. При формулировании планируемых результатов необходимо пользоваться классификацией, принятой в ФГОС общего образования:

  • личностные (формирование гражданской позиции и патриотизма, общественной активности личности, общей культуры, формирование ценностных ориентаций, в том числе навыков здорового образа жизни, мотивов и способности к саморазвитию, самостоятельности  и т.п.);
  • метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные (развитие мотивации к выбранному виду деятельности, способности к рефлексии, потребности в саморегуляции, умение взаимодействовать и сотрудничать и т.п.); в качестве метапредметных результатов могут быть способы деятельности обучающихся;
  • по направленности (профилю) программы (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности, а также приобретение знаний, умений, навыков).

Рекомендуемый объём содержания раздела «Пояснительная записка» – 1,5-2 страницы.

Как разработать раздел «Учебно-тематический план»

        Учебно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы, которая включает:

  • перечень   разделов (образовательных модулей) и тем учебных занятий в рамках освоения каждого раздела (образовательного модуля);
  • общее количество часов по разделу (образовательному модулю) программы;
  • количество учебных часов, отведённых на освоение каждой учебной темы в рамках освоения каждого раздела (образовательного модуля);
  • общее количество часов, указывающих на трудоёмкость всей программы.  

Учебно-тематический план составляется на каждый год освоения программы отдельно. Общая трудоёмкость программы определяется целью и планируемыми результатами. Цель и планируемые результаты программы также являются основанием включения в неё того или иного раздела (образовательного модуля).

В учебно-тематическом плане необходимо отражать проведение учебных занятий по введению в содержание раздела (образовательного модуля) и подведение итогов его освоения, также необходимо представлять учебные занятия по подготовке и участие в конкурсной, выставочной или соревновательной деятельности.

Распределение часов на освоение каждой темы учебного занятии осуществляется педагогом дополнительного образования самостоятельно; на освоение одной темы не желательно отводить более 6-8 часов. Для достижения современных результатов дополнительного образования детей применяются деятельностные формы проведения учебных занятий, поэтому становится неактуальным деление часов на теорию и практику, все занятия становятся практикоориентированными. Однако, если какие-то отдельные разделы (образовательные модули) или учебные занятия предлагаются освоить в дистанционной форме, то эти часы необходимо отражать в учебно-тематическом плане.

Рекомендуемый объём содержания раздела «Учебно-тематический план» для программы одного года освоения – 1-1,5 страницы.

Как разработать раздел «Содержание программы»

        Раздел «Содержание программы» занимает значительный объем всего нормативного документа и даёт представление о том, каким образом достигаются цель и планируемые результаты программы. Необходимо определиться с предпочитаемыми формами проведения учебных занятий для программы конкретной направленности. Содержание программы включает в себя не только перечень основных вопросов (дидактических единиц), теоретических понятий и терминов, форм оценки и контроля, но и реферативное описание содержания учебной деятельности обучающихся в соответствии с заявленной формой учебного занятия по каждой теме. Последовательность описания содержания тем учебных занятий осуществляется согласно нумерации в учебно-тематическом плане, формулировки тем должны полностью соответствовать формулировкам в учебно-тематическом плане.

При описании содержания программы необходимо придерживаться следующей последовательности изложения: 1) порядковый номер и название раздела (образовательного модуля) дополнительной общеобразовательной программы; 2) порядковый номер и тема учебного занятия в рамках раздела (образовательного модуля); 3) название формы проведения учебного занятия (в случае, если трудоёмкость одной темы более двух часов, может быть указана не одна, а несколько форм проведения учебных занятий по одной теме);  4) реферативное описание видов учебной деятельности обучающихся в  логике заявленной формы проведения учебного занятия; 5) указание на разные формы организации деятельности обучающихся при освоении основных вопросов (дидактических единиц), теоретических понятий и терминов, при формировании конкретных умений и навыков; 6) указание на форму и вопросы оценки и контроля.

При разработке содержания программы следует соблюдать баланс между заявленной трудоёмкостью темы учебного занятия и объемом представляемого содержания, необходимого для достижения обучающимися планируемых результатов.

Раздел «Содержание программы» разрабатывается на каждый год освоения программы и в общей структуре программы представляется после раздела «Учебно-тематический план» конкретного года освоения программы.

 

Как разработать раздел «Контрольно-оценочные средства»

В данном разделе программы необходимо реферативно описать диагностические процедуры, методы, технологии и диагностические средства с помощью каких диагностических инструментов осуществляется оценка уровня образовательных результатов (ФЗ-№273, п.5, ст. 47; п. 9, ст. 2). В табличной форме необходимо представить сводный лист с критериями и показателями оценки уровня образовательных результатов по всем группам планируемых результатов по программе: личностные, метапредметные и по профилю программы.

Как разработать раздел «Условия реализации программы»

                Условия реализации программы – это совокупность достаточных ресурсов для реализации программы. К   условиям   реализации   программы   относится   характеристика следующих аспектов: материально-техническое обеспечение (характеристика помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых    для    реализации программы (в расчете на количество обучающихся); информационно-образовательные ресурсы (аудио-, видео-, фото-, интернет-источники); учебно-методическое обеспечение (учебные пособия, сборники упражнений, дидактические материалы, инструкции, технологические карты, учебные и контрольные задания, рабочие листы или рабочие тетради, образцы изделий, м/ презентации, контрольно-оценочные средства, наглядный материал и т.п.); кадровое обеспечение (характеристика профессиональных умений, квалификация педагогов,  занятых  в   реализации     программы).

Данный раздел программы рекомендуется оформлять в виде таблицы, в которой представлен систематизированный перечень разнообразных ресурсов для реализации каждого раздела (образовательного модуля) программы.  

Как разработать раздел «Список литературы»

Необходимо структурировать список литературы: список современных нормативно-правовых актов; список основной и дополнительную научно-методической и учебной литературы; список научно-популярной и публицистической литературы для детей, родителей. В списках также могут быть интернет-источники. Важно обращать внимание, чтобы в списке литературы были указаны современные источники. Список необходимо оформлять  в алфавитном порядке.

Рекомендации по проведению экспертизы качества дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

Механизмом оценки качества дополнительных общеобразовательных программ, согласно п.п. 1, 2 статьи 95 ФЗ-№273, Письму  Минобрнауки РФ от 1 апреля 2015 г.* N АП-512/02, является общественная экспертиза. Общественная экспертиза дополнительных общеобразовательных программ проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

Независимая оценка качества образования (далее – НОК ДОД) – оценочная процедура, которая в соответствии с п. 1 ст. 95 ФЗ-№273 направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. НОК ДОД включает в себя следующие процедуры:

Прежде чем образовательная организация примет решение о реализации дополнительной общеобразовательной программы, она должна пройти процедуру экспертизы: внутренняя экспертиза – это анализ качества документа, установления его соответствия образовательной программе организации, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к структуре, содержанию и оформлению дополнительной общеобразовательной программы; по результатам внутренней экспертизы составляется рецензия; внешняя экспертиза программы проводится внешними специалистами в данной области  деятельности; по результатам данной экспертизы составляется рецензия. Для принятия решения о реализации той или иной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы достаточно положительной внутренней рецензии.

Для проведения экспертизы качества программы рекомендуется использовать диагностический инструмент «Лист экспертизы качества дополнительной общеобразовательной программы». По результатам проведенной экспертизы эксперт даёт автору-составителю программы методические рекомендации по её доработке.

Лист экспертизы качества дополнительной общеобразовательной программы

Автор(ы)-составитель(и) программы________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Название программы ____________________________________________________________________________________________

Направленность программы *техническая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, художественная

Форма реализации программы _____________________________________________________________________________________

Целевая группа* ________________________________________________________________________________________________

*возраст детей, особенности образовательных потребностей и  возможностей

Срок реализации программы ______________________________________________________________________________________

Ф.И.О. эксперта _________________________________________________________________________________________________

Дата проведения экспертизы _______________________________________________________________________________________

 

Наименование раздела

Критерии оценки

баллы

Пояснительная записка

Актуальность

Направленность программы автором полно представлена (конкретизируется характеристика целевой группы, раскрываются особенности набора детей и т.п.);

Перечень форм обучения отличается разнообразием, соответствует возрастным особенностям группы, современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОД;

Представлены сведения о трудоемкости программы, об особенностях организации образовательного процесса, режиме занятий, условиях реализации программы.  

3

Направленность программы автором убедительно и полно представлена (конкретизируется характеристика целевой группы, раскрываются особенности набора детей и т.п.);

 Перечень форм обучения представлен, НО их отбор полностью / частично не   соответствует   современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОД;

Представлены сведения о трудоемкости программы, об особенностях организации образовательного процесса, режиме занятий, условиях реализации программы.  

2

Направленность программы автором представлена,

НО отсутствует характеристика целевой группы И/ ИЛИ не раскрываются особенности набора детей и т.п.;

 Перечень форм обучения представлен, НО их отбор не соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОД;

Представлены сведения о трудоемкости, режиме занятий, условиях  обучения

1

Направленность программы автором представлена, НО отсутствует характеристика целевой группы И/ ИЛИ не раскрываются особенности набора детей и т.п.;

Перечень форм обучения представлен, НО не соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса в ДОД и возрастным особенностям детей;

Представлены сведения о трудоемкости, режиме занятий, условиях  обучения.

0

Цели

Цель сформулирована с использованием словосочетания «существительное + существительное»;

Цель сформулирована чётко, конкретно, с учетом  профиля  и направленности программы;

Формулировка цели  предполагает достижение  конкретного   образовательного результата  обучающихся.

3

Цель сформулирована   применительно к профилю и направленности программы;

Формулировка цели предполагает достижение   образовательного результата   обучающихся, НО цель представлена абстрактно;

Цель сформулирована  с использованием словосочетания «существительное + существительное»

2

Цель сформулирована применительно к профилю и направленности программы, НО не сформулирован предполагаемый образовательный результат обучающихся по программе.

1

Цель сформулирована абстрактно, без учета специфики профиля и направленности программы;

Формулирование предполагаемого  результата отсутствует

0

Задачи

Задачи сформулированы с использованием глагольных словосочетаний;

Формулировки задач раскрывают полноту и /или системность и \или последовательность действий обучающихся по достижению цели;

Точность, конкретность формулировок задач.

3

Задачи сформулированы с использованием глагольных словосочетаний;

Формулировки задач раскрывают пути достижения цели программы, НО не отражают полноту / системность/ последовательность действий обучающихся по достижению цели;

Точность, конкретность формулировок задач.

2

 Задачи сформулированы с использованием глагольных словосочетаний, НО формулировки указывают на отдельные или /и несвязанные действия обучающихся по достижению цели;

Задачи сформулированы неконкретно.

1

Задачи сформулированы с использованием глагольных словосочетаний, НО   в формулировках допущены речевые ошибки,  затрудняющие понимание смысла действий обучающихся.

0

Планируемые результаты

Сформулированы личностные, метапредметные результаты с опорой на направленность, профиль программы, и с учетом современных нормативно-правовых документов;

Сформулированы планируемые результаты по направленности (профилю) И конкретизируют систему знаний, приобретенную в ходе освоения программы,

И конкретизируют умения и учебные действия, которые обучающиеся приобретут  в ходе  освоения  программы.

3

Сформулированы личностные, метапредметные результаты, с учетом современных нормативно-правовых документов, НО их формулировки   не отражают направленность   программы;

Сформулированы планируемые результаты по направленности (профилю) И конкретизируют систему знаний, приобретенную  в ходе  освоения  программы, НО не конкретизируют умения и учебные действия, которые обучающиеся приобретут в ходе   освоения  программы.

2

Сформулированы личностные, метапредметные результаты, НО   допущены абстрактные и /или некорректные формулировки, не соответствующие современным нормативным требованиям;

Сформулированы планируемые результаты по направленности (профилю), НО перечень умений и учебных действий, которые обучающиеся приобретут в ходе   освоения программы, представлен абстрактно И не конкретно представлена    система знаний, приобретенная в ходе освоения программы.

1

Представлен перечень личностных, метапредметных результатов, НО их формулировки не отражают специфику направленности программы, полностью не соответствуют нормативным требованиям;  

Сформулированы планируемые результаты по направленности (профилю),НО не представлен перечень знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе освоения программы И не представлен перечень учебных действий, приобретенных обучающимися в ходе освоения программы

0

Учебно-тематическое планирование

Представлены образовательные модули, логически связанные между собой;

Последовательность учебных элементов в каждом образовательном модуле логична;

Названия образовательных модулей и учебных элементов дают представление об их основном содержании;  

Трудоёмкость каждого образовательного модуля не завышена, количество часов на освоение каждого учебного элемента оптимально;

Предусмотрены часы для дистанционной работы обучающихся;

Учебно-тематическое планирование представлено на каждый год освоения программы.  

3

Представлены разделы программы, логически связанные между собой;

Названия разделов и тем учебных занятий в целом дают представление об их основном содержании;

Темы учебных занятий в разделах программы взаимосвязаны, НО встречаются нарушения последовательности;  

Трудоёмкость разделов программы и количество часов на освоение тем учебных занятий указаны;

Запланированы часы для самостоятельной работы обучающихся;

Учебно-тематическое планирование представлено на каждый год освоения программы.  

2

Представлены разделы программы, НО имеются нарушения в их логической последовательности ;

Темы учебных занятий затрудняют понимание содержания отдельных разделов программы И требуют корректировки;

Последовательность тем учебных занятий в некоторых разделах программы затрудняет понимание характера содержания образовательного процесса И требует восстановления логической взаимосвязи;  

Трудоёмкость каждого раздела программы представлена;

Часы для самостоятельной работы обучающихся не предусмотрены;

Учебно-тематическое планирование представлено на каждый год освоения программы.  

1

Представлены только разделы программы, НО их набор случаен ;

 Представлены разделы программы и темы учебных занятий, НО их формулировки не соотносятся с названием и целью программы;

Трудоёмкость каждого раздела программы, количество часов на освоение каждой темы учебного занятия указаны ИЛИ указано только общее количество часов на освоение разделов программы;

Часы для самостоятельной работы обучающихся не предусмотрены.

0

Содержание программы

Представлено в соответствии с учебно-тематическим планом (названы образовательные модули и учебные элементы);

Указаны формы проведения каждого учебного занятия, И они, преимущественно, разнообразны и современны (деятельностные);

Отобранные формы проведения учебных занятий оптимальны для конкретной направленности программы;

Предусмотрены разнообразные виды деятельности обучающихся, И они соотносятся с выбранными формами учебных занятий;

Представлены дидактические единицы, в том числе теоретические понятия и термины;  

Предусмотрено сотрудничество и общение обучающихся, в том числе разновозрастное;

Содержание программы ориентировано на реализацию современных методов и образовательных технологий;

Содержание программы ориентировано на использование ресурсов не только образовательной организации, но и ресурсов других организаций;

Объём представленного содержания по каждой теме учебного занятия соответствует количеству часов, отведённых на его освоение.

3

Представлено в соответствии с учебно-тематическим планом (названы разделы программы и темы учебных занятий);

Указаны формы проведения каждого учебного занятия, И они, преимущественно, современны (деятельностные), НО однообразны;

Отобранные формы проведения учебных занятий преимущественно оптимальны для конкретной направленности программы;

Предусмотрены однообразные виды деятельности обучающихся, И они не всегда соотносятся с выбранными формами учебных занятий;

Представлены дидактические единицы, НО не во всех разделах программы на учебных занятиях предусмотрена работа с теоретическими понятиями и терминами;

Предусмотрено сотрудничество и общение обучающихся, НО нет понимания, как оно осуществляется в разновозрастном коллективе;

Содержание программы ориентировано только на использование ресурсов образовательной организации И (ИЛИ) образовательной среды учебного кабинета;

Объём представленного содержания по каждой теме учебного занятия в основном соотносится с количеством часов, отведённых на его освоение.

2

Представлены разделы программы и темы учебных занятий, НО эпизодически встречаются несоответствия с учебно-тематическим планом;

Формы проведения учебных занятий указаны не ко всем темам ИЛИ совсем не указаны;

Отобранные формы проведения занятий однообразны, не современны И не являются оптимальными для программы конкретной направленности;

Представлены только дидактические единицы, НО не указаны виды деятельности обучающихся, в ходе которых эти дидактические единицы будут освоены;

Перечислены виды деятельности обучающихся, НО они не соотносятся с выбранной формой учебного занятия;

Сотрудничество и общение обучающихся предлагается эпизодически, НО без учета возрастных особенностей;

Содержание программы ориентировано только на использование образовательной среды учебного кабинета;

Объём представленного содержания по каждой теме учебного занятия часто не  соотносится с количеством часов, отведённых на его освоение.

1

Представлены разделы программы и темы учебных занятий, НО часто встречаются несоответствия с учебно-тематическим планом;

Формы проведения учебных занятий не указаны совсем ИЛИ есть указание на теоретические и практические занятия;

Представлены только дидактические единицы, которые необходимо освоить обучающимся И полностью отсутствуют указания на теоретические понятия и термины;

Полностью отсутствует перечень видов деятельности обучающихся на учебном занятии ИЛИ указанные виды деятельности не соотносятся с указанными типами занятий;

Сотрудничество и общение обучающихся не предусматривается;

Представленное содержание программы существенно затрудняет понимание, какие и чьи ресурсы будут использованы для его освоения;

Объём представленного содержания по каждой теме учебного занятия не  соотносится с количеством часов, отведённых на его освоение.

