Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся
статья по физике по теме
В статье рассматриваются комплексные проблемы, способствующие развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, которая:
• Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по физике.
• Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
• Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
• Развивает личностные качества ученика.
• Влияет на выбор будущей профессии учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_nauchnogo_poznaniya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод научного познания - как один из способов повышения познавательной и творческой активности учащихся.
Тезева И.А. учитель физики,
МБОУ «Гимназия №3 Зеленодольского
муниципального района Республики Татарстан»
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений.
Для успешного овладения учащимися метода научного познания подходит учебно-методический комплекта «Физика 7-9» под редакцией В.Г. Разумовского, В.А. Орлова, в которой лежит концепция «Физика в самостоятельных исследованиях». Овладение этим методом не только открывает путь к познавательной самостоятельности учащихся, но и к творческой активности. Познавательная самостоятельность - качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоения знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.
Изучение курса физики строится на основе коллективных исследований, сопровождаемых демонстрационным экспериментом и индивидуально-групповых исследований, которые школьники проводят самостоятельно в форме лабораторных или теоретических расчетов и выводов. Ставится задача - организовать самостоятельный процесс познания, проверять выполнение задания и помогать в случаях затруднения. Реализация подобного подхода решает многие проблемы обучения, максимально предоставляя учащимся инициативу, свободу в процессе познания и предоставляет возможность ощущения радости творчества.
Использование личностно-ориентированной технологии, технологии проблемного обучения помогает добиться высоких результатов в преподавании физики. Использование этих технологий даёт хорошие результаты в среднем звене для детей, обучающихся в начальной школе по дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова, основным дидактическим принципом которого является «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности», в которой дети успешно справляются с поставленной учебной задачей, умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся ошибиться и умеют вести диалог, в ходе которого приходят к единой точке зрения.
Владея методом познания, ученики ощущают себя равными в правах с учителем на научные суждения. Это способствует раскованности и развитию познавательной инициативы учеников, без которой не может идти речи о полноценном процессе формирования личности. Учитель ставит себе целью формировать у учащихся представления о процессе научного познания в целом. Показывает цикличность развития научного познания от анализа совокупности фактов и постановки проблемы к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам, от выводов к их интерпретации, экспериментальной проверке и практическому применению: факты —> модель —> следствия —> эксперимент.
Физика – единственная фундаментальная наука, способная сформировать современное мировоззрение и научный стиль мышления человека. Это обусловлено тем, что именно физика имеет дело с элементарными объектами и простейшими явлениями природы. В физической науке удалось создать соответствующие реальности, строгие понятия, построить идеальные модели, сформировать количественные законы, разработать теории. На базе физики может быть организовано рассмотрение комплексных проблем, способствующих развитию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность:
- Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по физике.
- Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
- Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
- Развивает личностные качества ученика.
- Влияет на выбор будущей профессии учеников.
В теории познания можно выделить три этапа:
- накопление фактов. (Демонстрация эксперимента, наблюдение опыта для получения новых фактов. Из опытов и наблюдений можно сделать выводы);
- анализ и осмысление этих фактов через мышление; этот этап совершается в мозгу человека и называется "абстрактное мышление". Именно оно дает возможность проникнуть в суть явления, процесса, установить связи, причины, следствия, объяснить закономерности, создать теорию явления. Этот этап осуществляется путем рассуждений. Методы реализации - беседа, дискуссии;
- этап процесса познания-практика: выдвинутые теоретические положения (гипотезы) проверяются опытом, которые устанавливают их истинность или ложность.
Проведя уроки с использованием теории познания учитель:
- вовлекает учащихся в наблюдение и постановку опытов с целью получения новых фактов;
- приучает путем мыслительной операции "индукция" делать выводы из полученных фактов;
- учит выяснять причины события и возможные закономерности, которым события подчиняются. Эта работа связана с осуществлением мыслительных операций "дедукция" и "систематизация";
- учит выдвигать идею проверочного эксперимента, спланировать его и осуществить;
- учит сравнивать экспериментальные и теоретические результаты, сформулировать выводы.
