Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Зайцева Алла Алексеевна

Кто такие Млекопитающие? Разнообразие видов. Среда обитания, происхождение, размножение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни»

Учебник:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».

Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные среды обитания на планете.

Задачи:

Образовательная: формирование биологических понятий, организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих.

Развивающая: развитие умения учащихся работать с таблицей,  работать с текстом учебника; работать в группе и индивидуально.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда, воспитывать в детях любовь к природе, чувствовать ее красоту, любить и беречь ее.

Оборудование: мультимедиапроектор, карточки с изображением животных,  учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковые, самостоятельная работа с книгой,  беседа, интерактивные методы обучения, работа в парах.

Технология: проблемного обучения, ИКТ, критическое мышление.

Ход урока:

  1. Организационный момент (план работы, побудительная мотивация).
  2. Стадия вызова.

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Рассмотрите рисунки с изображёнными животными. Назовите их.

- Какие из представленных животных относятся к классу Пресмыкающихся? На основании каких признаков вы отнесли этих животных к классу Пресмыкающихся?

Молодцы! А почему остальных животных вы не отнесли к пресмыкающимся? К каким систематическим группам (классам) вы бы отнесли этих животных?

Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и начертите таблицу:

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Учитель: Что вы можете сказать об этих животных? Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Ученик: Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери (заполните колонку «Что знаю?»).

Учитель: Правильно. Где можно встретить млекопитающих, которые изображены на рисунках?

Ученик: В воде, на суше, в воздухе, в норах, на северном полюсе. 

Учитель: Правильно, дети! Разнообразный и удивительный облик млекопитающих: это киты и дельфины, медведи и жирафы, слоны и дикобразы, ехидны и ежи, мыши и зайцы.

Их предки миллионы лет приспосабливались к различным условиям внешней среды. И теперь каждое животное занимает свое место в этом огромном мире.

Землеройка- масса которой 2 грамма и кит массой в 130 тон. Он в 65 миллион раз тяжелее землеройки

Если кита поставить на хвост голова этого гиганта достанет до крыши 10 этажного дома.

Чтобы уравновесить этого гиганта на другую чашу весов нужно поставить  2000 человек или 180 быков.

Язык кита весит 2 и 3 тонны а новорожденный китенок весит 3 тонны и длина его достигает 8 метров.

За одну кормежку китенок получает 15-20 ведер молока, жирность которого 4 %

2. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Ребята мы можем с вами сразу ответить на этот вопрос? (нет). Каких знаний нам недостаточно?

Ученик: Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих.

  1. Стадия осмысления.

Учитель: Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих.

А что вы хотели узнать? Составляем схему в колонке «Что хотел узнать?»

Задание: С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", стр. 243-246, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих в колонке «Что узнал?» (5 мин).

Учитель дополняет информацию

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери

  1. Происхождение.
  2. Количество видов.
  3. Среда обитания.
  4. Строение тела.
  5. Размножение.
  1. Произошли от звероподобных рептилий.
  2. Более 4,5 тыс. видов. 
  3. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде. 
    Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная. 
  4. . Тело покрыто шерстью (волосяной покров) 4.1.Дифференцированные зубы. 
    4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. 
    Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. 
    4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения.
    4. 4. Лёгкие альвеолярные. 
    5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве. 
    https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_555e0b1fb563c/otkrytyi-urok-po-biologhii-v-7-klassie-klass-mliekopitaiushchiie-obshchaia-kharaktieristika-klassa-mnoghoobraziie-mliekopitaiushchikh_2.png

Задание классу: сравните строение млекопитающих и пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: кожа лишена желез, 6 шейных позвонков; туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища; нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается; ячеистые лёгкие; низкий обмен веществ; непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

Учитель: В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  4. Появление шерстного покрова.
  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Учитель: Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

Ученики ещё раз перечисляют прогрессивные черты.

Учитель: Таким образом, млекопитающие, составляют наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Они широко расселились по планете и приспособились к существованию в самых разнообразных условиях. Этому способствовало то, что млекопитающие в отношении своей организации и физиологических особенностей самая прогрессивная группа животных.

  1. Рефлексия.

- Каковы особенности строения Млекопитающих?

- По каким признакам класс Млекопитающих подразделяют на подклассы?

- Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?

При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради.

5. Домашнее задание. Заполнить таблицу

Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания

 

 

Покровы тела

 

 

Органы дыхания

 

 

Число камер в сердце

 

 

Нервная система

 

 

Температура тела

 

 

Способы размножения

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"

Презентация к уроку  биологии  5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"...

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение Технологическая карта урока биологииПредмет: биологияТема урока: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая хар...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Презентация Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf

Презентация   Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.pdf...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"

В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....