Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме
Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no5_immunitet.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель Папуш Ольга Анатольевна
Урок биологии
8 класс
Тема урока «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма, иммунной системе организма, видах иммунитета.
Задачи:
- Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;
- Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
- Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
- Ввести сведения об органах иммунной системы;
- Познакомить с особенностью развития и профилактикой инфекционных заболеваний.
- Продолжить формирование умения работать с учебником, рисунками, сравнивать и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Развитие УУД:
Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
Познавательные:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия явлений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
Коммуникативные:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Оборудование: портрет И. И. Мечникова; таблицы с изображением клеток крови, схема фагоцитоза; иллюстрации возбудителей инфекционных заболеваний; инструктивные карточки; учебник.
Основные понятия урока: иммунитет, неспецифический и специфический иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекционные болезни, паразитарные болезни, бацилло- и вирусоносители.
Ход урока.
I Организационный момент
II Проверка знаний
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.
Биологический диктант по теме «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
- К компонентам внутренней среды организма относятся… (кровь, плазма, тканевая жидкость)
- Компонент внутренней среды, из которого клетки получают питательные вещества и кислород…. (тканевая жидкость)
- По пути движения этой жидкости встречаются фильтры, где задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микроорганизмы… (лимфа)
- Жидкая соединительная ткань – это.. (кровь)
- В ее состав входят белки, среди которых есть фибриноген, поваренная соль, соли кальция, калия, глюкоза , а также продукты распада…. (плазма)
- Красные кровяные клетки, транспортирующие кислород к тканям и углекислый газ к легким… (эритроциты)
- «Белые» кровяные клетки с хорошо развитыми ядрами… (лейкоциты)
- Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови… (тромбоциты)
- Белок, от которого зависит красный цвет эритроцитов… (гемоглобин)
- Назовите условия, необходимые для образования кровяного сгустка – тромба… (фибриноген, витамин К, соли кальция)
- Процесс, при котором специально предназначенные для этого клетки крови захватывают и переваривают твёрдые частицы… (фагоцитоз)
- Где образуются клетки крови….(красный костный мозг)
III Основная часть
1. Постановка учебной проблемы. Прием «Яркое пятно»
Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами.
- А как же защищается организм человека? Выскажите свои предположения. (можно фиксировать на доске предположения учащихся)
- Сколько же разных мнений у нас в классе.
Всем известно, что в споре рождается истина. В истории биологии тоже было немало споров. Вот один из них.
Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их.
В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет.
- Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?
- О чем мы сегодня будем говорить? Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (учащиеся формулируют тему урока)
- Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
- Какую цель мы поставим перед собой? Чего сегодня мы должны достичь?
2. Изучение нового материала. Поиск решения учебной проблемы.
Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание.
Группа 1.
«Защитные барьеры организма»
Задание. 1. Выясните ,какие участки нашего организма играют роль естественных барьеров.
Заполните таблицу.
2. Составить рассказ, ответив на вопросы:
Какие типы защиты использует кожа и слизистые оболочки?
Каким образом кожа защищает организм от инфекций?
Каким образом слизистые оболочки защищают организм от инфекций?
Источники информации: учебник Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. 8 класс» стр. 89-90; дополнительная информация.
Дополнительная информация:
Первыми принимают на себя нападение микробов кожа и слизистые оболочки. Их справедливо можно назвать передовой линией обороны организма. Кожа и слизистые оболочки покрыты непрерывно обновляющимся слоем эпителиальных клеток — плотным невидимым панцирем. Они являются прежде всего механическим препятствием, не позволяющим микробам проникнуть в глубь организма.
Наша кожа сама способна «расправляться» с попавшими на нее бактериями. Такое ее свойство известно в медицине как бактерицидная функция кожи. На сухом плотном роговом слое затруднено размножение микробов. Кислая реакция поверхности кожи также неблагоприятна для большинства микроорганизмов, на них воздействуют и содержащиеся в коже жирные кислоты.
