Путешествие по экопланетам
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия по биологии для учащихся 6-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_ekoplanetam.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по экопланетам.
Познавательная игра.
Цели мероприятия: способствовать углублению знаний учащихся о явлениях природы, об отдельных видах растений и животных; продолжить формирование навыков работы с научной и научно – популярной литературой. Помощь в формировании потребности соблюдения экологических правил и норм, развитие творческих способностей.
Оформление: шесть классных кабинетов оформляются соответствующими планетами:
-голубая планета;
-звериная планета;
-цветочная планета;
-удивительная планета;
-лечебная планета;
-планета тревоги.
В каждый кабинет (планету) готовятся плакаты, при необходимости, наглядные пособия, гербарии, сообщения учащихся по определенной теме, книжки – раскладушки о видах, охраняемых государством, книжные выставки, красочные путевые листы.
Параллель (все 7 или 8 классы) делится на команды. Каждая команда в начале игры получает путевой листок, где расписан маршрут. Команды во главе с капитаном идут в соответствии со своим маршрутом. В путевых листах фиксируется правильность ответов. Пребывание на той или иной планете ограниченно временными рамками (20 минут).
Голубая планета.
На двери кабинета эмблема – «Голубая планета»
Кабинет можно оформить следующими плакатами:
1. Вода – источник жизни.
2. «Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы» А. С. Аксаков.
3. «Жизнь, в сущности, есть производное воды» Д. Бернард
4. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь» А. де Сент – Экзюпери.
На голубой планете игроков встречает ведущий и вручает задания командам (он же оценивает правильность ответов и заполняет путевые листки).
Задания:
1. Как объяснить названия: рыба – солнце, рыба – луна, химера, хирург? (Названия «рыба – солнце» и «рыба – луна» весьма условны и даны первой рыбе за ее широкое тело и сильное разрастание непарных плавников, а второй – за ее особенность подниматься на самую поверхность моря и при определенных условиях светиться, будто луна отражается в воде. Названия рыб «хирург» и «химера» еще более условны).
2.Ощущают ли рыбы запахи? (У некоторых рыб, например у речного окуня, органы обоняния находятся впереди глаз. Они имеют вид двух мешочков, которые не сообщаются с ротовой полостью. Каждый мешочек открывается двумя отверстиями – ноздрями. Носовые полости рыб воспринимают раздражения, обусловленные химически составом воды и присутствием в ней различных веществ (выделениями слизи у других рыб и т. п.)).
3.Почему выражение «нем как рыба» неверно? (Рыбы – не немы. Как сейчас установлено и доказано, они издают и воспринимают ультразвуки. Ультразвуки, по-видимому, служат рыбам средством общения, сигналами, которые рыбы улавливают и расшифровывают. Эти звуки помогают рыбам ориентироваться в воде).
Звериная планета.
На дверях кабинета эмблема – «Звериная планета»
Кабинет можно оформить следующими плакатами:
1. Звери – братья наши меньшие. Они учат нас добру, заботе о слабых, без них мы стали бы нравственно беднее.
2. Красная книга – призыв к разуму человека.
3. «Приглядитесь повнимательнее ко всякому живому существу, исследуйте его и наверняка найдете что – нибудь поучительное в творческом действии природы» И. В. Мичурин
Участников игры встречает ведущий, повторяет правила игры, выдает задания, фиксирует время, заполняет путевой листок.
Задания:
1.Какие млекопитающие хорошо летают и совершают планирующие прыжки – полеты? (К летающим млекопитающим относятся животные из отряда рукокрылых: летучие мыши, колонги (летающие собаки) и т. д. Совершают прыжки, перелетая планирующим полетом с дерева на дерево, летяги. У этих животных передние и задние конечности соединяются широкой складкой кожи, которая, распрямляясь и натягиваясь, служит своеобразным парашютом.
На о. Мадагаскар водятся лемуры. Некоторые из них совершают огромные прышки с одного дерева на другое благодаря густым и длинным волосам, выполняющим роль парашютов, а длинный пушистый хвост служит при этом рулем).
2.Почему от нападающей злой собаки нельзя убегать или бросать в нее чем – нибудь? (Все движущиеся предметы (автомобиль, бегущий человек) действуют на собаку возбуждающе, вызывая желание догнать и схватить добычу. А брошенная в злую собаку палка или камень вместо испуга может привести ее в ярость).
3.Почему говорят, что «молоко у коровы на языке»? (Удой коровы зависит от количества и качества съеденного корма).
Цветочная планета.
На дверях кабинета эмблема – «Цветочная планета».
Класс можно украсить следующими плакатами:
1. Цветы – всегда праздник для человека. С ними приходит к нам радость и хорошее настроение.
2. Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев.
3. Ни что так не заставляет удивляться и восхищаться совершенством природы, как цветы.
Участников игры встречает ведущий, который оценивает правильность ответов команды, заполняет путевой листок.
Задания:
1. Дать названия растениям, собранным в гербарную коллекцию, выбрать виды, занесенные в Красную книгу.
2. Назвать выставленные комнатные растения, указать, как они размножаются.
Бегония – семенами, черенками.
