Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимости сохранять здоровье человека. На уроке применяется технология сотрудничества или обучение в малой группе, где учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества. Работа в группе решает познавательные, творческие цели, а в ходе выполнения заданий формируется культура общения. Выполняя общее задание, каждый ученик участвует в работе своей команды и оценивает себя наравне с другими. Учитель на уроке контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, выполняет роль консультанта и помощника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_immunitet.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по теме
«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
8 класс
Разработала Абанина Д.П.,
учитель биологии, 2011
План – конспект урока по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
Цели: развивать интерес к предмету;
углубить представление о защитных силах организма;
способствовать развитию необходимости сохранять своё здоровье.
Задачи: выяснить роль барьеров, защищающих организм человека от влияния микроорганиз-
мов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов;
продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах (неспецифический,
специфический);
раскрыть значение клеточного и гуморального иммунитета;
ввести сведения об органах иммунной системы;
показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая
инфекционные заболевания, познакомить с особенностью развития и профилактикой
инфекционных заболеваний.
Оборудование: портрет И.И.Мечникова; таблицы с изображением состава крови, клеток крови, схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; мик-
ропрепараты клеток крови человека, слайды.
План урока.
I. Введение.
II. Проверка знаний
1. Фронтальный опрос.
1). Биологический диктант «Закончите предложение».
2). Тест «Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов».
3). Ответьте на вопрос.
2. Индивидуальный опрос.
1). Работа по карточкам.
3. Вывод.
III. Изучение нового материала
На уроке применяется групповая форма работы.
1. Покровы тела – защитный барьер на пути микроорганизмов. (Группа №1.)
Экологическая защита кожных и слизистых оболочек. (Работа с текстом.)
Решение заданий. (Слайд.)
2. Защитные механизмы внутренней среды. Иммунитет. (Группа №2.)
Органы иммунной системы. (Объяснение учителя.)
Неспецифический клеточный и специфический - гуморальный иммунитет.
Антигены, их биологическая роль в организме. (Слайды, схема.)
Решение задач.
3. Воспаление – местная защитная реакция. Открытие И.И. Мечниковым фагоцитоза. Сообщение.
(Портрет И.И. Мечникова, рис.47)
Дополнительные задания (Группа №3)
4. Характеристика общих заболеваний: инфекционных и паразитарных.
Циклическое течение инфекционных заболеваний, ворота инфекции, бацилло- и вирусоноси-
тельство. (Слово учителя, слайд, текст.)
Дополнительные задания. (Группа №4.)
5. Профилактика инфекционных заболеваний. (Группа № 5.)
(Иллюстрации, учебник.)
Решение заданий.
Выводы.
IV. Закрепление знаний
1. Работа с определениями.
2. Задание на составление схемы
3. Тестовые задания.
V. Задание на дом.
1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.
2. Используя ключевые слова в конце параграфа, выделенные жирным шрифтом, составьте рассказ.
3. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | 2 | |
I. Введение. | ||
Знакомит учащихся с темой урока и деятельнос-тью на уроке. Помогает учащимся сформулиро-вать задачи и цели урока. | Записывают число и тему урока в тетрадь. Определяют значение темы урока и его задачи вместе с учителем. | |
II. Проверка знаний. | ||
Предлагает учащимся проверить уровень усвое- ния темы предыдущего урока. | Работают с понятиями, терминами. | |
1. Фронтальный опрос. А. Биологический диктант «Закончите предложение». (Задание классу.) [1] 1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют… (внутреннюю среду организма.) 2. Жидкая соединительная ткань-это… (кровь.) 3. Прозрачная желтоватая жидкость крови – это… (плазма.) 4. Кровь имеет клетки… (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты.) 5. Нерастворимый белок крови… (фибрин.) Б. Тест «Выберите признаки эритроцитов и лейкоцитов». (Работа в парах.) 1. Форма постоянная. 2. Цитоплазма не окрашена. 3. Ядро отсутствует. 4. Основная функция – защитная. 5. Цитоплазма окрашена. 6. Содержит гемоглобин. 7. Находятся в крови и в лимфе. 8. Находятся только в крови. 9. Способны к самостоятельным передвижениям. 10.Основная функция – перенос газов. 11.Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатической системе. 12.Форма непостоянна. 13.Содержит ядро. 14.Образуются в красном костном мозге. 15.Обладают продолжительностью жизни от 1 до 3 дней. 16. Участвуют в фагоцитозе. 17. Продолжительность жизни 120 дней. В. Ответьте на вопрос. (Вопросик на засыпку.) 1. При порезе пальца кровь свёртывается. Почему? 2. Почему тромб красный? 3. Найдите лишнее: а) сосуд, б) ткань, в) кровь, г) эритроциты. (Ткань - лишнее понятие.) 2. Индивидуальный опрос. Работа по карточкам. 1. Рассмотрите вид крови под микроскопом. Обозначьте элементы крови. Каковы особенности строения и функции этих элементов. 2. Зарисуйте эритроцит и лейкоцит. Объясните, как строение этих клеток связано с их функциями. 3. Как осуществляется процесс свёртывания крови? Какова биологическая роль процесса свёрты-вания крови? 3.Выводы по проверке знаний. | ||
III. Изучение нового материала. | ||
Предлагает групповую форму работы. Класс делится на 5 групп. Каждая из групп получает индивидуальное задание. Объясняет задания и план работы групп учащихся. Помогает по необходимости в работе с определениями. Консультирует. Следит за работой учеников, объясняет ответы. | Читают вопросы задания, решают, какие вопросы наиболее значимые. Зачитывают вопросы. Обсуждают, отвечают на вопросы. Работают с учебником. Выписывают опреде-ения, понятия. Обсуждают ответы. | |
