Класс Млекопитающие или Звери
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Урок с компьютерной поддержкой
Тема: Класс Млекопитающие, или Звери. Цель:
обучающая - сформировать знания об особенностях млекопитающих, как самых
высокоорганизованных животных среди позвоночных, познакомить учащихся с размножением и
развитием низших млекопитающих: однопроходных и сумчатых, выяснить вопрос о
происхождении млекопитающих;
развивающая - развивать навыки работы на ЭВМ;
воспитательная - развитие умения работать самостоятельно.
Межпредметна я связь: биология и информатика.
Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.
Метод: объяснение учителя, самостоятельное изучение нового материала.
Мотивация: индивидуальная работа на ЭВМ, достижение максимального результата.
Оборудование: таблица «Млекопитающие», диск - «Репетитор по биологии»
Ход урока Опрос
1. Отчет по экскурсии.
2.Письменный опрос по теме «Характеристика отрядов птиц»
1 вариант
Какие приспособления возникли у уток к жизни в экосистемах? В каких экосистемах они
обитают?
(длинная шея, короткие ноги, 4 пальца, 3 пальца направлены вперед и соединены плавательной перепонкой, четвертый палец направлен назад, короткий широкий клюв с роговыми пластинками, перья жесткие, регулярно смазываются жиром, много пуха, птицы водоемов)
2 вариант
- Какие приспособления возникли у пингвинов к жизни в экосистемах? В каких экосистемах
они обитают?
(не могут летать, задние конечности с перепонками, передние - ласты, тело держат вертикально, перья мелкие, пуховых перьев нет, быстро плавают, птенцы зрячие, покрыты пухом; птицы водоемов)
Изучение нового материала
1. Общая характеристика класса Млекопитающие. (рассказ с последующей записью в тетради)
Млекопитающие — высший класс животных, наиболее высокоорганизованные позвоночные; 5,5 тыс. видов, появились 160 - 170 млн лет назад.
Предки - пресмыкающиеся, величиной с крысу. Развитие шло в трех направлениях: Первозвери (Яйцекладущие), Сумчатые и Высшие звери.
Среда обитания — суша, вода, воздух, почва.
Теплокровные животные. Отличительные признаки:
Наличие млечных (молочных) желез - образованы из потовых желез; Вскармливание детенышей молоком; Полости тела: грудная и брюшная; Теплокровные - постоянная температура тела; Шерстный покров или подкожный слой жира;
Развитие высшей нервной деятельности; размеры, облик - разнообразны;
Шейный отдел позвоночника - 7 позвонков;
Зубы различны по строению и функциям;
Развиты органы чувств;
Сердце четырехкамерное;
2 круга кровообращения.
Конечности расположены под туловищем
2. Подкласс Яйцекладущие, или Первозвери.
Класс делится на 2 группы.
1 - я группа работает на компьютере.
2-я группа работает с текстом и рисунками учебника.
По мере выполнения заданий меняются местами.
1-я группа:
А) просмотр диска «Репетитор по биологии»
Б) выполнение задания 1 в рабочей тетради с.78 «Отряд Однопроходные»
2-я группа:
А) выполнение задания 2,3 в рабочей тетради с.79 «Отряд Однопроходные»
3. Подкласс Настоящие звери.
Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Класс делится на 2 группы. 1 - я группа работает на компьютере. 2-я группа работает с текстом и рисунками учебника. По мере выполнения заданий меняются местами.
1-я группа:
А) просмотр диска «Репетитор по биологии»
Б) выполнение задания 1 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»;
Заданий 1, 3 с.80 «Отряд Насекомоядные»;
заданий 1. 4 с.80 «Отряд Рукокрылые».
2-я группа:
А) выполнение задания 2 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»; заданий 2. 4 с. 80 «Отряд Насекомоядные»; заданий 2, 3 с.80 «Отряд Рукокрылые».
Закрепление полученных знаний
1. Работа с дополнительным материалом с. 163 учебника. чем может быть опасен еж европейский? какие насекомоядные занесены в Красную книгу России? есть ли среди летучих мышей вампиры? почему кровотечение после укуса вампира длится до 8 часов?
Домашнее задание: § 31, вопрос 2 с. 163.
Урок - самостоятельная работа (2 часа)
Тема: Отряды млекопитающих. Цель:
обучающая - дать представление о разнообразии млекопитающих в зависимости от условий жизни; развивающая - развитие умения работать самостоятельно с текстом учебника и таблицей. воспитательная - воспитание бережного отношения к природе.
Межпредметная связь: биология и география. Тип урока: практическая работа. Метод: самостоятельное изучение нового материала. Мотивация: достижение максимального результата.
Оборудование: таблицы с изображением представителей отрядов млекопитающих.
Ход урока
Опрос
1. Работа с тестами, (ответы: 1г, 26, Зг, 4а,в, 5б,6а,б)
2. Работа по карточкам.
3. Фронтальный и индивидуальный опрос:
- Почему можно утверждать, что яйцекладущие, сумчатые и насекомоядные -
очень древние и наиболее примитивные млекопитающие?
- Почему яйцекладущие и сумчатые сохранились в основном в Австралии и
прилегающих островах?
- Почему необходимо охранять яйцекладущих, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых животных?
Изучение нового материала
1. Отряды млекопитающих
(рассказ с последующей записью в тетрадях)
Мир зверей разнообразен. Из хищных зверей самое крупное — житель Арктики белый медведь, который прекрасно приспособлен к суровым условиям. Их встречали в открытом море за 20 км от кромки льда. На суше, среди торосов и льдов, белый медведь поражает своей силой и ловкостью, проворством.
Ласка- самый маленький представитель отряда хищников. Настоящий пигмей среди млекопитающих - землеройка крошка, зверек из отряда насекомоядных; длина ее тела 4 см, а вес всего 2 г.
К самым крупным домашним животным по весу относятся лошади и быки некоторых пород. По росту к самым крупным домашним животным следует отнести верблюда.
Такие крупные хищники, как медведи и тигры, доживают до 40 - 5- лет, львы - до 30 лет, волк и лисица - 10 - 15 лет.
Деление класса Млекопитающие на отряды связано с развитием органов чувств (тех или иных), зубов, конечностей, волосяного покрова в зависимости от способа питания и условий существования и добычи пищи.
2. Отряды млекопитающих и их общая характеристика
Оформление таблицы при работе с текстом § 32 — 35 и рис. Учебника
Индивидуальная работа учащихся.
При оформлении таблицы (графа: характерные особенности) обратить внимание на: Развитие мозга, питание, строение зубов, развитие органов чувств, волосяной покров, строение конечностей.
Отряд | Характерные особенности | Представители |
Грызуны | Размеры тела большинства средние или мелкие, сильно развиты резцы без корней, клыков нет, коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей, Быстро размножаются, большая плодовитость.
| Белка, суслик, бобр, мыши, бурундук, крысы. |
Зайцеобразные | Размеры тела небольшие, резцов 2 пары, вторая развита слабо, расположена позади первой. | Заяц, кролик, пищуха. |
Хищные | Хорошо развиты клыки и хищные зубы, передний мозг хорошо развит, имеет борозды и извилины. Питаются преимущественно животной пищей. Некоторые всеядны. | Волк,лисица, лев, куница, тигр, медведь. |
Ластоногие
| Большую часть жизни - в воде. Размножаются, линяют на суше. Конечности укорочены и видоизменены в ласты. Зубы как у хищных, но менее дифференцированы. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными. | Морж, тюлень, котик, сивуч
|
Китообразные | Живут в воде. Крупные или гигантские. Передние конечности - ласты, задних нет. Кожа голая. | Дельфин, кит |
Хоботные | Мощные длинные бивни - образованы из резцов верхней челюсти. Размеры крупные. Хобот- срастание носа и верхней губы. Кожа толстая, волосяного покрова нет. Питаются растениями. | Слоны |
Парнокопытные | Средние или крупные животные. Ноги длинные, 4 пальца, 2и 3 хорошо развиты, на пальцах - копыта. Нет ключиц. | Лось, кабан, зубр, олень, корова |
Непарнокопытные | Питаются растениями. Размеры крупные. Число пальцев - нечетное, сильно развит третий. На пальцах -копыта. Нет ключиц. | Лошадь, осел, зебра |
Приматы | Размеры различны. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперед. На пальцах - ногти. Большой палец может быть противопоставлен остальным. | Мартышка, шимпанзе, горилла |
Закрепление:
1. Проверка заполнения таблицы.
2. Вопросы к § 31 - 35
3. Выполнение заданий в рабочей тетради с.82 -96
Домашнее задание: выполнение заданий в рабочей тетради, вопросы к § 31 - 35, подготовится к контрольной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mlekopitayushchie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с компьютерной поддержкой
Тема: Класс Млекопитающие, или Звери. Цель:
обучающая - сформировать знания об особенностях млекопитающих, как самых
высокоорганизованных животных среди позвоночных, познакомить учащихся с размножением и
развитием низших млекопитающих: однопроходных и сумчатых, выяснить вопрос о
происхождении млекопитающих;
развивающая - развивать навыки работы на ЭВМ;
воспитательная - развитие умения работать самостоятельно.
Межпредметна я связь: биология и информатика.
Тип урока: изучение нового материала, практическая работа.
Метод: объяснение учителя, самостоятельное изучение нового материала.
Мотивация: индивидуальная работа на ЭВМ, достижение максимального результата.
Оборудование: таблица «Млекопитающие», диск - «Репетитор по биологии»
Ход урока Опрос
1. Отчет по экскурсии.
2.Письменный опрос по теме «Характеристика отрядов птиц»
1 вариант
Какие приспособления возникли у уток к жизни в экосистемах? В каких экосистемах они
обитают?
(длинная шея, короткие ноги, 4 пальца, 3 пальца направлены вперед и соединены плавательной перепонкой, четвертый палец направлен назад, короткий широкий клюв с роговыми пластинками, перья жесткие, регулярно смазываются жиром, много пуха, птицы водоемов)
2 вариант
- Какие приспособления возникли у пингвинов к жизни в экосистемах? В каких экосистемах
они обитают?
(не могут летать, задние конечности с перепонками, передние - ласты, тело держат вертикально, перья мелкие, пуховых перьев нет, быстро плавают, птенцы зрячие, покрыты пухом; птицы водоемов)
Изучение нового материала
1. Общая характеристика класса Млекопитающие. (рассказ с последующей записью в тетради)
Млекопитающие — высший класс животных, наиболее высокоорганизованные позвоночные; 5,5 тыс. видов, появились 160 - 170 млн лет назад.
Предки - пресмыкающиеся, величиной с крысу. Развитие шло в трех направлениях: Первозвери (Яйцекладущие), Сумчатые и Высшие звери.
Среда обитания — суша, вода, воздух, почва.
Теплокровные животные. Отличительные признаки:
Наличие млечных (молочных) желез - образованы из потовых желез; Вскармливание детенышей молоком; Полости тела: грудная и брюшная; Теплокровные - постоянная температура тела; Шерстный покров или подкожный слой жира;
Развитие высшей нервной деятельности; размеры, облик - разнообразны;
Шейный отдел позвоночника - 7 позвонков;
Зубы различны по строению и функциям;
Развиты органы чувств;
Сердце четырехкамерное;
2 круга кровообращения.
Конечности расположены под туловищем
2. Подкласс Яйцекладущие, или Первозвери.
Класс делится на 2 группы.
1 - я группа работает на компьютере.
2-я группа работает с текстом и рисунками учебника.
По мере выполнения заданий меняются местами.
1-я группа:
А) просмотр диска «Репетитор по биологии»
Б) выполнение задания 1 в рабочей тетради с.78 «Отряд Однопроходные»
2-я группа:
А) выполнение задания 2,3 в рабочей тетради с.79 «Отряд Однопроходные»
3. Подкласс Настоящие звери.
Отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. Класс делится на 2 группы. 1 - я группа работает на компьютере. 2-я группа работает с текстом и рисунками учебника. По мере выполнения заданий меняются местами.
1-я группа:
А) просмотр диска «Репетитор по биологии»
Б) выполнение задания 1 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»;
Заданий 1, 3 с.80 «Отряд Насекомоядные»;
заданий 1. 4 с.80 «Отряд Рукокрылые».
2-я группа:
А) выполнение задания 2 в рабочей тетради с.79 «Отряд Сумчатые»; заданий 2. 4 с. 80 «Отряд Насекомоядные»; заданий 2, 3 с.80 «Отряд Рукокрылые».
Закрепление полученных знаний
1. Работа с дополнительным материалом с. 163 учебника. чем может быть опасен еж европейский? какие насекомоядные занесены в Красную книгу России? есть ли среди летучих мышей вампиры? почему кровотечение после укуса вампира длится до 8 часов?
Домашнее задание: § 31, вопрос 2 с. 163.
Урок - самостоятельная работа (2 часа)
Тема: Отряды млекопитающих. Цель:
обучающая - дать представление о разнообразии млекопитающих в зависимости от условий жизни; развивающая - развитие умения работать самостоятельно с текстом учебника и таблицей. воспитательная - воспитание бережного отношения к природе.
Межпредметная связь: биология и география. Тип урока: практическая работа. Метод: самостоятельное изучение нового материала. Мотивация: достижение максимального результата.
Оборудование: таблицы с изображением представителей отрядов млекопитающих.
Ход урока
Опрос
Работа с тестами, (ответы: 1г, 26, Зг, 4а,в, 5б,6а,б)
Работа по карточкам.
Фронтальный и индивидуальный опрос:
- Почему можно утверждать, что яйцекладущие, сумчатые и насекомоядные -
очень древние и наиболее примитивные млекопитающие?
- Почему яйцекладущие и сумчатые сохранились в основном в Австралии и
прилегающих островах?
- Почему необходимо охранять яйцекладущих, сумчатых, насекомоядных и рукокрылых животных?
Изучение нового материала
1. Отряды млекопитающих
(рассказ с последующей записью в тетрадях)
Мир зверей разнообразен. Из хищных зверей самое крупное — житель Арктики белый медведь, который прекрасно приспособлен к суровым условиям. Их встречали в открытом море за 20 км от кромки льда. На суше, среди торосов и льдов, белый медведь поражает своей силой и ловкостью, проворством.
Ласка- самый маленький представитель отряда хищников. Настоящий пигмей среди млекопитающих - землеройка крошка, зверек из отряда насекомоядных; длина ее тела 4 см, а вес всего 2 г.
К самым крупным домашним животным по весу относятся лошади и быки некоторых пород. По росту к самым крупным домашним животным следует отнести верблюда.
Такие крупные хищники, как медведи и тигры, доживают до 40 - 5- лет, львы - до 30 лет, волк и лисица - 10 - 15 лет.
Деление класса Млекопитающие на отряды связано с развитием органов чувств (тех или иных), зубов, конечностей, волосяного покрова в зависимости от способа питания и условий существования и добычи пищи.
Отряды млекопитающих и их общая характеристика
Оформление таблицы при работе с текстом § 32 — 35 и рис. Учебника
Индивидуальная работа учащихся.
При оформлении таблицы (графа: характерные особенности) обратить внимание на: Развитие мозга, питание, строение зубов, развитие органов чувств, волосяной покров, строение конечностей.
Отряд | Характерные особенности | Представители |
Грызуны | Размеры тела большинства средние или мелкие, сильно развиты резцы без корней, клыков нет, коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей, Быстро размножаются, большая плодовитость. | Белка, суслик, бобр, мыши, бурундук, крысы. |
Зайцеобразные | Размеры тела небольшие, резцов 2 пары, вторая развита слабо, расположена позади первой. | Заяц, кролик, пищуха. |
Хищные | Хорошо развиты клыки и хищные зубы, передний мозг хорошо развит, имеет борозды и извилины. Питаются преимущественно животной пищей. Некоторые всеядны. | Волк,лисица, лев, куница, тигр, медведь. |
Ластоногие | Большую часть жизни - в воде. Размножаются, линяют на суше. Конечности укорочены и видоизменены в ласты. Зубы как у хищных, но менее дифференцированы. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными. | Морж, тюлень, котик, сивуч |
Китообразные | Живут в воде. Крупные или гигантские. Передние конечности - ласты, задних нет. Кожа голая. | Дельфин, кит |
Хоботные | Мощные длинные бивни - образованы из резцов верхней челюсти. Размеры крупные. Хобот- срастание носа и верхней губы. Кожа толстая, волосяного покрова нет. Питаются растениями. | Слоны |
Парнокопытные | Средние или крупные животные. Ноги длинные, 4 пальца, 2и 3 хорошо развиты, на пальцах - копыта. Нет ключиц. | Лось, кабан, зубр, олень, корова |
Непарнокопытные | Питаются растениями. Размеры крупные. Число пальцев - нечетное, сильно развит третий. На пальцах -копыта. Нет ключиц. | Лошадь, осел, зебра |
Приматы | Размеры различны. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперед. На пальцах - ногти. Большой палец может быть противопоставлен остальным. | Мартышка, шимпанзе, горилла |
Закрепление:
Проверка заполнения таблицы.
Вопросы к § 31 - 35
Выполнение заданий в рабочей тетради с.82 -96
Домашнее задание: выполнение заданий в рабочей тетради, вопросы к § 31 - 35, подготовится к контрольной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»
Модульные уроки по биологии 7 класс; рабочая программа по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - ку...
Методическая разработка урока по биологии на тему "Класс млекопитающие, или Звери " 7 класс
Урок с использованием технологии проблемного обучения и РКМ...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....
Технологическая карта "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
Технологическая карта урока...
Презентация "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
Презентация урока...
Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни"
Кто такие Млекопитающие? Разнообразие видов. Среда обитания, происхождение, размножение....
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...