Тема: «Взаимосвязь органов растения как живого организма»
план-конспект по биологии на тему
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой.
Средства обучения: компьютер (ССУ); мультимедийный проектор, экран. (слайд 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_korney.ppt | 991.5 КБ |
urok_rastenie_-_tselostnyy_organizm.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы корневых систем Стержневая корневая система Мочковатая корневая система
Функции корней Всасывание Укрепление в почве Вегетативное размножение Запасание питательных веществ
Видоизменения корней Корнеплоды Корневые клубни Корневые шишки Бактериальные клубеньки Ходульные корни Воздушные корни Втягивающие корни Столбовидные корни Корни-подпорки Контрфорсы
Видоизменения корней корнеплоды корневые клубни Корневые шишки клубеньки на корнях
Корни-подпорки у бадьяна
Это не ствол, а сплетение огромных лиан рата, образованных множеством мочковатых корней, свисающих вниз
ЭПИФИТНЫЕ КОРНИ Флоридский фикус-душитель ( Ficus aurea ) начинает жизнь с семени где-нибудь в трещине другого дерева и, развиваясь, убивает его. Здесь «хозяин» — гревиллея ( Grevillea robusta
КОРНИ-ПАРАЗИТЫ Некоторые тропические растения принадлежат к семейству ремнецветниковых, живут за счет ближних. Они крадут питательные вещества, прикрепляя свои корни к корням соседних растений, причем жертвы, по-видимому, нисколько не страдают от того, что им приходится кормить нахлебника Нуйтсия обильноцветущая
ХОДУЛЬНЫЕ КОРНИ Шагающий панданус во флоридском саду тропических растений. Панданус ( Pandanus tectorius) на острове Гавайи. Ходульные корни помогают ему выдерживать наводнения в затопляемых низинах.
Ходульные корни пандануса .
КОНТРФОРСЫ И ЗМЕЕВИДНЫЕ КОРНИ Контрфорсы и змеевидные корни сейбы
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ КОРНИ Дыхательные корни дикого мускатного ореха Воздушные корни флоридских мангров ( Rhizophora mangle ) образуют густую и труднопроходимую чащу
Предварительный просмотр:
Урок № 30.
Тема: «Взаимосвязь органов растения как живого организма». (слайд 1)
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме; подвести к пониманию того, что растение – целостный организм, являющийся биосистемой.
Средства обучения: компьютер (ССУ); мультимедийный проектор, экран. (слайд 2)
Ход урока.
1. Актуализация знаний учащихся. – 6 мин. (слайд 3)
1.1. Взаимосвязь органов и тканей в растительном организме. (слайд 4)
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА.
- ??? Что является структурной единицей живого организма? (клетка).
- Как называется группа клеток сходных по строению и функциям, имеющих общее происхождение? (ткань).
- Как называется часть тела с присущей ей определенной формой, строением и функцией, состоящей из нескольких тканей? (орган).
- Как называется группа органов объединенных общей функцией? (система органов).
клетка ткань орган система органов растительный организм (слайд 5)
1.2. ? Из каких структур состоит клетка? (слайд 6)
? Какие вы знаете виды тканей в растительном организме? (образовательные покровные, проводящие, основные, механические) – (слайд 7)
- Изучение нового материала.
2.1. ? Растение как биосистема.
- Из каких органов состоит цветковое растение? (кроссворд - (слайд 8,9)) – 3 мин.
п | ||||||||
о | р | г | а | н | ы | |||
а | ||||||||
с | ||||||||
ц | т | |||||||
п | е | |||||||
к | н | |||||||
и | ||||||||
я |
Учебная мотивация. (слайд 10)
У органов растения идет спор. Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».
Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю». «А мы, говорит корень, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».
«Нет ничего лучше и полезнее меня, говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!» А плод говорит: «А я…, а я?..» словом, тоже стал утверждать свое превосходство.
А как вы, ребята, думаете: кто из них для растения самый главный? Давайте повторим строение и значение органов растения при выполнении самостоятельной работы.
- Самостоятельная работа с использованием CCО. (слайд 11) – 10 мин.
Группа №1 – стебель, лист (см. папку «Побег»).
Группа №2 – корень ( см. презентацию «Значение и видоизменение корней»).
Группа №3 – цветок, плод (см. урок №27, 29)
Группа №4 – семя (см. урок №29 - презентацию «Значение семян»).
- Выступление групп (слайды 12-23). – 10 мин.
ВЫВОД: Итак, органы цветкового растения взаимосвязаны по строению и
функциями. Поэтому мы можем назвать его биосистемой.
Биосистема – это единое целое, состоящее из частей, тесно связанных между собой строением и функциями. Жизнедеятельность организма как биосистемы обусловлена взаимосвязью (согласованной работой) всех его органов. (слайд 24)
2.2.Растение – целостный организм. – 2 мин.
Зависимость состояния организма растения от состояния и функционирования каждого его органа. Влияние повреждения какого-либо органа на жизнь всего растения.
ВЫВОД: Растение – целостный организм. Все его органы – части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязано. От здоровья и работы одного органа зависит работа и здоровье другого органа, а также здоровье всего растительного организма. (слайд 25)
- Закрепление знаний о растении как биосистеме, о взаимосвязи и взаимозависимости в обеспечении жизнедеятельности растения как целостного организма. (выполнение заданий 1 и 4 в рабочей тетради на стр. 50-51). – 7 мин.
- Домашнее задание. §26 учебника; выполнить задания 2 и 3 в рабочей тетради на стр. 51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что ра...
Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод
Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....
Методическая разработка интегрированного урока экологии и химии Тема:«Действие газированных напитков на живой организм»
участник всероссийского конкурса методических разработак...
Контрольная работа по теме "Системы органов растений и животных"
Данная разработка содержит разноуровневые задания, которые помогают готовить детей к сдаче ГИА и ЕГЭ....
Природоведение 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»
Урок игра, в ходе которого можно обобщить и проверить знания учащихся по данной теме. Разработаны вопросы разной "стоимости". В ходе игры учащиеся набирают какое-то количество баллов. По результатам у...
конспект урока по биологии:"Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения." Лабораторная работа № 1.
Конспект уолка по биологии...
Презентация "Взаимосвязь органов растения как организма"
Урок-закрепления изученного материала для 6 класса. Презентация покажет с поомщью загадок, заполнения таблицы, что оргшаны растения взаимосвязаны в процессах жизнедеятельности....