0

Контрольно-оценочные средства

Представлен перечень отобранных оценочных процедур, технологий, методов для оценки образовательных результатов обучающихся по программе в целом, И указано место их использования при реализации образовательного процесса;

Представлены критерии и показатели оценки уровня образовательных результатов, И они соотносятся со всеми группами планируемых результатов по программе (личностные, метапредметные и результаты по направленности или профилю программы);

Сводные листы с критериями оценки образовательных результатов представлены по всем отобранным оценочным процедурам, технологиям и методам.

3

Представлен перечень отобранных оценочных процедур, технологий, методов для оценки образовательных результатов обучающихся по программе в целом, НО нет указаний, как они используются при реализации образовательного процесса;

Представлены критерии и показатели оценки уровня образовательных результатов, И они в целом соотносятся со всеми группами планируемых результатов по программе (личностные, метапредметные и результаты по направленности или профилю программы), НО нуждаются в корректировке.

Сводные листы с критериями оценки образовательных результатов представлены, НО не по всем отобранным оценочным процедурам, технологиям и методам.

2

Представлен перечень отобранных оценочных процедур, технологий, методов для оценки образовательных результатов обучающихся по программе в целом, НО нарушена взаимосвязь между образовательным результатом и способом его оценки, И нет указаний, как они используются при реализации образовательного процесса ИЛИ некоторые из них являются не существенными для оценки образовательных результатов по программе конкретной направленности;

Представлены критерии и показатели оценки уровня образовательных результатов, И они в целом соотносятся со всеми группами планируемых результатов по программе (личностные, метапредметные и результаты по направленности или профилю программы), НО преимущественно с группой планируемых результатов по профилю программы;

Сводные листы с критериями оценки образовательных результатов представлены, НО только по оценочным процедурам, технологиям и методам оценки образовательного результата по профилю программы.

1

Представлен перечень оценочных процедур, технологий, методов, НО он существенно затрудняет понимание смысла их использовать для оценки образовательных результатов по программе конкретной направленности;

Представлены критерии оценки образовательных результатов, НО отсутствуют показатели, что существенно затрудняет определение уровня освоения программы ИЛИ критерии не соотносятся с группами планируемых результатов по программе;

Сводные листы с критериями оценки образовательных результатов представлены, НО только по оценочным процедурам, технологиям и методам оценки образовательного результата по профилю программы.

0

Условия реализации программы

Представлен систематизированный перечень разнообразных ресурсов, в том числе интернет-ресурсов, оборудования, для реализации каждого образовательного модуля (раздела) программы

3

Представлен обобщенный перечень ресурсов для реализации программы в целом, НО отсутствует его систематизация

2

Представлен обобщенный, не систематизированный перечень ресурсов для реализации программы в целом, НО некоторые существенные из них не представлены

1

Представлен случайный перечень оборудования, инвентаря, литературы, НО ресурсы не систематизированы, И многие из них являются несущественными для реализации программы

0

Список литературы

Представлен структурированный список литературы: в том числе нормативно-правовые документы, основная и дополнительная литература, список литературы для обучающихся, родителей, в том числе интернет-источники; список оформлен по ГОСТ

3

Представлен структурированный список литературы: в том числе нормативно-правовые документы, основная и дополнительная литература, список литературы для обучающихся, родителей, в том числе интернет-источники, НО список оформлен с нарушением  ГОСТ

2

Представлен список литературы: в том числе нормативно-правовые документы, основная и дополнительная литература, список литературы для обучающихся, родителей, в том числе интернет-источники, НО список не структурирован и оформлен с нарушением  ГОСТ

1

Представлен случайный список литературы И он не структурирован, источники не современные

0

 Максимальная сумма баллов:

27

 

Оценочная шкала:

от 18 до 27 баллов – программа рекомендована к реализации при условии, что по каждой из групп критериев отсутствует 0 б;

менее 18 баллов – программа не рекомендована к реализации и нуждается в значительной доработке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»

Название программы: «Коррекция речи»Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, ч...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

Методическая разработка раздела «Исполнительское мастерство» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Игра на гитаре»

В данной методической разработке раскрыты актуальность, новизна, цели и задачи, образовательные технологии, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения раздела "Исполнител...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Тетрадь представляет собой методические рекомендации для педагогов по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учреждения дополнительного образован...

«Рекомендации по включению воспитательного компонента в дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы»

Сущность воспитательной компоненты заключается в организации работы (в рамках воспитательной системы), включающей всех субъектов образовательного процесса в реализацию следующих направлений воспитания...