Разработка урока по биологии 6 классс
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Разработка урока по биологии в 6 классе "Способы распространения плодов и семян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
probl.6_klass.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока с использованием проблемно-поисковой технологии
Тема: "Способы распространения плодов и семян"
“
Цели и задачи урока.
Цель: ознакомление с различными способами распространения плодов семян и растений, их значением
Развивающие задачи:
развивать навыки самостоятельной работы
продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы
учить объективно оценивать свои знания.
Образовательные задачи:
создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний
познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян
научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду
научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения
Воспитательные задачи:
воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда
Оборудование:
таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”
натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца
коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)
инструктивные карточки для работы в группах
ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
индивидуальная
групповая.
План урока (45 мин.):
1. Актуализация знаний. (2 мин.)
Проверка домашнего знания (8 мин.)
Решение проблемы
Восстановить текст, частично повреждённый вирусом.
Самоконтроль.
2. Формирование новых понятий и способов действий.(20 мин.)
Вступительное слово учителя. Мотивация и целеполагание.
Мультимедийная презентация + просмотр видеосюжетов
3. Применение знаний (7 мин.).
Лабораторная работа. Работа в парах.
Заполнение и формулирование вывода.
4. Итог урока. Рефлексия и задание на дом (3 мин.)
Ход урока:
1.Актуализация знаний.
Учитель: Добрый день! Хочу сегодня начать наш урок со старинной пословицы: яблоко от яблони недалеко катится (падает). Так ли это на самом деле? Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.
Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация.
Учитель: На прошлом уроке я обратилась с просьбой к одному из ваших одноклассников купить в магазине плоды овощей и фруктов. Выполненное задание находится перед вами (на столе учителя лежат: кочан капусты, клубень картофеля, корнеплод моркови, плоды: апельсина, огурца, томата). Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена моя просьба (учитель спрашивает по очереди каждого учащегося класса (верный ответ: задание выполнено на 50 %). Как вы считаете, почему это задание не выполнено на 100%? (ответ учащихся: в продаже нет плодов капусты (стручок), картофеля (ягода), моркови (вислоплодник); вместо плодов куплены кочан, клубень, корнеплод. Они не являются плодами, т.к. не содержат семена) Молодцы.
Учитель: При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его (Слайд №2). Верные ответы напишите на стикерах (бумажные стикеры в форме яблока)
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется ..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .
Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.
Учитель:
- О ком позаботилась природа, создав вкусные и яркие плоды?
- Для чего же появились плоды?
Обобщение и корректировка ответов учащихся.
Вывод: Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
Учитель: Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка – 700 семян фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян. Представьте ситуацию. Все созревающие семена падают прямо под материнское растение. Что будет происходить дальше? (их прорастанию и развитию будет препятствовать острая конкуренция, не будет достаточного количества воды, света, микроэлементов). Как решают эту проблему растения (Слайд № 3)?
Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе, познакомиться с различными способами распространения плодов и семян.
Попробуйте предположить, что или кто в природе помогает плодам растений распространяться (ветер, вода, животные, самостоятельно (Слайд №5)? Очень хорошо.
Давайте, рассмотрим возможные способы распространения плодов и семян с научной точки зрения.
Анемохория – это распространение с помощью ветра
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: мелкие размеры, хохолки или волоски, легкие крылатки. Слайд № 6)
Гидрохория – это распространение с помощью воды
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: не должны смачиваться водой, могут содержать воздух. Слайд № 7)
Зоохория - это распространение с помощью животных
Какие приспособления нужны для такого способа распространения? (Ответы учащихся: крючки, липучки, прицепки к одежде, к шерсти животных, перьям птиц. Слайд № 8)
Первый вариант зоохории - орнитохория. Распространение с помощью птиц (Слайд № 9). Второй способ зоохории – мирмекохория. Здесь помогают растениям насекомые – муравьи (Слайд № 10). Существуют и другие варианты зоохории с ними вы можете познакомиться дома. В этом вам поможет дополнительный материал.
Что делать, как распространяться, если не помощников? Приходится справляться самому. Автохория – так называется этот способ Слайд № 11). Как вариант саморазбрасывания семян барохория под влиянием собственного веса. Слайд №12). Еще более удивительное приспособление к разбрасыванию семян приобрел бешенный огурец Слайд №13).
Не последнее место в распространении семян и плодов занимает человек. Великие переселения народов, войны, путешествия, торговые связи были мощным фактором в распространении семян и плодов растений культурных растений и сорняков (Слайд № 14).
Вот мы и познакомились с основными способами распространения плодов и семян растений.
3.Применение знаний в ситуациях по образцу и в измененных условиях.
Лабораторная работа. Работа в группах.
Учитель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняя задания лабораторной работы по инструктивной карточке (учащиеся читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп).
Инструктивная карточка (Слайд №18)
Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.
Укажите название плода растений.
Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.
Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.
Сведения занесите в таблицу (Слайд № 19).
Название растения | Название плода | Плод | Способ распространения | Приспособления к распространению |
Простой или сложный | Сочный или сухой | Количество семян |
Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.
Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).
4. Итог урока. Рефлексия. Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомним сказки, в которых вы встречались с плодами.
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
«Золушка» - тыквина (Ш. Перо)
«Приключения Чипполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
Домашнее задание (Слайд №20). Параграф 25. Творческое задание: написать сказку «Приключение (путешествие) ….» с плодами в «главных ролях». Представить и оформить ее в виде книжки-малышки для младших братьев и сестер.
Спасибо за внимание. Урок окончен. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс
Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»
Методическая разработка (Технологическая карта) урока по биологии в 5 классе Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в технологии развития критическ...
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...