Следующий рубеж, до поры до времени, нас защищающий - Слизистые оболочки. Вы не раз замечали, возможно, с какой быстротой и легкостью заживают ссадины, небольшие ранки во рту. Дело в том, что слизистая оболочка ротовой полости лизоцим. Это особое вещество, губительно действующее на микроорганизмы. Лизоцимом оно названо за способность растворять, лизировать бактерии. Лизоцим содержится также в слизистых оболочках глаз, носовой полости, дыхательных путей.
Дыхательные пути человека выстланы особым покрытием - дыхательным эпителием, в котором имеются мельчайшие выступы - ворсинки. Эти ворсинки постоянно движутся против движения воздуха, задерживая пылинки, тем самым механически очищая вдыхаемый воздух. Движения волосков помогают мокроте регулярно удаляться из просвета дыхательных путей, унося с собой ненужные примеси. У кончика носа выросты эпителия превращаются в обычные волоски, частоколом стоящие на страже попадания внутрь носа более крупных деталей».
Несмотря на то, что кожа и слизистые оболочки являются значительным препятствием на пути микробов, все же эти барьеры не всегда достаточно надежны. Их целостность может быть нарушена, и тогда микроорганизмы проникают в ткани. В значительном большинстве случаев при этом развивается воспалительный процесс.
Защитные барьеры | Тип защиты | ||
I барьер: Кожа и слизистые оболочки | Физическая | Химическая | Экологическая |
Группа 2.
«Неспецифический иммунитет. Воспаление»
Задание. 1. Выясните механизм неспецифического иммунитета и процесса воспаления.
Заполните таблицу.
2. Составить рассказ, ответив на вопросы:
Что такое иммунитет?
Виды неспецифического иммунитета.
Какой процесс лежит в основе неспецифического иммунитета?
В чем проявляется приспособительное значение воспаления?
Источники информации: учебник Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. 8 класс» стр. 90-91; дополнительная информация.
Дополнительная информация:
Иммунитет - это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки чужеродной генетической информации.
Неспецифический (врожденный) иммунитет обуславливает однотипные реакции на любые чужеродные антигены. Он может быть:
- Гуморальным, за счет продукции бактерицидных веществ (например, интерферон, лизоцим).
Интерфероны - белки, которые вырабатываются клетками, инфицированными вирусами. Они блокируют размножение вирусов и ограничивают их распространение по организму.
- Клеточным, в результате которого осуществляется фагоцитоз .
Главным клеточным компонентом системы неспецифического иммунитета служат фагоциты, основная функция которых - захватывать и переваривать проникающие извне агенты. А процесс поглощения и переваривания клеткой различных частиц, которые являются или становятся инородными для всего организма или для отдельных его частей получил название фагоцитоз. Этот процесс был открыт в конце декабря 1882 г. И. И. Мечниковым, и в дальнейшем, в результате его работ на протяжении четверти века, было доказано, что фагоцитоз - это один из основных механизмов воспалительной реакции.
Воспаление это защитная реакция, необходимая организму для восстановления. Развивается воспаление в ответ на ранение, инфекцию или внедрение какого-то раздражителя.
Процесс протекает в три стадии.
На первой стадии, в ответ на повреждение, реакция развивается почти мгновенно. Прилегающие кровеносные сосуды расширяются, чтобы увеличить приток крови к пострадавшей зоне, а с кровью поступают необходимые питательные вещества и клетки иммунной системы.
На второй стадии эти клетки начинают борьбу с любыми бактериями, которые могли оказаться в данном месте. Происходит процесс фагоцитоза. Клетки меняют форму — они выпускают крохотные отростки (псевдоподии), которые захватывают бактерий в плен. Затем клетки начинают выделять особые вещества, которые уничтожают патогенов.
В процессе фагоцитоза уничтожаются не только бактерии. Точно таким же способом удаляются поврежденные и погибшие клетки. И это ведет к третьей стадии, на которой очаг воспаления обособляется от окружающих тканей. Он, как правило, становится болезненным, и может даже пульсировать. Образуется гной.
