тематическое планирование по окружающему миру 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Данное тематическое планирование разработано к учебнику :Природоведение.5 класс под ред.Т.С.Суховой. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю( федеральный компонент)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_po_okr.miru_5_klass.doc356.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению. Авторы рабочей программы Т.С. Сухова, В.И. Строганов.

Курс природоведения в 5 классе рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., дораб.- М.:«Вентана-Граф», 2009 г.

При изучении данного курса реализуются концептуальные идеи программы, направленные на формирование у  учащихся целостной картины материального мира и уникальности на планете Земля.

 При изучении многообразных природных  явлений (физических, биологических, механических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы.

Цель курса - формирование целостного представления о живой природе, о природных явлениях, о взаимосвязях живой и неживой природы, установление у учащихся гармоничных отношений с природой.

В процессе изучения данного курса у учащихся происходит:

  1. Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.
  2. Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
  3. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
  4. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
  5. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

 Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных  связей.

Концептуальной основой раздела биологии 5 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Цели программы:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  2. приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 5 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих  задач:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (2 часа) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления, учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

По программе отводится 3 экскурсии и 2 практические работы, 9 лабораторных работ

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Методы обучения

  1. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  2.  интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем;
  3. личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Формы обучения

  1. уроки усвоения новой учебной информации;
  2. уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
  3. уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
  4. уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  5. уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;  
  6. лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

 

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Формы  контроля предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;

  1.  контрольная работа;
  2. дифференцированный индивидуальный письменный опрос;
  3. самостоятельная проверочная работа;
  4. экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания;
  5. компьютерный контроль;
  6. анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении данного курса.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В результате изучения природоведения ученик должен

          знать:

  1. многообразие тел, веществ и явлений природы
  1. их простейшую классификацию
  1. отдельные методы изучения природы
  1. основные характеристики погоды
  1. факторы здорового образа жизни
  1. экологические проблемы своей местности и пути их решения

            уметь:

  1. узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности
  2. узнавать редкие и охраняемые виды растений и животных
  3. определять название растений и животных с использованием атласа- определителя
  4. приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  5. указывать на модели положение Солнца и  Земли в Солнечной системе;
  6. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  7. описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  8. сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  9. описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  10. использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  11. находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  12. кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять его главную мысль;
  13. использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  14. пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  15. следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Контроль уровня знаний

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.

Отметка – числовой аналог оценки.

Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                         «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                                «2» - менее 50%.

Учебно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Что тебя окружает?

8

2

Многообразие природных явлений.

17

3

Особенности живых организмов

25

4

Движение в сферах планеты Земля и в космосе

10

5

Освоение природы человеком

7

6

Заключительный урок

1

Итого:

68 ч

Средства обучения.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
  2. Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель,   карты;
  3. Карта звездного неба;
  4. Фотографии планет Солнечной системы;
  5. Глобус.

3. Технические средства обучения

  1. Компьютер мультимедийный;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Экран проекционный

4. Лабораторное оборудование

  1. Микроскоп
  2. Пипетки
  3. Стаканы
  4. Микропрепараты
  5. Предметные стекла

5. Натуральные объекты

Коллекции, образцы:

  1. Гербарии.

Содержание программы.

Введение. Что тебя окружает (8 ч)

Вещества в окружающем мире, примеры превращения в природе веществ. Единство живой и неживой природы. Изменения, происходящие в окружающем мире. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения и химические явления.

Экскурсия: живая и неживая природа.

Многообразие природных явлений (18 ч)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).

Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.

Лабораторные работы:

  1. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.
  2. Знакомство с устройством микроскопом.
  3. Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Особенности живого организма (25 ч)

Разнообразие живых организмов. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды обитания. Размножение животных и растений. Распространение растений по территории планеты Земля. Способы защиты живых организмов от неблагоприятных условий внешней среды. Функции растений. Питание животных, паразитов. Особенности живого организма. Минеральные соли, питательные вещества и их значение для человека и животных. Разнообразие клеток и живых организмов. Круговорот веществ в  природе.

Лабораторные работы:

  1. Изучение строение семени.
  2. «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».
  3. « Рассматривание корней растений»
  4. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.
  5. Многоклеточные организмы под микроскопом.

