тематическое планирование по окружающему миру 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Данное тематическое планирование разработано к учебнику :Природоведение.5 класс под ред.Т.С.Суховой. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю( федеральный компонент)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_okr.miru_5_klass.doc | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению. Авторы рабочей программы Т.С. Сухова, В.И. Строганов.
Курс природоведения в 5 классе рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., дораб.- М.:«Вентана-Граф», 2009 г.
При изучении данного курса реализуются концептуальные идеи программы, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира и уникальности на планете Земля.
При изучении многообразных природных явлений (физических, биологических, механических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы.
Цель курса - формирование целостного представления о живой природе, о природных явлениях, о взаимосвязях живой и неживой природы, установление у учащихся гармоничных отношений с природой.
В процессе изучения данного курса у учащихся происходит:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.
- Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей.
Концептуальной основой раздела биологии 5 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Цели программы:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 5 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (2 часа) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления, учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
По программе отводится 3 экскурсии и 2 практические работы, 9 лабораторных работ
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
Методы обучения
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем;
- личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Формы обучения
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Формы контроля предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;
- контрольная работа;
- дифференцированный индивидуальный письменный опрос;
- самостоятельная проверочная работа;
- экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания;
- компьютерный контроль;
- анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении данного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате изучения природоведения ученик должен
знать:
- многообразие тел, веществ и явлений природы
- их простейшую классификацию
- отдельные методы изучения природы
- основные характеристики погоды
- факторы здорового образа жизни
- экологические проблемы своей местности и пути их решения
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности
- узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных
- определять название растений и животных с использованием атласа- определителя
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Контроль уровня знаний
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение. Что тебя окружает? | 8 |
2 | Многообразие природных явлений. | 17 |
3 | Особенности живых организмов | 25 |
4 | Движение в сферах планеты Земля и в космосе | 10 |
5 | Освоение природы человеком | 7 |
6 | Заключительный урок | 1 |
Итого: | 68 ч |
Средства обучения.
1. Печатные пособия.
Таблицы:
- Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
- Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты;
- Карта звездного неба;
- Фотографии планет Солнечной системы;
- Глобус.
3. Технические средства обучения
- Компьютер мультимедийный;
- Мультимедийный проектор;
- Экран проекционный
4. Лабораторное оборудование
- Микроскоп
- Пипетки
- Стаканы
- Микропрепараты
- Предметные стекла
5. Натуральные объекты
Коллекции, образцы:
- Гербарии.
Содержание программы.
Введение. Что тебя окружает (8 ч)
Вещества в окружающем мире, примеры превращения в природе веществ. Единство живой и неживой природы. Изменения, происходящие в окружающем мире. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения и химические явления.
Экскурсия: живая и неживая природа.
Многообразие природных явлений (18 ч)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Лабораторные работы:
- Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.
- Знакомство с устройством микроскопом.
- Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Особенности живого организма (25 ч)
Разнообразие живых организмов. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды обитания. Размножение животных и растений. Распространение растений по территории планеты Земля. Способы защиты живых организмов от неблагоприятных условий внешней среды. Функции растений. Питание животных, паразитов. Особенности живого организма. Минеральные соли, питательные вещества и их значение для человека и животных. Разнообразие клеток и живых организмов. Круговорот веществ в природе.
Лабораторные работы:
- Изучение строение семени.
- «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».
- « Рассматривание корней растений»
- Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.
- Многоклеточные организмы под микроскопом.
Практическая работа: «Подкормка птиц»
Движение в сферах планеты Земля и в космосе (10 ч.)
Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы, атмосферы, гидросферы.
Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы биогенного происхождения. Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики.
Экскурсия в планетарий.
Лабораторная работа:
1. Знакомство с горными породами биогенного происхождения.
Освоение природы человеком (7 ч).
Роль современной науки в жизни человека. Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу.