Таким образом, учащиеся знакомятся с научным методом познания, вооружаются методологией, что очень важно для обучения, и для использования в дальнейшей жизни; вовлекаются учащиеся в разнообразные учебные действия: практические, мыслительные, обеспечивая себе познавательную деятельность, психологическое развитие и самостоятельность.
Наиболее часто применяемым методом исследования является установление зависимости одной величины от другой, характеризующей изучаемое явление , от другой величины. Для такого исследования можно использовать следующие основные этапы:
- выбор интервалов произвольно изменяемой одной величины и измерение соответствующих значений другой величины;
- занесение полученных данных в таблицу;
- построение графика полученной зависимости;
- установление функциональной зависимости и выражение ее в виде формулы (если возможно)
- запись результатов.
Например, фрагмент урока в 7 классе «Исследование зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы».
Цель исследования: установить зависимость силы тяжести от массы тела.
- Оборудование: штатив; динамометр; набор грузов, масса каждого из которых (100+2)г.
- Метод исследования: к крючку динамометра последовательно подвешивать 1, 2, 3, 4 груза, каждый раз фиксируя показания динамометра.
- Результаты:
Число грузов | 1 | 2 | 3 | 4 |
Масса, кг | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0.4 |
Сила F, Н | 1 | 2 | 3 | 4 |
- График.
- Зависимость:
Выводы: Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна его массе.
Главная задача учителя на уроке – организовать самостоятельный процесс познания, проверять выполнение задания и помогать в случаях затруднения.
Например, урок-исследование в 8 классе (Учебник В.Г. Разумовского,
В.А. Орлова)
Тема урока: Закон Ома для участка цепи - урок – исследование
Цель урока: 1) Развитие познавательной инициативы, умения исследовательской деятельности ученика.
2) Установить зависимость силы тока в проводнике от напряжения на концах проводника и от сопротивления проводника.
Оборудование: Источник тока регулируемым выходным напряжением, резисторы, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, магазин сопротивлений.
Ход урока: I. Ученики в тетрадях чертят схему цепи для исследования зависимости силы тока в резисторе от напряжения на его концах:
-Один ученик схему чертит на доске, другой собирает цепь на демонстрационном столе
-Меняя напряжение на резисторе, заполняют таблицу (она заранее начерчена на обратной стороне доски)
U (В) | 0 | 2 | 4 | 6 |
I (А) | 0 |
Строим график зависимости силы тока от напряжения
- Делаем по результатам измерений вывод: Сила тока в проводнике прямо
пропорциональна напряжению, приложенному к проводнику.
II. Заменим проволочную спираль в первом опыте на магазины сопротивлений и установим зависимость силы тока от сопротивления в цепи
Заполним таблицу
R, Ом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I, А | 6 | 3 | 2 | 1,5 | 1,2 | 1 |
- Построим график
- По результатам измерений делаем вывод: Сила тока обратно пропорциональна
сопротивлению.
Впервые в результате теоретических и экспериментальных исследований зависимость силы тока от U и R получил немецкий физик Георг Ом в 1826 году и поэтому закон, выражающий эту зависимость, носит его имя.
- Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна его сопротивлению.
- Выразим из закона Ома напряжение
- Выразим сопротивление и получим единицу измерения
1 Ом =- 1 Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении 1В на его концах, сила тока равна 1А.
- Выясните, как изменяется сопротивление проводника, если напряжение на его концах увеличим в два раза (никак, т.к. I~U)
При выставлении оценок учитель учитывает умения исследовательской работы ученика и итоговый полученный результат.
-Домашнее задание: §6.5. упр.2
Использование методов научного познания, повышения познавательной и творческой активности учащихся позволяют получить глубокие и прочные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования "Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся"
Методические рекомендации по организации и проведении нестандартных уроков...
«Информационные технологии как средство повышения познавательной и творческой активности обучающихся».
Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество, способствует повышению твор...
Исследовательская деятельность на уроках общественно- научного цикла как один из способов повышения мотивации обучающихся.
Рекомендации по повышению мотивации обучающихся....
Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...
Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...
"Самоподготовка, как один из способов повышения познавательной активности детей" - доклад на методическом объединении
В ходе выступления на методическом объединении воспитателей был поднят вопрос организации самоподготовки воспитанников, обозначены основные проблемы и даны возможные пути их решения....