Внешние признаки | Процессы, происходящие в пораженных тканях |
Воспаленное место краснеет, на этом участке повышается температура | |
Возникает боль и опухлость. Ограничивается участок воспаления. | |
Появляется гной. |
Группа 3.
«Специфический иммунитет. Иммунная система»
Задание. 1. Выясните механизм специфического иммунитета, строение иммунной системы.
Заполнить пропуски в схеме.
2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:
Какие органы относят к иммунной системе?
Виды специфического иммунитета.
Какую функцию выполняют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?
Как взаимодействуют В-лимфоциты и Т-лимфоциты?
Источники информации: учебник Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. 8 класс» стр. 90-91.; дополнительная информация.
Дополнительная информация:
К иммунной системе человека относятся органы, ткани и клетки, обеспечивающие специфическую защиту организма от чужеродных агентов. Иммунная система человека включает центральные органы— костный мозг и вилочковую железу (тимус) — и периферические — селезенку, лимфатические узлы, лимфатические узлы желудочно-кишечного тракта. Эти органы вырабатывают несколько типов клеток, которые и осуществляют надзор за постоянством клеточного и антигенного состава внутренней среды. В центральных органах происходит созревание лимфоцитов. В тимусе формируются Т-лимфоциты, в лимфатических узлах В-лимфоциты. Они отвечают за специфический иммунитет человека. В-лимфоциты отвечают за выработку защитных антител, тогда как Т-лимфоциты, являющиеся клетками иммунной памяти, сохраняют информацию о произошедшем контакте в течение определенного времени (при разных типах возбудителей временной интервал может колебаться от нескольких месяцев до конца жизни человека).
Специфический иммунитет организм приобретает в течение жизни в результате «столкновения» с конкретными возбудителями заболеваний: с чужеродными белками, вирусами, токсинами, собственными паталогически измененными клетками – всеми структурами, которые несут чужеродную генетическую информации. Эти чужеродные агенты получили название – антитела. Различают два вида специфического иммунного ответа:
Клеточный иммунный ответ. Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты. При первой встрече с антигеном в Т-лимфоцитах происходят сложные реакции, в результате которых Т-лимфоциты приобретают способность отличать этот антиген от множества других чужеродных веществ и осуществлять четко направленную реакцию именно на этот антиген: При взаимодействии антигена с лимфоцитом образуются два вида Т-лимфоцитов: Т-лимфоциты-киллеры и Т-клетки памяти.Т-лифоциты-киллеры разрушают чужеродные агенты, а клетки памяти хранят информацию о конкретном антигене и «патрулируют» организм, чтобы в случае повторного попадания данного антигена ускорить специфический ответ иммунной системы.
Гуморальный иммунный ответ. Гуморальный ответ осуществляется через жидкие среды организма — кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются специфические белки — антитела, которые синтезируются В-лимфоцитами. Антитела взаимодействуют с определенными антигенами и связывают их, делают их более доступными для фагоцитов. После этого происходит разрушение опасных веществ. Команду о начале синтеза антител В-лимфоцитам передают другие клетки иммунной системы: Т-лимфоциты и макрофаги, которые встречаются с чужеродным агентом.
Иммунная система организма
Группа 4.
«Инфекционные болезни»
Задание. 1. Выясните этапы протекания инфекционных заболеваний, меры профилактики.
Составьте памятку по профилактике инфекционных заболеваний.
2. Составьте рассказ, ответив на вопросы:
Чем различаются инфекционные и паразитарные заболевания?
Как протекают инфекционные заболевания?
Почему опасны бацилло- и вирусоносители?
Меры профилактики инфекционных заболеваний.
Источники информации: учебник Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. 8 класс» стр. 91-93.; дополнительная информация.
Дополнительная информация:
Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени.
Источником инфекции в большинстве случаев является больной человек или больное животное, из организма которых возбудитель выводится тем или иным путем. Иногда даже после выздоровления человек может оставаться источником инфекции. Таких людей называют бактерионосителями. Кроме этого, наблюдаются так называемые здоровые бактерионосители— лица, которые сами либо не болели, либо перенесли заболевание в легчайшей форме, в связи с чем оно и осталось нераспознанным, но стали бактерионосителями.
В передаче возбудителей заболеваний участвуют различные предметы внешней среды — вода, воздух, пищевые продукты, почва и т. д., которые называются факторами передачи инфекции. Различают несколько способов передачи инфекции:
1.Контактный путь передачи(через наружный покров) возможен в тех случаях, когда возбудители болезни передаются через соприкосновение больного или его выделений со здоровым человеком. Различают прямой контакт, т. е. такой, при котором возбудитель передается при непосредственном соприкосновении источника инфекции со здоровым организмом, и непрямой контакт, при котором инфекция передается через предметы домашнего и производственного обихода.
2.Пищевой путь передачи инфекционных болезней является одним из наиболее частых. При этом возбудители болезней могут попасть на пищевые продукты различными путями.
3.Близко к пищевому стоит водный путь передачи инфекционных болезней. Передача возбудителей при этом происходит как при питье зараженной воды, так и при обмывании продуктов, а также при купании в ней.
4.Передача через воздух происходит при инфекционных болезнях, локализующихся преимущественно в дыхательных путях. Большинство из них переносится с капельками слизи.
5.Некоторые инфекционные болезни распространяются кровососущими насекомыми.
После выполнения задания, каждая группа представляет результаты.
- А теперь вернемся к историческому спору. Кто же из ученых оказался прав? Почему?
IV. Применение знаний.
А теперь каждая группа выдвигает по 1 кандидату для игры. Играть мы будем в биологическое домино.
Карточки для домино готовятся заранее на плотной бумаге. Игровым полем служит доска, к которой крепятся карточки с помощью магнитов.
клетки, пожирающие проникших в организм микробов. | Иммунная система |
Она защищает организм от проникших в него чужеродных веществ, бактерий, вирусов, паразитов, ликвидирует отмирающие и изменившиеся собственные клетки | Гуморальный иммунитет |
защита от большинства бактериальных инфекций, нейтрализация бактериальных токсинов и др | Антитела |
белки крови, нейтрализующие патогенное микробное начало | Специфический иммунитет |
защита и уничтожение чужеродных организму клеток, веществ | Фагоцитоз |
процесс поглощения и уничтожения чужеродных веществ, клеток | Клеточный иммунитет |
защита от большинства вирусных инфекций и некоторых бактериальных, например, туберкулёза, противоопухолевая защита, отторжение чужеродных органов. | Паразитарные болезни |
заболевания, вызываемые простейшими, червями – паразитами, другими паразитическими организмами. | Неспецифический иммунитет |
защита от микроорганизмов любой химической природы. | В-лимфоциты |
клетки, осуществляющие гуморальный иммунитет | Инфекционные болезни |
заболевания, поражающие весь организм, вызываемые живыми возбудителями: вирусами, микробами, грибками и др | Антигены |
чужеродные вещества, внедрение которых в организм вызывает иммунный ответ. | «Ворота инфекции» |
путь проникновения возбудителя в организм. | Носители вирусов и бациллов |
люди, перенесшие инфекционные заболевания, в организме которых имеются возбудители; заражают других людей. | Т-лимфоциты |
клетки, осуществляющие клеточный иммунитет. | Макрофаги |
V. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Что мы нового сегодня узнали?
- Достигли мы цели, которую поставили вначале урока?
- Составьте синквейн по теме «Иммунитет»
Правила составления синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Возможно кто-то хочет прочитать результат своего творчества?
VI. Домашнее задание.
Читать §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.
Подготовить сообщение: «История открытия вакцин»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс
Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимо...
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'
Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...
Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."
Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им...
Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...
Методическая разработка урока "Индивидуальное развитие организма"
Методическая разработка урока. 8 класс.Биология....
Методическая разработка урока «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты»
Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельнос...
Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".
Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета....