Тематическое планирование уроков биологии 8 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программой основного общего образования по биологии. Планирование соответствует цели и задачам изучения биологии на ступени основного общего образования по биологии. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний планирование включает в себя лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovani3.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование.
№. | Раздел. Тема. | Количество часов. | Тип урока. | Форма контроля. | Домашнее задание. | Сроки. |
Введение. | 1 час. | |||||
1. | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Фронтальная беседа, вводное тестирование. | Изучить п.1 и п.2, прочитать статью « Введение». | 1 неделя сентября. |
Раздел 1. Происхождение человека. | 2 часа. | |||||
2. | Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Устный опрос, карточки с заданиями, работа с тестами. Презентация темы. | Изучить п. 2, задание в т.п.о. № 3 и 6. | 1 неделя сентября. |
3. | Доказательства животного происхождения человека. | 1 час. | Комбинированный урок. | Выполнение заданий в т.п.о. № 1,2,4. Устный опрос, индивидуальная работа с карточками. Презентация темы. | Изучить п. 3 и п. 5, ответить на вопросы после п. | 2 неделя сентября. |
Раздел 2. Строение и функции организма. Тема 2.1 Общий обзор организма. 1 час. | 58 часов. | |||||
4. | Уровни организации. Структура тела, органы и системы органов. | 1 час. | Комбинированный урок. | Выполнение тестовых заданий, индивидуальный опрос по карточкам, выполнение л.р.№ 1 « Распознавание на таблицах органов и систем органов человека», работа с немыми карточками. | Изучит п.6, задания № 15 и 16 в т.п.о. | 2 неделя сентября. |
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. | 3 часа. | |||||
5. | Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с терминами, устный опрос, опрос по таблице « Общий обзор организма», презентация темы. | Изучить п. 7, задания в т.п.о. № 17, 20, 21. | 3 неделя сентября. |
6. | Ткани животных и человека. | 1 час. | Комбинированный урок. | Работа с тестовыми заданиями, работа с терминами у доски, выполнение л.р. № 2 « Изучение микроскопического строения тканей» и выводы к ней. | Изучит п. 8, повт. п. 7, подготовиться к зачёту по темам 2.1 и 2.2. | 3 неделя сентября. |
7. | Зачёт « Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Сообщения с презентациями об опорно – двигательной системе. Повторить по учебнику 7 класса материал о строении нервной системы млекопитающих животных. | 4 неделя сентября. |
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. | 1 час. | |||||
8. | Нервная регуляция. | 1 час. | Комбинированный урок. | Сообщения учащихся, биологический диктант, презентация темы. | Изучить п. 9.Задание № 26 в т.п.о. Сообщения с презентациями по теме « Опорно-двигательная система». | 4 неделя сентября. |
Тема 2.4. Опорно-двигательная система. | 8 часов. | |||||
9. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Устный опрос, индивидуальная работа с карточками, тестовые задания. Сообщения учащихся. | Изучить п. 10 и п. 12 ( соединение костей). Задание в т. п. о. № 30 и 31. | 1 неделя октября. |
10. | Скелет головы и скелет туловища. | 1 час. | Комбинированный урок. | Сообщения учащихся, работа с терминами, работа с таблицами, задания в т.п.о. | Изучить п. 11, задания в т.п.о. № 35 и 36. | 1 неделя октября. |
11. | Скелет конечностей. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, биологический диктант, выполнение л.р. № 3 « Изучение внешнего вида отдельных костей». | Изучить п. 12, повт. п. 11 и п. 10. | 2 неделя октября. |
12. | Мышцы человека. Работа мышц. | 1 час. | Комбинированный урок. | .фронтальная беседа, выполнение л.р.№ 4« Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». Выводы к ней, задания в т.п.о. | Изучить п. 13 и п. 14. Повторить п. 11. Сообщения с презентациями на тему « Осанка и плоскостопие». | 3 неделя октября. |
13. | Нарушение осанки и плоскостопие. | 1 час. | Комбинированный урок с привлечением врача. | Фронтальная беседа, индивидуальная беседа. Тестирование. | Изучить п. 15, проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника. Индивидуальные задания. | 3 неделя октября. |
14. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 час. | Комбинированный урок. Ролевая игра « Поход к врачу». | Устный опрос, тестовые задания. | Изучить п. 16, повт п. 15 и п.14. Сообщения о развитии опорно-двигательной системы. Подготовка к зачёту. | 3 неделя октября. |
15. | Развитие опорно-двигательной системы. | 1 час. | Комбинированный урок. | Сообщения с презентациями, задания со свободным ответом, задания в т.п.о. № 53, 54, 55. | Повторить тему 2.4, подготовить к зачёту. | 4 неделя октября. |
16. | Зачёт по теме « Опорно-двигательная система». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Сообщения о внутренней среде организма. Повторить по учебнику 7 класса материал о значении крови, кровеносной системы животных, развитие к.с. | 4 неделя октября. |
Тема 2.5.Внутренняя среда организма. | 3 часа. | |||||
17. | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Устный опрос, индивидуальная работа с карточками, тестовые задания, выполнение л.р.№5 « Изучение микроскопического строения крови ( микропрепараты крови человека и лягушки». | Изучит п.17, задания в т.п.о.№ 59, 61, 62, 64. Сообщения учащихся об иммунитете. | 1 неделя ноября. |
18. | Иммунитет. | 1 час. | Комбинированный урок. | Презентация темы, Устный опрос, индивидуальная работа, сообщения учащихся, работа с терминами, работа с таблицей. | Изучить п. 18 и п. 19 ( до тканевой несовместимости). Рабочая тетрадь, задания № 72. | 1 неделя ноября. |
19. | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 час. | Комбинированный урок. | Компьютерное тестирование, устный опрос, задания со свободный ответом, фронтальная беседа. | Изучить п. 19, задания в т.п.о.№ 75, 76, 77, 78. | 2 неделя ноября. |
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма. | 6 часов. | |||||
20. | Органы кровеносной и лимфатической систем. | 1час. | Комбинированный урок. | Презентация темы, биологический диктант, работа с немыми таблицами. | Изучить п. 20, вопросы после п. 20, задания в т.п.о.№ 80, 81, 82, 85. | 2 неделя ноября. |
21. | Круги кровообращения. | 1 час. | Комбинированный урок. | Рабочая тетрадь, задания № 83, 84, биологический диктант, работа с таблицами, вопросы 1 и 2 после п. 21. | Изучить п. 21, повт. п. 20. | 3 неделя ноября. |
22. | Строение и работа сердца. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тестовые задания, задания со свободным ответом, биологический диктант. | Изучить п. 22, повт. п. 21. Рабочая тетрадь с п. о. № 88, 90, 91. | 3 неделя ноября. |
23. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, вопросы перед п. 23, выполнение практической работы № 1 « Измерение кровяного давления», выполнение практической работы № 2 « Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | Изучить п. 23, повт. п. 22, вопросы после п. 23, задание в т.п.о. № 96. | 4 неделя ноября. |
24. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | 1 час. | Комбинированный урок. | Биологический диктант, устный опрос, выполнение практической работы №3 « Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений». | Изучить п. 24 и п. 25. Подготовиться к зачёту, повт. с.п. 20 по п. 25. | 4 неделя ноября. |
25. | Зачёт по темам « Кровь. Кровообращение». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Сообщения, презентации по теме « Дыхание». | 1 неделя декабря. |
Тема 2.7. Дыхательная система. | 5 часов. | |||||
26. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сообщения учащихся, фронтальная беседа. Рабочая тетрадь, задания № 106, 107, 108, 112. | Изучить п. 26 и п. 27. Ответить на вопросы, выучить термины. | 1 неделя декабря. |
27. | Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, Ответы на вопросы перед п. 28 и п. 29. Выполнение л.р. № 6 « Определение частоты дыхания». | Изучить п. 28 и п. 29, задания в т.п.о. № 113, 114, 116. | 2 неделя декабря. |
28. | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с учебником, фронтальная беседа, рабочая тетрадь выполнение заданий № 119, 120. | Повторить п. 26, 28, 29. Индивидуальные задания. | 2 неделя декабря. |
29. | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 1 час. | Комбинированный урок. | Выполнение индивидуальных заданий. Выполнение заданий, изложенных в п. 30, рабочая тетрадь № 121. | Изучить п. 30, подготовиться к зачёту, повторить п. 26 по п. 30. | 3 неделя декабря. |
30. | Зачёт по теме « Дыхание». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Индивидуальные задания. Сообщения, презентации по теме « Пищеварительная система». | 3 неделя декабря. |
Тема 2.8. Пищеварительная система. | 6 часов. | |||||
31. | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. | 1 час. | Комбинированный урок. | Презентация темы. Фронтальная беседа, биологический диктант. | Изучить п.30, в т.п.о.№ 123, 124. | 4 неделя декабря. |
32. | Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, тестовые задания, работа с немыми таблицами, задания в т.п.о. | Изучить п. 30, начиная со статьи « Органы пищеварения».Ответить на вопросы, задания в т.п.о. № 125, 126. | 4 неделя декабря. |
33. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Работа с учебником. Выполнение л.р .№ 7 « Действие ферментов слюны на крахмал» и выводы к ней. | Изучить п. 31 и п. 34. Рабочая тетрадь, задание № 130. | 2 неделя января. |
34. | Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. | 1 час. | Урок комбинированный. | Устный опрос, выполнение л.р. № 8 « Изучение действия желудочного сока на белки». | Изучить п. 32, повт. п. 34. | 2 неделя января. |
35. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Выполнение тестовых заданий, индивидуальная работа, задания со свободным ответом. | Изучить п. 33, ответить на вопросы, задания в т.п.о.№ 132, 133, 134, 135. | 3 неделя января. |
36. | Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, выполнение практической работы № 4 « Измерение массы и роста своего организма». | Изучить п. 35, задания в т.п.о.№ 141, 142. | 3 неделя января. |
Тема 2.8.Обмен веществ и энергии. | 4 часа. | |||||
37. | Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальная беседа, задания со свободным ответом, тестовые задания. | Изучить п. 36, задания в т.п.о.№ 144, 145. | 4 неделя января. |
38. | Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, индивидуальная работа, выполнение ипрактической работы № 5 « Определение норм рационального питания». | Изучить п. 36, 38, сообщения о витаминах. | 4 неделя января. |
39. | Витамины. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сообщения учащихся, презентации учащихся, устный опрос, задания в т.п.о. № 149, 150, 151. | Изучить п. 36, ответить на вопросы после п. 36. Повт. п. 30 по п. 36. | 1 неделя февраля. |
40. | Зачёт по темам « Пищеварительная система. Обмен веществ». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки . | Повторить п. 33, 34, 36. | 1 неделя февраля. |
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция. | 3 часа. | |||||
41. | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Фронтальная беседа, презентация темы, задания со свободным ответом. Задания в т.п.о. № 155, 156. | Изучить п. 39, повт. п 38. Сообщения учащихся о коже.Презентации. | 2 неделя февраля. |
42. | Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, задания со свободным ответом, тестовые задания, компьютерное тестирование. | Изучить п. 39, 40 ( до травм кожи), п. 41. | 2 неделя февраля. |
43. | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | 1 час. | Комбинированный урок. Присутствие на уроке школьного врача. | Сообщения учащихся, работа с немыми таблицами, биологический диктант. | Изучить п. 40, повт. п 41. Задания в т.п.о. № 160. | 3 неделя февраля. |
Тема 2.11. Выделение. | 2 часа. | |||||
44. | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Биологический диктант, устный опрос, задания со свободным ответом, компьютерное тестирование. | Изучить п. 42, задания в т. п. о. № 161, 162, 163, 164. Подготовиться к зачёту по темам « Обмен веществ. Выделение. Кожа». | 3 неделя февраля. |
45. | Контроль знаний по темам « Обмен веществ. Выделение». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Повторить по учебнику 7 класса материал о нервной системе млекопитающих. | 4 неделя. |
Тема 2.12.Нервная система человека. | 4 часа. | |||||
46. | Значение и строение нервной системы. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Работа с текстом учебника, фронтальная беседа, презентация темы. | Изучить п. 43 и п. 44. Рабочая тетрадь задание № 166, 167, 168. | 4 неделя февраля. |
47. | Строение и функции спинного мозга. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Устный опрос, тестовые задания, компьютерное задание. | Изучить п. 44, задание после п.44, и задание № 171 в т.п.о. | 1 неделя марта. |
48. | Отделы головного мозга, их значение. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, задание со свободным ответом, выполнение лабораторной работы № 8 « Изучение строения головного мозга человека». | Изучить п. 45, п. 46, ответить на вопросы, задания в т.п.о. № 174, 175, 177, 178. | 1 неделя марта. |
49. | Вегетативная нервная система, строение и функции. | 1 час. | Комбинированный урок. | Индивидуальная работа, фронтальная беседа, работа с терминами, работа с немыми таблицами. | Изучить п. 47, повт. п. 46 и 45, ответить на вопросы после п. 47. | 2 неделя марта. |
Тема 2.13.Анализаторы. | 5 часов. | |||||
50. | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, вкуса и их анализаторы. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Устный опрос, тестирование, компьютерное задание. Презентация темы, работа с немыми таблицами. | Изучить п. 48, п. 52. Повт. п. 46. | 2 неделя марта. |
51. | Орган зрения и зрительный анализатор. | 1 час. | Комбинированный урок. | Задания в т.п.о.№ 188, вопросы перед п. 49. Выполнение л.р.№ 9 « Изучение изменения размера зрачка». | Изучить п. 49, задание 1 после п. 49, повт. п. 48. Сообщения о заболеваниях глаз. Повреждения глаз. | 3 неделя марта. |
52. | Заболевания и повреждения глаз. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сообщения учащихся, презентации учащихся, фронтальная беседа. | Изучить п. 50, задания № 1, 2 после п. 50. Повт. п. 49. | 3 неделя марта. |
53. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 час. | Комбинированный урок. | Устный опрос, компьютерное тестирование, задания в т.п.о. № 190, 191, 193. | Изучить п. 51, подготовиться к зачёту. | 1 неделя апреля. |
54. | Зачёт по теме: « Нервная система. Органы чувств. Анализаторы». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Повторить п. 44, 48, 50. Сообщения об учёных с презентациями. | 1 неделя апреля. |
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 часов. | |||||
55. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Презентация темы, задания в т.п.о.№ 198, 199, сообщения учащихся о И,М.Сеченове, И.П.Павлове, А.К.Анохине, П.К.Ухтомском, о рефлексах. | Изучить п. 53, повт. п. 52, задания в т.п.о. | 2 неделя апреля. |
56. | Врождённые и приобретённые программы поведения. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сообщения, компьютерное тестирование, задания со свободным ответом. | Изучить п. 54, задания в т. п.о. № 200. Сообщения и презентации о сне. | 2 неделя апреля. |
57. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 час. | Комбинированный урок. Присутствие на уроке врача. | Устный опрос, биологический диктант, задания в т.п.о. № 202, фронтальная беседа. | Изучить п. 55, повт. 54. | 3 неделя апреля. |
58. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Сообщения учащихся с презентацией, компьютерное тестирование, фронтальная беседа. | Изучить п. 56, повт. п. 55, сообщения о воли, эмоциях, внимании. | 3 неделя апреля. |
59. | Воля, эмоции, внимание. | 1 час. | Комбинированный урок. Встреча с психологом. | Психологические тесты, фронтальная беседа. Сообщения учащихся. | Изучить п. 57, повт. п 56, 55. | 4 неделя апреля. |
Тема. 2.15. Эндокринная система. | 2 часа. | |||||
60. | Железы внешней, смешанной и внутренней секреции. | 1 час. | Комбинированный урок. | Презентация темы, тестовые задания, фронтальная беседа. | Изучить п. 58, задание № 1 после п. 58. Рабочая тетрадь № 213, 214. | 4 неделя апреля. |
61. | Роль гормонов в обмене веществ, росте, развитии организма. | 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Компьютерные задания, тестовые задания, работа с терминами. | Изучить п. 59, повт. п. 58 и п.57. | 1 неделя мая. |
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. | 6 часов + 1 час . | |||||
62. | Половая система человека. | 1 час. | Комбинированный урок. Присутствие врача на уроке. | Индивидуальная работа с вопросами, чтение текста п., беседа с врачом. | Ознакомиться с текстом п. 60 и 61.Ответить на вопросы, задания в т.п.о. № 220, 223. Сообщения. | 1 неделя мая. |
63. | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 1 час. | Комбинированный урок .Присутствие врача. | Сообщения учащихся, фронтальная беседа, задания в т.п.о. № 228, 229. | Ознакомиться с текстом п. 62, 63. | 2 неделя мая. |
64. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 час. | Комбинированный урок. | Индивидуальная работа с текстом. Компьютерное тестирование, фронтальная беседа. | Изучить п. 61, 62. Задания в т.п.о.№ 224, 225, 226, 230. | 2 неделя мая. |
65. | Личность и её особенности. | 1 час. | Комплексное использование ЗУН. | Практическая работа № 6 « Индивидуальные особенности развития личности». | Изучить п. 64, повт. п.62 63. | 3 неделя мая. |
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов виска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | 1 час. | Комплексное использование ЗУН. | Практическая работа № 7 « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | Оформление практической работы. Подготовиться к зачёту. | 3 неделя мая. |
67. | Зачёт по темам: « Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма». | 1 час. | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. | Повторение. | 4 неделя мая. |
68. | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | 1 час. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальная беседа. | Повторение. | Повторение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков биологии 6-8 класс
Планирование составлено на основе программы по биологии для 6-8 класса. Сборник программ «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы; М.: «Вентана – Граф», 2009г....
Тематическое планирование уроков биологии в 11 классе базовый уровень
Планирование составлено на основе Федерального Госуда...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.
Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе. Автор учебника Н.И. Сонин...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 7 классе.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 7 классе. Автор учебника Н.И. Сонин...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 8 классе . Автор учебника Н.И. Сонин...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 классе.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 классе. Автор учебника Н.И. Сонин...