конспект урока обобщения знаний по теме "Рыбы. Земноводные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Бавыкина Нина Алексеевна

Обобщение знаний о рыбах и земноводных проводится в игровой форме -  КВН. Это активизирует познавательную деятельность обучающихся. Материал урока может использоваться и во внеурочной деятельности, при проведении предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_znaniy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Бавыкина Нина Алексеевна, учитель биологии

МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода.

Тема. Обобщение знаний по теме « Рыбы. Земноводные».

Цель. Создать условия для осознания и осмысления учащимися знаний по теме « Рыбы и Земноводные» посредством уровневой дифференциации.

Задачи. 1. выявить уровень усвоения материала, умений применять знания, развивать умения выделять существенные признаки, обобщать

2. развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся

3. осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : обобщающий, урок –игра КВН

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : работа в группах в сочетании с индивидуальной.

Оборудование. Таблицы « Рыбы», «Земноводные».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Обобщение знаний.
  • Конкурс капитанов. Отгадать кроссворд.
  1. самое древнее крупное земноводное ( саламандра)
  2. древняя кистеперая рыба ( латимерия)
  3. кость в задней конечности земноводных ( бедро)
  4. класс. К которому относятся акулы и скаты ( хрящевые)
  • Конкурс « Знаешь ли ты рыб»
  1. рыба, враг малярийного комара (гамбузия)
  2. самец всегда у гнезда (колюшка)
  3. для охоты ей нужна капелька воды (брызгун)
  4. хищница Амазонки (пиранья)
  5. личинка рыб (малек)
  6. рыба, которая ревет (белуга)
  7. рыба со змеевидным телом (угорь)
  8. группа рыб, которые перемещаются из морей в реки для икрометания (проходные)
  9. стремительные хищники моря (акулы)
  10. рыбы, у которых зубы в глотке (карпы)
  • Конкурс « Внутреннее строение рыб».

По одному игроку от команды заполнить таблицу. Распределить органы : легкие, мозжечок, печень, рот, жабры, почки, вены, кишечник, передний мозг, сердце, мочеточники.

Пищеварительная система

Кровеносная и выделительная системы

Дыхательная и нервная системы

  • Конкурс « Правда, неправда».

Определить, верно ли утверждение, по 3 вопроса команде.

  1. рыбы и лягушки хордовые животные.
  2. лягушки и рыбы обитают только в воде.
  3. у костистых и хрящевых рыб есть плавательный пузырь.
  4. у костных и хрящевых рыб внутреннее оплодотворение.
  5. анальные и брюшные плавники парные.
  6. у земноводных лучше развит мозжечок.
  7. саламандры и тритоны – хвостатые земноводные.
  8. у рыб и земноводных два круга кровообращения
  9. личинки рыб и земноводных живут в воде.
  10. первые наземные земноводные – бесхвостые.
  • Конкурс « Блиц – турнир»

Ответы даются сразу, без обсуждения.

  1. передняя конечность земноводных состоит : плечо, предплечье, кисть.
  2. расширенная часть задней кишки земноводных – клоака.
  3. латимерия – кистеперая рыба.
  4. у головастика 3 камерное сердце, 2 круга кровообращения.
  5. акулы – костные рыбы.
  6. головной мозг состоит из 5 отделов.
  7. у рыб хорошо развит мозжечок.
  8. передние конечности лягушки служат для передвижения в воде.
  9. у хрящевых рыб органы дыхания – жаберные щели.
  10. хвостовой плавник парный.
  11. у лягушек хорошо развит передний мозг.
  12. жаба и лягушка бесхвостые земноводные.
  13. липкий язык помогает лягушке добывать пищу.
  14. по телу земноводных движется артериальная кровь.
  15. резонаторы у самок земноводных.
  • Конкурс « Кто на удочку попался».

Команды должны  :

  1. Составить таблицу, отмечая наличие признака знаком +.

Признаки

Рыбы

Земноводные

Позвоночник, плечо, голень, плавательный пузырь, жабры, легкие, 2 камерное сердце, 2 круга кровообращения, печень, желудок, клоака, веки, 5 отделов головного мозга

  1. Выполнить тест.
  1. Какая среда обитания характерна для земноводных : вода, суша, воздух.
  2. Какие покровы тела характерны для земноводных : хитиновый, голая кожа, чешуйчатый покров, волосяной покров.
  3. Какие органы движения имеются у земноводных : ноги, хвост, крылья.
  4. Какие из перечисленных органов внешнего строения лягушки способствуют обитанию в воде : глаза, слизь на коже, ноздри, плавательные перепонки на задних конечностях.
  5. От каких факторов зависит активность лягушки : от влажности, температуры, света.
  6. Назовите тип оплодотворения земноводных : наружный, внутренний.

  1. Подведение итогов игры. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока - обобщения английского языка в 5классе по теме «Мой дом» с использованием ИКТ

Данный урок является уроком-обобщением  и контроля по теме «Мой дом»  с использованием информационных технологий. Урок ориентирован на закрепление изученного материала по теме, а также навык...

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

Конспект урока-обобщения по теме: "Союз"

Цель: обобщение,систематизация и закрепление знаний по данной теме.Задачи:Проверить знание учащимися теоретического материала.2. Практически закрепить полученные знания(работа по карточкам,разбо...

конспект урока Обобщение по теме «Электрический ток и его характеристики»""

Цель урока: повторить и систематизировать: 1)  основные понятия: электрический ток, напряжение, сопротивление, способы соединения проводников, работа и мощность электрического тока; 2) зако...

Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"

Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.Многие выдающиес...

Конспект урока "Многообразие и значение земноводных"

Урок разработан по теме "Многообразие земноводныхи их значение"...