Экскурсия: Весенние явления в природе»
Прктическая работа: «Экологические проблемы Костромского края»
Календарно-тематическое планирование по курсу: «Природоведение 5 класс»
№ п/п | Тема урока | Стандарт | Основные понятия, используемые на уроке | Лабораторные работы | Домашнее задание |
1 | Введение. Что тебя окружает? (8 ч) Живая и неживая природа | Живая и неживая природа. Методы изучения природы. Вещества в окружающем мире, примеры превращения в природе веществ. | Живая и неживая природа | П.1 отработать основные понятия. Составить схему, отражающую взаимодействие живой и неживой природы | |
2 | Экскурсия: живая и неживая природа | Природное явление, среды жизни | П.2, таблица отработать основные понятия | ||
3 | Загадки природы | Признаки тел живой природы, тела живой и неживой природы, вещества, атомы, молекулы | П.3, отработать основные понятия, заполнить схему, зад.2 | ||
4. | Единство живой и неживой природы | Изменение, биологическое, социальное, физическое, химическое | П.4твор. задание отработать основные понятия | ||
5. | Изменяется ли окружающий нас мир? Урок с использованием ИКТ | Физический процесс, пар, испарение | П.5 задание 1, стр.25 отработать основные понятия | ||
6 | Могут ли в живых организмах происходить физические изменения | Химические изменения, химический процесс | П.6 отработать основные понятия | ||
7 | Могут ли в живых организмах происходить химические явления | ||||
8 | Обобщающий урок по разделу: «Что тебя окружает» | ||||
9 | Многообразие природных явлений. ( 17 ч) Все течет, все изменяется | Различные физические, химические, механические, (световые, электрические). Явления и их использование в повседневной жизни | Биологические изменения, человек - биосоциальное существо | П.7, привести примеры различных изменений | |
10 | Чем различаются химические и физические явления? | Физическое и химическое явление | П.8 | ||
11 | Химические явления в живой и неживой природе. Как узнать, что химическая реакция произошла | Химическая реакция, химия, новое вещество | П.9, задание 2 | ||
12 | Можно ли повлиять на химическую реакцию? | Химическая реакция, химия, новое вещество | П.10 отработать основные понятия | ||
13 | Какие условия необходимы для реакции горения? | Горение – химическая реакция, результаты горения | П.11,отработать основные понятия, задание 1 стр. 46 | ||
14 | Вещества, образуемые растениями | Фитонциды, витамины, дубильные вещества, ядовитые растения | П.12,твор.задание: Составить рацион питания семьи с включением в него растительной пищи | ||
15 | Обобщающий урок по разделу «Химические явления в живой и неживой природе» | ||||
16 | Физические явления в живой и неживой природе Что необходимо знать, изучая физические явления? | Физическое явление, физика, механические, звуковые явления, электрические явления | П.14 отработать основные понятия | ||
17 | Магнитные и электрические явления | Л/р №1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями. Оборудование: лист бумаги, магнит, лист растения, гвоздь. | |||
18 | Механическое движение в живой и неживой природе | Механическое движение, скорость, миграция | П.16 отработать основные понятия, задание 1стр.63 | ||
19 | Световые явления в живой и неживой природе | Свет, солнце, естественные и искусственные источники | П.17 отработать основные понятия, твор. задание стр.70 | ||
20 | Свет в жизни живых организмов | Свет, органы зрения | П.18,заполнить табл. Стр. 72 | ||
21 | Звуковые явления в жизни живой и неживой природы | Звук, источник звука, орган слуха | П.19,20выполнить практическую работу стр. 76 по выбору | ||
22 | Обобщающий урок по разделу: «Физические явления в жизни живой и неживой природе | ||||
23 | Биологические явления Как идет жизнь на Земле | Биологические явления, биология, микроскоп, наблюдение | П. 21 отработать основные понятия. Подготовить сообщения о микроскопе | ||
24 | Прибор, открывающий «невидимое» | Микроскоп, наблюдение, эксперимент | л/р : №2 Знакомство с микроскопом. Оборудование: микроскоп, лупа | П.22 отработать основные понятия. | |
25 | Живое и неживое под микроскопом | микропрепарат | Л\Р: №3 Приготовление препарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. Оборудование: покровные стекла, вода, Заплесневей хлеб | П.23 табл.№1стр.88 | |
26 | Особенности живого организма. (25ч) Как размножаются живые организмы? | Разнообразие живых организмов. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды обитания. | Размножение Половое и бесполое размножение, гаметы, живой организм | П. 24 отработать основные понятия | |
27 | Как размножаются животные? | Размножение Половое и бесполое размножение, гаметы | П.25,отработать основные понятия, задание 2 | ||
28 | Лабораторная работа №4 Изучение строение семени | Лабораторная работа №4 Цель: Изучить особенности строения семени. Оборудование: лупа, семена фасоли и гороха | П.27 | ||
29 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | Размножение, (Половое и бесполое), формы бесполого размножения | П.28творч.задание | ||
30 | Как переселяются растения? | Способы распространения семян: животными, ветром, водой, саморазбрасывание | П.29.придумать рассказ о роли формы и вкуса плодов, отработать основные понятия | ||
31 | Урок – игра по разделу: « Особенности живого организма» | ||||
32 | Почему всем хватает места на Земле? | Размножение, факторы среды | П.31,задание 1,стр109, отработать основные понятия | ||
33 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Урок с использованием ИКТ | Неблагоприятные условия, экология, среда обитания, приспособленность растительноядные животные, хищники, паразиты | П.32,запол табл2, | ||
34 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищники? | Питание, органические вещества, неорганические | П.33,творч задание стр.121,рис.131, отработать основные понятия | ||
35 | Как питаются разные животные? | Питательные вещества, добывание пищи | П.35,задание исследовательского характера, Стр. 126 | ||
36 | Как питается растение? | Хлорофилл, органические и неорганические вещества | Л/р №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа». Оборудование: микроскоп, листья элодеи | П.36. отработать основные понятия. Доклад: «Роль растений на планете» | |
37 | Только лист кормит растение? | Корень – орган растения, питание растения, минеральные вещества | Л/р №6 « Рассматривание корней растений» (по выбору) Оборудование: гербарии растений. | П.37. отработать основные понятия. Творческое задание Стр. 131 | |
38 | Как питаются паразиты? | Паразит, среда обитания паразита | П.38. отработать основные понятия. Творч. задание Стр. 135 | ||
39 | Урок –путешествие : « Питание одно из свойств живых организмов» | ||||
40 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | Минеральные соли, здоровье человека | П.40 Составить схему, отражающую попадание нитратов в организм человека. Доклад на тему: «Роль воды в природе» (индивид) | ||
41 | Можно ли жить без воды? | Вода, живой организм | П.41 Творч. задание стр. 143(?) | ||
42 | Можно ли жить не питаясь? | Пища, энергия, питательные вещества | П.42. отработать основные понятия. Рассмотреть рисунок 154 и выполнить к нему задание | ||
43 | Как можно добыть энергию для жизни? | Движение, энергия, питательные вещества, энергия Солнца | П.43.Творч. задание (опыт 1,2-индивидуально). Рис.153.объяснить опыт | ||
44 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | Организм, энергия, питательные вещества, энергия Солнца | П.44, П 45 задание 5,стр 154 | ||
45 | Урок – практикум «Подкорка птиц» | ||||
46 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом | Клетка, Одноклеточный и многоклеточный организм | Л/р № 7 Одноклеточные и многоклеточные Организмы под микроскопом. Оборудование: микроскоп, хлорелла, учебник стр 155,рис.165 | П.46, отработать основные понятия. | |
47 | Разнообразие клеток многоклеточных организмов | Клетка, Одноклеточный и многоклеточный Организм, функция | Л/р№8 Многоклеточные организмы под микроскопом. Оборудование: Микроскоп, лист традесканции | П.47 заполнить таблицу стр.159 | |
48 | Можно ли жить и не дышать? | Дыхание, органы дыхания, кислород, углекислый газ, газообмен | П.48.творч задание.1 стр.163 | ||
49 | Возвращают ли организмы вещества в окружающую среду? | Кислород, углекислый газ, минеральные вещества | П.49,50 отработать основные понятия. | ||
50 | Обобщающий урок по разделу: « Особенности живого организма» | ||||
51 | Движение в сферах планеты Земля и в космосе (9ч) Изменение облика Земли и живых организмов | Звездное небо, строение солнечной системы. Оболочки Земли. | Планета Земля, Космос, эволюция, внешние оболочки Земли | П.51.Изменения растительного и животного мира на планете ( доклады) | |
52 | Движение литосферы | Литосфера, Землетрясение, вулканы | П.52.Подготовить сообщение о долине гейзеров на камчатке, о вулкане Ключевская Сопка | ||
53 | Движение атмосферы | Атмосфера | П.53,составить схему « Значение ветра в природе и жизни человека» | ||
54 | Движение гидросферы | гидросфера | П.54 Составить план ответа на тему: «Роль воды в природе» | ||
55 | Круговорот воды в природе. Урок -путешествие | Круговорот воды | П.55.Творч. задание Стр. 187. (2) | ||
56 | Взаимосвязь сфер Земли | Сферы земли, взаимодействие, Рельеф, выветривание | П.56 Составить рассказ о круговороте веществ в природе по рис.199 стр.190 | ||
57 | Знакомство с горными породами биогенного происхождения | Горные породы, биогенное происхождение | Л/р №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения. Оборудование: горные породы, учебник природоведение 5 класса стр.187-189 | Подготовиться к обобщающему уроку. Повторить С П.51-57 | |
58 | Обобщающий урок по разделу: « Движение в сферах планеты Земля и в космосе» | ||||
59 | Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики | Небесное тело, Галактика, Солнечная система, Вселенная | П.59.задание 1 стр.192 | ||
60 | Экскурсия в планетарий | ||||
61 | Освоение природы человеком. Роль современной науки в жизни человека (7 ч) | Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. | Наука, космические станции, лазеры, ИКТ, микроскоп | П.60,подготовить сообщения о загрязнении окружающей среды | |
62 | Человек – часть природы. Урок с использованием ИКТ | Здоровье, здоровый образ жизни, экология | Написать мини-сочинение на тему: «Каким я хочу видеть свой город» | ||
63 | Влияние человека на биосферу | Биосфера, Антропогенное воздействие | П.62 Заполнить табл. Стр. 207 | ||
64 | Урок практикум: «Экологическиепроблемы Костромского края» | Экология, экологические факторы, экологические проблемы | |||
65 | Экскурсия «Весенние явления в природе» | ||||
66 | Обобщающий урок по разделу: «Освоение природы человеком». урок время | ||||
67 | Урок - викторина | ||||
68 | Заключительный урок | ||||
69-70 | Резервное время |
Учебно- методическое обеспечение
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
-Методические рекомендации по использованию федерального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школ
Список литературы:
1. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение 5 класс. Учебник для базового уровня. Вентано-Граф, 2008.
2.Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
Дополнительная литература.
1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. Москва: Мысль, 1985.
2. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
3. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. Москва: Детская литература, 1988.
Раздел/ урок | Цель урока | Тип урока |
Введение. Что тебя окружает? (8 ч) | ||
1. Живая и неживая природа | Дать представление о живой и неживой природе. | Урок изучения нового материала |
2. Экскурсия: живая и неживая природа | Урок-экскурсия | |
3. Загадки природы | Сформировать представление о методах познания природы | Урок изучения нового материала. |
4. Единство живой и неживой природы | Показать взаимосвязь живой и неживой природы, их влияние друг на друга. | Урок изучения нового материала. |
5. Изменяется ли окружающий нас мир? | Сформировать у учащихся представления об изменчивости окружающего мира. | Урок с использованием ИКТ |
6. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения? | Дать характеристику физическим изменениям, происходящим в живых организмах. | Урок изучения нового материала. |
7. Могут ли в живых организмах происходить химические явления? | Дать характеристику химическим изменениям, происходящим в живых организмах. | Урок изучения нового материала. |
8. Обобщающий урок по разделу: «Что тебя окружает» | Обобщить и систематизировать знания у учащихся о живой и неживой природе | Комбинированный урок |
Многообразие природных явлений. (17 ч) | ||
9. Все течет, все изменяется | Сформировать у учащихся знания об изменчивости окружающего мира | Урок изучения нового материала. |
10. Чем различаются химические и физические явления? | Дать характеристику различий химических и физических явлений | Урок изучения нового материала. |
11. Химические явления в живой и неживой природе. Как узнать, что химическая реакция произошла | Дать характеристику химической реакции и условий её протекания в живой и неживой природе. | Урок изучения нового материала. |
12. Можно ли повлиять на химическую реакцию? | Раскрыть способы влияния на протекание химической реакции. | Урок изучения нового материала. |
13. Какие условия необходимы для реакции горения? | Сформировать представления об условиях необходимых для реакции горения | Урок изучения нового материала. |
14. Вещества, образуемые растениями | Сформировать представления о веществах, образуемых в результате жизнедеятельности растений. | Урок изучения нового материала. |
15. Обобщающий урок по разделу «Химические явления в живой и неживой природе» | Обобщить и систематизировать знания о химических явлениях в живой и неживой природе. | Комбинированный урок |
16. Физические явления в живой и неживой природе Что необходимо знать, изучая физические явления? | Дать характеристику физическим явлениям в живой и неживой природе. | Урок изучения нового материала. |
17. Магнитные и электрические явления | Раскрыть особенности протекания магнитных и электрических явлений. | Урок-практикум |
18. Механическое движение в живой и неживой природе | Сформировать у учащихся представление об особенностях механического движения в живой и неживой природе. | Урок изучения нового материала. |
19. Световые явления в живой и неживой природе | Сформировать у учащихся представление о световых явлениях в живой и неживой природе. | Урок изучения нового материала. |
20. Свет в жизни живых организмов | Раскрыть значение и роль света в жизнедеятельности живых организмов. | Урок изучения нового материала. |
21. Звуковые явления в жизни живой и неживой природы | Сформировать у учащихся представление о звуковых явлениях в живой и неживой природе. | Урок изучения нового материала. |
22. Обобщающий урок по разделу: «Физические явления в жизни живой и неживой природе | Обобщить и систематизировать знания у учащихся о роли физических явлениях в живой и неживой природе | Урок изучения нового материала. |
23. Биологические явления Как идет жизнь на Земле | Сформировать у учащихся представление об основных закономерностях протекания жизни на Земле. | Урок изучения нового материала. |
24. Прибор, открывающий «невидимое» | Дать представление об устройстве и способах работы с микроскопом. | Урок лабораторная работа |
25. Живое и неживое под микроскопом | Раскрыть основные особенности строения живого и неживого с использованием микроскопа. | Урок лабораторная работа |
Особенности живого организма. (25ч) | ||
26. Как размножаются живые организмы? | Дать представление об особенностях размножения живых организмов. | Урок изучения нового материала. |
27. Как размножаются животные? | Сформировать представление об особенностях размножения животных. | Урок изучения нового материала. |
28. Изучение строение семени | Дать представление о строении семени. | Урок лабораторная работа |
29. Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | Раскрыть особенности размножения растений в зависимости от их типа. | Урок изучения нового материала. |
30.Как переселяются растения? | Показать различные способы освоения растениями территории Земли. | Урок изучения нового материала. |
31. Обобщающий урок «Особенности живого организма» | Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях живого организма. | Урок - игра |
32. Почему всем хватает места на Земле? | Раскрыть особенности расселения живых организмов в зависимости от среды обитания и их места в пищевой цепи. | Урок изучения нового материала. |
33. Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | Сформировать у учащихся знания о способах защиты живых организмов от неблагоприятных условий среды обитания. | Урок с использованием ИКТ |
34. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищники? | Показать значение растений в жизни травоядных и плотоядных животных. | Урок изучения нового материала. |
35. Как питаются разные животные? | Дать представление о способах питания различных животных. | Урок изучения нового материала. |
36. Как питается растение? | Дать представление о способах питания растений. | Урок – лабораторная работа |
37. Только лист кормит растение? | Раскрыть особенности питания растений. | Урок – лабораторная работа |
38. Как питаются паразиты? | Дать представление о способах питания паразитов. | Урок изучения нового материала. |
39. «Питание одно из свойств живых организмов» | Раскрыть значение питания для живых организмов. | Урок – путешествие |
40. Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | Показать значение минеральных солей в жизнедеятельности животных и человека. | Урок изучения нового материала. |
41. Можно ли жить без воды? | Показать значение воды жизнедеятельности животных и человека. | Урок изучения нового материала. |
42. Можно ли жить не питаясь? | Раскрыть значение питания в жизни живых организмов. | Урок изучения нового материала. |
43. Как можно добыть энергию для жизни? | Сформировать у учащихся представление о способах добычи энергии для жизни. | Урок изучения нового материала. |
44. Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | Сформировать знания о роли питательных веществ в жизненном цикле животных и растений. | Урок изучения нового материала. |
45. «Подкорка птиц» | Показать значение и роль подкормки в жизни птиц. | Урок – практикум |
46. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом | Дать характеристику строению одноклеточных и многоклеточных организмов | Урок – лабораторная работа |
47. Разнообразие клеток многоклеточных организмов | Сформировать знания о многообразии клеток в многоклеточных организмов | Урок изучения нового материала. |
48. Можно ли жить и не дышать? | Раскрыть значение дыхания для живых организмов. | Урок изучения нового материала. |
49. Возвращают ли организмы вещества в окружающую среду? | Показать взаимосвязь живых организмов в природе | Урок изучения нового материала. |
50. Обобщающий урок по разделу: «Особенности живого организма» | Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях жизнедеятельности живых организмов. | Комбинированный урок |
Движение в сферах планеты Земля и в космосе. (9ч) | Сформировать у учащихся представление о Звездном небе, строении Солнечной системы, оболочках Земли. | |
51. Изменение облика Земли и живых организмов | Дать представление об изменении облика Земли и живых организмов в процессе эволюции. | Урок изучения нового материала. |
52. Движение литосферы | Раскрыть особенности движения литосферы. | Урок изучения нового материала. |
53. Движение атмосферы | Раскрыть особенности движения атмосферы. | Урок изучения нового материала. |
54. Движение гидросферы | Раскрыть особенности движения гидросферы. | Урок изучения нового материала. |
55. Круговорот воды в природе. | Сформировать представление о круговороте воды в природе. | Урок -путешествие |
56. Взаимосвязь сфер Земли | Показать взаимосвязь сфер Земли, их взаимное влияние друг на друга. | Урок изучения нового материала. |
57. Знакомство с горными породами биогенного происхождения | Дать представление о горных породах биогенного происхождения | Урок – лабораторная работа |
58. Обобщающий урок по разделу: «Движение в сферах планеты Земля и в космосе» | Обобщить и систематизировать знания учащихся о движении в сферах планеты Земля и в космосе. | Комбинированный урок |
59. Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики | Сформировать представления о движении небесных тел Солнечной системы и Галактики. | Урок изучения нового материала. |
60. Экскурсия в планетарий | Урок - экскурсия | |
Освоение природы человеком. (7 ч) | ||
61. Роль современной науки в жизни человека | Сформировать у учащихся представление о значении и роли современной науки в жизни человека | Урок изучения нового материала. |
62. Человек – часть природы. | Дать представление о том, что человек является составной частью природы. | Урок с использованием ИКТ |
63. Влияние человека на биосферу | Показать положительные и отрицательные последствия влияния человека на биосферу. | Урок изучения нового материала. |
64. «Экологические проблемы Костромского края» | Дать характеристику основным экологическим проблемам Костромского края. | Урок практикум |
65. Экскурсия «Весенние явления в природе» | Урок-экскурсия | |
66. Обобщающий урок по разделу: «Освоение природы человеком». | Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях освоения природы человеком. | Комбинированный урок |
67. Урок - викторина | ||
68. Заключительный урок | ||
69-70. Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
УМК "Школа России"...
Тематическое планирование истории древнего мира. 5 класс.
История древнего мира. 5 класс. (68 ч.)А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.Программы общеобразовательных учреждений.История, обществознание.5-11 классы. Москва. «Просвещение». 2008....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса ("Школа России", ФГОС)
Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру 3 класс...
Тематический план по окружащему миру,для 2 класса,школа 2100
Тематический план (2 часа в неделю)...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса. Составлено по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса. Составлено по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС
Тематическое планирование ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС Количество часов за год – 66 Количество часов в неделю – 2 ...