Класс Земноводные. Урок обобщения знаний. Биология 7класс.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

урок в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 7 класс

Класс Земноводные. Урок обобщения знаний.

Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Земноводные»

Задачи:

-создать условия для развития у детей таких умственных действий, как мышление, память, запоминание, эмоции, умение объяснять, аргументировать,

-проверить уровень усвоения знаний

-привить интерес к предмету

-формировать умения  применять полученные знания на практике

-воспитывать бережное отношение к природе

-воспитывать умение работать коллективно, уважать мнение одноклассников

Тип урока: обобщающий

Форма урока: тематическая проверка

Вид урока: игра

Оборудование: таблицы, лягушка из живого уголка, «денежный банк», кваки-баллы,

Ход урока

1.Орг.момент Приветствие команд, объяснение правил игры, задач урока, пожелания успеха.

  «Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» Альфред Брем

«Гадкая лягушка с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками…»

Конкурсы

Балл-кваки

Команда 1

Команда2

Команда3

Команда4

1Блиц -разминка

5 кваков

2Аукцион терминов

2квака

3.Эрудит

От 1-7

4.Зашифрованное

письмо

4-1 квака

5Головоломка

4-1

6.Устами младенца

2-1

7Чайнворд

4-1квака

1 конкурс «Разминка»

(Выбрать правильное утверждение)

 команда 1

1.Сидящая лягушка не видит неподвижных предметов.

2Глаза земноводных защищены веками

3.Квакши большую часть жизни проводят на земле.

4.На пальцах задних конечностей у бесхвостых амфибий есть плавательные перепонки

5.Класс амфибии включает 4 отряда: Хвостатые (тритоны, саламандры), Бесхвостые(жабы, лягушки),  Безногие и Червяги .

-нет -3отряда , червяги и безногие – это название одного отряда

6.Древние амфибии – это стегоцефалы

Команда 2

1.У лягушек есть гортань и голосовые связки.

2. У земноводных нет органов слуха

3.Задние конечности земноводных длиннее передних

4.Головастик становится лягушонком и переходит с растительной пищи на животную.

5.Представители отряда безногих редко выходят днём на поверхность почвы.

6. У земноводных  выделительная система представлена почками, мочеточниками, анальным отверстием (у земноводных – клоака)

Команда 3

1.Все земноводные – хищники; питающиеся  в основном насекомыми, слизнями, паукообразными.

2.У земноводных голова подвижно соединена с туловищем

3.У головастика первоначально нет парных конечностей, и функции органа движения выполняет хвост.

4.Холоднокровность земноводных связана с жизнью в воде

(С низким уровнем обмена веществ)

5.Продукты, выделяемые почками, удаляются через мочевой пузырь.

(через клоаку)

6.Сердце у всех амфибий  трёхкамерное, состоит  из двух предсердий и одного желудочка.

Команда 4

1.Скелет амфибий представлен: черепом, позвоночником, скелетом передних конечностей, скелетом задних конечностей, и их поясами.

2.У большинства земноводных количество пар конечностей  равно 4.  (нет 2)

3.Жабы большую часть жизни проводят в воде (нет , в период размножения)

4. Земноводные распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды,

причём обитают в непосредственной близости к водоёмам.

5.Скелет головы земноводных образован меньшим количеством костей, чем у рыб

6.Процес превращения головастика в лягушку называют прогрессом. (метаморфозом)

Конкурс 2.   Аукцион терминов

команда выбирает трафарет, на котором написаны термины

Метаморфоз, аксолотль,  червяга, стегоцефал, инстинкт, клоака, головастик, амфибии

 Конкурс 3.  Эрудит

1.До чего земноводные «додумались первыми»?

  1. дышать лёгкими, правда в дыхании помогает кожа
  2. второй круг кровообращения, для более эффективного использования лёгких
  3. в сердце появилась перегородка, сердце стало трёхкамерным
  4. первыми стали на ноги и «изобрели» суставы
  5. есть шейный отдел – могут поворачивать голову
  6. первыми начали мигать, чтобы защитить глаза от высыхания и повреждения, у них появились подвижные веки
  7. чтобы лучше слышать в воздушной среде, у земноводных появился новый орган – среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой
  8. первыми обзавелись голосовым аппаратом
  9. первые «слюнтяи» планеты, для  проглатывания сухой добычи необходима смазка

2.Чем жабья икра отличается от лягушачьей?

  1. у лягушек икра склеена в большие комки, у жаб – в длинные шнуры.

3. Насекомые (Комары, москиты и т.д.) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему?

-насекомые не кусают земноводных из-за ядовитого секрета, который вырабатывают ядовитые железы. Эти железы образуют скопления по бокам головы(жабы, некоторые саламандры)или разбросаны по спине (лягушки, тритоны)

4. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу? Почему?

-Кожа лягушки – одежда, которая прикрывает и защищает тело от различных воздействий  двух сред – суши и воды. Кожа лягушки со временем стареет  и изнашивается. Линька у обычных лягушек   происходит раз в 4 года. Старую кожу лягушки съедают.

 

5.Почему мозжечок у лягушки развит хуже, чем у рыб?

-слабое развитие мозжечка связано с однообразием двигательных реакций земноводных

6. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки. Почему?

-Нельзя. У лягушки нет рёбер и грудной клетки. Отсутствуют  и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают рёбра при вдохе и выдохе.

7.Какую огромную пользу приносят лягушки и жабы

-на 1км² леса за год они уничтожают 15тонн вредителей леса

-14 мая 1794 года из-за лягушек скрестили  шпаги два итальянца профессор анатомии Луиджи Гальвани и физик Алессанндро Вольта. Один утверждал, что существует, «живое электричество», другой отрицал это. Спор затянулся на десятилетия: продолжили его уже сторонники Гальвани и Вольта. А когда дискуссия закончилась, началась эпоха электротехники, родилась электрофизиология. Для великого русского учёного Ивана Михайловича Сеченова 1866г. был не очень приятным: против него – автора «Рефлексов головного мозга» - возбудили  судебное дело. Узнав это, Иван Михайлович сказа: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой в суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты…

И в прошлом и настоящем заслуги этих невзрачных существ   в развитии науки велики.

-конструкторы создали модель «жабьего глаза» . Этот аппарат регистрирующий движущиеся объекты, позволяет непрерывно анализировать обстановку на аэродроме. Кроме того , он может быть использован для опознавания ракет и быстрого определения  

скорости полёта.

8.Немецкая пословица гласит: «Посади лягушку хоть на золотой стул, всё равно она опять в лужу прыгнет». Каков биологический смысл загадки?

-Лёгкие лягушки – парные мешочки с ячеистыми стенками. Отношение поверхности лёгких  к поверхности кожи у лягушки составляет 2:3. Так как лёгкие  имеют примитивное строение и обеспечивают организм кислородом только на 49% (зелёная лягушка), то лёгочное дыхание дополняется сильно развитым кожным дыханием. Голая кожа, имеющая развитую сеть кровеносных  сосудов, должна быть постоянно влажной. Кожное дыхание позволяет длительно пребывать на дне водоёмов. Размножение лягушки тоже связано с водой.

Конкурс 4.   Зашифрованное письмо

Чтобы разгадать это загадочное послание , вам необходимо взять таблицу химических элементов Д.И Менделева. Первая цифра в шифровке соответствует порядковому номеру кого-либо  элемента, а вторая цифра – букве, которую нужно взять из названия этого элемента и вставить её в соответствующую ячейку шифровки, Например:  

                                                 

 1-2

                      обозначает, что в эту ячейку нужно вставить вторую букву из названий элемента, стоящего под первым порядковым номером в таблице Менделева:

водород – буква –«О»  

Письмо.

20-1

1-1

11-2

48-1

73-2

10-2

85-5

19-1

 10-1

4-2

21-4

7-1

8-3

73-1

105-4

71-2

  Ответ: квакает к ненастью

Конкурс 5 ГОЛОВОЛОМКА

Даны несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова -названия земноводных животных или их личинок.

Я, ШАГ, ЛУК  -   лягушка

КОЛ,  ИВА, СТОГ  - головастик

РАНА, САД, МАЛ –  саламандра

САЛЬТО,  КОЛ - аксолотль  

ЖАР, ЯК, ЛЕН  - жерлянка
ВАШ, КАК -   квакша                                            

Конкурс 6

 «Устами младенца»

Вы должны определить, о чём идёт речь. Вопрос относится к теме «Земноводные».

Если ответ дан после первой подсказки –2балла

2- 1 балл; 3 – 0 баллов

1.Бывают белыми, чёрными или серыми.

2.Имеют вид шаров или пузырей.

3.Это голосовые мешки, усиливающие звук, присуще только самцам.

Резонаторы

Конкурс А ну-ка , отгадай!

Чайнворд. В клетках нужно вписать названия земноводных, оканчивающихся  буквой «А»

А

Жаба, квакша, лягушка, жерлянка, саламандра

Лягушкины рекорды. Из книги «Я иду на урок» стр.146

ОДА ЛЯГУШКЕ

Ну кто говорит, что лягушки-уроды!

Он должен наверно себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

И главная цель у животных - чтоб жить,

Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше

Наряд у лягушки удобен и прост,

Зачем под водой ей пушистая шёрстка?

И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

А сколько лягушек? Бесчисленно много,

Их можно считать и считать без конца,

Отдали науки лягушачьи ноги,

На пользу науке отдали сердца.

И если случайно лягушку ты встретишь,

Ты тихо скажи ей: «Лягушка!Прости!»

Погладь осторожно прохладную лапку,

На волю, как в сказку, её отпусти!

                           Лейла Гайнуллина

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Награждается _____________________________________

Победитель игры «Эти удивительные   земноводные».

Томск 2012

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Награждается _____________________________________

Победитель игры «Эти удивительные   земноводные».

Томск 2012

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Награждается _____________________________________

Победитель игры «Эти удивительные   земноводные».

Томск 2012

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

КВАКИ                    КВАКИ                 КВАКИ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Полипредметный урок обобщения знаний по проектам по химии, географии и биологии по теме «Вода»

Урок обобщения знаний по теме "Вода" проводится после выполнения учащимися проектов по данной теме. Отработка навыков применения теоретических и практических знаний в различных областях естественных н...

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

конспект урока обобщения знаний по теме "Рыбы. Земноводные"

Обобщение знаний о рыбах и земноводных проводится в игровой форме -  КВН. Это активизирует познавательную деятельность обучающихся. Материал урока может использоваться и во внеурочной деятельност...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....