Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_borba_organizma_s_infekciey_8_klass.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» 8 класс
Шамазова Наталья Сергеевна,
учитель биологии МОУ-СОШ №13
г. Клина Московской области
Цель: формирование представлений о защитных свойствах организма, значении видов иммунитета.
Задачи: 1. Познакомить с видами иммунитета, особенностями защиты организма человека, возникновением и развитием воспаления как защитной реакции на чужеродный организму объект, течением инфекционных заболеваний.
2. Прививать санитарно-гигиенические навыки: знакомство с путями передачи и предупреждением некоторых инфекционных заболеваний. Продолжить воспитание бережного отношения к своему здоровью.
2. Развивать умения выделять главное, обобщать материал.
Ход урока:
- Орг. момент (проверка готовности учащихся к уроку).
- Актуализация знаний учащихся:
Вопросы к классу:
-Какие клетки крови защищают организм?
-Как вы представляете себе защиту организма человека?
В 1822 г. русский биолог И.И. Мечников
проделал опыт: перед сном сорвал
несколько шипов с куста розы и
ввёл их под кожу прозрачной личинке
морской звезды. С этого момента
в науке началось триумфальное
шествие иммунологии.
-Что же увидел И.И. Мечников? Какую роль это открытие сыграло в развитии науки?
Это мы с вами и выясним на сегодняшнем уроке. Формулирование цели урока.
- Изучение нового материала:
1). Защитные барьеры организма:
-Познакомьтесь со статьёй в учебнике стр. 89 и заполните таблицу в рабочей тетради № 65 стр. 30.
Защитные барьеры организма | Тип защиты | ||
1 барьер: кожа и слизистые оболочки | Физическая | Химическая | Экологическая |
Кожа | Слюна | Микроорганизмы | |
Слизистые оболочки | Слёзы | ||
Соляная кислота в желудке | |||
2 барьер: кровь, тканевая жидкость, лимфа | Иммунитет | ||
Неспецифический | Специфический | ||
Лейкоциты с помощью фагоцитоза | Распознавание веществ чужеродных для организма и их уничтожение |
А теперь вернёмся к триумфальному открытию русского учёного И.И. Мечникова, за которое он был удостоен Нобелевской премии.
-Вспомните, какие клетки открыл Мечников? Какую роль они играют в организме?
Рассмотрим наиболее древнюю форму иммунитета – неспецифический иммунитет.
Задание: (Выполняют двое учащихся на доске с помощью опорных схем, остальные работают в группах по 4 человека по карточкам, составляя правильную последовательность).
Составьте, правильную последовательность возникновения ответной реакции личинки морской звезды на проникновение чужеродного объекта: шипов розы.
Найдите соответствие между внешними признаками и процессами, происходящими в пораженных тканях.
1. Воспалённое место краснеет:
- -микроорганизмы
- -орган
- -расширяются капилляры, притекает кровь
- -повышается температура
- Возникает боль и опухоль:
- -раздражаются рецепторы
- Появляется гной
- -с кровью доставляются лейкоциты и макрофаги
- -фагоцитоз
- -уничтожение возбудителей
- -образуется смесь из погибших микробов и лейкоцитов
Если микробы при проникновении сосредотачиваются в одном месте, то такая реакция организма называется воспалением.
(работа с карточками-опорами и распределение их на три группы в соответствии с внешними признаками воспаления).
-Почему открытие И.И. Мечникова имело большое значение для науки, в чём его роль?
Вопросы к классу:
-Отчего организму человека необходима защита?
-Для чего это необходимо?
Определение иммунитета (сделать запись в рабочей тетради).
Чужеродные организму вещества, способные вызвать иммунную реакцию называются - АНТИГЕНЫ. Чтобы избавиться от них существует следующий механизм иммунитета: Клеточный: с помощью клеток- фагоцитов.
Гуморальный: с помощью веществ крови: антител, вырабатываемых организмом, в ответ на внедрение чужеродного объекта.
Сделайте вывод о способах и видах защиты организма от воздействий внешней среды.
2) Иммунная система:
Какие клетки, отвечающие за иммунитет, развиваются в этих органах?
Костный мозг - …
Вилочковая железа - …
Лимфатические узлы - …
При затруднении воспользуйтесь учебником.
Составление схемы (с помощью текста учебника)
Функции
Т-лимфоцитов В-лимфоцитов
Распознают антигены Выделяют антитела
АНТИГЕН=АНТИТЕЛО
Таким образом, осуществляется ответная реакция организма на внедрение чужеродного объекта – специфический иммунитет.
Антитела нейтрализуют антигены вне клеток. Клетки нашего организма способны осуществлять защиту против вирусов, вырабатывая интерферон. Это вещество широко используется в медицине в качестве противовирусного препарата.
Вывод: Внутренний барьер организма, защищающий его от внешней среды - иммунитет.
3) Инфекционные болезни:
Выполнение задания в рабочей тетради № 70 стр. 31:
Допишите приведённые утверждения:
Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называются инфекционными.
Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями-паразитами, клещами, паразитическими насекомыми, называются паразитарными.
Инфекционные болезни протекают в 3 периода.
Время от момента заражения до появления первых симптомов – скрытый период. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.
Ответьте на вопросы:
-Почему гриппом и ОРЗ легко заразиться при большом скоплении народа?
- Можно ли повторно заболеть ветряной оспой, корью или свинкой?
-Опасен ли для окружающих человек, который является бацилло- или вирусоносителем?
-Почему необходимо соблюдать гигиену помещений, где находится больной человек?
-Назовите «ворота инфекции» для наиболее известных вам заболеваний?
Выводы:
- Организм защищён от проникновения чужеродных веществ внутренними и внешними барьерами.
- Внутренний барьер составляет иммунитет.
- Виды иммунитета - специфический и неспецифический.
- В процессе эволюции у человека возникла иммунная система, позволяющая поддерживать постоянство внутренней среды.
- Закрепление:
Найдите соответствие:
А. Способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Б. Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию.
В. Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами.
Г. Клетки, вырабатывающие антитела.
Д. Вещество клетки, уничтожающее вирус после его проникновения через мембрану.
Ж. Местная реакция на проникновение микробов в орган.
З. Орган, в котором формируются Т-лимфоциты.
- Антигены.
- Тимус.
- В-лимфоциты.
- Воспаление.
- Иммунитет.
- Интерферон.
- Фагоцитоз.
Домашнее задание: §18, памятка «Как укрепить иммунитет».
Использованная литература:
- Колесов Д.В. Биология. Человек. 8кл.: Рабочая тетрадь/Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.: ил.
- Колесов Д.В. Биология. Человек:Учеб. для 8кл.общеобразовательных учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2003. – 336с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология.- 5-е изд. перераб. и доп./ глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2003. – 704 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организмы в Мировом океане. Конспект урока по географии. 6 класс
Ресурс используется на уроке начального курса географии в 6 классе при изучении новой темы "Организмы в Мировом океане" (учебник Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.) и формирует представление обучающихс...
План - конспект урока биологии в 8 классе по теме "Транспортные системы организма. Круги кровообращения"
Конспект урока биологии включает в себя приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Тип урока- изучение нового материала.Цель урока: изучить особенности строения кров...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме". УМК Н. И. Сонин
Урок биологии запланирован с учётом системно- деятельностного подхода. Тип урока - урок изучения нового материала и комплексного применения знаний....
Конспект урока по биологии 9 класс-«Размножение организмов»
«Размножение организмов»...
Конспект урока биологии в 11 классе Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам
Урок разработан для учащихся 11 класса по теме «Абиотические факторы среды и организмы. Адаптация организмов к абиотическим факторам», глава 6 «Жизнь в сообществах. Основы экологии», раздел 3 «Взаимод...
Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".
Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....
План-конспект урока-экскурсии "Многообразие живых организмов", биология, 5 класс
Представленный материал содержит описание урока, технологическую карту, форму отчета по экскурсии...