Основные задания для учащихся. I группа 1. Назовите и объясните роль основных защитных барьеров на пути микробов в организме чело-века? 2. Что означает выражение «экологическая защита» оболочек организма? Задания на закрепление. 1. Этот орган называют «зеркалом здоровья и болезни». Он является своеобразным экраном, показывающим процессы, происходящие в организме. Он постоянно отмирает и вновь возрож-дается. Выполняет много жизненно важных функций: защитную, терморегуляционную, выдели-тедьную, рецепторную. Назовите этот орган. [2] (Кожа.) 2. Это крупные ядерные клетки, они бесстрашные бойцы и смелые защитники, ведут невидимые бои с микробами - разрушителями. (Лимфоциты.) II группа 1. Что такое иммунитет, какой иммунитет бывает? Назовите органы иммунной системы? 2. Что такое антигены и антитела? Их роль в организме. Задания на закрепление. 1. Найдите лишнее: а) лейкоциты, б) желудочек, в) фагоцитоз, г) иммунитет. [2] (Желудочек – лишнее понятие.) 2. Закончите предложение. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – это… (Иммунитет) III группа. 1. Что такое фагоцитоз и кто его открыл? Какие клетки участвуют в фагоцитозе? 2. Каково биологическое значение воспаления в организме человека? Проанализируйте рисунок № 47 («Опыт И.И. Мечникова»). Воспаление ли это? Почему образовался нарыв? Воспаление и общее заболевание, их отличие. Задания на закрепление. 1. Макрофаги, что это такое? [2] (Крупные клетки, находящиеся в тканях организма, уничтожающие микробы.) 2. Местная защитная реакция организма, например, против инфекций – это… (воспаление.) IV группа. 1. Какие заболевания называют инфекционными? Назовите возбудителей этих заболеваний. 2. Разъясните смысл терминов «циклическое течение», «ворота инфекции», «бациллоносители», «вирусоносители». Задания на закрепление. 1. Найдите лишнее: а) корь, б) свинка, в) вывих сустава, г) коклюш. [3] (Вывих - лишнее понятие, так как он не относится к инфекционным заболеваниям.) 2. Что такое интерферон? V группа. 1. Назовите наиболее частые виды инфекционных заболеваний. 2. Укажите способы возникновения инфекционных заболеваний и способы защиты человека от возбудителей. Задания на закрепление. 1. Что такое «ворота инфекции»? 2. Какие заболевания называют «детскими болезнями»? | ||
По ходу урока применяет слайды, рисунки, таблицы. | Выполняют задания, отвечают и дополняют ответы своих товарищей. | |
IV. Итоговое закрепление. | ||
Предлагает ученикам оценить степень достижения цели, поставленной в начале урока. | Принимают участие в решении заданий. | |
Задание 1. 1.Что такое иммунитет? Изобразите схему иммунной системы организма человека. 2. Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему? 3.Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды? Выводы по закреплению. | ||
Вместе с ребятами оценивает ответы. Отмечает наиболее активных участников. Делает выводы вместе с ребятами. Выставление оценок. Рефлексия. | Обсуждают ход урока. Оценивают выступления ребят. Делают выводы совместно с учителем. |
V. Домашнее задание.
1. Изучить § 18. Ответить на вопросы 6-8 после параграфа, с.93.
2. Используя ключевые слова в конце параграфа, выделенные жирным шрифтом, составьте рассказ.
3. Подготовить сообщение об истории возникновения вакцины.
Основные понятия по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
1. Иммунная система – специализированная самостоятельная система организма. Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки. Состоит из вилочковой железы, селезёнки, лимфоузлов, лимфоцитов костного мозга и крови.
2. Гуморальный иммунитет – защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др.
3. Клеточный иммунитет – защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактери-альных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов.
4. Неспецифический иммунитет – защита от микроорганизмов любой химической природы.
5. Специфический иммунитет – защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ.
6. Т-лимфоциты – клетки, осуществляющие клеточный иммунитет.
7. В-лимфоциты – клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет.
8. Макрофаги – клетки, пожирающие проникших в организм микробов.
9. Антитела – белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало.
10. Антигены – чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ.
11. Фагоцитоз – процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток.
12. Инфекционные болезни – заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др.
13. Паразитарные болезни – заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами.
14. «Ворота инфекции» - путь проникновения возбудителя в организм.
15. Носители вирусов и бациллов – люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей.
Литература:
1. Бирилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Экзамен, 2008.
2. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внекласс-ным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». - М.: Изд. дом «Генжер», 1998.
5. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразова-тельных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
6. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс
Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'
Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...
Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."
Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им...
Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"
Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....
Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"
Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо...
Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...
Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".
Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета....