Тема урока: «Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме». 8класс. Биология
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Цели урока: показать целостность организма на примере взаимодействия двух систем органов; обобщить. Закрепить, систематизировать знания учащихся по темам «Кровообращение» и «Дыхание». Продолжить воспитание здорового образа жизни. Развивать личностные качества учащихся: умение оценивать себя и других, анализировать, делать выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka._8_kl.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме». 8класс.
Цели урока: показать целостность организма на примере взаимодействия двух систем органов; обобщить. Закрепить, систематизировать знания учащихся по темам «Кровообращение» и «Дыхание». Продолжить воспитание здорового образа жизни. Развивать личностные качества учащихся: умение оценивать себя и других, анализировать, делать выводы.
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица «Кровообращение», дидактические карточки-задания, игра «Живой компьютер».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Обобщение и систематизация знаний.
В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают взаимосвязано. Т.е. организм – единое целое. Это положение нам и необходимо подтвердить на примере таких систем как кровообращение и дыхание. (Перед сообщением темы можно привести пример о том, как работают системы органов у бегущего человека. Учащиеся сами делают вывод о взаимосвязи систем органов и формулируют тему).
- работа по карточкам – 4 человека (15 мин )
- работа с классом: наш организм имеет клеточное строение. Из клеток образуются органы. (Определение). Органы образуют системы органов. (Определение). Давайте вспомним, чем представлена система органов кровообращения? Какова их функция? А чем образована система органов дыхания? Их функция.
Газообмен – это одно из условий, обеспечивающих жизнь.
Как вы думает?
Жизнь с химической точки зрения Лавуазье определил как горение . Прав ли учёный?
- Для чего мы дышим? Поступивший в организм кислород разносится кровью, т.е. одна из функций крови – дыхательная. А какие ещё функции крови вам известны? С какими структурными элементами крови связана дыхательная функция? Мы знаем, что между строением эритроцитов и выполняемыми функциями существует взаимосвязь. Укажите эту взаимосвязь.
Подумать только.
- в 1 день костный мозг производит 320 миллиардов эритроцитов!
- если все эритроциты человека уложить рядом, то получиться лента, 3 раза опоясывающая земной шар по экватору.
Вопрос на размышление.
Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки. Как объяснить этот фактор?
И так мы выяснили, что одна из функций крови – транспорт кислорода. А кровь передвигается в организме по двум замкнутым системам сосудов, соединённых с сердцем – это большой и малый круги кровообращения.
Следующий вопрос – малый и большой круги кровообращения.
(Работа в парах у доски).
Пока готовятся у доски, мы с вами будем разгадывать загадки.
Загадки.
- В сосуде водица, ею нельзя напиться (кровь).
- В какую сеть нельзя поймать рыбу (в капиллярную).
- Оно много меньше нас, а работает всякий час (сердце).
- Кто целый век в клетке (Сердце, лёгкие).
- Какое дерево растёт в лёгких (Бронхиальное).
- Из конца в конец ведут
Трубочки-дорожки,
И по двум кругам плывут
Красные лепёшки (эритроциты)
А сейчас заслушаем ответы работающих у доски. (Ответы учащихся).
Чтобы лучше закрепить биологические понятия этой темы, проведём
игру «Живой компьютер».
Всем вам хорошо знакома работа компьютеров: задаём вопрос, а на дисплее получаем ответ. Но даже компьютеры могут выйти из строя. Поэтому за их работой следит оператор. В роли «Живых компьютеров» выступают двое учащихся и один в роли оператора, который следит за правильностью ответов. А также оценивает товарищей. ( Для игры подготовлены карточки с ответами).
Рассматривая малый и большой круги кровообращения, их биологическую роль, мы видим, что организм функционирует как единое целое. Благодаря какому механизму осуществляется тесная связь различных систем?
Рассмотрим нервную регуляцию. Мы знаем, что процесс вдоха и выдоха протекает рефлекторно. (Изобразить рефлекторную дугу на доске).
Наблюдение.
Сделайте подряд несколько глубоких вдохов. Проследите, что произойдёт после этого с вашим дыханием. Объясните наблюдаемое явление.
Почему?
При рождении, после того как врач перерезает пуповину, связывающую организм матери и ребёнка, новорожденный кричит.
Учащиеся делают сообщение на тему:
- действие курения на органы дыхания;
- группа крови и характер человека.
Вывод: системы органов кровообращения и дыхания взаимосвязаны, что доказывает положение « организм – единое целое». Эта взаимосвязь осуществляется нервно-гуморальным механизмом .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок контроля знаний по теме "Кровь и кровообращение"
Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" проводится в игровой форме, что способствует повышению познавательной активности обучающихся....
Взаимосвязь кровообращения и дыхания в организме
Конспект урока для 9 класса (анатомия)....
Урок по теме "Кровь и кровообращение" 8 класс
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по теме "Кровь и кровообращение" (биология, 8 класс) Конспект и презентация...
Конспект урока по биологии 8 класс "Биомарафон", обобщение знаний по теме "кровь и кровообращение".
Технология использования в обучении игровых методов....
План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.
урок изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....
«Транспортные системы организма» 8класс биология
Тема «Транспортные системы организма»Цель: раскрыть понятие «кровообращение», особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о ли...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...