Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ
статья по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе с исторической картой при подготовке к ЕГЭ
учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №87» Евсеева Ирина Николаевна
Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Поэтому лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Локализация исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности, картосхемы. В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, исторические карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.
Согласно Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории КИМ ЕГЭ по истории разрабатываются с опорой на требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)[1].
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые на ЕГЭ содержат умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Работа с исторической картой представлена в заданиях №13-16.
И.А. Артасов в Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории, обращает внимание, на тот факт, что из заданий на работу с исторической картой (13, 14, 15 и 16) хуже остальных выполнено задание 14, предполагающее работу с картографическим материалом (35,5%). Остальные задания на работу с картой выполнены в диапазоне 40–50%, что соответствует уровню 2016 г[2]. По его мнению, выпускники недостаточно работают с легендой карты.
Первое, что необходимо сделать обучающемуся при выполнении заданий ЕГЭ с исторической картой – «узнать карту», т. е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события. В заданиях также проверяются знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого, задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание фактического материала (событий, имен и т. д.)[3].
Исходя из всего вышесказанного, еще в начале изучения школьного курса истории очень важно обратить внимание учащихся на значение легенды карты и особенности условных обозначений, свойственных именно для исторических карт. Карта должна присутствовать практически на каждом уроке истории. В ходе изучения истории необходимо локализировать в пространстве те события, явления, процессы, о которых идет речь на уроке. Другими словами, называя объект (страну, город, памятник архитектуры и т.д.) учитель показывает на карте его местонахождение.
Отдельные уроки предполагают более серьезную работу с картой в целях формирования соответствующих умений. Безусловно, эта работа имеет свои особенности в зависимости от периода обучения, типа карты (обзорная историческая карта, тематическая историческая карта, карта-план). Но, не смотря на это, работа с картой включает в себя следующие виды деятельности учащихся: самостоятельное выполнение учащимися заданий по локализации отдельных исторических событий, объектов; чтение исторической карты; выполнение заданий, предполагающих использование исторической карты как источника знаний; заполнение контурной карты. Если ученики только рассмотрят схему сражения в учебнике или на экране, то они запоминают ее зрительно. Если же они сами перерисуют эту схему с составлением собственной легенды, то будут задействованы и зрительная, и моторная, и смысловая память. Последняя форма работы более эффективна в том случае, если учащиеся (прежде всего, старших классов) при заполнении контурной карты не пользуются атласом, который находится перед ними, а заполняют контурную карту по памяти.
Преобладающими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Сформировать у школьников умения читать легенду исторической карты, находить на карте историко-географические объекты, показывать их на карте практически невозможно посредством просмотра карты или наблюдения. Необходимо помнить, что исторические карты являются для учащихся источниками информации, которую надо суметь найти и «прочитать» на карте. На сегодняшний день это является главным принципом использования исторической карты на уроке истории: карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.
Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «привязать» в представлении учащихся к реке, морю, другими городами. Например, не только найти на карте город Астрахань, а сразу определить реку Волгу, на берегах которой он расположен, и море, в которое впадает эта река. Ну а затем, перейти от общей карты к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте.
В итоге, в ходе систематической работы на уроках и при выполнении домашних заданий у учащихся вырабатывается алгоритм чтения исторической карты. В сжатом виде его можно представить следующим образом. Алгоритм чтения исторической карты:
1.Внимательно посмотрите на легенду карты (это условные знаки, которые позволяют прочитать информацию, изображённую на карте) и с её помощью определите ключевые моменты (например, княжества);
2. Прочитайте информацию на карте: начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайтесь к более мелким;
3.Найдите (если есть) на карте даты;
4. Определите признаки государства (граница, столица, государства-соседи, названия городов (например, Санкт-Петербург) – это поможет с определением периода истории;
5. Определите деятельность человека, отображённую на карте (война, походы, торговые пути). Помните, что движение на карте всегда обозначается стрелкой;
6.В случае изображения на карте войны (похода, любых иных перемещений) обратите внимание на «ключевые точки» для определения события.
Список литературы:
1. Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории // http://www.fipi.ru/
2.Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории // http://www.fipi.ru/
3.Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе, 2016. – № 5. – С. 65-69.
[1] Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории // http://www.fipi.ru/
[2] Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории // http://www.fipi.ru/
[3] Щуринова И.А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе, 2016. – № 5. – С. 65-69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР. (по программе Е. Худенко)
Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития воспитанников с ОВЗ составлены по материалам программы Е. Худенко, Раздел 3. Материалы для индивидуальной характерисОВЗ и Т...
Методические рекомендации по работе с исторической картой
Полезные рекомендации для организации работы с исторической картой...
Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...
Как работать с исторический картой при подготовке к ЕГЭ?
В демоверсии ЕГЭ по истории 2018 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой. Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с ...
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников предназначены для работы педагогов для успешной подготовки обучающихся с высоким...
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
Презентация Методические рекомендации по работе с одаренными детьми при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников....
Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историко-географическом пространстве и в рамках подготовки к ВПР и ГИА
Выступление для регионального заседания методического объединения историков ММО на тему "Организация работы с исторической картой с целью углубления знаний обучающихся об историко-географическом ...