Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
9 класс
Тема: "Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме"
Задачи урока:
На примере взаимодействия кровообращения и дыхания продолжить формирование понятия о целостности организма; углубить знания учащихся об эволюции на примере изучения кровообращения и дыхания; развить у учащихся умение использовать знания из других учебных предметов для решения биологических вопросов.
Оборудование: Д/Ф "Строение и работа органов дыхания", "Регуляция дыхательных движений"; прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; таблицы: "Сравнение состава воздуха при дыхании", "Изменение давлния газов при дыхании".
Рекомендации к уроку
Т. Повторение учащимися сущности дыхания с зарисовкой (воспроизведение по памяти) схемы процесса дыхания на доске; рассказ учащихся о связи строения и функций легких.
Повторение вопроса о составе крови, о форменных элементах крови и их значении; выяснение функций крови как внутренней среды организма.
Выяснение сущности процесса дыхания. Анализ изменения состава воздуха при дыхании с помощью таблицы: «Сравнение состава воздуха при дыхании».
Таблица I |
Воздух | о 2 | Со 2 | Примеси |
Атмосферный Альвеолярный Выдыхаемый | 21 % 14 % 16 % | 0,03 % 5,5 % 4,0 % | 79 % 80 % | Инертные газы Пары воды Пары вода |
Учащимся можно предложить ответить на следующие вопросы:
1. Почему отличается состав атмосферного воздуха от выдыхаемого?
2. Почему различается состав альвеолярного и выдыхаемого воздуха? (Ответ: в альвеолах скапливается воздух, непосредственно выделяемый из крови через капилляры; он насыщен углекислый газом и беден кислородом; проходя через бронхи, трахею, гортань, носовую полость, выдыхаемый воздух смешивается с находящимся в этих органах воздухом, который не участвует в газообмене, и в результате состав воздуха, выдыхаемого из организма, изменяется)
После выяснения этого вопроса далее обсуждается процесс газообмена в легких. Устанавливается, что газообмен - это сложный, многоступенчатый процесс, в основе которого лежит физическое явление - диффузия. Диффузия - это распространение одних веществ в другие, движение молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Молекулы газа и жидкости движутся из области большего давления в область меньшего. Затем проводится работа с таблицей:
Изменения давления газов в процессе дыхания
Таблица 2
Давление в мм рт. ст.
Газ атмосферное альвеслярное артериальное венозное
Углекислый газ 0,2 - 0,3 40 40-46 47
Кислород 152-159 100-110 90-102 37-40
Учащимся предлагается объяснить, как происходит газообмен в легких. (Ответ: в легочные пузырьки - альвеолы поступает атмосферный воздух с давлением кислорода 152-159 мм рт. ст., так как он путем диффузии через тончайшие проницаемые стенки капилляров и легочных пузырьков проникает в движущуюся по капиллярам венозную кровь, где его давление еще ниже. В крови кислород сразу соединяется с гемоглобином, поэтому его концентрация и давление не возрастают; концентрация же углекислого газа в венозной крови, поступающей в капилляры легочных пузырьков, очень высока, вследствие диффузии он выделяется в альвеолярный воздух; давление
углекислого газа в альвеолярном воздухе выше, чем в атмосферном,
ому он выделяется из организма).
В качестве обобщения после выяснения этого вопроса начинает заполнение схемы взаимосвязи процесса дыхания и кровообращения.
1 этап Газообмен в легких
2 этап Транспортирование газов кровью
3 этап Газообмен в тканях окисление в клетках
Следующим важным моментом урока является объяснение вопроса о переносе газов кровью. Здесь целесообразно съедать следующее обобщение: в венозной крови, притекающей по капиллярам легочных пузырьков в легкие, кислород соединяется с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. Венозная кровь превращается в артериальную. Реакция окисления гемоглобина тормозится при наличии большой концентрации водородных ионов (Н+) в крови. Их концентрация возрастает при наличии в крови большого количества углекислого газа. Это объясняется происходящей в крови реакцией соединения углекислого газа с водой с образованием слабой угольной кислоты, которая распадается на ионы Н + и НСО3 - .
Повышенная концентрация Н + в крови уменьшает способность гемоглобина соединяться с кислородом. В результате концентрация кислорода и его давление в капиллярах остаются высокими, это облегчает его отдачу тканям. А углекислый газ соединяется с гемоглобином эритроцитов и в таком связанном виде переносится кровью к легким, в результате в крови уменьшается концентрация
Н + и возрастает способность гемоглобина соединяться с кислородом. Таким образом, кислотность среды (концентрация ионов водороде в крови) регулирует реакцию окисления гемоглобина и перенос кислорода к тканям. Заполнение 2 и 3 этапов на схеме.
Затем зачитываются гигиенические правила ("Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека" Е. Л. Бруновт) и предлагается учащимся объяснить их смысл, а также обосновать значение занятий спортом для развития дыхательной системы и влияние на процесс дыхания.
В качестве закрепления знаний учащимся могут быть предложены вопросы:
1. Почему у жителей горных районов увеличено количество эритроцитов в крови?
2. Как в природе поддерживается постоянство состава воздуха?
3. Какие меры принимаются в борьбе за чистый воздух?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение и повторение по темам кровообращение, дыхание, нервная система
Обобщение и повторение по темам кровообращение, дыхание, нервная система...
Тема урока: «Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме». 8класс. Биология
Цели урока: показать целостность организма на примере взаимодействия двух систем органов; обобщить. Закрепить, систематизировать знания учащихся по темам «Кровообращение» и «Дыхание». Продолжить...
Урок биологии "Вредное влияние курения на органы дыхания и кровообращения", 9 класс, школа 8 вида.
Яркий, наглядный урок. Разработан для уч-ся с умственной отсталостью....
Проверочная работа по теме "Дыхание живых организмов"
Проверочная работа по теме "Дыхание живых организмов" используется учителем на уроках биологии в 6 классе для проверки и закрепления темы "Дыхание"...
Тема: «Взаимосвязь органов растения как живого организма»
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой.Сред...
Тренинг «Влияние дыхания на организм человека»
Пояснительная запискаСаморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Общие закономерности саморегуляции реализуются...