Тема урока: «Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме». 8класс. Биология
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Вдовиченко Ольга Николаевна

Цели урока:  показать целостность организма на примере взаимодействия двух систем органов; обобщить. Закрепить, систематизировать знания учащихся по темам «Кровообращение» и «Дыхание». Продолжить воспитание здорового образа жизни. Развивать личностные качества учащихся: умение оценивать себя и других, анализировать, делать выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka._8_kl.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Взаимосвязь кровообращения и дыхания  в организме».  8класс.  

   

Цели урока:  показать целостность организма на примере взаимодействия двух систем органов; обобщить. Закрепить, систематизировать знания учащихся по темам «Кровообращение» и «Дыхание». Продолжить воспитание здорового образа жизни. Развивать личностные качества учащихся: умение оценивать себя и других, анализировать, делать выводы.

Оборудование: мультимедийная презентация, таблица «Кровообращение», дидактические карточки-задания, игра «Живой компьютер».

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Обобщение и систематизация знаний.

          В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают взаимосвязано. Т.е. организм – единое целое. Это положение нам и необходимо подтвердить на примере таких систем как кровообращение и дыхание.  (Перед сообщением темы можно привести пример  о том, как работают системы органов у бегущего человека. Учащиеся сами делают вывод о взаимосвязи систем органов и формулируют тему).

- работа по карточкам – 4 человека (15 мин )

- работа с классом:  наш организм имеет клеточное строение. Из клеток образуются органы. (Определение). Органы образуют системы органов. (Определение). Давайте вспомним, чем представлена система органов кровообращения? Какова их функция? А чем образована система органов дыхания? Их функция.

             Газообмен – это одно из условий, обеспечивающих жизнь.

Как вы думает?

        Жизнь с химической точки зрения Лавуазье определил как горение . Прав ли учёный?

- Для чего мы дышим? Поступивший в организм кислород разносится кровью, т.е. одна из функций крови – дыхательная. А какие ещё функции крови вам известны? С какими структурными элементами крови связана дыхательная функция? Мы знаем, что между строением эритроцитов и выполняемыми функциями существует взаимосвязь. Укажите эту взаимосвязь.

Подумать только.

- в 1 день костный мозг производит 320 миллиардов эритроцитов!

- если все эритроциты человека уложить рядом, то получиться лента, 3 раза опоясывающая земной шар по экватору.

Вопрос на размышление.

          Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки. Как объяснить этот фактор?

        И так мы выяснили, что одна из функций крови – транспорт  кислорода. А кровь передвигается в организме по двум замкнутым системам сосудов, соединённых с сердцем – это большой и малый круги кровообращения.

       Следующий вопрос – малый и большой круги кровообращения.

(Работа  в парах у доски).

      Пока готовятся у доски, мы с вами будем разгадывать загадки.

Загадки.

  1. В сосуде водица, ею нельзя напиться (кровь).
  2.  В какую сеть нельзя поймать рыбу (в капиллярную).
  3. Оно много меньше нас, а работает всякий час (сердце).
  4. Кто целый век в клетке (Сердце, лёгкие).
  5. Какое дерево растёт в лёгких (Бронхиальное).
  6. Из конца в конец ведут

Трубочки-дорожки,

И по двум кругам плывут

Красные лепёшки (эритроциты)

           А сейчас заслушаем ответы работающих у доски. (Ответы учащихся).

 Чтобы лучше закрепить биологические понятия этой темы, проведём

игру «Живой компьютер».

         Всем вам хорошо знакома работа компьютеров: задаём вопрос, а на дисплее получаем ответ. Но даже компьютеры могут выйти из строя. Поэтому за их работой следит оператор. В роли «Живых компьютеров» выступают двое учащихся и один в роли оператора, который следит за правильностью ответов. А также оценивает товарищей. ( Для игры подготовлены карточки с ответами).

        Рассматривая малый и большой круги кровообращения, их биологическую роль, мы видим, что организм функционирует как единое целое. Благодаря какому механизму осуществляется тесная связь различных систем?

Рассмотрим нервную регуляцию. Мы знаем, что процесс вдоха и выдоха протекает рефлекторно. (Изобразить рефлекторную дугу на доске).

Наблюдение.

     Сделайте подряд несколько глубоких вдохов. Проследите, что произойдёт после этого с вашим дыханием. Объясните наблюдаемое явление.

Почему?

     При рождении, после того как врач перерезает пуповину, связывающую организм матери и ребёнка, новорожденный кричит.

      Учащиеся делают сообщение на тему:

- действие курения на органы дыхания;

- группа крови и характер человека.

Вывод: системы органов кровообращения и дыхания взаимосвязаны, что доказывает положение « организм – единое целое». Эта взаимосвязь осуществляется нервно-гуморальным механизмом .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок контроля знаний по теме "Кровь и кровообращение"

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" проводится в игровой форме, что способствует повышению познавательной активности обучающихся....

Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме

Конспект урока для 9 класса (анатомия)....

Урок по теме "Кровь и кровообращение" 8 класс

Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме "Кровь и кровообращение" (биология, 8 класс) Конспект и презентация...

План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.

урок  изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....

«Транспортные системы организма» 8класс биология

Тема «Транспортные системы организма»Цель: раскрыть понятие «кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о ли...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...