Аспарагус – семенами, корневищем.
Алое – отводками, черенками.
Традесканция - черенками.
Бальзамин - черенками.
Пеларгония – черенками.
3. А) Назовите самую быстрорастущую траву (Бамбук – древовидная трава. За сутки побеги некоторых видов бамбука вырастают почти на 1 м).
Б) Назовите самый крупный цветок в природе (Раффлезия, растущая в лесах Суматры. Цветок имеет в поперечнике 1 м и весит 10 кг).
В) Какие растения являются самыми лучшими медоносами? (Липа, гречиха, медуница).
Г) Назовите самый питательный в мире фрукт? (Авокадо, в 100 г – 163 кал).
Д) У каких цветов самая короткая в мире жизнь? (У амазонского лотоса. Его нежные желтые цветы распускаются на рассвете, но через полчаса уже увядают).
Удивительная планета.
На дверях кабинета эмблема – «Удивительная планета»
В классе развешаны плакаты следующего содержания:
1. Природа учит человека, облагораживает его, наполняет ощущением прекрасного.
2. «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром» А. И. Герцен.
3. Самые удивительные и необъяснимые вещи можно встретить только в природе.
Участников игры встречает ведущий, объясняет задания, устанавливает правильность ответов и заполняет путевой листок.
Задания:
1. Назовите чемпионов по скоростному закапыванию в грунт. (Австралийская ехидна, процесс ее полного закапывания занимает чуть меньше минуты. Африканский трубкозуб, за пять минут сможет прокопать ход длиной в несколько метров).
2.Какая нить в природе является самой тонкой? (Паутинка паука. Она в тысячи раз тоньше человеческого волоса).
3.Наибольшая продолжительность жизни в мире фауны – примерно 150 лет. Назовите животных – долгожителей (Черепахи).
4. Кто больше всех в природе поглощает пищи? (Мотылек Полифемус, встречающийся в Северной Америке. В первые 48 ч жизни он поглощает количество пищи, которое в 86 000 раз превышает его собственный вес при рождении. Это равносильно тому, если бы новорожденный ребенок весом в 3,17 кг съедал 273 т пищи).
5. Могут ли кенгуру лазать по деревьям? (Могут, но не все. Только древесные кенгуру, которые живут в лесах).
Лечебная планета.
На дверях кабинета – эмблема.
В классе, плакаты, следующего содержания:
1. Щедра природа на бесценные дары. И в силах человека их приумножить.
2. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев, содержащий букет полезных летучих веществ.
3. Все физические и душевные недуги можно вылечить одним соприкосновением с природой.
Ведущий, встречающий игроков, объясняет задания, следит за соблюдением правил командой, заполняет путевой листок.
Задания:
1.Указать для каких целей используются следующие медицинские инструменты:
Фонендоскоп – для измерения давления.
Пипетка - для закапывания носа, ушей, глаз.
Скальпель – хирургический инструмент.
Шприц – для уколов.
Жгут – для предотвращения кровотечения.
Стерилизатор – для кипячения многоразового медицинского инструмента.
2. Какое лекарственное растение определит даже слепой? (Крапиву).
Какой цветок лечит сердце? (Ландыш, пустырник, валериана, пион).
Какие лекарственные растения используют для лечения простуды? (Мать-и-мачеха, липа, зверобой).
3. Назовите лекарственные растения Павловского района.
4. Назовите основные правила сбора лекарственных растений (Растения должны быть целыми, здоровыми, расти вдали от автомобильных трасс. Собирать их нужно в сухую погоду, сушить в хорошо проветриваемом помещении).
Планета тревоги.
На дверях кабинета – эмблема планеты.
В классе развешаны плакаты:
1.Поведение человека в природе – это зеркало его души.
2. Природа – единый комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из составляющих его звеньев.
3. Охрана природы – дело каждого гражданина.
Ведущий напоминает командам правила игры, оценивает ответы, заполняет путевые листки.
Задания:
1. Решите экологические примеры:
Особь+особь+…+особь=
Популяция+…+популяция=
Ценоз+..+ ценоз=
Экосистема+…+экосистема=
2.Назовите заповедники, заказники, расположенные на территории Краснодарского края? (Кавказский государственный биосферный заповедник. Лесные заказники: Туапсинский, Псебайский, Даховский, Горячеключевский. Степные и лесостепные заказники: Новоберезанский, Крыловский, Тбилисский, Усть – Лабинский. Заказники Приазовья: Приазовский, Таманский, Ясенский. Заказник Красный лес).
3. Что такое «памятник природы»? («Памятник природы» - это редкие, исчезающие, подвергающиеся разрушению и в то же время ценные в научном, эстетическом, историческом отношении объекты природы. «Памятниками природы» можно считать отдельные виды вымирающих животных, редкие растения и другие объекты природы).
4. Какие формы природоохранной работы школьников существуют?
(Школьные лесничества, «Голубой патруль», малые лесные академии, движение «Зеленый мир», экологические кружки).
Далее все команды собираются вместе. Счетная комиссия подсчитывает баллы. Объявляется команда – победительница.
В заключении - церемония награждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...