Учить активному познанию
методическая разработка по биологии по теме
Цели и результаты: развитие индивидуальных способностей и самостоятельной познавательной активности обучающихся.
Педагогическая идея: разработка и внедрение нетрадиционных форм учебных занятий, позволяющих в процессе обучения повысить степень самостоятельной активности школьников.
Педагогический инструментарий: проблемные вопросы, различные типы «уроков- мастерских», как средство развития самостоятельного мышления учащихся и активизации их познавательной активности.
Сегодняшнему обществу нужны личности, умеющие логически мыслить. Следовательно, на уроке, учителю необходимо создавать условия для самостоятельной работы учащихся, которую позволяет организовать технология «урок-мастерская» в рамках развивающего обучения.
Детально изучив теоретические положения и описание экспериментального опыта независимого общественного педагогического движения Франции «Новое образование», я пришла к выводу, что взаимное дополнение технологий (развивающее обучение в России и «Новое образование» во Франции) вот тот альянс, который отвечает на мои вопросы как педагога-практика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_opyta_raboty.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №16» села Александровского Александровского района Ставропольского края
Учить активному познанию
( Опыт работы учителя биологии Посоховой Натальи Ивановны)
2012/2013 учебный год
Цели и результаты: развитие индивидуальных способностей и самостоятельной познавательной активности обучающихся.
Педагогическая идея: разработка и внедрение нетрадиционных форм учебных занятий, позволяющих в процессе обучения повысить степень самостоятельной активности школьников.
Педагогический инструментарий: проблемные вопросы, различные типы «уроков- мастерских», как средство развития самостоятельного мышления учащихся и активизации их познавательной активности.
Сегодняшнему обществу нужны личности, умеющие логически мыслить. Следовательно, на уроке, учителю необходимо создавать условия для самостоятельной работы учащихся, которую позволяет организовать технология «урок-мастерская» в рамках развивающего обучения.
Детально изучив теоретические положения и описание экспериментального опыта независимого общественного педагогического движения Франции «Новое образование», я пришла к выводу, что взаимное дополнение технологий (развивающее обучение в России и «Новое образование» во Франции) вот тот альянс, который отвечает на мои вопросы как педагога-практика.
На практике убедилась, что истема работы « урока – мастерской» состоит из следующих компонентов: использование системы творческих заданий, формирующих теоретическое мышление, рефлексивный характер обучения, включение в работу каждого ученика. Условиями достижения результата являются чередование парной, групповой, индивидуальной работы.
И, наконец, технология подготовки «урока – мастерской». Это тщательное продумывание этапов урока.
На мой взгляд, новшество заключается в том, что в мастерской школьники не просто присутствуют - её «проживают», в ней не получают знания – их строят самостоятельно. В ней не рассматривают поставленные кем-то проблемы - их обнаруживают, формулируют, решают.
На практике я использую типы мастерских: художественная мастерская, мастерская построения знаний, мастерская построения мастерских, сказочная мастерская, мастерская формирования убеждений, цель которых
активизировать эмоциональную сферу личности школьников, вызвать у них желание принять участие в самостоятельном добывании знаний.
Предлагаю методику организации и проведения типов мастерских, методические приёмы, позволяющие развивать познавательную самостоятельную деятельность школьников из своего опыта работы.
МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Тема « Способы опыления у покрытосеменных растений».
В данном случае индуктор – это слово учителя. А именно, я предлагаю учащимся внимательно послушать слова Гниловского о природе Ставропольского края «Войдите в зеленую чащу. Нельзя не залюбоваться боярышником, не заглядеться на него. Красивей красивого, глаз не отвести. Но не только звездным узором пахучих листьев славится это растение. Оно дарит пчелам нектар, людям - аромат, ягоды».
И сразу же главный вопрос: «Из какой части растения образуется плод? Что для этого необходимо?»
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
В ходе обсуждения ответов всех групп учащихся, школьники сами добыли знания о способах опыления покрытосеменных растений.
Далее я ставлю перед ребятами следующую проблему: выявить признаки приспособления у покрытосеменных растений к конкретному способу опыления.
При выявлении признаков насекомоопыляемых растений для разрешения поставленной проблемы предлагаю прослушать сказку, которая в данном случае является индуктором. Сказку сопровождаю иллюстрацией. Это создает эмоциональный фон и активизирует внимание учащихся
Разговор о редких растениях продолжает «Исповедь Земли», которую предлагаю вниманию учащихся.
На этапе рефлексии используются такие задания: разрешение проблемных ситуаций, решение кроссвордов.
«Урок- мастерская» заканчивается на доброжелательной ноте словами француского ученого Лаберна «Мир, вокруг которого можно облететь за 90 минут, никогда уже не станет для человека тем, чем был для его предков.»
ТИП ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ТЕМА «Отряд двукрылые».
ЦЕЛЬ: раскрытьхарактерные признаки двукрылых на примере мух, показать значение этих насекомых в природе и жизни человека; продолжить развитие у учащихся навыков обобщения знаний и использование их в качестве опорных в ходе изучения нового материала; продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Урок начинаю с беседы по вопросам, позволяющим определить место отряда двукрылых в системе живой природы, приглашаю учащихся в «художественную мастерскую».
Я отмечаю, что художник начинает писать портрет с силуэта, и предлагаю классу начать с определения формы тела. Задаю вопросы по морфологическим особенностям мухи. Итак, портрет мухи готов( учащиеся по предложенным схемам, изображающих отделы тела насекомого составили портрет). С многообразием мух дети знакомятся, посетив портретную галерею.
Мастерская формирования убеждений.
Элективный курс «Экология животных» (7 класс ) ,тема «Хищничество».
Мастерская, проведённая по ней, позволяет не только раскрыть аспекты хищничества, но и активно изменить мировоззрение школьников, создает условия для самоформирования таких моральных качеств личности, как гуманность, доброта.
Идёт работа в группах, даётся собственная трактовка определения «хищничество». Каждая группа предлагает свой вариант ответа, и в процессе социализации учащихся приходят к выводу,
что данный процесс—это хищничество. Таким образом, тема мастерской произносится самими учащимися и ими же самостоятельно раскрывается.
ТИП СКАЗОЧНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Спец. Курс « Введение в экологию» 5класс
Тема « Кто и как защищается?»
Цель урока: Раскрыть типы приспособлений животных к среде обитания.
Учащимся предлагаю прослушать сказку « Шел я шел- и сказку нашел», содержание которой раскрывает цель урока. В ходе эврестической беседы дети раскрывают цель урока.
На мой взгляд, мастерская это путь, проходя который, ученик обретает свободу личности, он высказывает свое мнение, делает предложения, выводы, он ощущает свою значимость. Свобода мыслительной деятельности не позволяет ему останавливаться на достигнутом. Он ищет новые знания, углубляя старые. А главное, работа в мастерской приносит учащимся радость творчества.
Существенно отличается позиция мастера в мастерской от позиции, в которой чаще всего бывает учитель: мастер не решает за ребенка не делает за него, но оказывает поддержку и создает условия для поиска и продуктивной работы.
На мой взгляд, технология обучения «урок-мастерская» в области развивающего обучения предназначено для развития самой важной характеристике человека-интеллекта. Это технология качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, ничего не имеющая общего с натаскиванием и зазубриванием. Мне думается, эта технология способна обеспечить все потребности массовой педагогической практики. В ее рамках интересно работать и учителю и, прежде всего, ученику. Ребенок развивается, учится самостоятельно нешаблонно мыслить. Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям образования, с моей точки зрения, является развивающие обучение.
Так как в условиях классно-урочной системы оно наиболее легко вписывается в учебный процесс; оно не затрагивает содержание обучения, которое определено образовательным стандартом и государственными программами; вместе с тем может предусматривать более углубленное содержание, профильно- ориентированное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся
В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая: • Способствует более глубокому и про...
Активное познание на уроках истории через УДЕ и Ока
УДЕ – методика использования знаков, символов, несущих учебную информацию в сжатом виде ( крупным блоком) и оформляется опорными конспектами-схемами. Принципы:-многократное повторение;-ФГОС+УДЕ+Ока;-о...
Активное познание на уроках истории через УДЕ и ОКа
УДЕ – методика использования знаков, символов, несущих учебную информацию в сжатом виде ( крупным блоком) и оформляется опорными конспектами-схемами. Принципы:-многократное повторение;-ФГОС+УДЕ+...
"Познание и творчество": УЧИТЬСЯ – ИНТЕРЕСНО!
В этой публикации показаны некотрые стороны моей педагогической деятельности: участие во всероссийских и международных предметных конкурсах студентов нашего техникума....
Отчет по теме самообразования "Формирование познавательной активности воспитанников в области познания физической картины мира"
В период работы воспитателем санаторной школы, очень хотелось посеять "зернышки" любви к достаточно сложному школьному предмету - физике. В презентации описаны примеры внеурочной работы с воспит...
Презентация "Система педагогического управления процессом познания МИАД (мотив - интерес - активность - деятельность)"
Презентация к выступлению в рамках ПНПО-2014...
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»
«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...