Тема: «Взаимосвязь органов растения как живого организма»
план-конспект по биологии на тему

Василевская Оксана Васильевна

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой.

Средства обучения: компьютер (ССУ); мультимедийный проектор, экран. (слайд 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon znachenie_korney.ppt991.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_rastenie_-_tselostnyy_organizm.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение корней и их разнообразие

Слайд 2

Типы корневых систем Стержневая корневая система Мочковатая корневая система

Слайд 3

Функции корней Всасывание Укрепление в почве Вегетативное размножение Запасание питательных веществ

Слайд 4

Видоизменения корней Корнеплоды Корневые клубни Корневые шишки Бактериальные клубеньки Ходульные корни Воздушные корни Втягивающие корни Столбовидные корни Корни-подпорки Контрфорсы

Слайд 5

Видоизменения корней корнеплоды корневые клубни Корневые шишки клубеньки на корнях

Слайд 6

Корни-подпорки у бадьяна

Слайд 7

Это не ствол, а сплетение огромных лиан рата, образованных множеством мочковатых корней, свисающих вниз

Слайд 8

ЭПИФИТНЫЕ КОРНИ Флоридский фикус-душитель ( Ficus aurea ) начинает жизнь с семени где-нибудь в трещине другого дерева и, развиваясь, убивает его. Здесь «хозяин» — гревиллея ( Grevillea robusta

Слайд 9

КОРНИ-ПАРАЗИТЫ Некоторые тропические растения принадлежат к семейству ремнецветниковых, живут за счет ближних. Они крадут питательные вещества, прикрепляя свои корни к корням соседних растений, причем жертвы, по-видимому, нисколько не страдают от того, что им приходится кормить нахлебника Нуйтсия обильноцветущая

Слайд 10

ХОДУЛЬНЫЕ КОРНИ Шагающий панданус во флоридском саду тропических растений. Панданус ( Pandanus tectorius) на острове Гавайи. Ходульные корни помогают ему выдерживать наводнения в затопляемых низинах.

Слайд 11

Ходульные корни пандануса .

Слайд 12

КОНТРФОРСЫ И ЗМЕЕВИДНЫЕ КОРНИ Контрфорсы и змеевидные корни сейбы

Слайд 13

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ Дыхательные корни дикого мускатного ореха Воздушные корни флоридских мангров ( Rhizophora mangle ) образуют густую и труднопроходимую чащу



Предварительный просмотр:

Урок № 30.

Тема: «Взаимосвязь органов растения как живого организма». (слайд 1)

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой.

Средства обучения: компьютер (ССУ); мультимедийный проектор, экран. (слайд 2)

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся. – 6 мин. (слайд 3)

1.1. Взаимосвязь органов и тканей в растительном организме. (слайд 4)

ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА.

  • ??? Что является структурной единицей живого организма? (клетка).
  • Как называется группа клеток сходных по строению и функциям, имеющих общее происхождение? (ткань).
  • Как называется часть тела с присущей ей определенной формой, строением и функцией, состоящей из нескольких тканей? (орган).
  • Как называется группа органов объединенных общей функцией? (система органов).

клетка        ткань        орган            система органов              растительный организм (слайд 5)

1.2. ? Из каких структур состоит клетка? (слайд 6)

 ? Какие вы знаете виды тканей в растительном организме? (образовательные покровные, проводящие, основные, механические) – (слайд 7)

  1. Изучение нового материала.

2.1. ? Растение как биосистема.

  • Из каких органов состоит цветковое растение? (кроссворд - (слайд 8,9)) – 3 мин.

п

о

р

г

а

н

ы

а

с

ц

т

п

е

к

н

и

я

Учебная мотивация. (слайд 10)

        У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». «А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.

А как вы, ребята, думаете: кто из них для растения самый главный? Давайте повторим строение и значение органов растения при выполнении самостоятельной работы.

  • Самостоятельная работа с использованием  CCО. (слайд 11) – 10 мин.

Группа №1 – стебель, лист (см. папку «Побег»).

Группа №2 – корень ( см. презентацию «Значение и видоизменение корней»).

 Группа №3 – цветок, плод (см. урок №27, 29)

Группа №4 – семя (см. урок №29 - презентацию «Значение семян»).

  • Выступление групп (слайды 12-23). – 10 мин.

ВЫВОД: Итак, органы цветкового растения взаимосвязаны по строению и

                 функциями. Поэтому мы можем назвать его биосистемой.

Биосистема – это единое целое, состоящее из частей, тесно связанных между собой строением и функциями. Жизнедеятельность организма как биосистемы обусловлена взаимосвязью (согласованной работой) всех его органов. (слайд 24)

2.2.Растение – целостный организм. – 2 мин.

Зависимость состояния организма растения от состояния и функционирования каждого его органа. Влияние повреждения какого-либо органа на жизнь всего растения.

ВЫВОД: Растение – целостный организм. Все его органы – части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязано. От здоровья и работы одного органа зависит работа и здоровье другого органа, а также здоровье всего растительного организма. (слайд 25)

  1. Закрепление знаний о растении как биосистеме, о взаимосвязи и взаимозависимости в обеспечении жизнедеятельности растения как целостного организма. (выполнение заданий 1 и 4 в рабочей тетради  на стр. 50-51). – 7 мин.

  1. Домашнее задание. §26 учебника; выполнить задания 2 и 3 в рабочей тетради на стр. 51. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что ра...

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Контрольная работа по теме "Системы органов растений и животных"

Данная разработка содержит разноуровневые задания, которые помогают готовить детей к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Природоведение 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»

Урок игра, в ходе которого можно обобщить и проверить знания учащихся по данной теме. Разработаны вопросы разной "стоимости". В ходе игры учащиеся набирают какое-то количество баллов. По результатам у...

Презентация "Взаимосвязь органов растения как организма"

Урок-закрепления изученного материала для 6 класса. Презентация покажет с поомщью загадок, заполнения таблицы, что оргшаны растения взаимосвязаны в процессах жизнедеятельности....