Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Конспект урока для 9 класса (анатомия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ix_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: "Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме"

Задачи урока:

На примере взаимодействия кровообращения и дыхания продолжить формирование понятия о целостности организма; углубить знания учащихся об эволюции на примере изучения кровообращения и дыхания; развить у учащихся умение использовать знания из других учебных предметов для решения биологических вопросов.

Оборудование: Д/Ф "Строение и работа органов дыхания", "Регуляция дыхательных движений"; прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; таблицы: "Сравнение состава воздуха при дыхании", "Изменение давлния газов при дыхании".

Рекомендации к уроку

Т. Повторение учащимися сущности дыхания с зарисовкой (воспроизведение по памяти) схемы процесса дыхания на доске; рассказ учащихся о связи строения и функций легких.

Повторение вопроса о составе крови, о форменных элементах крови и их значении; выяснение функций крови как внутренней среды организма.

Выяснение сущности процесса дыхания. Анализ изменения состава воздуха при дыхании с помощью таблицы: «Сравнение состава воздуха при дыхании».

Таблица I

Воздух

 о

   2

Со

    2

   Примеси

Атмосферный

Альвеолярный

Выдыхаемый

21 % 14 % 16 %

0,03 %

5,5 %

4,0 %

79        %

80        %
79,7 %

Инертные газы Пары воды Пары вода

Учащимся можно предложить ответить на следующие вопросы:

1.        Почему отличается состав атмосферного воздуха от выдыхаемого?

2.        Почему различается состав альвеолярного и выдыхаемого воздуха? (Ответ: в альвеолах скапливается воздух, непосредственно выделяемый из крови через капилляры; он насыщен углекислый газом и беден кислородом; проходя через бронхи, трахею, гортань, носовую полость, выдыхаемый воздух смешивается с находящимся в этих органах воздухом, который не участвует в газообмене, и в результате состав воздуха, выдыхаемого из организма, изменяется)

После выяснения этого вопроса далее обсуждается процесс газообмена в легких. Устанавливается, что газообмен - это сложный, многоступенчатый процесс, в основе которого лежит физическое явление - диффузия. Диффузия - это распространение одних веществ в другие, движение молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Молекулы газа и жидкости движутся из области большего давления в область меньшего. Затем проводится работа с таблицей:

Изменения давления газов в процессе дыхания

Таблица 2

Давление в мм рт. ст.

Газ    атмосферное  альвеслярное  артериальное  венозное

                   

Углекислый газ        0,2 - 0,3      40            40-46      47

Кислород   152-159       100-110        90-102    37-40

Учащимся предлагается объяснить, как происходит газообмен в легких. (Ответ: в легочные пузырьки - альвеолы поступает атмосферный воздух с давлением кислорода 152-159 мм рт. ст., так как он путем диффузии через тончайшие проницаемые стенки капилляров и легочных пузырьков проникает в движущуюся по капиллярам венозную кровь, где его давление еще ниже. В крови кислород сразу соединяется с гемоглобином, поэтому его концентрация и давление не возрастают; концентрация же углекислого газа в венозной крови, поступающей в капилляры легочных пузырьков, очень высока, вследствие диффузии он выделяется в альвеолярный воздух; давление

углекислого газа в альвеолярном воздухе выше, чем в атмосферном,

ому он выделяется из организма).

В качестве обобщения после выяснения этого вопроса начинает заполнение схемы взаимосвязи процесса дыхания и кровообращения.

1 этап        Газообмен в легких              

2 этап        Транспортирование газов кровью                                                        

3 этап Газообмен в тканях окисление в клетках

                Следующим важным моментом урока является объяснение вопроса о переносе газов кровью. Здесь целесообразно съедать следующее обобщение: в венозной крови, притекающей по капиллярам легочных пузырьков в легкие, кислород соединяется с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. Венозная кровь превращается в артериальную. Реакция окисления гемоглобина тормозится при наличии большой концентрации водородных ионов (Н+) в крови. Их концентрация возрастает при наличии в крови большого количества углекислого газа. Это объясняется происходящей в крови реакцией соединения углекислого газа с водой с образованием слабой угольной кислоты, которая распадается на ионы Н + и НСО3 - .

Повышенная концентрация Н + в крови уменьшает способность гемоглобина соединяться с кислородом. В результате концентрация кислорода и его давление в капиллярах остаются высокими, это облегчает его отдачу тканям. А углекислый газ соединяется с гемоглобином эритроцитов и в таком связанном виде переносится кровью к легким, в результате в крови уменьшается концентрация

Н + и возрастает способность гемоглобина соединяться с кислородом. Таким образом, кислотность среды (концентрация ионов водороде в крови) регулирует реакцию окисления гемоглобина и перенос кислорода к тканям. Заполнение 2 и 3 этапов на схеме.

Затем зачитываются гигиенические правила ("Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека" Е. Л. Бруновт) и предлагается учащимся объяснить их смысл, а также обосновать значение занятий спортом для развития дыхательной системы и влияние на процесс дыхания.

В качестве закрепления знаний учащимся могут быть предложены вопросы:

1.        Почему у жителей горных районов увеличено количество эритроцитов в крови?

2.        Как в природе поддерживается постоянство состава воздуха?

3.        Какие меры принимаются в борьбе за чистый воздух?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение и повторение по темам кровообращение, дыхание, нервная система

Обобщение и повторение по темам кровообращение, дыхание, нервная система...

Тема урока: «Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме». 8класс. Биология

Цели урока:  показать целостность организма на примере взаимодействия двух систем органов; обобщить. Закрепить, систематизировать знания учащихся по темам «Кровообращение» и «Дыхание». Продолжить...

Урок биологии "Вредное влияние курения на органы дыхания и кровообращения", 9 класс, школа 8 вида.

Яркий, наглядный урок. Разработан для уч-ся с умственной отсталостью....

Проверочная работа по теме "Дыхание живых организмов"

Проверочная работа по теме "Дыхание живых организмов" используется учителем на уроках биологии в 6 классе для проверки и закрепления темы "Дыхание"...

Тема: «Взаимосвязь органов растения как живого организма»

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой.Сред...

Тренинг «Влияние дыхания на организм человека»

Пояснительная запискаСаморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Общие закономерности саморегуляции реализуются...