Практическая работа: «Подкормка птиц»

Движение в сферах планеты Земля и в космосе (10 ч.)

Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы, атмосферы, гидросферы.

Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы биогенного происхождения. Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики.

Экскурсия в планетарий.

Лабораторная работа:

1. Знакомство с горными породами биогенного происхождения.

Освоение природы человеком (7 ч).

Роль современной науки в жизни человека. Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу.

Экскурсия: Весенние явления в природе»

Прктическая работа: «Экологические проблемы Костромского края»

Календарно-тематическое планирование по курсу: «Природоведение 5 класс»

№ п/п

Тема урока

Стандарт

Основные понятия, используемые на уроке

Лабораторные работы

Домашнее

задание

1

Введение.

Что тебя окружает?

(8 ч)

Живая и неживая природа

Живая и неживая природа. Методы изучения природы.

Вещества в окружающем мире, примеры превращения в природе веществ.

Живая и неживая природа

П.1 отработать основные понятия.

Составить схему, отражающую взаимодействие живой и неживой природы

2

Экскурсия: живая и неживая природа

Природное явление, среды жизни

П.2, таблица

отработать основные понятия

3

Загадки природы

Признаки тел живой природы, тела живой и неживой природы, вещества, атомы, молекулы

П.3, отработать основные понятия, заполнить схему, зад.2

4.

Единство живой и неживой природы

Изменение, биологическое, социальное, физическое, химическое

П.4твор. задание

отработать основные понятия

5.

Изменяется ли окружающий нас мир?

Урок с использованием ИКТ

Физический процесс, пар, испарение

П.5 задание 1, стр.25 отработать основные понятия

6

Могут ли в живых организмах происходить физические изменения

Химические изменения, химический процесс

П.6 отработать основные понятия

7

Могут ли в живых организмах происходить химические явления

8

Обобщающий урок по разделу: «Что тебя окружает»

9

Многообразие природных явлений.

( 17 ч)

Все течет, все изменяется

Различные физические, химические, механические,  (световые,  электрические).

Явления и их использование в повседневной жизни

Биологические изменения, человек - биосоциальное существо

П.7, привести примеры различных изменений

10

Чем различаются химические и физические явления?

Физическое и химическое явление

П.8

11

Химические явления в живой и неживой природе.

Как узнать, что химическая реакция произошла

Химическая реакция, химия, новое вещество

П.9, задание 2

12

Можно ли повлиять на химическую реакцию?

Химическая реакция, химия, новое вещество

П.10 отработать основные понятия

13

Какие условия необходимы для реакции горения?

Горение – химическая реакция, результаты горения

П.11,отработать основные понятия, задание 1 стр. 46

14

Вещества, образуемые растениями

Фитонциды,

витамины, дубильные вещества, ядовитые растения

П.12,твор.задание:

Составить рацион питания семьи с включением в него растительной пищи

15

Обобщающий урок по разделу

«Химические явления в живой и неживой природе»

16

Физические явления в живой и неживой природе

Что необходимо знать, изучая физические явления?

Физическое явление, физика, механические, звуковые явления, электрические явления

П.14 отработать основные понятия

17

Магнитные и электрические явления

Л/р №1.

Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.

Оборудование: лист бумаги, магнит, лист растения, гвоздь.

18

Механическое движение в живой и неживой природе

Механическое движение, скорость,

миграция

П.16 отработать основные понятия, задание 1стр.63

19

Световые явления в живой и неживой природе

Свет, солнце,

естественные и искусственные источники

П.17 отработать основные понятия, твор. задание стр.70

20

Свет в жизни живых организмов

Свет, органы зрения

П.18,заполнить табл. Стр. 72

21

Звуковые явления в жизни живой и неживой природы

Звук, источник звука, орган слуха

П.19,20выполнить практическую работу стр. 76 по выбору

22

Обобщающий урок по разделу:

«Физические явления в жизни живой и неживой природе

23

Биологические явления

Как идет жизнь на Земле

Биологические явления, биология, микроскоп, наблюдение

П. 21 отработать основные понятия. Подготовить сообщения о микроскопе

24

Прибор, открывающий «невидимое»

Микроскоп, наблюдение,

эксперимент

л/р : №2

Знакомство с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лупа

П.22 отработать основные понятия.

25

Живое и неживое под микроскопом

микропрепарат

Л\Р: №3 Приготовление препарата.

Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Оборудование: покровные стекла, вода, Заплесневей хлеб

П.23 табл.№1стр.88

26

Особенности живого организма.

(25ч)

Как размножаются живые организмы?

Разнообразие живых организмов. Примеры приспособленности живых организмов в разных условиях среды обитания.

Размножение

Половое и бесполое размножение, гаметы, живой организм

П. 24 отработать основные понятия

27

Как размножаются животные?

Размножение

Половое и бесполое размножение,

гаметы

П.25,отработать основные понятия,

задание 2

28

Лабораторная работа №4

Изучение строение семени

Лабораторная работа №4

Цель:

Изучить особенности строения семени.

Оборудование: лупа, семена фасоли и гороха

П.27

29

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Размножение,

(Половое и бесполое), формы бесполого размножения

П.28творч.задание

30

Как переселяются растения?

Способы распространения семян: животными, ветром, водой, саморазбрасывание

П.29.придумать рассказ о роли формы и вкуса плодов,

отработать основные понятия

31

Урок – игра  по разделу:

« Особенности живого организма»

32

Почему всем хватает места на Земле?

Размножение, факторы среды

П.31,задание 1,стр109, отработать основные понятия

33

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

Урок с использованием

ИКТ

Неблагоприятные условия, экология, среда обитания,

приспособленность растительноядные животные,

хищники,

паразиты

П.32,запол табл2,

34

Правда ли, что растения кормят всех, даже хищники?

Питание,

органические вещества,

неорганические

П.33,творч задание стр.121,рис.131,

отработать основные понятия

35

Как питаются разные животные?

Питательные вещества,

добывание пищи

П.35,задание исследовательского характера,

Стр. 126

36

Как питается растение?

Хлорофилл,

органические и неорганические вещества

Л/р №5

«Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».

Оборудование: микроскоп, листья элодеи

П.36. отработать основные понятия.

Доклад: «Роль растений на планете»

37

Только лист кормит растение?

Корень – орган растения,

питание растения, минеральные вещества

Л/р №6

« Рассматривание корней растений»

(по выбору)

Оборудование: гербарии растений.

П.37. отработать основные понятия. Творческое задание

Стр. 131

38

Как питаются паразиты?

Паразит, среда обитания паразита

П.38. отработать основные понятия. Творч. задание

Стр. 135

39

Урок –путешествие :

« Питание одно из свойств живых организмов»

40

Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Минеральные соли, здоровье человека

П.40 Составить схему, отражающую попадание нитратов в организм человека.

Доклад  на тему: «Роль воды в природе»

(индивид)

41

Можно ли жить без воды?

Вода, живой организм

П.41 Творч. задание стр. 143(?)

42

 Можно ли жить не питаясь?

Пища, энергия,

питательные вещества

П.42. отработать основные понятия. Рассмотреть рисунок 154 и выполнить к нему задание

43

Как можно добыть энергию для жизни?

Движение,

энергия,

питательные вещества, энергия Солнца

П.43.Творч.

задание

(опыт 1,2-индивидуально). Рис.153.объяснить опыт

44

Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Организм, энергия,

питательные вещества, энергия Солнца

П.44, П 45 задание 5,стр 154

45

Урок – практикум «Подкорка птиц»

46

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Клетка,

Одноклеточный и многоклеточный

организм

Л/р № 7

Одноклеточные и многоклеточные

Организмы под микроскопом.

Оборудование: микроскоп,

хлорелла, учебник стр 155,рис.165

П.46, отработать основные понятия.

47

Разнообразие клеток многоклеточных организмов

Клетка,

Одноклеточный и многоклеточный

Организм,

функция

Л/р№8

Многоклеточные организмы под микроскопом.

Оборудование:

Микроскоп, лист традесканции

П.47 заполнить таблицу стр.159

48

Можно ли  жить и не дышать?

Дыхание,

органы дыхания, кислород,

углекислый газ, газообмен

П.48.творч задание.1 стр.163

49

Возвращают ли организмы вещества в окружающую среду?

Кислород,

углекислый газ, минеральные вещества

П.49,50 отработать основные понятия.

50

Обобщающий урок по разделу:

« Особенности живого организма»

51

Движение в сферах планеты Земля и в космосе

(9ч)

Изменение облика Земли и живых организмов

Звездное небо, строение солнечной системы. Оболочки Земли.

Планета Земля,

Космос, эволюция, внешние оболочки Земли

П.51.Изменения растительного и животного мира на планете

( доклады)

52

Движение литосферы

Литосфера,

Землетрясение, вулканы

П.52.Подготовить сообщение о долине гейзеров на камчатке, о вулкане Ключевская Сопка

53

Движение атмосферы

Атмосфера

П.53,составить схему « Значение ветра в природе и жизни человека»

54

Движение гидросферы

гидросфера

П.54 Составить план ответа на тему: «Роль воды в природе»

55

Круговорот воды в природе.

Урок -путешествие

Круговорот воды

П.55.Творч.

задание

Стр. 187. (2)

56

Взаимосвязь сфер Земли

Сферы земли, взаимодействие,

Рельеф,

выветривание

П.56 Составить рассказ о круговороте веществ в природе по рис.199 стр.190

57

Знакомство с горными породами биогенного происхождения

Горные породы, биогенное происхождение

Л/р №9

«Знакомство с горными породами биогенного происхождения.

Оборудование: горные породы, учебник природоведение 5 класса стр.187-189

Подготовиться к обобщающему уроку. Повторить

С П.51-57

58

Обобщающий урок по разделу:

« Движение в сферах планеты Земля и в космосе»

59

Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики

Небесное тело, Галактика, Солнечная система,

Вселенная

П.59.задание 1 стр.192

60

Экскурсия в планетарий

61

Освоение природы человеком.

Роль современной науки в жизни человека

(7 ч)

Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни.

Наука, космические станции, лазеры, ИКТ, микроскоп

П.60,подготовить сообщения о загрязнении окружающей среды

62

Человек – часть природы.

Урок с использованием ИКТ

Здоровье,

здоровый образ жизни, экология

Написать мини-сочинение на тему: «Каким я хочу видеть свой город»

63

Влияние человека на биосферу

Биосфера,

Антропогенное воздействие

П.62 Заполнить табл. Стр. 207

64

Урок практикум: «Экологическиепроблемы Костромского края»

Экология, экологические факторы,

экологические проблемы

65

Экскурсия «Весенние явления в природе»

66

Обобщающий урок по разделу: «Освоение природы человеком».

урок время

67

Урок - викторина

68

Заключительный урок

69-70

Резервное время

Учебно- методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

-Методические рекомендации по использованию федерального компонента содержания биологического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

        Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школ

Список литературы:

1. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение 5 класс. Учебник для базового уровня. Вентано-Граф, 2008.

 2.Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

Дополнительная литература.

1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. Москва: Мысль, 1985.

2. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

3. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. Москва: Детская литература, 1988.

Раздел/ урок

Цель урока

Тип урока

Введение.

Что тебя окружает? (8 ч)

1. Живая и неживая природа

Дать представление о живой и неживой природе.

Урок изучения нового материала

2. Экскурсия: живая и неживая природа

Урок-экскурсия

3. Загадки природы

Сформировать представление о методах познания природы

Урок изучения нового материала.

4. Единство живой и неживой природы

Показать взаимосвязь живой и неживой природы, их влияние друг на друга.

Урок изучения нового материала.

5. Изменяется ли окружающий нас мир?

Сформировать у учащихся представления об изменчивости окружающего мира.

Урок с использованием ИКТ

6. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

Дать характеристику физическим изменениям, происходящим в живых организмах.

Урок изучения нового материала.

7. Могут ли в живых организмах происходить химические явления?

Дать характеристику химическим изменениям, происходящим в живых организмах.

Урок изучения нового материала.

8. Обобщающий урок по разделу: «Что тебя окружает»

Обобщить и систематизировать знания у учащихся о живой и неживой природе

Комбинированный урок

Многообразие

 природных явлений. (17 ч)

9. Все течет, все изменяется

Сформировать у учащихся знания об изменчивости окружающего мира

Урок изучения нового материала.

10. Чем различаются химические и физические явления?

Дать характеристику различий химических и физических явлений

Урок изучения нового материала.

11. Химические явления в живой и неживой природе.

Как узнать, что химическая реакция произошла

Дать характеристику химической реакции и условий её протекания в живой и неживой природе.

Урок изучения нового материала.

12. Можно ли повлиять на химическую реакцию?

Раскрыть способы влияния на протекание химической реакции.

Урок изучения нового материала.

13. Какие условия необходимы для реакции горения?

Сформировать представления об условиях необходимых для реакции горения

Урок изучения нового материала.

14. Вещества, образуемые растениями

Сформировать представления о веществах, образуемых в результате жизнедеятельности растений.

Урок изучения нового материала.

15. Обобщающий урок по разделу

«Химические явления в живой и неживой природе»

Обобщить и систематизировать знания о химических явлениях в живой и неживой природе.

Комбинированный урок

16. Физические явления в живой и неживой природе

Что необходимо знать, изучая физические явления?

Дать характеристику физическим явлениям в живой и неживой природе.

Урок изучения нового материала.

17. Магнитные и электрические явления

Раскрыть особенности протекания магнитных и электрических явлений.

Урок-практикум

18. Механическое движение в живой и неживой природе

Сформировать у учащихся представление об особенностях механического движения в живой и неживой природе.

Урок изучения нового материала.

19. Световые явления в живой и неживой природе

Сформировать у учащихся представление о световых явлениях в живой и неживой природе.

Урок изучения нового материала.

20. Свет в жизни живых организмов

Раскрыть значение и роль света в жизнедеятельности живых организмов.

Урок изучения нового материала.

21. Звуковые явления в жизни живой и неживой природы

Сформировать у учащихся представление о звуковых явлениях в живой и неживой природе.

Урок изучения нового материала.

22. Обобщающий урок по разделу: «Физические явления в жизни живой и неживой природе

Обобщить и систематизировать знания у учащихся о роли физических явлениях в живой и неживой природе

Урок изучения нового материала.

23. Биологические явления

Как идет жизнь на Земле

Сформировать у учащихся представление об основных закономерностях протекания жизни на Земле.

Урок изучения нового материала.

24. Прибор, открывающий «невидимое»

Дать представление об устройстве и способах работы с микроскопом.

Урок лабораторная работа

25. Живое и неживое под микроскопом

Раскрыть основные особенности строения живого и неживого с использованием микроскопа.

Урок лабораторная работа

Особенности живого организма. (25ч)

26. Как размножаются живые организмы?

Дать представление об особенностях размножения живых организмов.

Урок изучения нового материала.

27. Как размножаются животные?

Сформировать представление об особенностях размножения животных.

Урок изучения нового материала.

28. Изучение строение семени

Дать представление о строении семени.

Урок лабораторная работа

29. Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

Раскрыть  особенности размножения растений в зависимости от их типа.

Урок изучения нового материала.

30.Как переселяются растения?

Показать различные способы освоения растениями территории Земли.

Урок изучения нового материала.

31. Обобщающий урок «Особенности живого организма»

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях живого организма.

Урок - игра

32. Почему всем хватает места на Земле?

Раскрыть особенности расселения живых организмов в зависимости от среды обитания и их места в пищевой цепи.

Урок изучения нового материала.

33. Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

Сформировать у учащихся знания о способах защиты живых организмов от неблагоприятных условий среды обитания.

Урок с использованием

ИКТ

34. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищники?

Показать значение растений в жизни травоядных и плотоядных животных.

Урок изучения нового материала.

35. Как питаются разные животные?

Дать представление о способах питания различных животных.

Урок изучения нового материала.

36. Как питается растение?

Дать представление о способах питания растений.

Урок – лабораторная работа

37. Только лист кормит растение?

Раскрыть особенности питания растений.

Урок – лабораторная работа

38. Как питаются паразиты?

Дать представление о способах питания паразитов.

Урок изучения нового материала.

39. «Питание одно из свойств живых организмов»

Раскрыть значение питания для живых организмов.

Урок – путешествие

40. Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

Показать значение минеральных солей в жизнедеятельности животных и человека.

Урок изучения нового материала.

41. Можно ли жить без воды?

Показать значение воды жизнедеятельности животных и человека.

Урок изучения нового материала.

42. Можно ли жить не питаясь?

Раскрыть значение питания в жизни живых организмов.

Урок изучения нового материала.

43. Как можно добыть энергию для жизни?

Сформировать у учащихся представление о способах добычи энергии для жизни.

Урок изучения нового материала.

44. Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

Сформировать знания о роли питательных веществ в жизненном цикле животных и растений.

Урок изучения нового материала.

45. «Подкорка птиц»

Показать значение и роль подкормки в жизни птиц.

Урок – практикум

46. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

Дать характеристику строению одноклеточных и многоклеточных организмов

Урок – лабораторная работа

47. Разнообразие клеток многоклеточных организмов

Сформировать знания о многообразии клеток в многоклеточных организмов

Урок изучения нового материала.

48. Можно ли  жить и не дышать?

Раскрыть значение дыхания для живых организмов.

Урок изучения нового материала.

49. Возвращают ли организмы вещества в окружающую среду?

Показать взаимосвязь живых организмов в природе

Урок изучения нового материала.

50. Обобщающий урок по разделу:

«Особенности живого организма»

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях жизнедеятельности живых организмов.

Комбинированный урок

Движение в сферах планеты Земля и в космосе. (9ч)

Сформировать у учащихся представление о Звездном небе, строении Солнечной системы, оболочках Земли.

51. Изменение облика Земли и живых организмов

Дать представление об изменении облика Земли и живых организмов в процессе эволюции.

Урок изучения нового материала.

52. Движение литосферы

Раскрыть особенности движения литосферы.

Урок изучения нового материала.

53. Движение атмосферы

Раскрыть особенности движения атмосферы.

Урок изучения нового материала.

54. Движение гидросферы

Раскрыть особенности движения гидросферы.

Урок изучения нового материала.

55. Круговорот воды в природе.

Сформировать представление о круговороте воды в природе.

Урок -путешествие

56. Взаимосвязь сфер Земли

Показать взаимосвязь сфер Земли, их взаимное влияние друг на друга.

Урок изучения нового материала.

57. Знакомство с горными породами биогенного происхождения

Дать представление о горных породах биогенного происхождения

Урок – лабораторная работа

58. Обобщающий урок по разделу: «Движение в сферах планеты Земля и в космосе»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о движении в сферах планеты Земля и в космосе.

Комбинированный урок

59. Движение небесных тел Солнечной системы, Галактики

Сформировать представления о движении небесных тел Солнечной системы и Галактики.

Урок изучения нового материала.

60. Экскурсия в планетарий

Урок - экскурсия

Освоение природы человеком. (7 ч)

61. Роль современной науки в жизни человека

Сформировать у учащихся представление о значении и роли современной науки в жизни человека

Урок изучения нового материала.

62. Человек – часть природы.

Дать представление о том, что человек является составной частью природы.

Урок с использованием ИКТ

63. Влияние человека на биосферу

Показать положительные и отрицательные последствия влияния человека на биосферу.

Урок изучения нового материала.

64.  «Экологические проблемы Костромского края»

Дать характеристику основным экологическим проблемам Костромского края.

Урок практикум

65. Экскурсия «Весенние явления в природе»

Урок-экскурсия

66. Обобщающий урок по разделу: «Освоение природы человеком».

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях освоения природы человеком.

Комбинированный урок

67. Урок - викторина

68. Заключительный урок

69-70. Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование истории древнего мира. 5 класс.

История древнего мира. 5 класс. (68 ч.)А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.Программы общеобразовательных учреждений.История, обществознание.5-11 классы. Москва. «Просвещение». 2008....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса ("Школа России", ФГОС)

Пояснительная записка к тематическому планированию по Окружающему миру 3 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса. Составлено по УМК "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса. Составлено по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС

Тематическое планирование ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 1 КЛАСС Количество часов за год – 66 Количество часов в неделю – 2 ...