Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знания о строении и функциях клеток крови, познакомить учащихся с достижениями медицины в области развития иммунитета. Продолжить развитие ассоциативного мышления, логики и умения формулировать мысли, выделять главное, умение работать с текстом; развивать речевую деятельность учащихся, самостоятельность, память, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_borba_organizma_s_infektsiey._immunitet.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»
Учитель биологии: Герасимова Лариса Сергеевна.
Конспект урока по биологии 8 класс.
Тема урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знания о строении и функциях клеток крови, познакомить учащихся с достижениями медицины в области развития иммунитета. Продолжить развитие ассоциативного мышления, логики и умения формулировать мысли, выделять главное, умение работать с текстом; развивать речевую деятельность учащихся, самостоятельность, память, воображение.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку (созданная с помощью ресурсов интернет.
Метод обучения: проблемный, частично- поисковый.
Тип урока: раскрывающий тему
Вид урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин.)
I Актуализация знаний. (3 мин.)
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
А.С. Пушкин
«Пир во время чумы»
О чём идёт речь в данном отрывке?
Постановка проблемы.
Чума известна с глубокой древности. В VI веке Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 10млн человек.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».
В VI веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения – 10млн человек.
Чуму называли черной смертью.
Не менее опасна была оспа.
В ХVШ веке в западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».
В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?
Il Новый материал. (30 мин.)
В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название "мунис". В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой "им" (не), а его самого называли "иммунисом" - освобождённым от какой - либо подати или повинности.
Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.
Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т. д.)
Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь - он угнетает иммунитет.
Для того, чтобы ответить на вопрос как возникает иммунитет, нам необходимо вспомнить – каково строение и функции клеток крови.
Работа по группам:
Составление синквейна.
1. существительное
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. фраза
5. слово-резюме
Примерные синквейны:
Эритроциты
Красные, безъядерные, двояковогнутые
Транспортируют, переносят, насыщают
Кислород в крови должен быть!
Гемоглобин
Лейкоциты
Белые, бесформенные
Защищают, пожирают, уничтожают
Стражи нашего здоровья!
Фагоцитоз
Тромбоциты
Маленькие, безъядерные
Закрывают, утрамбовывают, сворачивают
Потеря крови – это потеря потерь!
Свертываемость.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?
Заражение и заболевание – разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.
Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т.д.) Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь – он угнетает иммунитет.
- Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
- Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
- Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).
Центральные органы иммунной системы:
- Костный мозг
Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.
- Тимус (вилочковая железа)
Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.
Периферические органы иммунной системы:
- Селезёнка
Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.
- Лимфатические узлы
Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.
Особенность иммунной системы - способность ее главных клеток - лимфоцитов - распознавать генетически «свое» и «чужое».
Сообщение учащихся на тему: «Вакцинация», «Прививка», «Луи Пастер».
Состояние иммунитета от образа жизни зависит на 50%, от условий среды на 20%, от наследственных факторов на 20%, 10% от медицины.
Работа в группах:
"Каждая группа должна составить рецепт "
КАК ПОДДЕРЖАТЬ СВОЙ ИММУНИТЕТ”.
Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь.
- Режим дня.
- Рациональное питание.
- Двигательная активность на свежем воздухе.
- Соблюдение личной гигиены.
- Хорошее настроение.
- Отказ от вредных привычек.
- Своевременные прививки.
Выводы:
Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.
Закрепление (5 мин.)
Что Вы знаете об иммунитете? | Что нового Вы узнали об иммунитете? |
IV. Д/з (2 мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс
Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимо...
Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс
Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'
Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...
Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."
Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им...
Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"
Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....
Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"
Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо...
Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".
Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета....