Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знания о строении и функциях клеток крови, познакомить учащихся с достижениями медицины в области развития иммунитета. Продолжить развитие ассоциативного мышления, логики и умения формулировать мысли, выделять главное, умение работать с текстом; развивать речевую деятельность учащихся, самостоятельность, память, воображение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Учитель биологии: Герасимова Лариса Сергеевна.

Конспект урока по биологии 8 класс.

Тема урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знания о строении и функциях клеток крови, познакомить учащихся с достижениями медицины в области развития иммунитета. Продолжить развитие ассоциативного мышления, логики и умения формулировать мысли, выделять главное, умение работать с текстом; развивать речевую деятельность учащихся, самостоятельность, память, воображение.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку (созданная с помощью ресурсов интернет.

Метод обучения: проблемный, частично- поисковый.

Тип урока: раскрывающий тему

Вид урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент. (1 мин.)

 I Актуализация знаний. (3 мин.)

Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой,
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

А.С. Пушкин

«Пир во время чумы»

О чём идёт речь в данном отрывке?

Постановка проблемы.

Чума известна с глубокой древности. В VI веке Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 10млн человек.

 В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».

В VI веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения – 10млн человек.

Чуму называли черной смертью.

Не менее опасна была оспа.

В ХVШ веке в западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».

В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.

Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?

Il Новый материал. (30 мин.)

  В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название "мунис". В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой "им" (не), а его самого называли "иммунисом" - освобождённым от какой - либо подати или повинности.

Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.

Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т. д.)

Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь - он угнетает иммунитет.

 Для того, чтобы ответить на вопрос как возникает иммунитет, нам необходимо вспомнить – каково строение и функции клеток крови.

Работа по группам:

Составление синквейна.

1. существительное

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. фраза

5. слово-резюме

Примерные синквейны:

Эритроциты
Красные, безъядерные, двояковогнутые
Транспортируют, переносят, насыщают
Кислород в крови должен быть!
Гемоглобин

Лейкоциты
Белые, бесформенные
Защищают, пожирают, уничтожают
Стражи нашего здоровья!
Фагоцитоз

Тромбоциты
Маленькие, безъядерные
Закрывают, утрамбовывают, сворачивают
Потеря крови – это потеря потерь!
Свертываемость.

  На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?

  Заражение и заболевание – разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.

  Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т.д.) Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь – он угнетает иммунитет.

  • Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

Центральные органы иммунной системы:

  • Костный мозг

    Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

  • Тимус (вилочковая железа)

   Тимус располагается у основания шеи, за грудиной.  Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

  • Селезёнка

    Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

  • Лимфатические узлы

    Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержат В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

http://bio.1september.ru/2000/06/6.gif

Особенность иммунной системы - способность ее главных клеток - лимфоцитов - распознавать генетически «свое» и «чужое».

Сообщение учащихся на тему: «Вакцинация», «Прививка», «Луи Пастер».

Состояние иммунитета от образа жизни зависит на 50%, от условий среды на 20%, от наследственных факторов на 20%, 10% от медицины.

Работа в группах:

 "Каждая группа должна составить рецепт "

КАК ПОДДЕРЖАТЬ СВОЙ ИММУНИТЕТ”.

Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь.

  • Режим дня.
  • Рациональное питание.
  • Двигательная активность на свежем воздухе.
  • Соблюдение личной гигиены.
  • Хорошее настроение.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Своевременные прививки.

Выводы:

Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

Закрепление (5 мин.)

Что Вы знаете об иммунитете?

Что нового Вы узнали об иммунитете?

IV. Д/з (2 мин.)

  1. Выучить записи в тетради
  2. Подготовить сообщения на тему: «Грипп», «СПИД»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс

   Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимо...

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...

Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и им...

Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....

Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо...

Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета....